References
1. Decree of the Russian Federation Government 30.12.2013 № 2593-r "On approval of the program improve management of public (state and municipal) finances for the period until 2018".
2. Decree of the Russian Federation Government 04.03.2013 № 293-p "On approval of the state program of the Russian Federation"Public Financial Management".
3. Budget and tax reforms in a modern society: a comparative analysis of France and Russia: monograph / Ed.
y^K33
prof. LI Goncharenko, prof. E.V. Markina. - M.: Financial University, 2011.
4. Jonathan Gruber. Public finance and public policy / translated from English. - M.: Business Atlas 2012.
5. Richard A. Musgrave, Musgrave, Peggy B. Public Finance: Theory and Practice / per. from English. - M.: Business Atlas, 2009.
6. Modernization of Russia's financial system: monograph / Ed. VC. Sencha-gova. - M.: SPb.: Nestor History, 2011.
Паршина Е.А.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-СТРУКТУР РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье автор обосновывает необходимость инновационного развития бизнес-структур в экономике региона в современных условиях, приводит структурную схему региональной кластерной политики, определяет проблемы и барьеры на пути активизации инновационного развития бизнес-структур в экономике регионов современной России Результатом исследования является вывод о перспективности кластеризации в регионах России.
Ключевые слова
Кластеризация, инновационное развитие, бизнес-структура, экономика региона.
Parshina E.A.
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BUSINESS STRUCTURE OF THE REGION IN THE ECONOMY CLUSTERING
Abstract
The author justifies the need of innovative business structure development in regional economy within modern conditions, resulting in a block diagram of a regional cluster policy; defines the problems and barriers to activate innovative business structures development in regional economy of modern Russia concluding the prospects of clustering in Russia regions.
Key words
Clustering, innovative development, business structure, regional economy.
В связи с углублением тенденции регионализации мирового хозяйства экономика региона становится отдельным полем для проведения исследований. Регион может выступать в качестве объединения географически и экономически обособленных стран или в качестве определенной территории в рамках отдельной страны. В любом случае для региона доступны собственные рычаги воздействия на свою хозяйственную систему, что обуславливает наличие системы регионального управления.
Развитие региональной экономики имеет первостепенное значение для всемирного экономического роста. Основу региональной, как и любой другой экономики, составляет предпринимательство, которое обеспечивает удовлетворение регионального спроса, общественное воспроизводство, формирование и приращение валового регионального продукта, а также конкурентоспособность региона в национальной и мировой хозяйственной системе.
Чтобы способствовать развитию региона, его бизнес-структуры должны не только наращивать объемы производства, но и внедрять инновации в свою производственную деятельность, важнейшей проблемой для чего является нехватка финансовых ресурсов. В настоящее время известны различные инструменты стимулирования инновационного развития бизнес-структур в экономике региона, к числу которых относится налоговое стимулирование, субсидирование инновационной активности, льготное кредитование и др.
Обозначенные меры активно применяются региональными властями, но приводят к ограниченному эффекту и не позволяют в полной мере обеспечить перевод регионов на инновационный путь развития экономики. В связи с этим исследование дальнейших перспектив инновационного развития бизнес-структур в экономике региона представляется актуальным направлением проведения научных исследований, к числу которых относится данная статья.
Для формирования конкурентной предпринимательской среды в регионах и обеспечения высоких темпов экономического роста эффективным средством является проведение кластерной политики (рис. 1).
Несмотря на осознание важности инновационного развития и провозглашение курса на его обеспечение, в большинстве регионов современной России все еще используется сырьевая модель региональной экономической системы, которая предполагает ориентацию на добычу и, возможно, переработку сырьевых ресурсов с целью их последующей продажи другим регионам или экспорта.
Такая модель не может обеспечить ни устойчивости и стабильности развития региональной экономики по причине сильной волатильно-сти мировых цен на сырьевые ресурсы, ни долгосрочной конкурентоспособности. И то, и другое, может быть обеспечено за счет инновационного развития бизнес-структур в экономике региона, что подчеркивает его особенную важность.
Согласно официальной статистике по данным на 2013 г., около 10% российских предприятий осуществляют инновационную деятельность, а инновационными являются всего 9% произведенных товаров (Научные исследования и инновации..., 2014).
В настоящее время наиболее серьезными являются следующие проблемы и барьеры на пути активизации инновационного развития бизнес-структур в экономике регионов современной России: нехватка финансовых ресурсов для проведения научных исследований и разработок, а также для внедрения инноваций в производственную деятельность предприятий;
- низкий уровень конкуренции на большинстве рынков и отсутствие необходимости во внедрении инноваций;
- неблагоприятная институциональная среда и отсутствие необходимой инфраструктуры для внедрения инноваций.
В соответствии с этим в качестве приоритетных направлений построения инновационно-ориентированной экономики в регионах России можно выделить следующие:
- государственное софинанси-рование проведения научных исследований и внедрения инновационных технологий в деятельность региональных бизнес-структур; расширение антимонопольной политики и повышение ее эффективности в регионах России;
- развитие инфраструктурного обеспечения, необходимого для активизации инновационной деятельности современных предприятий.
Рисунок 1 - Политика развития региональных кластеров
Инфраструктурная компонента инновационного развития заслуживает особенного внимания. Она предполагает подготовку квалифицированных кадров, способных создавать, осваивать и внедрять в производственную деятельность инновационные технологии. В рамках данного направления предполагается расширение финансирования сферы науки и образования.
Примечательно, что в России данная сфера на государственном уровне считается наименее приори-
тетной. Это подтверждается тем, что в условиях продолжающегося кризиса в 2014 г. государство в полной мере выполнило свои обязательства в рамках социальных и других программ, но финансирование научных исследований было значительно сокращено, даже в рамках действующих правительственных грантов были снижены выплаты ученым.
В целом условия для ведения инновационной деятельности в России можно охарактеризовать как неблагоприятные. Однако осознание
на федеральном уровне необходимости инновационного развития экономики является положительным сдвигом в процессе формирования инновационно-ориенти-рованного типа хозяйства в России.
Кластеризация провозглашена одним из наиболее приоритетных направлений развития экономики современной России в ее национальной стратегии развития вплоть до 2020 г. и закреплена в качестве одного из наиболее перспективных инструментов управления региональной экономикой. Тем не менее в законодательстве отсутствует четкое определение понятия экономического кластера, что затрудняет процесс кластеризации.
В 2010 г. в Москве были созданы первые российские кластеры в рамках инновационного центра «Сколково»: кластер биомедицинских технологий, кластер информа-
ционных и компьютерных технологий, кластер космических технологий и телекоммуникаций, кластер энергоэффективных технологий и кластер ядерных технологий.
По данным на 2014 г., общая выручка всех резидентов «Сколково» составляет около 16 млрд руб. Общий объем частных - 2,5 млрд руб. Число заявок на регистрацию интеллектуальной собственности (патентов) -более 550. Приведенная статистическая информация отражает высокую продуктивность инновационной активности данных кластеров.
Их успешные примеры послужили толчком для запуска новых кластерных проектов по всей России, большинство из которых на протяжении последних трех лет находятся на стадии проектирования. В настоящее время в России формируется 25 проектов новых кластеров в нескольких регионах страны (табл. 1).
Регион Кластер Объем частных инвестиций (млрд руб.) Период Плановое увеличение инвестиций до 2016 г.
Башкартостан Химия и нефтехимия 501,8 2009-2011 1.2 трлн руб.
Татарстан Новые материалы 49,5 2009-2011 16.5 млрд руб.
Санкт-Петербург Информационные технологии и электроника 35,0 2009-2011 5.0 млрд руб.
Таблица 1 —Наиболее значимые кластеры по инвестиционным возможностям в России
Окончание табл. 1
Калуга Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность 27,2 2009-2011 4.5 млрд руб.
Самарская обл. Производство летательных и космических аппаратов, судостроение 25,6 2009-2011 5.1 млрд руб.
Ульяновская обл. Ядерные технологии 5,4 2009-2011 1.4 млрд руб.
Важнейшей особенностью протекания процесса кластеризации в России является то, что в кластеры объединяются преимущественно крупные предприятия и без того обладающие высокой рыночной властью, занимающие выгодную позицию на рынке и обладающие высокой конкурентоспособностью. В процессе кластеризации они получают еще больше возможностей и преимуществ по сравнению с другими участниками рынка.
В результате создания кластера малые и средние предприятия окончательно утрачивают способность к дальнейшему существованию и тем более - к осуществлению инновационной активности. Другими словами, в составе кластера происходит инновационное развитие бизнес-структур, которые и раньше внедряли инновации в свою деятельность (табл. 2).
Показатели Кластеры
Фармацевтический кластер Автомобильный кластер
Год основания 2009 2010
Инициатор государство государство
Участники более 20 малых и средних инновационных профильных предприятий крупнейшие мировые производители (VOLVO, PSA Peugeot-Citroen, Volkswagen, Mitsubishi Motors) 7 мировых авто-брендов, 25 моделей автомобилей и сеть крупнейших производителей автокомпонентов
Объем производства, млрд руб. 5 10
Объем инвестиций, млн руб. 32610 74075
Доля инновационных компаний среди резидентов кластера 70% 65%
Таблица 2 —Кластеры Калужской области по данным на 2014 г.
При этом общая рыночная инновационная активность может оставаться на том же уровне или даже снижаться из-за неспособности предприятий вне кластера к осуществлению дальнейшей инновационной деятельности. Для сравнения в развитых странах в состав кластеров, как правило, входят малые и средние предприятия, что укрепляет их рыночные позиции, создает для них возможность внедрения инноваций.
Благодаря сохранению инновационной активности крупных предприятий вне кластера, общее рыночное инновационное развитие значительно возрастает, что обеспечивает высокую эффективность кластеризации экономики.
Специфика кластеризации в России также проявляется в том, что важнейшую роль в данном процессе играет государство. Именно оно выступает инициатором создания кластеров. Бизнес-структуры присоединяются к кластерам, преследуя различные цели, важнейшей из которых является доступ к государственному финансированию инновационных проектов.
Из-за этого кластеры могут носить номинальный характер и создаваться для демонстрации результативности исполнения федеральных программ и стратегий экономического развития. Это обуславливает необходимость реализации также
частных кластерных инициатив, исходящих от самих бизнес-структур.
Анализ тенденций кластеризации в России показал, что данный процесс находится под воздействием государственного регулирования и является высоко локализованным, что свидетельствует о наличии перспектив дальнейшей кластеризации экономики современной России.
На основе результатов анализа влияния кластеризации на инновационное развитие бизнес-структур в экономике региона можно сделать вывод, что кластеризация является перспективным и действенным инструментом активизации инновационной активности предприятий региона. Инвестиции, вложенные в формирование кластеров, целенаправленно расходуются и быстро окупаются.
Для дальнейшего эффективного развития кластеризации в регионах необходимо:
1. Стимулировать частные кластерные инициативы и способствовать их реализации, посредством создания соответствующей институциональной базы и инфраструктурного обеспечения без непосредственного финансирования из средств государственного бюджета. Благодаря смещению акцентов в процессе кластеризации, его эффективность будет значительно больше;
2. Целесообразно отдавать приоритет малым и средним предприятиям при принятии решения о присоединении участников к кластерному образованию в регионе. Это предоставит возможность малому и среднему бизнесу внедрять инновации и позволит сохранить инновационную активность крупных игроков на рынке, так как будет стимулировать здоровую конкуренцию.
Библиографический список
1. Popkova, E.G., Yurev, V., Stepicheva, O., Denisov, N. (2015). Transformation and concentration of intellectual capital as a factor of economic growth in the modern economy. Regional and Sectoral Economic Studies, 15 (1), 53-60.
2. Вовченко Н.Г., Епифанова, Т.В. Методология совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Наука и образование в современном мире: междунар. заочная науч.-практич. конф., 31 мая. - М., 2013.
3. Вовченко Н.Г., Епифанова, Т.В. Оценка институциональной среды предпринимательства в Российской Федерации [Текст] / Т.В. Епифанова, Н.Г. Вовченко //Теория и практика общественного развития. -Краснодар. - 2013. - № 8.
4. Научные исследования и инновации. Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Росстат, 2014.
5. Фармацевтический кластер (2015).
Retrievedfromhttp://www.airko. org/ clasters/farma-claster/information.
6. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации
//http://www.hse.ru/data/2013/09/19/1 278617598ZA4.pdf
7. Усенко Л.Н., Усенко А.М. Инновационное развитие промышленности: направления, тенденции и роль в формировании национальной безопасности страны // Научные труды вольного экономического общества России. Том сто девяносто второй: научное издание. - М.: Изд-во ВЭО, 2015. - С. 140-148.
8. Усенко Л.Н., Бондаренко Д.П., Иванкова И.А. Современные методы анализа и прогнозирования в отраслях национальной экономики. -Т. 1 / под ред. проф. Л.Г. Усенко. -М.: Вузовская книга, 2012. - 324 с.
9. Усенко Л.Н., Епифанова Т.В. Роль финансово-кредитных организаций в развитии малого предпринимательства в Ростовской области // Модернизация банковской системы РФ: тренды и инструменты: монография / под ред. проф. В.С. Золотарева, проф. Л.Н. Усенко, доц. И.В. Рыбчинская. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 560с.
10. Усенко Л.Н., Епифанова Т.В. Направления совершенствования эффективности и устойчивости развития предприятий малого и среднего бизнеса // Предпринимательство.- № 4/13. - М.: НП «ИБК», 2013.
References
1. Popkova E.G., Yurev V., Stepicheva O., Denisov N. (2015). Transformation and concentration of intellectual capital as a factor of economic growth in the modern economy. Regiona land Sectoral Economic Studies, 15 (1), 53-60.
2. Vovchenko N.G., Yepifanova T.V. Methodology for improving the system of state support for small and medium businesses // Science and education in the modern world: Internationaldistance scientific-practical conference, May 31. - M., 2013.
3. Vovchenko N.G., Yepifanova T.V. Evaluation of the institutional environment of entrepreneurship in the Russian Federation [Text] / T.V. Yepifanova, N.G. Vovchenko // Theory and Practice of Community Development. - Krasnodar. - 2013. - № 8.
4. Research and innovation. Regions of Russia. Socio-economic indicators (2014). Moscow, Federal State Statistics Service.
5. Pharmaceutical cluster (2015). Retrieved From
Http://www.airko. org/_clus-
ters/farma-claster/information. Pilot innovative territorial clusters in Russia /http://www.hse.ru/data/ 2013/09/19/1278617598/A4.pdf
6. Usenko L.N., Usenko A.M. Innovative development of the industry: trends, trends and role in the country's national security // Proceedings of the Free Economic Society of Russia. Volume 192: scientific publication. - M.: Publishing House of the Free Economic Society, 2015. - P. 140-148.
7. Usenko L.N., Bondarenko D.P., Ivanova I.A. Modern methods of analysis and forecasting in the sectors of the national economy. Volume 1 / Edited by prof. L.G. Usenko. - M.: High school book, 2012. - 324 p.
8. Usenko L.N., Yepifanova T.V. The role of financial and credit institutions in the development of small business in the Rostov area // Modernization of the Russian banking system: the trends and tools: monograph / Ed. prof. V.S. Zolotarev, prof. L.N. Usenko, Assoc. AND IN. Rybczynski. - M.: Finance and Statistics, 2015. - 560 p.
9. Usenko L.N., Yepifanova T.V. Directions of improving the efficiency and sustainability of small and medium-sized businesses // Magazine "Entrepreneurship». - № 4/13. -M.: NP "CSI", 2013.