Оригинальная статья/Original article_
УДК 338.001.36
DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-451-459_
Инновационное предпринимательство в аспекте устойчивого социально-экономического развития республики Казахстан
_Алия Т. Кожабаева 1 [email protected]_
1 Казахский гуманитарно-юридический университет, Коргалжинское ш. 8, Астана, 020000, Казахстан_
Реферат. Статья посвящена актуальным проблемам развития малого предпринимательства в мировой производственной практике. Отмечены основные тенденции развития малого бизнеса в современных условиях, в частности, рассматриваются направления развития инновационно-ориентированного малого предпринимательства на примере Республики Казахстан. Отечественный и зарубежный опыт доказал, что поддержка малого предпринимательства со стороны государства является неотъемлемой частью рыночной экономики. Малое предпринимательство, завоевывающее солидные позиции на рынке, нуждается в развитии и государственном регулировании. В зарубежных странах малый и средний бизнес представляют собой важную сферу занятости слоев населения, содействует развитию инновационного потенциала экономики, поиска и внедрения инноваций, являющихся фактором получения конкурентных преимуществ предприятиям, производствам, регионам. Для реализации своего потенциала государственная поддержка должна осуществляться одновременно по нескольким направлениям, что позволит охватить ею все отрасли малого предпринимательства: сферу реального производства - через механизм субподряда, сферу обращения - через механизм франчайзинга, сферу прикладной науки - через механизм венчурных контрактов. Кроме того, необходимо наличие банков, специально созданных для участия в программах поддержки малого предпринимательства и деятельности «бизнес-инкубаторов». Для существенного подъема национальной экономики необходимо содействовать максимальному увеличению числа малых инновационных предприятий в производственной сфере, стимулировать развитие взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом, творчески использовать соответствующий зарубежный опыт. Всё это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации отечественной экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от своих масштабов, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс._
Ключевые^лова^^ЕиипЕинииитеиьииии^^^иииицииинииии
Innovative entrepreneurship in aspect of sustainable socio-economical _development of the republic of Kazakhstan_
_Alya T. Kozhabaeva 1 [email protected]_
1 Kazakh humanitarian-law university, Korgaldzhin Highway, 8, Astana, 010000, Kazakhstan_
Summary. The article is devoted to topical problems of small business development in the world production practice. The main tendencies of development of small business in modern conditions are noted, in particular, the directions of development of innovation-oriented small business are considered on the example of the Republic of Kazakhstan. Domestic and foreign experience has proved that supporting small businesses from the state is an integral part of the market economy. Small business, gaining a solid position in the market, needs development and state regulation. In foreign countries, small and medium-sized businesses represent an important sphere of employment for the population, promotes the development of the innovative potential of the economy, and the search for and introduction of innovations that are a factor in obtaining competitive advantages for enterprises, industries, regions. To realize its potential, state support should be carried out simultaneously in several directions, which will enable it to cover all small business sectors: the sphere of real production through the subcontracting mechanism, the sphere of circulation through the franchising mechanism, the sphere of applied science through the mechanism of venture contracts. It is also necessary to have banks specially created to participate in small business support programs and the activities of "business incubators". For a significant rise in the national economy, it is necessary to promote the maximum increase in the number of small innovative enterprises in the production sector, to stimulate the development of interrelations between small, medium and large industrial business, to creatively use the relevant foreign experience. All this should become an integral part of the overall policy in the field of restructuring the
domestic economy, since business as a whole, regardless of its scale, is a single and interrelated process._
Keywords: entrepreneurship, innovative business, mechanism, strategy, innovation, system, support_
Введение
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, одним из основных факторов развития рыночной экономики является целенаправленное динамичное увеличение доли негосударственного сектора. Выявление возможных потенциальных тенденций происходящих изменений служит одной из важнейших задач при формировании современной рыночной
Для цитирования Кожабаева А. Т. Инновационное предпринимательство в аспекте устойчивого социально-экономического развития республики Казахстан // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 1. С. 451-459. (М:10.20914/2310-1202-2017-1-451-459
экономики, способной интегрироваться в мирохозяйственные связи. Однако при этом возникают следующие сложности.
Во-первых, рыночная экономика должна характеризовать не состояние и развитие самой системы, а глобальные преобразования сложившейся системы в новую. Для этого необходимо формирование концептуальной основы трансформации в реальную конкурентную экономику.
For citation
Kozhabaeva A. T. Innovative entrepreneurship in aspect of sustainable socio-economical development of the republic of Kazakhstan. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2017. Vol. 79. no. 1. pp. 451-459. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2017-1-451-459
Однако на практике отмечено существенное преувеличение реального значения рыночного механизма с серьезным уменьшением роли государства, что привело не только к недооценке институциональных изменений, но и недостаточному учету общественного менталитета. Отмеченные недостатки, сопровождающиеся конкретными ошибками в проведении тех или иных мероприятий, несомненно, негативно повлияли на темпы развития экономики Казахстана [1].
Во-вторых, отметим трудности выявления реально сложившихся тенденций трансформируемых процессов, которые были связаны с временным фактором. Укажем, что рыночная экономика Казахстана в начальных этапах становления формировалась при особенно резком проявлении негативных последствий старой системы. Это затруднило выделение тенденций и закономерностей всего трансформируемого процесса: как в целом, так и по отдельным важнейшим направлениям.
Одним из ключевых факторов инновационного развития страны является исследование приоритетных стратегических направлений и выделение основные тенденций развития инновационно-ориентированного малого предпринимательства на примере Республики Казахстан. В развитых странах малый бизнес представляют собой важную сферу занятости слоев населения, содействует развитию инновационного потенциала экономики, поиска и внедрения инноваций, являющихся фактором получения конкурентных преимуществ предприятиям, производствам, регионам.
В условиях радикального изменения структуры и содержания предпринимательства, интенсивного внедрения новейших технологий производства, меняются структура и условия их функционирования. Меняются и роли малого и среднего бизнеса, они видоизменяются, совершенствуются, а также появляются совершенно новые. Все это требует внимательного анализа всех тенденций и научно обоснованных рекомендаций по формированию оптимальной, эффективно функционирующей структуры современного предпринимательства.
Необходимо изучить также внешнюю среду функционирования предпринимательства.
Для решения поставленных задач использованы методы системного структурно-логического анализа, функциональный подход к управлению инновационной деятельностью предприятий.
Результаты исследования
Сегодня в казахстанской экономике можно выделить можно выделить ряд важнейших тенденций. Это не только очевидное успешное
продвижение к рынку, но и ускоренное развитие частной собственности, что способствовало длительному макроэкономическому неравновесию.
Несмотря на то что выявленные тенденции носят обобщенный характер, на их основе возможно сформулировать закономерности трансформируемых процессов. Для этого необходимо глубокое осмысление уникальности возникшей ситуации, особенностей национальной экономики и её своеобразного состояния. Обобщение отмеченных тенденций в контексте нынешних проблем, а также решения задач, связанных с необходимостью реализации стратегии устойчивого экономического развития, требует формирования долгосрочной политики, направленной на ускоренную экономическую и социальную модернизацию казахстанского общества [2].
При выработке стратегии устойчивого экономического развития в Казахстане был правомерно использован уникальный опыт применения аналогичных программ, успешно реализованных в зарубежных государствах. Однако уникальность казахстанской ситуации, сложность и взаимосвязанность проблем вызывает необходимость неформальной переработки накопленного исторического опыта. На наш взгляд, его конструктивное осмысление допустимо только на основе понимания внутренних механизмов, общих закономерностей успешных социально-экономических трансформаций. В частности, требуется выявление принципов организации трансформируемых процессов, лежащих в основе ускоренного роста.
Ключевым аспектом, базирующимся на понимании сущности малого предпринимательства и его роли в развитии реальной рыночной экономики, является такой тип реформирования, который позволит осуществить процесс социально-экономической трансформации; избежать дестабилизации общества и хозяйства; обеспечить реализацию условий для устойчивого развития всей социально-экономической системы; создать последующую ускоренную экономическую и социальную модернизацию казахстанского общества.
При этом разработка принципов успешного реформирования должна основываться на системных представлениях о развитии казахстанского общества и хозяйства, своеобразии его общественной организации, национальных и культурных традициях [3].
Исходя из понимания сложности проблемы, как нам представляется, можно сформулировать методологические принципы развития малого предпринимательства в Казахстане. К ним следует отнести принцип политической стабильности; наибольшего благоприятствования
развитию малого предпринимательства; экономической свободы малого предпринимательства; возрастания роли малого предпринимательства в экономике; создания благоприятной атмосферы в обществе с целью развития предпринимательства.
Отечественный и зарубежный опыт доказал, что государственное содействие малому предпринимательству является неотъемлемой частью рыночной экономики. Поскольку предпринимательские сектора в условиях рынка неравноправны в силу объективных экономических законов, а развитие малого бизнеса для государства дает не только экономический, но и высокий социальный эффект, государственное регулирование малого предпринимательства выступает, как правило, в форме государственной поддержки.
Осуществление государственной политики базируется на применении специального законодательства и реализации системы государственных программ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Следует отметить, что всё направлено на повышение эффективности предпринимательской деятельности малых предприятий.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства в развитых странах позволяет создать для него благоприятную среду, которая предполагает стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, эффективную систему защиты интеллектуальной собственности, упрощенные административные процедуры. Рационально функционирующий рыночный механизм позволяет расставить приоритеты, а государству остается осуществлять необходимую его коррекцию в рамках политики поддержки и развития малого предпринимательства. Благодаря этому данная политика может быть органично включена в общий контекст государственного регулирования.
Доказано, что, когда речь идет о государственной поддержке инновационного бизнеса, чаще всего имеют в виду предоставление именно налоговых льгот. Однако в ряде стран для стимулирования притока частного капитала в сферу НИОКР традиционно используют дополнительные льготы - так называемые экстраконцессии, которые позволяют компаниям вычитать из налогооблагаемой базы до ста процентов средств, израсходованных на исследования и разработки, а в некоторых государствах, например, в Австралии, Австрии, Дании, иногда и больше. При этом, если предприятие расходует свои средства на проведение НИОКР
и приобретение необходимого для этого оборудования, но не имеет в данный момент достаточной прибыли для того, чтобы воспользоваться в полном объеме установленными налоговыми льготами, в законодательстве многих стран предусмотрена возможность переноса такого права на будущее.
Опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что для развития малого инновационного бизнеса на местах важное значение имеет не столько предоставление разного рода налоговых льгот, сколько развитие инновационной инфраструктуры, которая служит базовой составляющей инновационного потенциала территории. С этой целью малому бизнесу необходимо сотрудничество с организациями, предоставляющими информационные, кредитные, маркетинговые, патентные и иные услуги, способствуя тем самым формированию наукоемкого сектора экономики и создавая эффективный механизм инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура определяется как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, требуемых для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. По мнению ряда ученых и практиков, в современных условиях именно инновационная инфраструктура во многом предопределяет темпы развития экономики региона и рост благосостояния его населения [4].
В каждом конкретном регионе важно создать непросто инновационную инфраструктуру с традиционным набором составляющих, но и обеспечить конструктивность этой инфраструктуры, сориентировать ее на конечный результат. Кроме того, должно быть грамотно налажены потоки информации, в том числе обратной (что обеспечит непрерывный анализ промежуточных и конечных результатов). Таким образом, можно обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации - инвестиции - мониторинг конечных результатов - инвестиции и т. д.
Обсуждение результатов
Ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются технопарковые структуры, к которым следует отнести: научные парки, технологические и исследовательские парки; инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры; центры трансферта технологий, инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий; виртуальные инкубаторы; технополисы и др.
В настоящее время в мире существует большое разнообразие форм технопарковых структур. Между некоторыми из них следует выделить принципиальные отличия, которые могут быть связаны с их различным функциональным предназначением, спецификой организационной формы, спектром решаемых задач. Однако можно назвать и другие технопарковые структуры, отличие которых носит скорее терминологический характер, чаще всего связанный с особенностями развития инновационной инфраструктуры в той или иной стране.
Базируясь на изученном опыте, выделим три основные группы технопарковых структур: инкубаторы; технопарки; технополисы.
Предшественниками инкубаторов в сфере инновационной деятельности чаще всего называют «творческие коммуны» архитекторов, дизайнеров, художников или мастеров народных промыслов. Эти коммуны, как правило, перестраивали занимаемые ими здания с целью создания наиболее благоприятной среды для творчества и общения. Особенностью этих коммун, родиной которых называют Великобританию, можно назвать то, что они имели определенный конкретный набор услуг коллективного пользования.
Все инкубаторы, созданные и функционирующие с целью поддержания вновь созданных инновационных компаний, содействия инновационному предпринимательству, можно классифицировать на два основных вида. К первому относятся те, что действуют как самостоятельные организации. Ко второму - инкубаторы, входящие в состав технопарка.
Бизнес-инкубатор оказывает следующие основные услуги: предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений; осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора; почтово-секретарские услуги; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения; доступ к информационным базам данных.
Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельности. Эти элементы инновационной инфраструктуры, как правило, представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. Услугами технопарков могут воспользоваться малые и средние инновационные предприятия, которые находятся
на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау или наукоемких технологий.
Технопарки по сравнению с инкубаторами подразумевают создание более разнообразной инновационной среды, которая позволяет оказывать более широкий спектр услуг с целью поддержки инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, социально-культурной, информационной
и финансовой базы в процессе становления и развития деятельности малых и средних инновационных предприятий [5]. Основной структурной единицей технопарка является центр, который может быть представлен в виде инновационно-технологического, учебного, консультационного, информационного, маркетингового центра, а также промышленной зоны.
Каждый из названных центров технопарка может предоставлять специализированный набор услуг (услуги по переподготовке специалистов, поиску и предоставлению информации по определенной технологии, юридические консультации и др.).
Технополис, как научный городок или наукоград, должен представлять собой крупный современный научно-промышленный комплекс и включать университет или другие высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты. В их составе также представлены жилые районы, которые должны быть оснащены культурной и рекреационной инфраструктурами.
Известно, что целью строительства наукоградов и технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях, создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях. В соответствии с международным опытом одним из критериев, которым должен удовлетворять технополис, служит его расположение в живописных районах, гармония с природными условиями, учет местных традиций.
За последний период с участием АО «Национальное агентство по технологическому развитию» в стране было создано и действует 8 технопарков. Основным видом их деятельности является технологическое бизнес-инкубирование, которое позволяет оказывать субъектам индустриально-инновационной деятельности на начальном этапе их функционирования услуги по предоставлению помещений, оборудования, ведению бухгалтерского учета, юридическому, информационному и консультационному сопровождению, привлечению инвестиций, управлению проектами.
В 2010 году для реализации названных целей была начата Программа технологического бизнес-инкубирования (ТБИ), которая предусматривала оказание разнообразной помощи предпринимателям-инноваторам. В частности, в Восточном Казахстане оператором программы выступил технологический парк «Алтай». В соответствии с программой ТБИ поддержка была оказана 76 инновационным проектам по всей республике. В качестве одного из приоритетных перспективных проектов назовем «Разработку комплексной системы энергосбережения промышленных и административных зданий на основе светодиодных технологий».
По данному проекту проведены научные исследования, включающие в себя изучение физических основ работы светодиодов, изучение свойств и характеристик белых светодиодов повышенной яркости, проведение анализа параметров и качества светодиодов различных производителей (Nichia Chemical, Япония, Lumileds Lighting, США, Agilent Technologies, США, OSRAM Optosemiconductors, Германия, Kinbright Electronics, Ligitec Electronics, Para Light Electronics, Тайвань, «Корвет-лайтс», АО «ПРОТОН», ООО «ТрансЛед», НПЦОЭП ОПТЭЛ, «Светлана Оптоэлектроника» Россия.
В настоящее время значительная часть казахстанских технопарков включает в себя т. н. бизнес-инкубаторы, то есть здания или несколько зданий, где в течение ограниченного времени (как правило, на период от 2 до 5 лет) вновь созданные малые предприятия могут арендовать помещения. За это время фирмы должны укрепить свой бизнес, что поможет им выйти за пределы технопарка (мировой опыт свидетельствует, что 88% технопарков имеют один или несколько бизнес-инкубаторов). По данным Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов США, соотношение успешных компаний и компаний-банкротов в обычных условиях составляет 20:80, а в бизнес-инкубаторах, наоборот, - 80:20.
Подавляющую долю клиентов инкубаторов в Республике Казахстан составляют компании, который занимаются производством продуктов питания, пошивом одежды, производством мебели, национальным ремеслом и изготовлением сувениров. Кроме того, следует выделить компании, работающие в сфере услуг, то есть в сфере обучения, консалтинга и строительно-ремонтных работ. Наименьшую долю (не более 2%) клиентов бизнес-инкубаторов осуществляют технологический бизнес, и это притом, что основной целью бизнес-инкубаторов является именно
поддержка деятельности высокотехнологичных компаний с момента зарождения идеи.
Отметим, что для обеспечения экономической свободы и развития малого предпринимательства важное значение имеют следующие принципиальные положения рыночной экономики: право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.
Важное значение для обеспечения экономической свободы хозяйствующих субъектов в Республике Казахстан имеет реализация на практике положений из законодательных документов, в частности о том, что гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Современное законодательство государства гарантирует свободу экономической деятельности субъектов малого предпринимательства, за исключением ведения незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства или незаконной банковской деятельности.
Именно самостоятельность и экономическая свобода, как обязательные характерные признаки малого предпринимательства и непременные условия его развития, означают следующее: самостоятельность индивидуумов в организации собственного дела в любой экономической сфере, кроме запрещенной законом, свободный выбор предмета деятельности и вида бизнеса, наличие у предпринимателей определенной совокупности прав и гарантий, позволяющих им организовывать и развивать свой бизнес, использовать его результаты по своему усмотрению в соответствии с учредительными документами и нормативными актами [6].
При этом, самостоятельность и экономическая свобода субъектов малого бизнеса не должна означать их своеволия, поэтому законодательством устанавливаются меры государственного регулирования предпринимательской деятельности и ответственность предпринимателей за нарушение соответствующих нормативных актов, что и экономически, и в правовом отношении оправдано. Пределы ограничения экономической свободы устанавливаются действием нормативных актов. В качестве основополагающего принципа отметим
то, что предпринимательство должно развиваться на базе принятия его субъектами решений в рамках закона, а государство не должно вмешиваться в конкретную деловую жизнь предпринимателей.
Укажем, что еще классики экономической теории писали об экономической свободе как основном условии развития предпринимательства, и выступали в большинстве своем против вмешательства государства в экономическую деятельность предпринимателей.
История развития современных западных экономик подтверждает эффективную практику развития свободного предпринимательства, когда свобода производства, самостоятельность выбора видов деятельности, свобода выборов рынка сбыта и свобода потребления становятся основополагающими условиями для развития свободного предпринимательства.
Несомненно, в рыночной экономике не может быть абсолютной свободы, а государство посредством организационно-правовых и экономических институтов должно устанавливать с учетом интересов всего общества оптимальные пределы экономической свободы субъектов хозяйственной жизни, тем самым формируя определенный экономический порядок.
Этот порядок следует характеризовать разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями, между различными государственными учреждениями и отдельными личностями прав принятия экономических решений - особенно прав распоряжения производственными факторами, прав принятия решений относительно производства (т. е. что, в каком количестве и какого качества, где и как должно осуществляться) и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей. Доходы и тем самым фактически существующая степень свободы экономических действий также должны распределяться определенным образом в обществе.
В настоящее время в Республике Казахстан формирование нового экономического порядка вызывает необходимость предоставления больших экономических свобод хозяйствующим субъектам. Это, в частности, объясняется тем, что в процессе проведенных экономических реформ удельный вес предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, составил всего 16,3%, а в частной собственности уже 79,4%. На долю остальных предприятий, находящихся в прочих формах собственности (в том числе, иностранной), приходится незначительный процент. Таким образом, статистический анализ подтвердил, что в экономике Казахстана
по удельному весу предприятий и организаций доминирует частная собственность, владельцы которой имеют право свободно, в соответствии с самостоятельными решениями, распоряжаться результатами своей деятельности и пользоваться широкими экономическими правами.
Соблюдение принципа возрастания роли малого предпринимательства в экономике Республики обусловлено необходимостью обеспечения устойчивого экономического роста и дальнейшего пути ускоренной экономической модернизации в Казахстане. Это предполагает широкое использование предпринимательского подхода в решении сложных задач современной национальной экономики. Как известно из опыта развитых стран, экономический рост, который в последние 15-25 лет по своей сути все больше становится инновационным типом роста. Он сопровождается резким увеличением масштабов активности именно предпринимательского порядка, что связано с организационно-хозяйственным новаторством и расширением административно-экономической свободы хозяйствующих субъектов.
Хозяйственная структура, акцентировано предрасположенная к предпринимательству, сформировалась в развитых странах в процессе перехода к инновационному экономическому росту. Здесь необходимо отметить черты, характеризующие значимые факторы развития малого предпринимательства в Казахстане.
В зарубежных странах одним из ключевых факторов приобретения конкурентных преимуществ фирмами и регионами являются инновации. Фактору инновационного развития также отводится решающая роль в процессе роста конкурентоспособности страны в целом. Необходимо отметить, что в большинстве стран мира малый и средний бизнес представляют собой основу занятости населения. Развитие инновационного потенциала экономики, поиск и внедрение новых форм деятельности производства, сбыта и финансирования зачастую происходит именно силами небольших фирм.
В современной мировой экономической среде насчитывается не менее 50 миллионов разнообразных предпринимательских структур. Доля данных структур, имеющих отношение к малому бизнесу, достигает 68%. При этом только в странах Европейского союза насчитывается 23 миллиона малых предприятий. Данный сектор обеспечивает 70% занятости населения, работающего в частном бизнесе, приносит 57% общего оборота и 53% добавленной стоимости. Более 20 миллионов фирм (без учета предприятий
сельскохозяйственной направленности) функционируют в Соединенных Штатах Америки. Около 5 миллионов фирм сосредоточено в государствах, не входящих в Европейский союз - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке [6].
Малое предпринимательство, завоевывающее солидные позиции на рынке, нуждается в развитии и государственном регулировании. Следует отметить, что благодаря усилиям государственного управления по проблемам малого предпринимательства, принимаются действенные меры по его поддержке, и как следствие, осуществляется процесс стимулирования развития инноваций в малом бизнесе.
Взаимное функционирование малого и крупного бизнеса имеет свою специфику. Исторически складывалось так, что в процессе экономических реформ в экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки ложилась на малые предприятия. Данный процесс обеспечивал «выживание» крупных фирм. Необходимо отметить, что данная тенденция не преодолена до сих пор.
Следовательно, роль малого бизнеса в Казахстане нельзя оценивать традиционным образом, например, только по количественным показателям. Такая оценка будет поверхностной. Малое предпринимательство как особый сектор общественного производства имеет в нем весьма незначительный удельный вес. Его большая часть находится в теневой экономике и не отражается официальной статистической отчетностью, хотя и определяет условия выживания значительной части общественного производства.
Таким образом, именно внедрение инноваций в малое предпринимательство является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем в целом по стране и на региональном уровне в современных условиях.
В ходе углубления процессов разделения труда под влиянием глобализации непрерывно растет количество малых фирм. При этом прослеживается следующая закономерность: рост эффективно работающих малых предпринимателей в промышленности, строительстве и инновационной сфере обеспечивает увеличение доли, вносимой в ВВП малым предпринимательством, равно как и увеличение темпов экономического роста. Укрепление экономического и инновационного потенциала государства таким образом, начинается с локальных рынков. Именно здесь берет начало рост благосостояния населения.
Зарубежный опыт показал, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций. Данные процессы способствуют научно-техническому прогрессу и формированию «среднего класса», который является важнейшим фактором социальной и политической стабильности общества.
Развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту социальных проблем, таких как безработица и бедность (Албания, Бразилия, Индия).
Политическая и социально-экономическая стабилизация большинства ведущих стран; создание среднего класса (Великобритания, Франция, Бельгия, Канада, Германия, Испания); преодоление рецессии (США, Израиль); создание новых рынков (Канада, Мексика, Сингапур, Япония); последовательное проведение реформ (Польша, Китай, Чехия, Венгрия, Словакия) - все эти процессы инициируются с достижением высокого уровня развития малого и среднего бизнеса [6].
Однако, следует заметить, что экономика многих регионов по уровню развития малого предпринимательства не готова к вступлению во Всемирную торговую организацию. Для целей преодоления роста безработицы в машиностроении, легкой, пищевой и других отраслях промышленности необходимо развивать малое предпринимательство, прежде всего в сфере высокотехнологичного производства товаров и услуг, комплектующих изделий и деталей с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, развитие малого предпринимательства на региональном уровне является одним из условий полноценной интеграции экономики Казахстана в мировую экономику.
Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции. Безусловно, результат определяет не столько рост числа малых предприятий, сколько освоение инновационных технологий и решение адресных социальных задач по увеличению количества молодежных, женских и индивидуальных предприятий, а также по поддержке малых и средних экспортеров. В этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого и среднего предпринимательства.
Хочется отметить, заметно увеличивающийся за последнее время ввоз в страну современного оборудования, что позволяет оперативно реагировать на изменения спроса потребителя и
подтянуть экономику многих регионов для вступления во Всемирную торговую организацию.
Необходимость децентрализованной поддержки определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства. Даже в условиях развитой рыночной экономики децентрализованная поддержка является более мощным фактором мотивации развития малого инновационного предпринимательства в сравнении с государственной.
Государство может и должно содействовать активизации рассматриваемого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты: налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах; условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями малых в качестве субподрядчиков; механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям, паевое участие в развитии венчурной деятельности с участием малых предприятий.
Большое влияние на развитие малого инновационного предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства.
Зарубежный опыт некоторых отдельных стран, например, США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии весьма наглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса с системой налогообложения для определенных видов деятельности в форме единого налога на вмененный доход.
Выводы
На основе анализа зарубежного опыта необходимо отметить, что применительно к Казахстану, поддержка малого предпринимательства является необходимым элементом экономической политики государства, позволяющая реализовать его регулирующие и социальные функции.
Предпосылкой эффективности государственной поддержки является комплексный подход к ее организации, предполагающий параллельное использование разнообразных каналов прохождения государственных ресурсов, предназначенных малому предпринимательству, а также многочисленных форм и методов такой поддержки со стороны федеральных и территориальных органов управления [7].
Анализируя опыт развивающихся стран, отметим, что основными методологическими требованиям к организации государственной поддержки малого предпринимательства являются недопустимость концентрации в распоряжении одного (или нескольких зависящих друг от друга ведомств) всех направляемых на эти цели ресурсов. А также необходимость выделения приоритетных с позиции общественных интересов направлений малого инновационного предпринимательства и создание для его развития особо льготных условий.
Считаем целесообразным широкое использование программно-целевого подхода, предполагающего осуществление разнообразных целевых программ поддержки малого инновационного предпринимательства и регионального уровня. На этом этапе необходимо наличие банков, специально созданных для участия в программах поддержки малого предпринимательства, деятельность «бизнес-инкубаторов».
Для реализации своего потенциала государственная поддержка должна осуществляться одновременно по нескольким направлениям, что позволит охватить ею все отрасли малого предпринимательства: сферу реального производства - через механизм субподряда, сферу обращения - через механизм франчайзинга, сферу прикладной науки - через механизм венчурных контрактов.
В современных условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.
Для существенного подъема национальной экономики необходимо содействовать максимальному увеличению числа малых инновационных предприятий в производственной сфере, стимулировать развитие взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом, творчески использовать соответствующий зарубежный опыт. Всё это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации отечественной экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от своих масштабов, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1 Реальный сектор экономики Казахстана: индустриально-технологические преобразования: колл. монография / Под. ред. А А. Сатыбалдина. Алматы, ИЭ КН МОН PK, 2016. 364 с.
2 Развитие инноваций и прогрессивных технологических укладов в экономике Казахстана в условиях индустриальной модернизации: институты, механизмы и приоритеты / под ред.Ф. Днишева, Ф. Альжанова. Вена Австрия: Восток-Запад, 2015. 532 с.
3 Кошанов А. Национально-государственный фактор в условиях неолиберальной глобализации // Мысль. 2012. № 3. С. 35-14.
4 Кулбатыров Н. Н„ Тулепбекова А. А., Асенова А. Е. Оценка условий для развития предпринимательства в странах Евразийского экономического союза // Вестник КарГУ. 2016. С. 56-61.
5 Шаекина Ж. М„ Мамраева Д Г., Ташенова Л. В. Индикаторы развития инноваций в Казахстане в мировом сравнении // Вестник Карагандинского государственного университета. Серия Экономика 2015. №02 (78). С. 34—39.
в Болотин М. Я. Использование ресурсов нанотехнологий в инновационном развитии экономики развивающихся стран. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4. С. 46-53.
7 Токаева Б. Б., Токаева А. Б. Инновации в среднем и малом предпринимательстве. // Фундаментальные исследования. 2015. № 11. С. 820-823.
REFERENCES
1 Real'nyi sektor ekonomiki Kazakhstana: indus-trial'no-tekhnologicheskie preobrazovaniya: koll. monografiya [Real sector of Kazakhstan's economy: the industrial-technological transformation: monograph. ed. by A A. Satybaldin]. Almaty, IE KN MON RK 2016. 364 p. (in Russian).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Алия Т. Кожабаева докторант, Казахский гуманитарно-юридический университет, Коргалжинское ш. 8, Астана 020000, Казахстан, [email protected]
КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА
Алия Т. Кожабаева написала рукопись, корректировала её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ПОСТУПИЛА 26.12.2016
ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 01.02.2017
2 Razvitie innovatsii i progressivnykh tekhnolog-icheskikh ukladov v ekonomike Kazakhstana v uslovi-yakh industrial'noi modernizatsii: instituty, mekhanizmy i prioritety [The development of innovations and progressive technological ways in the economy of Kazakhstan in conditions of industrial modernization: institutions, mechanisms and priorities. ed. by Dnishev F., Al'zhanova F.]. Vena, Vostok-Zapad 2015. 532 p. (in Russian).
3 Koshanov A. National factor in the conditions of neoliberal globalization. Mysl' [The idea]. 2012. no. 3. pp. 35-44. (in Russian).
4 Kulbatyrov N. N., Tulepbekova A. A., Ase-nova A. E. Estimation of conditions for business development in the countries of the Eurasian economic Union. Vestnik KarGU [Proceedings of The KarG University]. 2016. pp. 56-61. (in Russian).
5 Shaekina Zh. M., Mamraeva D. G., Tashenova L. V. Indicators of innovation development in Kazakhstan in the global comparison. Vestnik Karagandinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika [Proceedings of Karaganda state University. Economics]. 2015. no. 02 (78). pp. 34-39. (in Russian).
6 Bolotin M. Ya The resource usage of nanotechnol-ogy in innovative development of the economy of developing countries. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and en-trepreneurship]. 2016. no. 4. pp. 46-53. (in Russian).
7 Tokaeva B. B., Tokaeva A. B. Innovation in small and medium-sized entrepreneurship. Fundamen-tal'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2015. no. 11. pp. 820-823. (in Russian).
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Alya T. Kozhabaeva doctoral candidate, Kazakh humanitarian-law university, Korgaldzhin Highway, 8, Astana, 010000, Kazakhstan, [email protected]
CONTRIBUTION
Alya T. Kozhabaeva wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism
CONFLICT OF INTEREST
The author declare no conflict of interest. RECEIVED 12.26.2016 ACCEPTED 2.1.2017