Научная статья на тему 'Инновационное образование в аграрном вузе: теоретический аспект исследования проблемы'

Инновационное образование в аграрном вузе: теоретический аспект исследования проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ "ЗНАНИЯ" / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еловская Светлана Владимировна

Представлен интегративный подход к обучению студентов аграрных вузов в рамках новой научной парадигмы, основными принципами которого являются преемственность и интеграция различных научных областей знаний. Формирование новой целостной системы «Знания» осуществляется на основе приобретения студентами новых видов междисциплинарных, трансдисциплинарных и полидисциплинарных знаний. Раскрыты особенности организации и содержания инновационной деятельности в аграрном вузе, определена роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное образование в аграрном вузе: теоретический аспект исследования проблемы»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.113

Профессор С.В. Еловская

(Мичуринский гос. аграр. ун-т) кафедра иностранных языков и методики их преподавания, тел. 8-915-878-40-41

Инновационное образование в аграрном вузе: теоретический аспект исследования проблемы

Представлен интегративный подход к обучению студентов аграрных вузов в рамках новой научной парадигмы, основными принципами которого являются преемственность и интеграция различных научных областей знаний. Формирование новой целостной системы «Знания» осуществляется на основе приобретения студентами новых видов междисциплинарных, трансдисциплинарных и полидисциплинарных знаний. Раскрыты особенности организации и содержания инновационной деятельности в аграрном вузе, определена роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

The article presents an integrative approach to teaching students of agricultural universities in the framework of a new scientific paradigm based on the principles of continuity and integration of different scientific disciplines. The formation of a new coherent system of Knowledge is based on the acquisition by students of new types of interdisciplinary, transdisci-plinary and polydisciplinary knowledges. The article focuses on the problem of organization and content of innovation in the agrarian university, defines the role of information and communication technologies in educational process.

Ключевые слова: интегративный подход, формирование новой целостной системы «Знания», инновационная компетентность, мышление, технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Новые перспективы n тенденции развития образования, основанные на важнейших принципах методологии современного научного мышления, должны находить свое отражение в высшем образовании. Современные социально-экономические тенденции, динамика общественного развития предопределяют необходимость качественных изменений российской образовательной системы. В настоящий момент акцент в государственной политике делается на кардинальном решении проблем модернизации содержания и структуры образования, его управления, повышении профессионализма выпускника.

В рамках новой научной парадигмы, а именно всестороннего изучения целостной научной картины мира стратегией обучения студентов бакалавриата и магистратуры аграрных вузов должно стать формирование новой целостной системы «Знания» (познания единой естественно-научной картины мира), способствующей выработке новой ценностной ориентации на формирование нового мировоззрения, миропонимания и мировидения у студентов-аграриев.

В настоящем исследовании постулируется положение о том, что формирование новой целостной системы «Знания» осуществляется на основе приобретения

© Еловская С.В., 2014

студентами новых видов междисциплинарных, трансдисциплинарных и полидисциплинарных знаний, способствующих образованию нового целостного и многогранного образа науки. Именно целостная (холистическая) тенденция определяет характер науки будущего, где будет усиливаться интеграция научных дисциплин в рамках полидисциплинарного исследования. В связи с этим одной из задач реформирования системы современного образования является развитие холистического мышления, формирование умения понимать глобальный контекст исследуемой проблемы, т.е. умения контекстуализироватъ знание. Распределенные по дисциплинарным областям знания не могут в полной мере способствовать решению научных проблем, которые являются глобальными, трансдисциплинарными, полидисциплинарными .

Изложенные в данной работе рассуждения приводят нас к выводу о формулировании принципов междисциплинарности, трансдисциплинарности и полидисци-плинарности и исследованию системы, состоящей из множества элементов, взаимодействующих между собой и порождающих новое качество. Точки порождения новых свойств получили название «точки бифуркации» (неустойчивость). Интеграция дисциплин дает нам возможность определить точки бифуркации, необходимые для трансформации формируемой целостности знаний, в новую целостность разных видов знаний, которая должна быть характерным признаком высшего образования. Междисциплинарное поле знаний интегрирует дисциплины естественнонаучного и гуманитарного циклов. Важной составляющей образования междисциплинарного поля знаний является взаимосвязанность и взаимодополняемость дисциплин, представленная в виде логико-структурных схем.

Формирование целостной системы «Знания» о мире осуществляется в результате глубоких познаний в смежных дисциплинах, в развитии способности к глубокомыслию. Важным для современной научной мысли является обоснование особой роли системы знаний в формировании миропонимания как гуманитарных, так и естественно-научных универсалий. К числу универсальных законов Природы, которые играют роль естественно-научных универсалий, следует отнести законы Ли-биха-Шелфорда, Ле-Шателье, соотношение неопределенностей, принципы соответствия, относительности, экологического монополизма, необратимости времени, ряд законов статистического характера. Принципы преемственности и дополнительности, восходящие к концеции Н. Бора, элементы теории вероятности, дарвиновскую триаду (изменчивость, наследственность, отбор), элементы синергетики - все эти вопросы из различных дисциплин должны обобщаться в качестве естественнонаучных универсалий с вытекающими из них выводами ценностного, нравственного характера, позволяющими формировать универсальное (космическое) миропонимание.

Особое внимание, как мы полагаем, следует уделять методологии научного познания как способу не только научного, но и повседневного мышления людей. Необходимо учитывать элементы глобалистики, космополитизма и проблемы интеграции дисциплин для специализации не по наукам, а по проблемам объединения гуманитарных и естественно-научных знаний, поскольку это - потребность современной эпохи, ее смысл. Следует подчеркнуть, что проблема трактовки фундаментальных законов Природы как естественно-научных универсалий является наиболее сложной и недостаточно разработанной. Так, если спроецировать положения принципа неопределенности Гейзенберга на сферу миропонимания, то можно утверждать, что мир - единая система, элементами которой являются человек и окружающая его среда. Любые объект, субъект, процесс, явление не существуют изолированно, все они находятся в той или иной системе (подсистеме). Человек не изолирован, он всегда находится в некоторой системе. Процесс познания человека человеком, а также любой ситуации, явления сложен и неоднозначен. Итак, данные положения свидетельствуют о взаимодействии, взаимовлиянии всех процессов и явлений, происходящих в Природе и обществе, указывают на генетическую, вековечную связь явлений, а также на то, что человеческие знания - явление комплексное и многогранное.

В результате поиска рациональных путей обучения студентов бакалавриата и магистратуры аграрных вузов учитываются прежние, ставшие традиционными, достижения педагогической науки и взаимодействие системного, синергетического, когнитивного, личностно-деятельностного, компетентностного, общенаучного и дидактического подходов, осуществляемое в рамках новой научной парадигмы. Основными принципами интегрированного подхода являются взаимосвязь, преемственность и интеграция различных научных областей знаний в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов-аграриев. Изложенная в настоящем исследовании позиция предполагает конструктивное сочетание традиций и инноваций, отвечающих принципу дополнительности Н. Бора, и реализуется как принцип преемственности и дополнительности в процессе приобретения междисциплинарных, трансдисциплинарных и полидисциплинарных знаний.

Инновационное образование наделено, прежде всего, на обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития обучающегося («инновационного человека»), который будет склонен к инновациям, приобретению новых знаний, формированию инновационного мышления, поведения и компетентности. Инновационное мышление оказывает помощь в умении находить новые, оригинальные решения профессиональных задач, быстро принимать их в экстремальных ситуациях [1]. Инновационное поведение направлено на систематическое освоение новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни и создание инновационного продукта.

Формирование инновационной компетентности в современном образовательном учреждении должно базироваться на реализации ряда принципов: принципа преемственности, который предусматривает, с одной стороны, учет основных закономерностей эволюции системы образования, с другой - сохранение её лучших традиций; преемственности профессиональных образовательных программ основных ступеней образования (школа-колледж-вуз) и исключение дублирования в изучении материала; принципа целенаправленного формирования контингента, ориентированного на обеспечение наполняемости учебного заведения на основе развития мотивации к обучению в вузе; принципа многопрофильное™ и многоуровневое™ образовательных программ, обусловленного социально-экономическими и личностными потребностями и определяющего возможность выбора обучающимися нужного уровня образования; принципа регионализации образования, ориентирующего деятельность образовательного учреждения на местные рынки труда и запросы населения; принципа эффективности социального взаимодействия, отображающего согласования действий всех субъектов образовательного пространства; принципа демократичности, обеспечивающего коллективное определение направлений развития образовательного учреждения, выработку и принятие общих решений, использование демократических механизмов руководства и контроля качества образования, гуманность управления; принципа гуманизации, предполагающего равнодоступный выбор направления подготовки и профиля, формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными проявлениями способностей; принципа соответствия образовательного процесса в вузе процессам, происходящим в отечественном и мировом образовании.

Для формирования инновационной компетентности студентов аграрных вузов необходимо внедрение современных технологий и приемов обучения, обучение студентов методам творческой деятельности, приемам научно обоснованной организации труда, навыкам самостоятельной работы, которые способствуют самореализации студентов, созданию ситуации открытости и успеха. Для активизации мыслительной деятельности студентов необходимо применять методы активного обучения. При проведении теоретических занятий использовать метод проблемного изложения. Это поможет развивать инновационное мышление студентов, формировать умение целостно воспринимать материал и систематизировать его.

В реформировании высшего образования важна инновационная деятельность, которая дает возможность максимально развить творческие способности студентов и педагогов. Необходимо использовать инновационные педагогические технологии

(технологии репертуарных решеток, модерации, образовательного ретренинга), интерактивные методы (методы инцидента, деловой игры, анализа конкретных ситуаций, кейсов). При формировании инновационной компетентности на аудиторных занятиях предлагаются различные формы активной лекции: проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, пресс-конференция, консультация, провокация (или лекция с запланированными ошибками), диалог, лекция с применением дидактических методов (метод «мозговой атаки», метод конкретных ситуаций и т.д.). Используются вводный, обзорный, самоорганизующий, поисковый семинары; семинар с индивидуальной, групповой работой; в группах по выбору; семинар генерации идей; «круглый стол»; семинар-выставка; проект, дискуссия, деловая игра, исследование, семинар с использованием учебного «мозгового штурма», аналитический, эвристический, контрольно-обобщающий семинары. Для повышения инновационного потенциала каждого студента необходимо использовать на занятиях проектную технологию, технологии проблемного и деятельностного обучения, способствующие активному участию студентов в учебном процессе, созданию мотивации успеха, атмосферы сопереживания и сотрудничества, организации совместной творческой деятельности в процессе освоения инновационных технологий.

Отметим, что развитие информационно-коммуникационных технологий открыло новые перспективы для обучения иностранным языкам в аграрном вузе: мультимедийные обучающие программы и словари, прикладные и специализированные лингвистические программы, огромное разнообразие ресурсов Интернета -учебные и аутентичные материалы на иностранных языках (электронные версии зарубежных газет и журналов, публикации по специальности и т.п.), корпоративные и образовательные веб-сайты, аудио- и видеоресурсы. Благодаря возможностям мультимедийных и сетевых технологий и активной разработке методик использования информационно-коммуникационных технологий системная интеграция современных технологий в процесс обучения языку стала реальностью [2]. Средства информационно-коммуникационных технологий должны выполнять дидактические задачи, учитывающие особенности познавательной деятельности обучающихся, обусловленные определенными целями образования.

Таким образом, перспективность подготовки будущих бакалавров и магистров аграрных вузов со знаниями английского языка определяется тем, что студенческая мобильность в мировом образовательном пространстве, международный обмен квалифицированными кадрами, динамичное развитие профессиональных и научных контактов, реализация подготовительных и академических магистерских программ предполагают использование английского языка для решения коммуникативных, образовательных и исследовательских задач. Все это требует совершенствования содержания системы образования, направленного на формирование личности, обладающей всесторонними знаниями и компетенциями, которые станут залогом профессионального успеха. Значительную роль в данном процессе играет мотива-ционная основа развития познавательной активности студентов, необходимая для участия в инновационных научных проектах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Делия, В.П. Инновационное мышление в 21 веке [Текст]: монография / В.П. Делия. - Балашиха: Издательство «Де-По», 2011.- С .63.

2. Фоменко, Н.С. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам [Текст] / Н.С. Фоменко // ИНФОРМ. 2005. - № 2.- С. 139.

REFERENCE

1. Délia, V.P. Innovative thinking in the 21st century [Text]: The monograph. / V.P. Délia. - Balashikha: Publishing house "De-Po", 2011.- P.63.

2. Fomenko, N.S. Information and communication technologies in teaching foreign languages [Text] / N.S. Fomenko // INFORM. 2005. № 2.- P. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.