УДК 336.71
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
© 201зддиев М.А., Манатилова Ф.И.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье дается обоснование инновационного образования как новой подсистемы сферы образования и фактора развития человеческих ресурсов; раскрыты особенности, фазы и модель функционирования инновационного образования.
The authors of the article substantiate the innovative education as a new subsystem of the education sphere and a factor of the human resources development. They reveal peculiarities, a phase and a model of the innovative education functioning.
Ключевые слова: инновационное образование, инновационный продукт (услуга), высшая школа, человеческие ресурсы, фазы развития, модель функционирования, инфраструктура.
Keywords: innovative education, innovative product (service), higher education, human resources, development phases, functioning model, infrastructure.
Сегодня главными, определяющими успехи развития инновационной экономики в России и ее регионах становятся человеческие ресурсы. Именно уровнем развития человеческих ресурсов определяется степень формирования инновационного общества в стране.
Для этого требуется формирование собственного класса инноваторов из числа одаренных студентов, ученых, конструкторов, техников, инженеров, способных генерировать новые знания и воплощать их в инновационных продуктах (услугах) [4], определяющих процессы обновления как производства, так и сферы образования. Это, в свою очередь, ведет к становлению новой формы развития человеческих ресурсов -инновационного образования.
Процессы обновления, обусловленные инновациями, связаны с рыночными отношениями, так как основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими
структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и
конкурентоспособности. Следовательно,
необходимо исходить из положения, что инновационное образование
ориентировано на рынок, конкретного потребителя или конкретные
потребности. Принимая это во внимание, раскроем особенности инновационного образования в рыночных условиях, учет которых необходим при создании соответствующего организационно-экономического механизма управления.
Инновационное образование - это целенаправленный процесс индивида или коллектива, направленный на
преобразование знаний, научных идей, открытий, изобретений в новшества. Это образование в общем виде определяется как комплекс взаимосвязанных последовательных стадий получения новых знаний и создания на их основе нового продукта (услуги).
С другой стороны, так как любой целенаправленный процесс реализуется в виде определенной деятельности человека (коллектива), то инновационное образование - это вид деятельности, направленный на аккумулирование новых знаний в образовательной, служебной, профессиональной областях индивидуума (работника) с целью разработки, создания и реализации инновационного продукта (услуги) на
основе приоритетных образовательных, организационных, экономических,
информационно-технических технологий и управления знаниями.
Инновационное образование как вид деятельности предполагает сбор, анализ, обработку и использование целого комплекса знаний в области организации научно-технических, проектно-техно-логических, экономических,
организационных, финансовых,
коммерческих мероприятий.
Инновационное образование является подсистемой системы образования. Однако в отличие от других подсистем образования (общее среднее, начальное и среднее профессиональное, высшее), инновационное образование не является регламентированным, т.е. в этой подсистеме нет учебных планов, сессий, семинаров и т.д. Этот вид образования задействован в основном в инновационной деятельности вузов, научных учреждений, предприятий, корпораций, участвующих в реализации инновационной политики страны на основе новых знаний и технологий.
В организационно-экономическом аспекте инновационное образование - это средства фирмы, методы, технологии взаимодействия образования, науки и производства, результатом которого является инновационный продукт или услуга.
Новые знания здесь связаны с разработкой организационных,
технических, экономических
предложений, главная цель которых заключается в подтверждении
осуществимости инновационного
замысла, поиском принципиальных возможностей реализации новшества, исследованием новых принципов, структур, обоснованием наиболее общих решений инновационного продукта (услуги). Здесь обосновывается и выбирается общая рациональная структура инновационного проекта (продукта), обосновываются
рациональные внешние выходные параметры, определяется совокупность основных взаимодействующих подсистем и их связей, а также способов их
функционирования и основные характеристики [2].
Учитывая сложившуюся реальную социально-экономическую ситуацию в стране и обобщая современные тенденции инновационного обеспечения развития экономики, можно
констатировать, что в качестве основных направлений развития инновационного образования наибольший интерес представляют:
- инновационная деятельность промышленных предприятий, отраслевых и региональных научных организаций;
- инновационная деятельность в сфере услуг в широком понимании значения этих слов;
- инфраструктура инновационной деятельности (включая специализированные инновационные фирмы, оказывающие посреднические услуги по внедрению инноваций, материально-техническому снабжению, информационному обеспечению инновационных процессов, финансово-кредитные и правовые услуги, а также опытную и материально-техническую базу науки и т. п.);
- новые организационные формы инновационной деятельности (включая финансово-промышленные группы, межрегиональные и международные инновационно-технологические центры, виртуальные предприятия и т. п.);
- деятельность администраций регионов, городов, районов и отраслей в становлении и развитии инноваций и инновационного образования.
Необходимость развития
инновационного образования в отраслях и регионах, повышения
конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности требует, наряду с созданием структур информационного обеспечения
инновационного образования на предприятиях, также создания в регионах (федеральных округах) специальных межотраслевых информационных
центров информационно-аналитичес-кого обеспечения инновационного
образования. Такие центры должны заниматься систематизацией, сбором, хранением, ведением данных и знаний,
необходимых для успешного
осуществления инновационного
образования на предприятиях региона. Для создания таких центров необходимо организовать сеть баз данных и знаний, которая позволила бы:
- организовать и проводить исследования по выявлению и прогнозированию информационных потребностей разных групп промышленных предприятий;
- организовать учет, регистрацию, сертификацию и рекламу информационных ресурсов, имеющихся в автоматизированных системах различного типа; создавать адресно -справочную службу по базам данных и знаний, имеющихся в регионе и стране;
- разработать и распространить передовые интеллектуально-информационные технологии;
- разработать организационно-функциональную структуру сети автоматизированных систем и дислокацию баз данных, ориентированных на комплексное информационное обеспечение инновационного образования, структурных преобразований, маркетинга продукций предприятий региона, и организовать ее непрерывную работу.
При формировании и развитии инновационное образование имеет существенные отличия по сравнению с традиционным образованием.
Науковедение показало [3], что развитие отдельно взятой науки можно моделировать логической кривой, где по вертикальной оси откладывается, например, количество людей, занятых в научной области, или объем финансирования, а по горизонтальной -время. Применительно к
инновационному образованию его образовательная и научная области согласно закону логического развития проходят следующие основные фазы развития (рис. 1):
фаза I - зарождение научно-образовательной области инновационного образования;
фаза II - становление научно-образовательной области;
фаза III - нормальное развитие научно-образовательной области
(решение основных проблем);
фаза IV - насыщение (основные проблемы решены);
фаза V - технологизация (выход результатов в практику);
фаза VI - «умирание» научно-образовательной области.
св.н 100
i . ... п 111
iv' v vi
Рис. 1. Логистическая кривая кумулятивного развития научно-образовательной области в системе инновационного образования
Закон логического развития - это закон кумуляции (накопления
количества) научных и образовательных знаний, умений, навыков во времени по горизонтальной параболе, верхняя ветвь которой развернута по шкале времени и в «нулевой» точке образует точку перегиба кривой. Она моделирует цикл развития научно-образовательной области от его зарождения до исчерпания как основы инновационного образования.
Горизонтальная шкала обозначает время, а вертикальная шкала может обозначать различные показатели инновационного образования: количество людей, занятых в данной научно-образовательной области, разработки конкретного инновационного продукта (проекта), объем информации или знаний по данной области, объем финансовых средств, затрачиваемых на научные и образовательные цели.
Другое отличие инновационного образования от регламентированного профессионального образования
заключается в следующем.
Существовавшие ранее
многочисленные формы научно -технического творчества,
профессиональной и трудовой деятельности учащейся молодежи в составе общественных объединений или творческих сообществ в определенной степени утрачены в силу невостребованности современным
рынком труда. Очевидно, что задачи управления процессом адаптации образования, науки и научно-технического предпринимательства в условиях формирования рыночных отношений приобретают новые формы с другими механизмами и технологиями. Если научная деятельность в вузе направлена на получение новых знаний, образовательная - на использование этих знаний в учебном процессе для подготовки специалистов, то
инновационная деятельность
(инновационное образование, в том числе и при активном участии студенческой молодежи) должна базироваться на коммерциализации знаний, т. е. на коммерческом использовании новых знаний в научной, образовательной и производственной сферах. Такие «точки роста», как положительный опыт работы студенческих коллективов вузов и университетских центров, в том числе и при активном взаимодействии с крупными промышленными
корпорациями, предпринимательскими структурами, фондами,
государственными учреждениями и администрациями различного уровня, имеются.
Решение стратегических задач экономики, основанной на знаниях, требует реформирования и опережающего развития системы образования: с одной стороны, принципиально повысить роль системы образования в инновационной деятельности; с другой - эти новации должны создавать эффективные механизмы использования научно-технического потенциала, человеческого капитала и, прежде всего, талантливой, творческой и профессиональной молодежи. Инфраструктурным и интеллектуальным базисом,
способствующим решению этих задач, могут стать молодежные научно-технические бизнес-сообщества,
творческие коллективы и
предпринимательские структуры в системе учебно-научно-производственных комплексов университетов или добровольного содружества вузов различного профиля. Вокруг такого рода комплексов могут быть созданы условия для эффективной деятельности малых предприятий, исследовательских,
производственных и коммерческих центров, парков, опытных производств и экспериментальных площадей, в составе учредителей которых могут быть студенты, предприниматели, педагоги, различные образовательные и предпринимательские структуры, фонды, инвесторы [2].
Третьей особенностью
инновационного образования по сравнению с традиционным
образованием является то, что персонал предприятия (организации)
самостоятельно, с помощью
инновационных менеджеров,
вырабатывает средства и методы решения собственных проблем, выявляет и решает эти проблемы, приобретая при этом навыки более эффективного использования своих знаний,
мыслительных способностей, опыта практической деятельности и
взаимодействия с людьми. Здесь инновационное образование формирует умения находить нестандартные эффективные решения в сложных ситуациях с высокой степенью неопределенности.
Инновационное образование
предполагает не просто приобретение определенных навыков и знаний, а коррекцию и иногда глубокую перестройку ценностных структур личности и работника. Более того, перестраивая всю структуру
деятельности субъекта и затрагивая глубокие личностные пласты,
инновационное образование запускает процессы саморазвития, помогает субъекту изменить, перестроить экономическую и социальную среду своего обитания. Можно сказать, что целью и результатом инновационного образования становится инновационный образ жизни.
Четвертая особенность
инновационного образования
заключается в том, что знания вырабатываются корпоративно самими обучающимися совместно с обучаемыми (при традиционном образовании знания получают от преподавателя, из литературы, интернета и других источников); знания приобретаются, когда в них возникает необходимость, по принципу «здесь и теперь» (при традиционном образовании знания приобретаются впрок, на
постобразовательный период);
схватывание целостности, затем разбивка на элементы (от сложного к простому) (при традиционном образовании -поэтапное, расчлененное получение знаний (от простого к сложному).
Среди высших учебных заведений университеты по своему научно-техническому и интеллектуальному потенциалу должны стать главным проводником и инициатором активного развития инновационного образования в регионах и федеральных округах. В этих целях должны быть решены следующие задачи:
- целевая подготовка и стимулирование кадров для управления инновационными процессами, в первую очередь руководителей комплексных инновационных проектов по перспективному развитию производств и территорий; подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации в области менеджмента инноваций и инновационно-инжини-ринговых и высоких технологий;
- создание и развитие на базе инфраструктуры университета инновационно-технологического центра (институт инноватики) для решения теоретических и прикладных вопросов развития инновационной деятельности в университете и регионе в целом;
- освоение и развитие с участием всех научных школ и подразделений университета технологий наукоемких нововведений, приоритетное освоение конкурентоспособных технологий развития производств и территорий на основе результатов маркетинга продукции высокого спроса, включая внедрение систем общего управления
качеством для всех производств и территорий региона;
- создание распределенной базы данных и знаний в области инновационно-инвестиционной деятельности;
- организационно-методическое обеспечение работ по созданию на базе университетов региональных инновационно-инвестиционных комплексов с участием учреждений РАН, вузов, ряда промышленных предприятий, финансовых и предпринимательских структур и отраслевых министерств региона в целях решения проблемы комплексного социально-экономического развития региона путем активной реализации инновационных инфраструктур, инновационной деятельности и наукоемких технологий в приоритетных для региона направлениях хозяйственной деятельности;
- интеграция образовательной, научной и инновационной деятельности в целях решения основной проблемы, стоящей перед страной в целом и регионами в частности, а именно -проблемы динамически устойчивого и прогрессивного развития отечественных производств и территорий на новой технологической базе.
Непрерывность развития науки, образования и социальной сферы с рассматриваемых позиций выступает как основа постоянного регулирования и коррекции циклического развития социально-познавательных и культурно-интеллектуальных структур общества в основных сферах духовного и материального производства и, в первую очередь, на всех уровнях науки, культуры и образования.
Поэтому высшая школа с ее разветвленной сетью по регионам и отраслям может и должна выступать в качестве связующей и координирующей подсистемы инновационного
образования. Наличие устойчивой универсальной и разветвленной инфраструктуры высшей школы и ее гибкость позволяют успешно решать многие проблемы, связанные с формированием и функционированием инновационного образования. Если
провести анализ свойств инфраструктуры высшей школы России, то можно прийти к выводу о перспективности и необходимости как для высшей школы, так и для России в целом ориентироваться при реализации инновационного образования на связующую и координирующую роль высшей школы.
В качестве мотивации изложенного утверждения приводим основные свойства инфраструктуры высшей школы, существенные для
рассматриваемой проблемы [1]:
- распределенность высшей школы по всем регионам России;
- высокий научно-технический потенциал инфраструктуры высшей школы (более 50% докторов и кандидатов наук);
- универсальность системы высшей школы, ее межотраслевой характер (научные школы вузов России перекрывают все области экономики страны);
- естественная интеграция инновационно-инжиниринговой, научно -тех-нической деятельности с формированием кадров нового поколения, включая системных менеджеров инновационных проектов и структур (постоянно регенерируемая кадровая среда, определяющая развитие России);
- взаимодействие высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами;
- относительно высокий уровень системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные вычислительно-информационные сети, соединенные в общую систему;
- высокая поддержка высшей школы общественностью;
- разветвленная географически и по сферам деятельности сеть международных связей высшей школы;
- малая инерцияи высокая гибкость системы высшей школы России;
- многолетний опыт инновационной деятельности высшей школы.
Формирование отечественной
инновационной инфраструктуры вообще и ее координирующего ядра на базе высшей школы должно осуществляться с максимально возможной интеграцией всех составляющих этой инфраструктуры иобластей научно-технического
прогресса. Должен быть найден балансмежду региональным и
отраслевым развитием образования. Очевидной является необходимость одновременного развития с
изменяющимися приоритетами и регионального, и отраслевого направлений.
Проанализировав различные
возможные условия и характер функционирования инновационного образования, характер взаимодействия с окружающей средой и другими системными объектами, мы пришли к выводу, что в системном плане инновационное образование необходимо рассматривать как «черный ящик» (рис. 2), входом которого являются организационные, социально-
экономические, технические требования и условия финансирования, итогом работы (выходом) - достижение требуемого результата. Инновационное образование обеспечивается наличием необходимых ресурсов: материалов (М), оборудования (Е), человеческих ресурсов (Н) и финансовых ресурсов Эффективность обучения достигается за счет управления (и) инновационным образованием, которое обеспечивает распределение и использование ресурсов М, Е, Н, F, координацию процесса обучения и компенсацию возмущающих
внутренних (V) воздействий среды.
Упраиленш
Требования
внешних
Вошушаюише воцеЛсии»
V
прошводсгва Условия
Инновационное образование
фу ншюнированш
ИнновашонныА
продукт(услуга)
Ресурсы М, Е, Н, Г
Рис. 2. Модель функционирования инновационного образования
Компенсация возмущающих
внутренних воздействий характеризуется следующими особенностями
организации:
- создание благоприятных условий режимов труда и отдыха;
- наращивание креативности и разнообразности содержания труда;
- снижение физических нагрузок;
- реализация социальных потребностей;
- материальное стимулирование;
- увеличение заработной платы;
- повышение социального и профессионального статуса в организации;
- повышение конкурентоспособности на рынке рабочей силы.
Внешние воздействия на деятельность организации (предприятия) оказывают: потенциал рынка соответствующих товаров (услуг) организации,
инфраструктура организации,
законодательство, демографическая среда, информационная среда.
В то же время направленность инновационного образования на этом
уровне определяется производственным потенциалом предприятия, который характеризуется: технологическим
разделением труда, потенциалом функционирующих средств труда (ОПФ), материально-ресурсным потенциалом, энергетическим потенциалом,
информационным потенциалом,
образовательным потенциалом
работников.
В целом по результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что формирование и развитие
инновационного образования
обусловливается, во-первых, его технической составляющей
(развивающиеся информационные
технологии); во-вторых, нормативно-правовой составляющей (юридические документы, обеспечивающие правовые нормы на рынке образовательных информационных услуг); в-третьих, информационной составляющей
(различные информационно-поисковые системы); в-четвертых, организационно-экономической составляющей (методы государственного регулирования), от взаимосвязи которых напрямую зависит уровень информационного образования. Инфраструктура информационного
образования может быть определена как совокупность следующих секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги: сектор деловой информации; сектор информации для специалистов; сектор потребительской информации; сектор услуг образования; сектор обеспечивающих информационных
систем и средств.
В совокупности все эти составляющие являются необходимой базой
становления инновационного
образования как фактора
целенаправленного развития
человеческих ресурсов.
и
Примечания
1. Васильев Ю. С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Инновационная политика высшей школы России: Концепция и программа действия. СПб. :СПбГТУ, 1996. 2. Гамидов Г. С., Исмаилов Т. А., Туккель И. А. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения. СПб. : Политехника, 2007. 3. Добров Г. М. Наука о науке: введение в общее наукознание. Киев :Наукова думка,
1996. 4. Журавлев М. Управление человеческим капиталом с целью формирования
инновационного общества // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 6.
Статья поступила в редакцию 26.02.2013 г.