V___/
Абдувалиев А.А.
к.э.н., с.н.с. Института Экономики Академии Наук Республики Узбекистан
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА
Важнейшим приоритетом для нас продолжает оста -ваться модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, ускоренное обновление ведущих отраслей экономики1.
И.А.Каримов
Ускорение темпов развития мировой экономики и экономического роста отдельных стран, за последние десятилетия, в значительной мере, обусловлено раскрытием потенциала инновационной деятельности человека. Традиционная парадигма экстенсивного использования ресурсов, природных богатств - сменяется - инновационной.
Научная деятельность становится все более сложной и многообразной, а инновации возникают везде, в том числе и в областях, прямо не сопряженных с ней, - в корпоративном менеджменте, маркетинге, секторе деловых услуг, финансовой сфере и др. Заметно меняется вся «экосистема», в которой функционируют индивидуумы, организации, институты2.
Инновационный рост как стратегическое направление развития глобальной экономики в ближайшем будущем будет обеспечиваться преимущественно за счет конвергенции технологий. В ходе этого процесса появляются широкие возможности возникновения огромного спектра технологических направлений на стыке существующих, что значительно расширяет базу для прорывных инноваций.
В большинстве стран увеличиваются масштабы финансирования исследований
1 Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год. Народное слово. 22 января 2011 г.
2 Источник: http://inno-expert.ru/consulting/ innovation/
и разработок (НИР) из всех источников. Интенсивно развиваются высокотехнологичные виды экономической деятельности, одновременно повышается науко-емкость традиционных, базовых отраслей промышленности, сферы услуг. Под воздействием инноваций весь их облик радикально преображается. Наука все заметнее ориентируется на потребности экономики, усиливается ее инновационная направленность. В свою очередь и представители крупного и малого бизнеса всё активнее сотрудничают с представителями науки. Особенно в последние годы тенденция становления и развитие инновационной системы прослеживается и в национальной экономике.
Активную роль в инновационном скачке индустриально развитых стран играет внутрифирменная наука, интегрированная в реальный сектор экономики. В таких странах как Великобритания, Австрия, Бельгия и Германия, на ее долю приходится 62 -70% общих затрат на науку, в США - 70%, Китае - 71%, Швеции, Японии и Израиле - 75-77%.
Как показывает мировая практика, осуществление исследований эффективно
сочетается с аутсорсингом услуг научных центров и университетов. Такое распределение усилий позволяет фирмам развивать собственный инновационный потенциал, оставаясь при этом в центре потоков научно-технической информации. Если в 1970-80-х годах крупные компании (IBM, AT&T и др.) еще могли охватить почти все перспективные научно-технологические направления, то сегодня интенсивное расширение спектра технологий, необходимых для инноваций, в сочетании с обострением конкуренции и повышением инновационных рисков подталкивает их к переходу на новые пути развития. По сути, как показывает мировой опыт, инновационный цикл разворачивается уже не только внутри какой-либо отдельной компании, а в рамках межкорпоративных инновационных взаимосвязей. Крупные компании выступают инициаторами создания сетей знания, привлекая к участию в них другие институты - университеты, независимые лаборатории, государственные научные учреждения и т.д., - и становятся их центральным звеном. Формируются связанные системы открытых инноваций, нацеленные на создание новых коммерческих возможностей путем совместного использования взаимосвязанных знаний и компетенций разных партнеров, включая поставщиков, клиентов, исследовательские организации1.
В промышленно развитых странах институты высшего образования не просто выполняют значительный объем НИР, но также служат площадками для передачи технологий, старта малых инновационных фирм, содействуют повышению мобильности ученых, осуществляют подготовку и развитие специалистов. В итоге там же зарождаются новые научно-технологические направления.
Особого внимания заслуживает стремительный рост сферы инновационных услуг, которая занимает ведущее место в постиндустриальном обществе и основывает масштабный спрос на инновации. Возросший интерес к инновациям в этом секторе в определенном смысле отражает выравнивание акцентов инновационной политики, устранение исторически сложившегося перекоса в сторону про-
1 Источник: http://inno-expert.ru/consulting/ innovation/
мышленных инноваций. Так, например в Японии среднегодовые темпы прироста затрат на НИР в секторе услуг в период 1990-2003 гг. превысили 30%.
Закон о науке и технологиях, принятый 11 ноября 1995 г. в Японии, установил фундаментальные положения исходя из того, что стимулирование науки и технологий является основным направлением движения Японии в XXI век. В развитие закона и с целью проведения всесторонней и систематической политики стимулирования науки и технологий 2 июля 1996 г. в Японии был принят «Генеральный план, по науке и технологиям» приоритетами которого являются:
- увеличение количества исследовательских работ в частных университетах, корпоративном секторе;
- стимулирование международной научно-технологической кооперации;
- выполнение исследовательских работ и их совершенствование в рамках системы НИОКР;
- развитие и совершенствования инфраструктуры НИОКР;
- стимулирование различных форм финансирования;
- содействие развитию НИОКР в различных регионах страны;
- поощрение заинтересованности в науке и технологиях2.
Особо уделяется внимания и финансированию инновационной деятельности. На протяжении ряда лет Япония является мировым лидером по доле расходов на НИОКР. Основными участниками инновационного инвестирования в стране выступают финансово-промышленные группы - корпоративный сектор, который осуществляет финансирование около 2/3 инноваций. Государство играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских работ в стране, в реализации широкомасштабных программ развития НИОКР и поощрении частных компаний. С 1995 г. государственное финансирование распространяется на малые и средние фирмы, причем в довольно крупных размерах (бюджетное ассигнование возросло примерно на 50%). Сам бюджет Японии выступа-
2 Mori W., Ochai T. Science, Technology in Japan // Technology in Society. 1997. Vol. 19. August/ November. № 3-4. P. 500.
V___/
ет как элемент программы развития НИ-ОКР: например, в 1999 г. на исследования эндокринных препаратов было выделено 11,2 миллиардов иен, исследования в генной инженерии - 8,7 миллиардов иен, исследования по диоксиду - 4,2 миллиардов иен и т.д. За последние 20 лет совокупные расходы на развитие науки и технологий в Японии выросли в 8 раз, и это наибольший в мире показатель роста затрат в инновационной сфере1.
В Японии самое высокое в мире количество заявок на получение патентов. В 2000 г. в США из 300 тысяч обращений за патентами 50 тыс. составили заявки японских компаний и корпораций2. На сегодняшний день многим корпорациям разрешено самостоятельно устанавливать систему поощрения НИОКР. Большинство компаний в качестве поощрения перспективных исследований и их внедрения устанавливают специальные бонусы. В такой транснациональной корпорации, как, например, Sony размер бонусов практически не ограничен и рассчитывается от суммы дохода, полученного корпорацией в результате внедрения той или иной технологии. Закон разрешил университетам создавать собственные лицензионные фирмы, что позволяет еще больше стимулировать область патентоведения.
На глобальном уровне прогресс мировой экономики сопровождается возрастающим количеством и новым качеством игроков. Все большее внимание обращают на себя страны с повышенной динамикой развития - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. По прогнозам экспертов, к 2050 г. они войдут в число богатейших экономик мира.
Обобщая опыт различных государств, как динамично развивающихся, так и экономически развитых, выделим ряд типичных признаков роста, основанного на инновациях:
- Актуализация факторов, связанных с населением и рабочей силой. Все более важную роль играют не только их базовые количественные характеристики (численность трудоспособного населения, показатели занятости и т.п.), но и качественные изменения, затрагивающие
1 Wollf M. Perspectives || Research-Technology Management. 1998. Vol. 41. № б. P.80.
2 БИКИ. 27 июня 2002 г. № 70. с.16.
образование и квалификацию, здоровье, продолжительность и качество жизни. Следует отметить, что именно динамика благосостояния граждан считается основным критерием эффективного экономического роста, а размеры среднего класса - одним из признаков и сильнейших стимулов его инновационной направленности.
- Оперативные резервы институциональной системы. Перемены во внешних условиях (резкие изменения на глобальных рынках, мировые кризисы и т.д.) могут потребовать быстрой реакции в форме модернизации устаревших институтов, трансформации финансовой системы и т.д. Способность к эффективной адаптации в условиях меняющейся среды на всех уровнях - от отдельных индивидов до общественных институтов - является крайне важным фактором гибкого и в то же время устойчивого инновационного развития. Для фирм, например, способность гибко реагировать на полученную извне информацию и эффективно применять знания становится ключом к успеху.
Природа инноваций и инновационной деятельности, формы и механизмы ее организации, поддержки, стимулирования сегодня претерпевают глубокую трансформацию. Научная деятельность выступает основным источником инноваций и ключевым фактором инновационного роста. Динамика промышленного производства, рост его концентрации привели к расширению масштабов исследований и увеличению численности занятых в этой сфере.
Важную роль играет появление инновационных кластеров - сетей, возникших на определенных территориях и связывающих участников инновационной деятельности - компании, научные организации, университеты - через выработку общих стратегических путей развития, использование очевидных синергетических эффектов объединения усилий в совместных инновационных проектах.
Сильные финансовые и торговые связи являются необходимым условием минимизации рисков коммерческой деятельности, продвижения на промежуточных и конечных фазах инновационного цикла. Наконец, динамичный инновационный рост невозможен без си-
стемного подхода к формированию социально-экономической и научно-технологической политики. Необходимы единые рамки, позволяющие объединить все направления и факторы роста и участвующие в них институты.
В последние годы новые технологии стремительно проникают во все сектора экономики и социальной сферы. С ними связаны многочисленные инновации, обеспечивающие создание более совершенных продуктов, услуг, производственных процессов, повышение производительности труда и рост занятости квалифицированных работников. Эксперты прогнозируют, что главными направлениями глобального научно-технического развития в средне - и долгосрочной перспективе являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биотехнологии, нанотехнологии и технологии новейших материалов. Большинство новшеств появившихся в течение последних 10-15 лет, так или иначе, связаны с их применением. На их развитие направляются значительные ресурсы, что содействует формированию масштабных глобальных рынков, которые по объемам превосходят основные сырьевые потоки (нефти, газа, металлов и др.). Безусловными лидерами в этом отношении остаются США, страны Западной Европы и Япония, к которым быстро приближается Китай, вкладывающий крупные средства в сферу науки и технологий. Например, более половины расходов на науку предпринимательского сектора в США приходится на исследования в сфере ИКТ и биотехнологий. Семь из двадцати крупнейших компаний мира по расходам на НИР специализируются в фармацевтике, пять - в сфере иКт. По оценке Национального научного фонда США, мировые расходы на НИР в области ИКТ превышают 150 миллиардов долларов1.
Информационно-коммуникационные технологии являются ключевым фактором развития различных секторов экономики: на их базе формируется телекоммуникационная инфраструктура, развиваются рынки соответствующих товаров и услуг. На их основе осущест-
1 Источники: The 2007 EU Industrial R&D Investment Scoreboard, p.30, 55; Science and Engineering Indicators, 2006, p. A4-93.
вляется большинство инноваций во многих отраслях промышленности и сферы услуг, развивается электронная торговля (е-commerce), становится возможным создание более сложных и эффективных производств, формирование глобальных производственно-технологических систем, обеспечивающих интеграцию всех элементов жизненного цикла продукции - от изучения спроса и разработки инновационных продуктов до массового производства и утилизации.
Прогресс в сфере биотехнологий позволяет решать такие важнейшие социально-экономические задачи, как повышение продуктивности сельскохозяйственных культур; получение биологически активных веществ; производство вакцин; биосинтез антибиотиков, гормонов и др.
Нанотехнологии - еще одно направление, способное в долгосрочной перспективе обеспечить инновационные прорывы. Ощутимый прогресс наблюдается в исследованиях в сфере нанотехнологий, которые имеют широкий спектр практических приложений (ИКТ, биотехнология, новые материалы и др.). Материалы, приобретающие принципиально новые свойства на наноразмерном уровне, - на-нотрубки, металлические и керамические наночастицы и т.п. - формируют основу для создания прорывных технологий во многих отраслях. На их базе создаются новые ткани, покрытия, композитные материалы для использования в автомобилестроении, авиастроении, текстильной, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленности, строительстве, производстве одежды, спортивных товаров и т.д. Широкий спектр применений нанотехно-логий ожидается в электронике (солнечные элементы, устройства памяти, процессоры и др.). С ними также связывают возможность радикальных прорывов в сфере создания новых машин и оборудования, нетрадиционных способов организации производства.
По данным компании Lux Research, затраты на НИР в области нанотехнологий в мире в 2006 г. превысили 5 миллиардов долларов США. Объем рынков товаров, произведенных с использованием нано-технологий, по прогнозам, увеличится с 50 миллиардов в 2006 г. до 2,5 триллион
V___/
долларов в 2014 г., что составит 15% от общего объема всех товарных рынков1.
Производство и продвижение на мировые рынки продукции высоких переделов (в том числе наукоемкой) и новых технологий являются одной из важнейших характеристик конкурентоспособности страны. Долгосрочная динамика развития мировых рынков свидетельствует о росте доли товаров с высокой добавленной стоимостью, и страны, не обладающие существенными природными ресурсами, но сделавшие ставку на развитие передовых технологий (Корея, Сингапур, Финляндия, Ирландия и др.), выдвигаются в число мировых лидеров по темпам экономического роста и уровню жизни населения.
Как уже отмечалось, важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит малым предприятиям, что обусловлено их инициативностью, гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям. В условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства они призваны обеспечивать результативное освоение технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции. В Узбекистане на фоне развивающейся в целом инфраструктуры поддержки малого бизнеса он пока не может влиять на повышение общего уровня инновационной активности. Так как, малые фирмы не имеют для реализации даже небольших инновационных проектов (не говоря уже о радикальных нововведениях) ни требуемых финансовых ресурсов, ни научного потенциала и квалифицированных кадров, ни резерва времени (для освоения новых технологических процессов и окупаемости затрат). Для этого, им необходимо всестороннее (финансовое, интеллектуальное, информационное) содействие либо государства, либо крупных предприятий, на базе которых они создаются. Естественно есть и другая альтернатива зарубежный инвестор. Но как показывает опять-таки мировая практика, доля внешних инвестиций в развитие инновационной системы какой либо страны очень не велик по сравнению с другими видами инвестиции (портфельные, прямые).
1 The Nanotech Report, 2007, p.11, 18.
Таким образом, следует сделать вывод, что инвестиции в инновационное развитие национальной экономики должно осуществляться либо крупными национальными компаниями, либо коммерческими банками (такие как, Промстройбанк, Национальный банк ВЭД, Асака-банк которые непосредственно обслуживают большинство крупных промышленных предприятий республики), и оперируют значительными свободными финансовыми средствами. Либо это должно делать непосредственно государство, призванное в конечном итоге, разрабатывать и координировать стратегию инновационного развития национальной экономики. И наконец, предлагается участие всех троих в этом процессе, государство - частные компании - коммерческие банки. Но особенно важно при этом, четко сформулировать роль каждого из них.
В развитых экономиках импульс к инновациям задают, как правило, крупные компании, которые создают новые либо привлекают действующие малые фирмы для предварительной «обкатки» новых технологий и продуктов.
Организационные нововведения выражаются во внедрении современных методов корпоративного управления как общепризнанного фактора конкурентоспособности, совершенствования действующих и применения новых механизмов и форм организации производства и труда. Как правило, они связаны с модернизацией стратегий компаний - выходом на новые рынки, слияниями и поглощениями, внедрением международных стандартов в системах менеджмента качества и сертификации продукции.
Успешная реализация инновационных проектов во многом зависит от того, насколько отчетливо руководство предприятий представляет основные тенденции рынка - объем, динамику, конкурентов, эффективные рекламные технологии и т.д. Для этого во всем мире активно развиваются маркетинговые инновации, нацеленные на адаптацию продукции и услуг к потребностям клиентов, увеличение масштабов производства и рынков сбыта. В Узбекистане долгое время роль маркетинга в корпоративном управлении игнорировалась. Более того многим предприятиям так и не удалось накопить сколь - либо
значимый опыт в данной области. Это обстоятельство в совокупности с недостатком квалифицированного персонала еще больше тормозит инновационный процесс. Лишь в последние годы национальные компании начали осознавать значимость не столько отдельных форм и инструментов маркетинга, сколько его реализации как целостной концепции управления бизнесом.
Приоритеты инновационной деятельности промышленных предприятий неуклонно смещаются от интеллектуальной составляющей инновационного процесса в сторону его практических, внедренческих стадий. В долгосрочной перспективе такая динамика может привести к снижению качества и уровня нововведений и в конечном итоге к замедлению темпов инновационной активности. Рост заметен только для тех видов инноваций, которые непосредственно связаны с внедрением: приобретение оборудования, производственное проектирование, технологическая подготовка производства и др. Предприятия почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций закупки овеществленных технологий, т.е. машин и оборудования. Их мотивы связаны, как правило, со стремлением в кратчайшие сроки обновить материально-техническую базу, повысить технологический уровень производства, что, впрочем, оправдано самой природой инновационных процессов, требующих постоянной модернизации производственного аппарата.
Инновационная активность предприятий в большой степени зависит от разнообразия и структуры их взаимосвязей с источниками информации, знаний, технологий, опыта, человеческих и финансовых ресурсов. Такие связи стимулируют возникновение самих идей осуществления инноваций, способствуют их продвижению по стадиям инновационного цикла. Импульс к началу инновационной деятельности, как правило, поступает из соответствующих источников информации. Реализация нововведений в производственной практике, в свою очередь, требует использования разнообразных результатов научно-технологической деятельности - патентов на изобретения, ноу-хау, готовых технических решений,
стандартов и т.п., которые служат источниками необходимой информации. Как уже отмечалось, эффективность инновационного развития зависит не только от того, насколько успешна деятельность самостоятельных экономических агентов, но и от эффективности взаимосвязей между ними.
Характерной особенностью инновационной деятельности компаний является усиление влияния внутрипроизводственных факторов. Предприятия полнее осознают недостаточность собственного инновационного потенциала - слабость исследовательской базы, неготовность к освоению новейших технологических достижений, нехватку квалифицированных кадров, отсутствие кооперационных связей. Им недостает информации о новых технологиях и потенциальных рынках сбыта инновационной продукции. При этом как положительную в плане потенциального роста инновационной активности следует оценить тенденцию к повышению заинтересованности предприятий в получении сведений о новых технологиях. В связи с этим со всей остротой встает проблема дефицита эффективных инновационных проектов. Существуют и другие немаловажные причины, затрудняющие реализацию инновационных процессов, - слабо развитая нормативно-правовая база, неразвитость инновационной инфраструктуры, неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности.
Совершенствование инновационной деятельности требует в первую очередь, интеграции заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий для их внедрения. Государственная инновационная политика в базовых отраслях экономики в первую очередь направлена на ускоренное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений на основе разработки и внедрения комплекса первоочередных мер.
1. Промышленная и инновационная стратегии взаимообусловлены и должны формироваться исходя из целевых экономических установок, принимаемых предприятиями на долгосрочный период.
2. Эффективная инновационная политика хозяйствующего субъекта долж-
V___/
на основываться на использовании проблемно-ориентированного подхода и реализовываться в рамках программно-целевого управления. Инновационная стратегия, опираясь на стратегический маркетинг хозяйствующего субъекта, должна опережать рыночный спрос и в определенной степени формировать его в будущем.
3. В свою очередь, государственная инновационная политика должна включать определение приоритетных целей развития, механизмов их достижения и стимулирования инноваций, вплоть до прямого регулирования разработки и внедрения отдельных инноваций национального масштаба.
4. Важным условием реализации инновационной политики является формирование институциональных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности.
5. Совершенствование инновационной политики включают также меры как: развитие рынка интеллектуальной собственности, вовлечение в хозяйственный обо-
рот результатов научно-технической деятельности, государственную поддержку и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство.
6. Хотя рынок играет важную роль в стимулировании инновационной активности, в конечном итоге он не может обеспечить динамичное развитие национальных инновационных систем (НИС). Значима и роль государства, формулирующего долгосрочную стратегию развития НИС и реализующего конкретные мероприятия по поддержке и регулированию развития и внедрения инноваций.
7. Важно обеспечить разработку и реализацию единого комплекса мероприятий по обеспечению непрерывных инновационных процессов для перехода на траекторию устойчивого развития. Особое значение при этом приобретает не только выработка инновационной стратегии, ее нацеленность на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного регулирования, концентрация интеллектуальных, материальных, финансовых и организационных ресурсов на приоритетных направлениях НИОКР.
Список литературы:
1. Chesbrough H. Open Innovation: the New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston, MA : Harvard Business School Press, 2003.
2. Mori W., Ochai T. Science, Technology in Japan // Technology in Society. 1997. Vol. 19. August/November. № 3-4. P. 500.
3. Wollf M. Perspectives // Research-Technology Management. 1998. Vol. 41. № 6. P.80.
4. БИКИ. 27 июня 2002 г. № 70. с.16.
5. The 2007 EU Industrial R&D Investment Scoreboard, p.30, 55; Science and Engineering Indicators, 2006, p. A4-93.
6. The Nanotech Report, 2007, p.11, 18.
7. АсеевА.Л. Наноматериалы, наноэлектроника и нанобиотехнологии // Наука в Сибири. 2007. № 50.
8. Заиченко С.А. Развитие инноваций в сфере услуг // Форсайт. 2007. № 1.
9. http://inno-expert.ru/consulting/innovation/