ИННОВАЦИОННО-ИННОВАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Е.Н. Сыщикова, доцент, к.э.н., Российский государственный университет правосудия, г. Москва
Е.В. Шкарупета, доцент, к.э.н., М.Б. Шмырева, научный сотрудник, к.э.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В настоящее время понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция» несколько устарели. Им на смену пришли понятия инноваций.
Заметим, что в термин «инновация» авторы зачастую вкладывают разный смысл. На наш взгляд, инновация - это использование достижений НТП, направленное на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационно-технических и социально- экономических решений с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Другими словами, инновация - это оригинальное проявление научно-технического прогресса, обладающее элементом новизны, результат творческого труда, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового технологического процесса, обладающего совокупностью функций по производству товара или услуги, удовлетворяющего потребностям рынка и приносящего эффект.
Интересный момент приводится в книге [Асаул и др., 2008]. Авторы делают акцент на наличии инновационно-инновативных процессов экономического развития страны. При этом инновационный аспект определяется самодостаточностью инноваций как составляющей экономического развития. Инновативный аспект связывается с фундаментальными приобретениями в научно-технической среде, что особенно актуально в рамках проведения настоящего исследования.
Организационно-управленческие инновации базируются на концепции «трех состояний»: настоящее состояние, переходное состояние, будущее состояние. В широком понимании организационно-управленческие инновации представляют собой совокупность видов деятельности, направленных на повышение уровня организационной готовности компании к предстоящим изменениям.
На современном этапе глобализации и информатизации возможности организационно-управленческих инноваций расширяются за счет:
- подключения к инновационным процессам более подготовленных организаций (на основе аутсорсинга);
- интеграции участников инноваций в рамках международной кооперации (пул, консорциум и т. п.);
- применения интернет-технологий;
- использования мировых достижений и возможностей международных
институтов бизнеса (ВТО, учет и финансовая отчетность, TQM и т.п.).
Необходимо учитывать, что процесс организационных изменений циклически повторяется при появлении технологических, продуктовых, управленческих новаций. Следовательно, существует взаимосвязь циклов организационного развития с новациями, которая должна быть сбалансирована по времени и ресурсам. В противном случае могут быть большие экономические колебания или даже банкротство в период инновационного развития.
Наличие трудностей организационного развития и недостаточная инвестиционная привлекательность регионов, отраслей, компаний обусловили достаточно низкий пока процент компаний, осуществляющих инновации (от 3 до 17 %).
В восприятии менеджеров технологические инновации опережают организационно-управленческие. Согласно результатам проведенного Ассоциацией Менеджеров исследования, в российских компаниях среди внедряемых нововведений в управлении наиболее распространено формирование новой организационной структуры (75 %). Одинаковую оценку респондентов (55%) получили внедрение технических и программных новшеств, а также новые технологии и бизнес-процессы в отдельных функциональных областях -финансах, маркетинге, управлении персоналом, связях с общественностью.
Менее распространенными оказались инновации в области регламентов управления (53 %), и инновации в организации и разделении управленческого труда (45 %).
Список использованной литературы
1. Логунова И.В., Хацкевич В.Л., Шишкин В.А. Механизм формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Воронеж, 2007.
2. Родионова В.Н., Качина Ю.В., Щеголева Т.В., Владимирова И.С., Попова Е.С. Диагностика производственных систем. Воронеж, 2007.
3. Шишкин И.А. Концепция маркетингового аспекта реализации инновационного процесса на предприятии / В сб.: Инструменты современной научной деятельности Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2016. - С. 125-127.
4. Шишкин И.А. Маркетинговый аспект реализации инновационных процессов на предприятии / В сб.: Тенденции и перспективы развития науки XXI века Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 150152.
5. Шишкин И.А. Методика определения текущей приоритетности инновационных направлений и проблем наукоемкого предприятия / В сб.: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 338-340.
6. Шишкин И.А. Методический подход к выбору направлений и принципов инновационной политики предприятия / В сб.: Инновационные процессы в научной среде Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 183-186.
7. Шишкин И.А. Мониторинг внешней инновационной среды как этап
реализации инновационной политики наукоемкого предприятия // Символ науки. 2016. - № 3-1. - С. 219-221.
8. Шишкин И.А. Основные подходы к анализу рисков инновационного развития высокотехнологичного производства // Инновационная наука. 2016. -№ 3-1. - С. 264-266.
9. Шишкин И.А. Основы маркетинговой составляющей в реализации инновационных процессов / В сб.: Роль и место информационных технологий в современной науке Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 196-198.