Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Яковлева-Чернышева А.Ю., Беляева Е.В., Якунина И.Ю.
ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Международный инновационный университет вносит существенный вклад в развитие отечественной науки. В Университете выстроена целостная система организации научно-исследовательской деятельности, включающая 3 взаимосвязанных уровня: фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки, внедрение результатов проведенных исследований в образовательный процесс и практику хозяйственной деятельности.
Структура организации научных исследований в Международном инновационном университете представлена в нижеприведенной схеме 1.
Фундаментальные исследования в Университете проводятся на базе 5 научноисследовательских институтов (развития личности, экономики и управления, электронных информационных технологий, правовых исследований, техникотехнологических инноваций), в структуре которых функционируют научные лаборатории.
Научные исследования НИИ развития личности осуществляются в рамках проекта «Разработка сетевой теории и технологий развития личности в информационнообразовательном пространстве». Руководителем проекта является академик РАО, д-р психол. наук, профессор Г.А. Берулава.
В структуре НИИ развития личности функционируют следующие научные лаборатории: лаборатория методологии и теории развития личности, лаборатория психологических основ сервиса и туризма, лаборатория индивидуализации обучения, лаборатория воспитания личности.
Научные исследования НИИ экономики и управления реализуются в рамках проекта «Инновационные технологии экономики и управления». Руководитель проекта - д-р экон. наук, профессор А.Ю. Яковлева-Чернышева.
В структуре НИИ экономики и управления действуют такие научные лаборатории, как лаборатория экономики предпринимательства, лаборатория проблем налогообложения, лаборатория банковского дела, лаборатория современного менеджмента.
51
Схема 1. Структура организации научных исследований в Международном инновационном университете
52
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014
Научные исследования НИИ электронных информационных технологий проводятся в рамках проекта «Разработка инновационной электронной образовательноуправленческой среды «Электронный университет». Руководители проекта: д-р пед. наук, профессор О.А. Зимовина и старший преподаватель В.Г. Малыш.
В структуре НИИ электронных информационных технологий работают следующие научные лаборатории: лаборатория программных разработок, лаборатория мультимедиа и веб-ресурсов, лаборатория графического дизайна, лаборатория масс медиа и видеоресурсов.
Научные исследования НИИ правовых исследований осуществляются в рамках проекта «Разработка инновационных технологий в правовой сфере». Руководителями проекта являются: канд. юрид. наук, доцент Н.В. Сплавская, канд. юрид. наук, доцент
A. В. Дружинина.
В структуре НИИ правовых исследований действуют две научные лаборатории: лаборатория гражданского права и лаборатория виктимологии.
Научные исследования НИИ технико-технологических инноваций реализуются в рамках проекта «Разработка инновационных технологий в экологии и технической сфере». Руководители проекта: канд. тех. наук Т.К. Габуния и канд. тех. наук, доцент
B. П. Алексеев.
В структуре НИИ технико-технологических инноваций функционируют следующие научные лаборатории: лаборатория инновационных разработок в сфере технических средств, лаборатория инновационных технологических разработок.
Студенты Международного инновационного университета участвуют в проведении исследований, осуществляемых совместно с Институтом образовательных технологий Российской академии образования на базе научно-исследовательских институтов и научных лабораторий, функционирующих в Университете.
Заседание клуба интеллектуалов
53
Молодежный научный симпозиум
«Проблемы социально-культурного развития Черноморского региона»
Для проведения прикладных исследований и разработок в Университете создан Инновационно-технологический центр. Основной целью его деятельности является разработка инновационных технологий в гуманитарной и технической сферах.
В структуре Инновационно-технологического центра функционируют следующие подразделения: Центр программных разработок; Центр инновационных психологопедагогических разработок; Патентно-лицензионный центр; Центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне.
Центр программных разработок осуществляет формирование инновационной электронной информационной образовательной и управленческой среды «Электронный вуз», обеспечивающей системную интеграцию традиционного и электронного образовательных пространств на всех этапах обучения и воспитания студентов. В техническом плане данная среда реализована на платформах 1С: Предприятие 8 и WEB. В разработанной конфигурации используется клиент-серверный вариант системы 1С:Предприятие, использующий в качестве хранилища данных Microsoft SQL Server и WEB-сервер Apache совместно с системой баз данных MySQL.
Система «Электронный вуз» представляет собой современный, не имеющий аналогов образовательно-управленческий продукт, позволяющий максимально оптимизировать процессы, связанные с управлением деятельностью высших учебных заведений и организацией учебного процесса на основе теории сетевого образования. Она включает следующие основные подсистемы: «Ректорат», «Деканат», «Студент», «Тестирование», «Приемная комиссия», «Канцелярия», «Кадры», «Бухгалтерия» и др.
В работе Центра программных разработок участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная информатика» и получающие опыт создания информационных систем и баз данных, CMS систем, систем электронного обучения, используемых для поддержки образовательной и управленческой деятельности МИУ.
Центр инновационных психолого-педагогических разработок создан для
54
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014
разработки инновационных образовательных технологий, построенных на основе теории сетевого образования и теории гуманизации образования, реализованных в Концепции развития университета. Акцент в разработке учебно-методической документации делается на организацию самостоятельной и научно-исследовательской работы. В представленных технологиях реализованы метафоры «распределенного интеллекта», «общества обмена знаниями», «социального обучения». Такая распределенная образовательная среда характеризуется открытым информационно-коммуникативным пространством, опосредована новым дизайном, прежде всего, через опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа. Внедрение результатов исследований обеспечивает максимальный психологический комфорт для студентов в процессе обучения, реализацию индивидуальной траектории развития мыслительных процессов личности в соответствии с индивидуальным образом мира, стилем индивидуальности, когнитивным стилем и доминирующими поведенческими стратегиями. Центр обеспечивает разработку централизованного электронного внутреннего портала, содержащего задания для самостоятельной работы, видеосопровождение ко всем темам программ и электронные информационные ресурсы.
В Патентно-лицензионном центре студенты Международного инновационного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Технология транспортных процессов», «Экология и природопользование», занимаются разработкой инновационной техники и технологий.
За время деятельности Центра преподавателями, аспирантами и студентами Университета получены патенты на полезные модели: «Носилки для спасательных работ МЧС», «Большегрузный автофургон», «Многоуровневый гараж-стоянка для автомобилей», «Грузовой манипулятор на автомобиле», «Гараж-ракушка»; патенты на изобретения: «Электрический очиститель диэлектрических жидкостей и газов», «Способ очистки диэлектрических средств», «Устройство для подачи микроэлементов в виде камеры, герметично надетой на все тело человека», «Устройство для подачи микроэлементов в виде камеры, герметично надетой на часть тела от ног до пояса человека», «Устройство для подачи микроэлементов в виде камеры, герметично надетой на часть тела от ног до шеи человека» и др.
Центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне специализируется на разработке инновационных технологий ландшафтного дизайна в городское пространство. В работе Центра участвуют студенты Университета, обучающиеся по направлению подготовки «Дизайн». Студенты, занимающиеся в Центре, разработали дизайнерские проекты студенческих кафе, а также многих других объектов города. На прилегающей к Университету территории Центром создан Парк международного ландшафтного дизайна - уникальная экологическая зона с фонтанами, искусственной речкой. Декоративный сквер - прекрасный подарок вуза городу Сочи, столице Олимпийских игр 2014 года. Он стал излюбленным местом не только студентов, но и горожан и гостей курорта.
Внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в сферу социальной жизнедеятельности общества, область техники и технологий осуществляется в рамках деятельности бизнес-инкубатора, что обеспечивает создание условий для построения профессиональной карьеры студентов Университета, приобщения их к
55
самостоятельной постановке и решению профессиональных проблем.
В структуре бизнес-инкубатора работают следующие подразделения: консультационные центры; Центр социально-культурного сервиса; Центр развития и самореализации личности; Центр управленческих ресурсов; Центр разработки мультимедиа и веб-ресурсов; Центр разработки масс- медиа ресурсов.
В число консультационных центров входят: Центр психологического
консультирования, Центр правового консультирования, Центр экономического консультирования и Центры электронного консалтинга.
Центр психологического консультирования предоставляет возможность студентам МИУ получить навыки работы психолога-консультанта. В Центре осуществляется консультирование, как студентов, так и всех желающих получить психологическую помощь. В работе Центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология» и формирующие профессиональные компетенции для деятельности в сфере психологии.
Центр правового консультирования создан для оказания консультационных услуг в правовой сфере студентам, а также другим физическим лицам. В работе Центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция» и формирующие профессиональные компетенции для деятельности в правовой сфере.
Центр экономического консультирования создан для оказания услуг в сфере экономики предприятия, налогообложения и банковского дела, в том числе включающих консультации по бизнес-планированию, проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, порядку и методике исчисления и уплаты налогов и сборов, налоговому планированию, составлению налоговых деклараций и др. В работе Центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Экономика» и формирующие профессиональные компетенции для деятельности в сфере экономики.
В Центре электронного консалтинга студенты имеют возможность выступить в роли консультантов для других студентов. Круг вопросов, рассматриваемых в Центре электронного консалтинга, очень широк. Так, в настоящее время в его рамках действует ряд Электронных клубов, включающих: Электронный клуб юристов, Электронный клуб экономистов, Электронный клуб управленцев, Электронный клуб специалистов сферы сервиса, Электронный клуб ландшафтных дизайнеров, Электронный клуб по проблемам информатики, Электронный клуб по проблемам транспорта, Электронный клуб по межкультурным коммуникациям, Электронный клуб психологов.
Участие студентов в дискуссиях дает возможность для свободного выражения мнения по различным проблемным вопросам. Студенты, подключаясь к обсуждению конкретной темы, дают аргументированные ответы по данной проблеме, учатся дискутировать и отстаивать свою точку зрения, формируют навыки делового и межличностного общения, профессиональные компетенции в сфере своей будущей деятельности.
Центр социально-культурного сервиса включает гостиничный комплекс и кафе, расположенные в корпусах Университета. На их базе у студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Гостиничное дело», «Туризм», «Социально-культурная деятельность», формируются реальные практические навыки в сферах гостиничного
56
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014
сервиса и общественного питания.
В Центре развития и самореализации личности студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», имеют возможность получить практические умения и навыки по развитию личностных и поведенческих характеристик других студентов, необходимых для их успешности в профессиональной и личной сфере.
В Центре управленческих ресурсов студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», формируют профессиональные компетенции, необходимые в работе современного руководителя.
В Центре разработки мультимедиа и веб-ресурсов студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная информатика», учатся создавать реальные коммерческие сайты.
На базе Центра разработки масс медиа ресурсов студенты учатся создавать различную видеопродукцию, газету «Сочинская молодежь», журналы, издаваемые на базе МИУ.
Одним из важнейших направлений деятельности Международного инновационного университета, способствующим популяризации и внедрению результатов научных работ в практику образования, является проведение научнопрактических мероприятий международного и всероссийского уровня. Так, 9 сентября 2014 года на базе Международного инновационного университета прошла традиционная Международная конференция «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире».
«Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире», проводимая Международным инновационным университетом
Участников конференции поприветствовал заместитель Председателя комитета Государственной думы по образованию и науке, академик М.Н. Берулава, который осветил основные задачи конференции.
Главной задачей конференции является обмен опытом и достижениями в сфере развития современного высшего образования в России и за рубежом, интеграция российского образования в мировое образовательное пространство. Целями проведения конференции являлись исследование тенденций развития современного высшего образования; определение условий совершенствования системы высшего образования
57
с учетом специфики информационного общества; изучение направлений развития гуманитарного, экономического, юридического и технического образования в высшей школе.
С докладами на пленарном заседании выступили чрезвычайный и полномочный посол Швейцарии в Российской Федерации Пьер Хельг, вице-президент Российской академии образования, академик Г.А. Бордовский, директор Международного центра по изучению образовательных программ, профессор Тихоокеанского университета (г. Сиэтл, Соединенные штаты Америки) Артур Эллис, профессор университета Гавра П.-Б. Руффини (г. Гавр, Франция), академики Российской академии образования И.В. Дубровина и Н.В. Бордовская.
В заключение отметим, что в условиях реформирования системы образования внедрение в образовательную практику инновационной структуры организации научноисследовательской деятельности, разработанной в Международном инновационном университете, имеет особую актуальность.
Литература
1. Берулава М.Н. Теоретические основы современного образования: монография / М.Н. Берулава. - М.: Гуманитарная наука, 2011. - 20 п.л.
2. Берулава М.Н. Современная теоретическая платформа отечественного образования: научная статья / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - № 4. - С. 9-17.
3. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 29-35.
4. Берулава Г.А. Основы сетевой теории развития личности в информационном образовательном пространстве: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов международной научно-практической конференции, 12-13 сентября 2012 г. / Под ред. академика РАО Г.А. Берулава. - Сочи: Изд-во Международного инновационного университета, 2012. - С. 6-15.
5. Берулава Г.А. Инновационные технологии развития личности / Берулава Г.А.
- Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2014. - 1,5 п.л.
6. Беляева Е.В. Формирование электронно-коммуникативной компетенции преподавателя в контексте инновационной методологической платформы высшего образования: научная статья / Е.В. Беляева // Гуманизация образования. - 2012. - № 4. - С 28-32.
7. Концепция развития современного университета / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава.
- Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013. - 2,4 п.л.
8. Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование методологических принципов управления маркетингом в социально-экономической системе предпринимательства: научная статья / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. - 2013. - № 3. - С. 43-51.
58