Научная статья на тему 'Инновационная среда университета как феномен образовательной практики'

Инновационная среда университета как феномен образовательной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATIVE MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATIVE PROCESSES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Ирина Аркадьевна, Коломок Оксана Ивановна

В статье рассмотрено появление и развитие нового для системы образования феномена инновационной среды. В целях раскрытия его сущности и определения составляющих данного феномена в статье определены подходы к понятиям «инновация» и «среда», описаны уровни организации инновационной профессионально-педагогической среды, учитывая степень влияния субъекта управления на процессы формирования инновационной среды образовательного учреждения и управления ее влияниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Ирина Аркадьевна, Коломок Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ENVIRONMENT OF UNIVERSITY AS PHENOMENON EDUCATIONAL PRACTICE

In article emergence and development of a phenomenon new to an education system the innovative environment is considered. For disclosure of its essence and definition of components of this phenomenon in article approaches to the concepts «innovation» and «environment» are defined, levels of the organization of the innovative professional and pedagogical environment are described, considering extent of influence of the subject of management on processes of formation of the innovative environment of educational institution and management of its influences.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда университета как феномен образовательной практики»

Вестник Курганской ГСХА № 1, 2013

Гуманитарные и общественные науки

УДК 378

И. А. Богданова, О. И. Коломок

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ АККРЕДИТОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»

I. A. Bogdanova, O. I. Kolomok INNOVATIVE ENVIRONMENT OF UNIVERSITY AS PHENOMENON EDUCATIONAL PRACTICE VLADYMIR BRANCH ACCREDITED EDUCATIONAL PRIVATE INSTITUTION HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «MOSCOW FINANCIALLY - LEGAL UNIVERSITY»

В статье рассмотрено появление и развитие нового для системы образования феномена - инновационной среды. В целях раскрытия его сущности и определения составляющих данного феномена в статье определены подходы к понятиям «инновация» и «среда», описаны уровни организации инновационной профессионально-педагогической среды, учитывая степень влияния субъекта управления на процессы формирования инновационной среды образовательного учреждения и управления ее влияниями.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновационные процессы, профессионально-педагогическая среда, образовательная среда вуза.

In article emergence and development of a phenomenon new to an education system - the innovative environment is considered. For disclosure of its essence and definition of components of this phenomenon in article approaches to the concepts «innovation» and «environment» are defined, levels of the organization of the innovative professional and pedagogical environment are described, considering extent of influence of the subject of management on processes of formation of the innovative environment of educational institution and management of its influences.

Keywords: innovative management, innovative processes, professional and pedagogical environment, educational environment of higher education institution.

Ирина Аркадьевна Богданова

Irina Arkadyevna Bogdanova директор Владимирского филиала МФЮА Россия, 600031, г Владимир, ул. Восточная, д. 80Б, кв. 115 E-mail: [email protected]

Оксана Ивановна Коломок

Oksana Ivanovna Kolomok доктор педагогических наук, профессор Россия, 400087, г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д. 44, кв.142 E-mail: [email protected]

В системе управления отраслью «Образование» в последние годы на первое место выходит так называемый инновационный менеджмент, основу которого составляет управление изменениями или управление освоением новаций. Практика показывает, что большинство образовательных учреждений так или иначе включаются в инновационные процессы, при этом педагоги-практики указывают на то, что без специально организованной профессионально-педагогической среды, пригодной для преобразований, внедрение новшества либо не происходит совсем, либо его внедрение происходит с искажениями.

Исследователи активно ищут ответы на самые разные вопросы в этой сфере. Специалисты-практики отмечают появление и развитие нового для системы образования феномена - инновационной среды. Данное явление в педагогической теории не исследовано и не определено, хотя достаточно востребовано практическими работниками, так как необходимо оперировать им как управленческим средством. В целях раскрытия его сущности и определения составляющих данного феномена нами определены подходы к понятиям

«инновация» и «среда». В качестве рабочих используются следующие их толкования: «функционально среда определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» (Ю. С. Мануйлов), а педагогические инновации - это осваиваемые или освоенные педагогами новшества, оказывающие воздействие на педагогический процесс.

Основополагающие для нашего исследования понятия «инновация», «среда» достаточно разработаны в педагогической теории и практике. Многие авторы близко подошли к пониманию факта существования особой профессионально-педагогической среды, в которой происходят инновационные преобразования, а также к характеристике ее влияния на педагогов. Это позволило нам теоретически осмыслить феномен инновационной среды и, следовательно, подойти к формированию данного понятия.

Инновационная среда, будучи феноменом педагогической действительности, оказалась теоретически не осмысленной и не описанной в практике работы высшей школы, тем более не определено ее содер-

68 Научный журнал Вестник Курганской ГСХА

жательное наполнение.

В последнее время появились работы, в которых активно используется данное понятие. В основном инновационную среду определяют как условие ведения инновационной деятельности. Определение такой среде, в частности, дано Л. В. Загрековой. Понятие «инновационная среда» формулируется автором как «определенная морально-психологическая обстановка, подкрепленная комплексом мер организационного, методического и психологического характера, обеспечивающих формирование инновационного потенциала педагогических систем».

Разработанность в теории и практике понятий «инновация», «среда», «образовательная среда» явилась предпосылкой для осмысления феномена «инновационная среда» в педагогике. Мы предлагаем следующее авторское определение понятия «инновационная среда». Инновационная среда образовательного учреждения - это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов. Такая среда специально создается и организуется в образовательном учреждении для решения новых задач, основной функцией которой становится оспосабливание педагогов, т. е. вооружение их новыми методами и средствами обучения и воспитания обучающихся. Но инновационная среда - это не только совокупность новаций, но и совокупность специально подготовленных для решения новых задач ниш с господствующими в них позитивными стихиями, которые побуждают педагогов осваивать нововведения и использовать их в своей практике.

При таком подходе среда становится не только условием, но и средством достижения управленческих целей. Инновационная среда носит временный характер, отражает качественное состояние профессионально-педагогической среды и отличается тем, что она более неопределенна и неупорядоче-на. При этом неопределенность не игнорируется, а разрабатываются сценарии формирования инновационной среды. Инновационная среда может иметь как положительные характеристики, так и отрицательные, в зависимости от значений ее параметров, при этом она по-разному будет влиять на ее участников.

Нами предпринята попытка описать уровни организации инновационной профессионально-педагогической среды, учитывая степень влияния субъекта управления на процессы формирования инновационной среды образовательного учреждения и управления ее влияниями. Инновационная профессионально-педагогическая среда может быть организованной (как средство), частично организованной и неорганизованной инновационной средой. Данная классификация позволит практическим работникам определить степень развития инновационной среды своего учреждения и начать преобразовательные действия по ее улучшению. Предполагается,

что последовательное прохождение всех уровней организации инновационной среды необязательно. При надлежащем управлении возможно упорядочить ее структурные элементы и тем самым превратить ее в средство решения поставленных задач.

В основах средового подхода представлена исходная методологическая схема организации инновационной среды, которая заключается в создании субъектом управления целесообразных инновационных ниш и генерировании позитивных стихий, в том числе через отдельных педагогов, готовых к преобразованиям. Организация такой среды начинается с определения цели на уровне личности педагога, затем проектируются требуемые способы жизнедеятельности педагога и средства (ниши и стихии), необходимые для выполнения управленческих функций. После этого производятся управленческие действия, направленные на создание соответствующих ниш, генерирование положительных стихий и формирование определенного образа жизни педагогов. Все это приводит к созданию инновационной среды с надлежащими значениями ее параметров.

Список литературы

1 Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

2 Загрекова Л. В. Методологические основы личностно-ориентированной педагогической технологи в системе профессионального образования в высшей школе // Личностно-ориентированные педагогические технологии в системе профессионального образования в высшей школе: материалы научно-практической конференции. - Нижний Новгород: НГПУ, 1997. - С. 4-15.

3 Загрекова Л. В. Теоретико-методологические основы педагогических инноваций в образовательном процессе // Инновации в системе регионального образования: методология, теория, практика: материалы межрегиональной научно-практической конференции 25-26 октября 2005 г. - Нижний Новгород, 2005. - С. 25-36.

4 Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

3 Мануйлов Ю. С. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики // Материалы научно- практической конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. - С. 15-18.

4 Мануйлов Ю. С. Средовая диагностика. - Куста-най, 1997. - 50 с.

5 Мануйлов Ю. С. Средовой подход в образовании как педагогическая новация // Инновации в системе регионального образования: методология, теория, практика: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 25-26 октября 2005 г. - Нижний Новгород, 2005. - С. 39-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.