Научная статья на тему 'Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы'

Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КЛАСТЕР / INNOVATION / STAFF TRAINING / LEANING PERSONAL / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кужева Светлана Николаевна

Отчет о региональной научно-практической конференции, в которой приняли участие ученые, инженеры, предприниматели, представители органов власти, студенты и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Omsk region: innovative issues and prospects

The article provides the report about the region conference, with researchers, engineers, entrepreneurs, authorities, students and others having participated.

Текст научной работы на тему «Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 1. С. 81-84. © С.Н. Кужева, 2010

УДК 330.322

ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

OMSK REGION: INNOVATIVE ISSUES AND PROSPECTS

С.Н. Кужева S.N. Kuzheva

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Отчет о региональной научно-практической конференции, в которой приняли участие ученые, инженеры, предприниматели, представители органов власти, студенты и др.

The article provides the report about the region conference, with researchers, engineers, entrepreneurs, authorities, students and others having participated.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, подготовка кадров, кластер.

Key words: innovation, staff training, leaning personal, cluster.

24 ноября 2009 г. состоялась научно-практическая конференция «Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы». По адресу ул. Чапаева, 111, в помещении Государственного учреждения Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор» собрались представители региональных и муниципальных властей, бизнес-сообщества, науки и образования, студенты, магистранты и пр. Те, кому небезразлично будущее Омской области, кого профессионально интересуют проблемы развития региона, формирования и функционирования региональной инновационной системы. В рамках конференции прошли пленарное заседание, заседания в трех секциях, состоялись три «круглых стола».

Участие в работе конференции приняли студенты экономического факультета ОмГУ специальности «Менеджмент организации».

Первым с докладом «Сравнительный анализ инновационной активности в регионах России» выступил доцент кафедры «Международные экономические отношения» ГОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», кандидат экономических наук Константин Иванович Грас-мик. На основе расчета показателей «удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации» и «доля инновационной продукции в ВРП региона» были выделены регионы-лидеры (Самарская, Нижегородская, Свердловская области и др.) и регионы-аутсайдеры (республики Калмыкия, Тыва, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Ненецкий АО и пр.) в сфере инноваций. Затем автор охарактеризовал взаимосвязи между инновационной активностью и уровнем доходов населения, кото-

рые в последние годы становятся более выраженными и отчетливыми. Особый интерес у собравшихся вызвала характеристика зависимости инновационной активности предприятий 32 регионов от степени влияния губернатора на избирательные процессы в субъекте федерации, на расстановку кадров, на процесс принятия решений, на конфликты в субъекте РФ, на экономические процессы, на СМИ, на деятельность общественных и других организаций, на региональные силовые структуры. Эта взаимосвязь оказалась отрицательной по всем параметрам. Особенно сильна отрицательная зависимость, если губернатор может активно воздействовать на расстановку кадров. Результаты закономерны: чем выше роль губернатора, тем ниже доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации. Доминирующей моделью развития в России является приобретение готовых технологий в форме нового оборудования, часто зарубежного. Поэтому инновации существенно зависят от размеров регионального рынка и от степени влияния губернатора в регионе, т. е. от возможностей местных властей воспрепятствовать появлению чужих компаний на своем рынке.

Из доклада Владимира Васильевича Ли-зунова, члена-корреспондента Академии медико-технических наук РФ, доцента кафедры «Менеджмент и маркетинг» Омского института (филиала) РГТЭУ, председателя Комитета по инновационной деятельности при Омской торгово-промышленной палате, заместителя председателя Совета Омского Дома учёных, кандидата физико-математических наук «Кластеры как форма инновационного развития региона»

слушатели узнали о сути и инструментах реализации кластерной политики, об опыте создания кластеров в омском регионе. «Стихийно» сложившиеся в Омске машиностроительный и нефтехимический комплексы имеют признаки кластеров. Проводится формирование кластера по получению биоэтанола из растительного сырья фирмой «Титан-Агро». Положительную оценку на федеральном и международном уровнях получила программа реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса в систему кластеров - сетей инновационных, малых и средних предприятий (в частности, «Омский Локомотив-М»). В сфере агропромышленного комплекса и торгово-экономического образования большую роль может сыграть создаваемый Омским институтом РГТЭУ и ОмГАУ образовательный кластер.

Доклад Анжелики Аркадьевны Шевелёвой, доцента кафедры гражданского права и процесса ГОУ ВПО «Омская академия МВД России», кандидата исторических наук, «Государственное регулирование инновационной деятельности в России» познакомил собравшихся с трактовкой понятия «инновационная деятельность» в российском законодательстве и основными направлениями государственной научнотехнической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Оксана Романовна Ожибко, начальник сектора науки и инноваций Министерства экономики Омской области, в докладе на тему «Поддержка инновационной деятельности на территории Омской области» остановилась на основных показателях результатов инновационной деятельности, которые имеют тенденцию к росту. Научно-исследовательский потенциал Омской области характеризуется наличием академической, отраслевой и вузовской науки, их тесным взаимодействием. В Омской области создана необходимая нормативно-правовая база, устанавливающая основные принципы инновационной деятельности региона, порядок и меры государственной и муниципальной поддержки научно-технической сферы. Она постоянно совершенствуется. В соответствии с утвержденной Концепцией развития инновационной инфраструктуры к 2015 году на территории Омской области создаются элементы инновационной инфраструктуры, представляющие собой комплекс взаимосвязанных бизнес-инкубаторов, ресурсных центров, центров трансферта технологий, инновационно-инвестиционных фондов, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности в регионе.

Светлана Николаевна Кужева, доцент кафедры менеджмента ГОУ ВПО «ОмГУ им.

Ф.М. Достоевского», кандидат экономических наук, выступила с докладом «Региональная инновационная система: проблемы кадрового обеспечения». Деятельность по подготовке кадров для инновационной сферы не носит системного характера, недостаточна опора на изучение реальных потребностей в кадрах для программ инновационного развития области, спрос на услуги в области менеджмент-образования формируется недостаточно активно. Отмечены организационные проблемы: недостаточна координация действий различных органов государственной власти и местного самоуправления, отсутствует единый центр, разрабатывающий стратегию и координирующий подготовку кадров для сферы инновационной деятельности, квалификационный уровень работников предприятий и организаций в области управления инновациями существенно уступает требованиям, предъявляемым на рынке труда. Для качественного учебно-методического обеспечения отсутствует единое понимание содержания программ подготовки кадров, не ведется обучение команд специалистов, способных реализовать инвестиционные проекты и программы инновационного развития территорий, отраслей и организаций с учетом отраслевой (предметной) специфики, не получило широкого распространения коллективное (корпоративное) обучение, обеспечивающее формирование управленческой команды, не хватает квалифицированных преподавателей, значителен разброс в уровне их квалификации.

Директор ГУ ОО «Омский региональный бизнес-инкубатор» Игорь Владимирович Боровик выступил с докладом «Омский региональный бизнес-инкубатор - региональный центр поддержки предпринимательства», рассказал о структуре инкубатора, его основных программах и достижениях.

Дмитрий Александрович Новосельцев, академический советник Российской инженерной академии, заместитель генерального директора НП «Сибирское машиностроение», кандидат технических наук, в докладе «Межрегиональная программа «Сибирское машиностроение» как механизм инновационного развития высокотехнологичного машиностроения» рассказал о приоритетных, пилотных проектах Сибирского федерального округа, закрепленных за Омской областью. Это самоходные амфибийные грузовые платформы на воздушной подушке «Арктика - АВП», адаптивный комплекс аппаратно-программных средств «Система непрерывного контроля целостности магистральных продуктопроводов», газотурбинные многоцелевые и многотопливные энергосиловые установки малой мощности для на-

земного применения, газотурбинные силовые установки подвижного состава и энерговагонов нового поколения на жидком и копримирован-ном газе.

Директор СВС (Консалтинговый бизнесцентр) Жанна Ефимовна Крикун отвечала на вопрос «Что мешает внедрению инновационных проектов?». Это отсутствие взаимодействия разработчиков интеллектуального продукта с рынками (инвестиционными и потребительскими), нехватка квалифицированных менеджеров, способных построить устойчивый бизнес на оригинальной идее, на новом товаре или услуге, недостатки, присущие значительной части проектов (непонимание рынка предлагаемого продукта, сущности риск-анализа проектов, значения бизнес-планирования и пр.).

Студенты-экономисты из ОмГУ (специальность «Менеджмент организации») приняли активное участие в работе секции «Инновационная деятельность: наука и образование», которой руководила С.Н. Кужева. Здесь обсуждались следующие вопросы:

• Новое в образовании и на рынке труда;

• Новые стандарты образования;

• Значимые качества сотрудников в условиях становления инновационной экономики;

• Научно-техническая интеграция вузов, бизнеса и промышленных предприятий;

• Преимущества вузов как производителей научно-технической продукции.

С сообщением об основных тенденциях развития современного рынка труда выступил студент группы ЭМ-501 Александр Курсевич. Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг. Это должно сопровождаться повышением гибкости рынка труда, развитием его институтов, улучшением качества рабочей силы, развитием ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развитием системы непрерывного профессионального образования, созданием условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, приоритетностью использования национальных кадров с привлечением иностранной рабочей силы. Юлия Александрова (группа ЭМ-501) рассказала о развитии нетривиальных подходов к найму персонала в рамках еуеп1;-рекрутмента и еуеп1>маркетинга.

Ирина Панарина (группа ЭМ-502) рассмотрела внедрение системы многоуровнего образование как одного из направлений реализации инновационной политики в высшем образовании. Обсуждены различные аспекты развития образования на всех его уровнях: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Александра Бойцова, группа ЭМ-501); педагогические инновации в условиях информатизации общества (Ирина Иванова, группа ЭМ-501); идеи открытого обучения, дистанционные и виртуально-распределенные формы, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и т. п.; модификация форм организации образовательного процесса (Юлия Серенко, группа ЭМ-501), стратегические направления развития инновационно-исследовательского университета (Екатерина Рубцова, группа ЭМ-501), модели и методики подготовки и выполнения инновационных межкафед-ральных выпускных квалификационных работ в университете (Ирина Хвоина, группа ЭМ-501).

Проблемам взаимодействия вузов и бизнес-сообщества посвятила сообщение Елена Леонтьева (группа ЭМ-502). Ею выделено две причины проблем: крупный и средний бизнес почувствовал кадровый дефицит, который предопределили демографическая ситуация, расширение масштабов деятельности крупных предприятий, неэффективная кадровая политика, реинжиниринг бизнес-процессов, и появилась неудовлетворенность качеством вузовского обучения. По мнению Валерии Затурин-ской (группа ЭМ-501), перспективными моделями развития партнерских отношений вуза с промышленными предприятиями станут студенческие учебно-научные лаборатории, студенческие учебно-проектные бюро, модель распределенной базовой кафедры, интегрированный региональный центр научных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт именно интеграция вузов и промышленности является основой формирования человеческого капитала (А.В. Мельников, группа ЭМ-502). Формами интеграции могут стать заводы-ВТУЗы, вузовские инновационно-технологические центры (Марина Марланг, группа ЭМ-502), партнерства университетов и предприятий малого бизнеса в рамках деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Александра Самсоненко, группа ЭМ-502), студенческие бизнес-инкубаторы (Евгения Козлова, группа ЭМ-502). Вопросы развития правового обеспечения создания высшими учебными заведе-

ниями новых юридических лиц для коммерциализации технологий поднимались в сообщении Альбины Рахимовой (группа ЭМ-502).

В обсуждении проблем в рамках «круглого стола» «Особенности подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы экономики» (ведущая С. Н. Кужева) приняли участие студенты группы ЭМ-501: Вера Орехова, Александра Быкова, Дмитрий Рейн, Андрей Болтенков и группы ЭМ-502 - Оксана Го-дун, Татьяна Завалеева, Елена Бутина.

Выводы и рекомендации, сформулированные в итоге работы секции и «круглого стола» нашли отражение в заключительной резолюции конференции. Каждый участник данного мероприятия узнал для себя много нового и интересного: получил новые теоретические знания, актуальную информацию о практике инновационной деятельности, навыки научного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.