УДК 332.012
АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
INNOVATIVE ACTIVITY OF OMSK AREA: THE ANALYSIS OF CHARACTERISTICS
С.Н. Кужева S.N. Kuzheva
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Рассмотрены показатели основных характеристик инновационной деятельности Омской области: результатов, средств и условий, проведён анализ их динамики и структуры.
The article considers the indicators of basic characteristics of innovative activity of Omsk region: results, means and conditions. The analysis of their dynamics and structure is lead.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная продукция, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, внутренние затраты на исследования и разработки, передовые производственные технологии, патентные заявки.
Key words: innovative activity, innovative production, number of the personnel borrowed (occupied) with researches and development, internal expenses for researches and development, the advanced industrial technologies, patent applications.
Важнейшим фактором развития экономики России и отдельных её регионов является способность генерировать, распространять и внедрять инновации, т. е. инновационная деятельность. Задачи дальнейшего развития и модернизации увеличивают значимость её активизации, формирования инновационного потенциала, позволяющего ускорить темпы экономического развития на основе создания наукоёмких производств.
По определению Росстата, инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедрённые на рынке, в новые или усовершенствованные процессы или
способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям [1].
Элементы экономической системы характеризуются количественными показателями, а закономерности между ними выявляются прежде всего через статистические зависимости. Трудно управлять в отсутствии измеряемых параметров объекта. Оценить изменение элементов объекта в реальном времени, а следовательно, и реалии инновационной деятельности региона позволяют показатели результатов, средств и условий (рис. 1).
Рис. 1. Характеристики инновационной деятельности
© С.Н. Кужева, 2012
Результат (от лат. resultatus - отражённый) - выход системы, воздействие её функционирования на внешнюю среду; итог, завершающий собой что-нибудь; продукт какой-либо деятельности. Принято рассматривать результаты: экономические, социальные, демографические, экологические.
Результаты развития Омской области характеризуются следующим. Индекс промышленного производства в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составил 103,5 %. В структуре валового регионального продукта (ВРП) основными видами экономической деятельности являлись обрабатывающие производства (37,4 %); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (14,1 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9,8 %); транспорт и связь (8,8 %).
Рост производства по видам деятельности составил: «добыча полезных ископаемых» -
111,5 %, «обрабатывающие производства» -103,0 %, «производство и распределение электроэнергии» - 107,8 %. В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых область занимает 48 место в России (в Сибирском федеральном округе (СФО) - 9), по обрабатывающим производствам - 13 (2), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 32 (5). На долю Омской области приходится 13,1 % производства шин в стране, 7,8 % - первичной переработки нефти [2, с. 560].
Закон № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области» определяет инновационную деятельность следующим образом: «это деятельность, направленная на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий. Это деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) не новизны ради и не с целью подтверждения возможности практического использования нового, а исключительно для получения результата, отличающегося высокой востребованностью (социально-общественной, рыночной, оборонной и т. п.) [3, ст. 2, п. 1].
В отечественной статистике результаты инновационной деятельности характеризуются следующими показателями. Инновационная активность организации - степень её участия в осуществлении инновационной деятельности в целом или её отдельных видов в течение оп-
ределённого периода времени. Уровень инновационной активности определяется как отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определённый период времени организаций. Инновационные товары, работы, услуги - товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трёх лет в разной степени технологическим изменениям. Объём инновационной продукции - продукция, произведённая в отчётном году на основе разного рода технологических инноваций. Патент на изобретение и полезные модели - охранные документы, удостоверяющие приоритет, авторство и исключительное право использования интеллектуальной собственности в течение срока действия документа. Передовые производственные технологии - технологические процессы, включающие машины и аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции.
Анализ основных показателей инновационной деятельности в регионе выявил их положительную динамику (см. таблицу 1; составленную по [1, таблицы 22.1, 22.13-22.17]).
Число организаций, выполнявших исследования и разработки, после 2000 г. снизилось с 54 до 40, из них 19 отраслевых НИИ, 11 КБ и 10 вузов. За последние годы их количество остаётся на уровне 40-41. В 2009 г. их количество составляло 93 % от уровня 2005 г. Число организаций, выполнявших исследования и разработки, за последние годы по России в среднем сократилось на 2,5 %.
Число инновационно активных организаций за 5 лет увеличилось более чем в 1,5 раза. По уровню инновационной активности, т. е. доли инновационно активных предприятий (около 6 %) и по объёму новой продукции в них (порядка 8 %) область находится на уровне среднего значения этого показателя по стране.
Стоимость отгруженной инновационной продукции крупными и средними промышленными предприятиями Омской области в 2009 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 14,4 % и составила 5912,8 млн руб. Если принять во внимание, что ВРП Омской области в 2008 г. составил 352 937,6 млн руб., то доля отгруженной инновационной продукции, произведенной на территории Омской области в 2008 г., составила 1,7 % в объёме ВРП. В среднем по России данный показатель составляет 3,9 % (в Японии - 80-90 %, Финляндии - 30 %.). В на-
шей стране отсутствуют стандарты о том, какая продукция может называться инновационной. По официальному определению к инно-
вационной продукции может относиться как высокотехнологичное оборудование, так и немного усовершенствованная продукция.
Т аблица 1
Инновационно активные организации Омской области
Показатель Год
2005 2007 2008 2009
Число организаций, выполнявших исследования и разработки 43 41 41 40
Число инновационно активных организаций, всего 18 33 30 31
Удельный вес инновационно активных организаций, % 5,3 6,3 5,8 6,0
Отгруженная инновационная продукция, млн руб. 1470,1 3638,0 5168,3 5912,8
Доля инновационной продукции, % от отгруженных товаров, услуг 2,1 2,4 3,6 4,5
Поступления патентных заявок (изобретения + полезные модели) 247+ 147 229+ 128 262+ 142 225+ 168
Выдача охранных документов (изобретения + полезные модели) 197+ 111 182+ 132 182+ 110 234+ 148
Зарегистрировано патентов на 1000 занятых исследованиями и разработками 32,88 43,33 41,95 57,68
От всех отгруженных товаров, услуг доля инновационной продукции за 10 лет увеличилась более чем в 5 раз и составляла в 2009 г.
4,5 %. Это выше, чем в соседних регионах, и в среднем по СФО, на уровне, среднем по России.
Поступления патентных заявок на изобретения и полезные модели в Омской области составили в 2009 г. 393 (225+168) заявки, что на 34 % больше, чем в 2000 г. Выдано 382 (234+148) охранных документа (изобретения и полезные модели), что превышает показатели предшествующих лет. По количеству на душу «изобретающего люда» - 57,68 зарегистрированных патентов на 1000 занятых исследованиями и разработками - это не меньше, чем в
традиционно научных центрах - Новосибирске и Томске. Увеличение на 32 % зарегистрированных патентов на 1000 занятых исследованиями и разработками в 2007 г., по сравнению с 2005 г., связано с сокращением численности занятых исследованиями и разработками в этот период на 22,6 %.
Следующий показатель, характеризующий результативность инновационной деятельности,
- созданные и использованные предприятиями передовые производственные технологии. Информация о числе передовых производственных технологий по их видам, созданных и использованных предприятиями Омской области, представлена в таблице 2 [4, таблицы 21.18, 21.19].
Т аблица 2
Число передовых производственных технологий, созданных и использованных предприятиями Омской области (верхняя строка - созданные, нижняя - используемые)
Вид технологий Год
2007 2008 2009
Все передовые производственные технологии: 6 15 7
3085 3144 536
в том числе проектирование и инжиниринг 2 1 1
1113 808 169
производство, обработка и сборка 1 8 5
1007 1038 116
автоматизированные, погрузочно-разгрузочные операции, транспортирование материалов и деталей 3 5 -
- -
аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) 2 5 1
88 117 24
связь и управление - - -
723 982 203
производственно-информационные системы - 1 -
45 63 8
интегрированное управление и контроль 1 - -
106 131 16
Число используемых передовых производственных технологий, увеличиваясь на 5 % в год, превысило в 2008 г. три тысячи. Это составляло почти 24 % от всех используемых в СФО. Для сравнения: доля Новосибирской области - около 15 %, Томской - почти 5 %. Но в
2009 г. этот показатель снизился почти в 6 раз, так как используемые технологии с годами «потеряли» статус «передовых», а темпы внедрения технологий, относящихся к новым технологическим укладам, низки. Подтверждением этому служит также показатель «созданные передовые технологии». Если число используемых передовых технологий увеличивалось до 2008 г., то число созданных по некоторым видам технологий отсутствовало (связь и управление, интегрированное управление и контроль), по другим колебалось от 0,1 до 0,7 %. Отношение всех созданных передовых технологий к общему числу используемых передовых технологий составляло в 2008 г. 0,5 %, а в связи с сокращением числа используемых технологий увеличилось до 1 % в 2009 г. Из всех передовых производственных технологий на 2008 г. число внедрённых в течение трёх лет по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 13 %, обладающих патентами - в 2 раза. В
2010 г. создано 4 передовые производственные технологии (1 - проектирование и инжиниринг, 3 - производство, обработка и сборка), что составляет всего 57 % от уровня 2009 г.
Большое значение в развитии экономики региона, наряду с промышленным производством, имеет использование научно-технических достижений в отраслях агропромышленного комплекса. Ведущими направлениями сельскохозяйственного производства в области являются растениеводство (выращивание зерновых культур), молочное животноводство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство.
Одним из успешных направлений инновационной деятельности является селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур. По всем 13 селектируемым культурам в Государственный реестр селекционных достижений РФ включено 82 сорта, республики Казахстан - 18.
Стабильная, результативная работа омских селекционеров, селекционных школ позволила создать ценные сорта по основным сельскохозяйственным культурам. Доля сортов местной селекции в производстве области составляет 70-90 %. Адаптация разработанных технологий производства зерна в области
позволит обеспечить повышение урожайности на 30-40 %, снижение трудозатрат на 25-30 %, ресурсозатрат - на 15-20 %.
Весом вклад ученых и в то, что Омская область является крупным производителем животноводческой продукции (создан сибирский тип красной степной породы крупного рогатого скота, завершаются работы по созданию внутрипородного зонального типа чернопестрого скота). Образцом грамотного и эффективного ведения инновационной работы в сельскохозяйственном производстве является группа предприятий «Омский бекон». Используя самые современные достижения генетики животных, технологии содержания, кормления, производства кормов, новейшие информационные технологии, хозяйство на протяжении ряда лет является успешным, входит в число трёхсот лучших предприятий РФ.
Следующая характеристика инновационной деятельности - средства - это предметы, совокупность приспособлений, денег, кредитов, капиталов, орудий для осуществления какой-либо деятельности; способы действия для достижения чего-либо. Они включают трудовые, финансово-кредитные и денежные ресурсы.
Для осуществления инновационной деятельности на территории Омской обл. имеются необходимые трудовые ресурсы. Динамика изменения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, представлена на рис. 2 (составлено по [4]).
В 2009 г. эта численность сократилась почти на 5 % по сравнению с 2008 г., составляла 74,68 % от уровня 2000 г., 70,68 % от уровня 2005 г. и равнялась 6622 чел. Это составляет 0,702 % от общей численности занятых в экономике Омской области. Для сравнения: среднее значение по СФО - 0,597 %. Доля Омской области в численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в СФО - 12,38 %, и она снижается (с 12,9 %) за счёт роста доли Томской области - до 16,01 %, Новосибирской - 40, 44 %.
Сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, коснулось всех категорий работников, занятых исследованиями и разработками. В то же время изменилась структура персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям. Доли исследователей и вспомогательного персонала увеличились на 2 % за счёт сокращения доли техников на 1 % и прочего персонала на 3 %.
Чел. 12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
1
□ Ряді
4
2007
1995 2000 2005 2007 2008 2009
Рис. 2. Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками в Омской области
При общем сокращении численности исследователей произошли изменения структуры исследований по областям науки. Наиболее высока (более 80 %) доля исследователей, занятых техническими науками. Она сократилась на 3 %. Численность занятых техническими науками сократилась в период 2006-2008 гг. на 20 %. Это связано с «разрушением» и сокращением деятельности крупных научно-производственных объединений в Омске.
Увеличились как численность, так и доля (на 2 %) исследователей, занятых естественными и сельскохозяйственными науками. Это способствовало достижению высоких результатов, отмеченных выше, в научно-исследовательской и инновационной деятельности учёных Сибирского НИИ сельского хозяйства. Практически не изменились численность и доли представителей других областей науки в общей численности исследователей.
Следующим показателем средств инновационной деятельности являются внутренние
затраты на исследования и разработки. Это -выраженные в денежной форме фактические затраты на выполнение научных исследований и разработок собственными силами организаций в течение отчётного года независимо от источника финансирования (включая финансирование из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом).
Финансирование науки из средств федерального бюджета по разделу «Фундаментальные исследования и содействие НТП» увеличилось за последние годы в 1,65 раза, но составляет всего 0,1 % валового регионального продукта и 0,6 % расходов федерального бюджета. Внутренние затраты на исследования и разработки за 2009 г. сократились на 4 %, хотя за предыдущие 3 года увеличились почти в 1,5 раза (таблица 3, составлена по [4, таблицы 22.5, 22.16, 22.1, 4.2]), составляя 1 % валового регионального продукта.
Т аблица 3
Внутренние затраты на исследования и разработки в Омской области
Показатель Год
2000 2005 2008 2009
Внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб. 478330 2027864 2945142 2828301
Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного занятого исследованиями и разработками, тыс. руб. 53,91 216,49 423,092 427,106
Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одну организацию, выполняющую исследования и разработки, тыс. руб. 8857,96 47158,51 71832,73 70707,525
Затраты на технологические инновации, млн руб. 76,9 553,2 1346,1 4304,5
Затраты на технологические инновации на одного занятого в экономике, руб./чел. 1420,69 4565,655
Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного занятого исследованиями и разработками с 2005 по 2009 г. увеличились почти в 2 раза. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одну организацию, выполняющую исследования и разработки, - в 1,5 раза. Эти значения близки к средним по СФО. Выросли также и затраты на технологические инновации, как общие, так и удельные, в расчёте на одного занятого в экономике. В то же время темпы роста затрат на исследования и разработки и на технологические инновации превышают темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства области, что свидетельствует об отсутствии механизмов внедрения и использования инноваций в экономике области и, в конечном счёте, о низкой отдаче средств, вкладываемых в исследования и разработки и технологические инновации.
Согласно ст. 9 закона «Об инновационной деятельности на территории Омской области» финансирование инновационной деятельности осуществляется за счёт собственных средств субъектов инновационной деятельности, средств областного бюджета, внебюджетных источников и иностранных инвестиций.
В объёме инвестиций 2008 г. в основной капитал 43,1 % заняли собственные средства, 56,9 % - привлеченные средства. В 2008 г. в экономику области от иностранных инвесторов поступило 578 341 тыс. долл. США. [2, с. 560].
В период 2005-2008 гг. в Омской области изменилась структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. Сократились доли средств организаций предпринимательского сектора на 6 % (абсолютное уменьшение почти на 200 млн руб.), внебюджетных фондов (абсолютное уменьшение более чем в 2 раза) и собственных средств научных организаций. Увеличились средства бюджета на 7 % (540,1 млн руб.) и средства иностранных источников -на 31,6 млн руб. Средства вузов остались на прежнем уровне - 1,4 млн руб.
Число созданных передовых технологий в области уменьшается, по некоторым видам технологий новинки отсутствуют (см. таблицу 2). Причиной этого могло послужить изменение структуры затрат по видам работ. Доля затрат на фундаментальные исследования увеличилась в 2,75 раза, достигнув в 2008 г. 304,2 млн руб. Произошло это за счёт сокращения доли разработок на 9 %. Хотя в абсолютном выражении расходы на разработки увеличились в 1,33 раза (на 584,3 млн руб.), достигнув 2333,7 млн руб.
Бюджетом области поддерживаются 24 комплексные программы развития. Это программы по производству оборудования для организаций ТЭК, информатизации управления в рамках программы «Электронная Россия», технического перевооружения сельского хозяйства, энергосбережения. Начиная с 2005 г., действует целевая программа «Омский сапропель», затраты на реализацию которой составят более 19 млн руб. Потребителями продукции являются организации и соседних регионов.
Система формирования и использования комплекса инновационных проектов, ориентированных на трансферт высоких технологий и разработок, имеет место и в социальном секторе экономики. Это, например, областная целевая программа развития донорства и службы крови на 2004-2010 гг. (12 млн руб ./год), направленная на решение проблем трансфузиологии.
На разработку и внедрение инновационных программ и проектов в сфере образования (поддержка образовательных инициатив и проектной деятельности образовательных учреждений, развитие федеральных и областных экспериментальных площадок, организация и разработка национально-регионального компонента ГОС общего образования) предусмотрены расходы более 100 млн руб.
В июне 2009 г. Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service зафиксировало кредитный рейтинг Омской области по международной (глобальной) шкале на уровне Ва3, по национальной шкале на уровне АаЗ.ги (прогноз рейтинга - «стабильный»).
По итогам проведённого в декабре 2008 г. ЗАО «Рейтинговое Агенство "Эксперт РА"» исследования «Рейтинги инвестиционной привлекательности российских регионов, 20072008 гг.» Омская область заняла 19 место среди регионов Российской Федерации и 1 место в СФО по рангу минимального инвестиционного риска [5, с. 107].
Это позволяет привлекать к реализации проектов иностранных инвесторов. 53,7 % иностранных инвестиций - из стран дальнего зарубежья. ОАО «Сибнефть - Омский НПЗ» в сотрудничестве с компанией «Шел» совершенствует систему управления производственными процессами нефтепереработки. ООО «Группа компаний «Титан» по соглашению с итальянской компанией «Текнимонт С.п.А.» реализует капиталоемкий инвестиционный проект строительства завода по производству полипропилена.
Условия для инновационной деятельности: обстоятельства, от которых что-нибудь зависит;
данные, из которых следует исходить при решении задачи; предъявляемые требования. К условиям развития относятся качество продукции, работ, услуг, научно-технических разработок, основных фондов, трудовых ресурсов; уровень использования имеющихся ресурсов; организационно-правовые формы хозяйственного механизма.
Особая роль при использовании инноваций как основного источника развития отводится государственной инновационной политике. В то же время возрастает роль территориальных органов власти в развитии инновационных процессов, наукоёмких отраслей промышленности, что требует от них гибкости, быстрого принятия решений, сотрудничества в реализации крупномасштабных проектов. Это предусматривает дополнение федерального законодательства принятием региональных нормативных актов, разработку адекватных механизмов поддержки инновационной деятельности, учёта тенденций технологического развития, требований рынка, конкурентных преимуществ территории, в частности наличие сформированных кластеров.
Система управления научно-инновационной сферой Омского региона представляет собой совокупность органов федерального и регионального управления, оказывающих согласованное воздействие на субъекты научно-инновационной деятельности. Содержание системы управления определяется характером организационно-экономических отношений в научно-инновационной сфере региона.
Научно-инновационная политика в регионе реализует все значимые аспекты государственной научно-технической политики и не может быть представлена как простое сведение планов научно-технического развития отраслей. Она осуществляется при учёте недопущения развития одной отрасли за счёт ущемления возможностей научно-технического развития других отраслей в регионе; важности технологической дополняемости отраслей, обеспечивающих комплексное развитие региона; соответствия технико-экономических параметров отраслей специализации региона и технических параметров имеющейся инфраструктуры, обслуживающих и вспомогательных производств; региональных особенностей и требований к научно-техническим, проектным и инженерным решениям, конструкциям машин и оборудования, применяемым материалам и видам энергии на всех стадиях разработки и осуществления инноваций; нацеленности её на создание благоприятных социально-экономи-
ческих и экологических условий в регионе; особенности периода ее осуществления. Реализуется инновационная политика и обеспечивается функционирование региональной инновационной системы с помощью прямых и косвенных методов, стимулов.
В Омской области имеются правовые предпосылки развития инновационной деятельности: приняты правовые акты, обеспечивающие необходимые рамки развития инновационной сферы Омской области (в том числе закон «Об инновационной деятельности на территории Омской области»), создан и функционирует Научный координационный совет Омской области.
Научная сфера представлена Омским научным центром СО РАН, институтами Академии наук, отраслевыми НИИ и государственными образовательными учреждениями. Большое внимание уделяется подготовке научных кадров. В полтора раза увеличилось число организаций, ведущих такую подготовку, на 30 % увеличилась численность докторантов и аспирантов, которая приближается к двум тысячам человек, на 50 % увеличилась численность выпуска из аспирантуры, почти в 2 раза - число защитивших кандидатские диссертации. Но доля защитивших диссертацию из закончивших аспирантуру, оставаясь на среднероссийском уровне, невысока и составляет 25 %, по докторантуре и того меньше - 20 %.
В Омской области осуществляются и мероприятия инфраструктурной направленности. Это - строительство социальных объектов (жильё, сфера обслуживания), развитие региональных транспортной, телекоммуникационной сетей, обеспечение доступа к национальным сетям. Функционирует областной бизнес-инкубатор, организован бизнес-инкубатор при ОмГУ и других вузах Омска. Создаются консорциумы, центры трансферта технологий, инженерные центры, фонды поддержки научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, технологические парки, кластеры и другие перспективные формирования, успешно реализующие сложные инновационные идеи. Благодаря эффективности поддержки таких идей, различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инноваций, но и реально ощущают преимущества совместной работы.
В настоящее время в Омской области формируются промышленные кластеры. Основным документом, закладывающим основу для реализации кластерного подхода в Омской области, является «Стратегия социально-экономи-
ческого развития Омской области до 2020 года», в которой реализация кластерного подхода к развитию промышленного потенциала является приоритетной задачей Правительства Омской области. Органами власти, непосредственно осуществляющими реализацию промышленной политики Омской области в сфере формирования кластеров, являются Министерство экономики и Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области. Министерство экономики реализует проекты по формированию четырех кластеров: нефтехимического (запуск завода по производству полипропилена), агропромышленного, лесопромышленного и кремниевого (платформа Омского Прииртышья), а Министерство промышленной политики, транспорта и связи - проекты, связанные с формированием машиностроительного кластера.
К сожалению, на первоначальном этапе социально-экономических реформ, научная сфера России понесла существенные потери. В отличие от развитых стран, в России удельные показатели наукоёмкости по внутренним затратам на НИОКР и по численности занятых выросли только благодаря снижению количества организаций, выполняющих исследования и разработки, и численности персонала, занятого исследованиями и разработками. У нас, по сравнению с развитыми странами, низка доля инновационно активных предприятий и инновационной продукции в объёме отгруженной продукции. В России ограничена активность промышленных компаний в научно-инновационной сфере, являющихся крупными заказчиками и потребителями результатов НИОКР в развитых странах. В стратегиях развития отечественных предприятий инновационная компонента не является определяющей.
Можно констатировать, что Омская область обладает научно-техническим потенциалом, являющимся необходимым средством, условием и источником развития. Создана база для реализации региональной экономической политики. В настоящее время в Омской области имеются предпосылки для увеличения вкла-
да инноваций в динамичное социально-экономическое развитие. К конкурентным преимуществам территории можно отнести сформированные инновационно-производственные комплексы - кластеры, обеспечивающие связь между наукой, инжинирингом и производством, в том числе машиностроительный, включая приборостроительный; нефтеперерабатывающий и нефтехимический; агропромышленный. Учёт тенденций технологического развития, использование и развитие накопленного научно-технического потенциала, взаимодействие региональных и федеральных органов управления позволит достичь поставленных целей инновационного развития хозяйства Омской области.
Для перехода к инновационному типу развития экономики, активизации инновационной деятельности необходимо преодолеть невостребованность науки, создать механизм ориентации проектов и программ НИР на решение социально-экономических проблем региона, основанный на нормативных и экстраполяционных прогнозах, разработать и освоить новые технологии управления инновациями, создать условия для распространения адаптивных организационных форм поддержки инновационной деятельности.
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010 : стат. сб. / Росстат. -М., 2010. - 990 с.
2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2009 : стат. сб. / Росстат. - М., 2009.
3. Закон № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
4. Омский областной статистический ежегодник : стат. сб. в 2 ч. Омскстат. - Омск, 2011.
- Ч. II. - 410 с.
5. Экономика региона: интеллект, инновации, предпринимательство : материалы ме-ждунар. науч.-практ. конф. - Омск: Филиал ВЗФЭИ в Омске, 2009. - 428 с.