ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
АХМЕДУЕВ А.Ш.
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Обоснованы основные направления и практические меры совершенствования инновационной системы Республики Дагестан, эффективного использования инновационного потенциала для развития экономики и обеспечения ее конкурентоспособности.
AHMEDmVA.SK
INNOVATIVE SYSTEM FOR COMPETITIVE ECONOMY IN THE
REGION
The basic directions and practical measures to improve the innovation system of the Republic of Dagestan, the effective use of innovative capacity for economic development and ensure its competitiveness.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, конкурентоспособность экономики, инновационная модель экономики.
Keywords: innovation, innovative capacity, economic competitiveness, innovation model of economy.
Одним из важнейших характеристик постиндустриальной цивилизации является наступление эпохи нового технологического уклада, предполагающего фундаментальные изменения во всех сферах жизнедеятельности людей на основе революционирующего влияния знаний, инноваций, информатизации на экономику, социальную сферу, культуру, общественные отношения, управление и т.д. «Открывающиеся перед человечеством новые инновационные и технологические возможности вместе с кардинальными трансформациями в экономике, науке, культуре и других сферах общественной жизни позволят обеспечить последовательное движение к цивилизационному прогрессу и к новой экономике знаний» [1, с.10].
Инновации - это нововведения в материальном производстве и сфере услуг, основанные на новых современных знаниях, научных открытиях и изобретениях. «Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного производимого продукта или способа его производства, удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах» [2, с.21].
Вместе с тем характерной особенностью современности является глобализация цивилизационных процессов. Происходит не только взаимопроникновение локальных цивилизаций и культур, распространение знаний и информации, но и постепенное формирование открытого мирового рынка товаров, капитала, рабочей силы, инноваций. В этих условиях основным вызовом времени становится обеспечение конкурентоспособности экономики, что возможно только при переводе ее на инновационную модель развития. Это касается не только каждого предприятия, но и экономики страны в целом и каждого отдельного региона. При этом надо иметь в виду, что предприятиям и регионам надо обеспечивать конкурентоспособность как на региональном и российском, так и мировом рынках, поскольку региональные и российские рынки в условиях глобализации становятся сегментами мирового рынка.
Для формирования долгосрочной стратегии развития и модернизации на инновационной основе экономики Дагестана чрезвычайно актуально системное проведение глубокого исследования инновационных процессов в республике.
Инновационные процессы в Республике Дагестан набирают темпы, но масштабы создания, освоения в производстве и продвижения на рынок инновационных товаров, технологий и организационных новшеств совершенно недостаточны для обеспечения конкурентоспособности экономики.
Характерной тенденцией последних лет является то, что число организаций, занятых исследованиями и разработками в Республике Дагестан, относительно стабильно, тогда как по России и ЮФО наблюдается снижение. В Российской Федерации их число снизилось с 4059 в 1995г. до 3536 в 2009г., в ЮФО-с 392 в 1995 г. до 316 в 2009г., ав РД увеличилось с 23 в 1995г. до 30 в 2009г. [3].
Аналогичная тенденция наблюдается по численности занятых исследованиями и разработками. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, снизилась в РФ с 1061 тыс. человек в 1995г. до 742,4 тыс. в 2009г., в ЮФО с 52 тыс. до 33,7 тыс., а в РД сохранилась на том же уровне 1,7 тыс. человек.
Создание и патентование изобретений и полезных моделей является важнейшим показателем эффективности научных исследований и прикладных разработок. Вместе с тем они составляют фундамент создания новых продуктов и современных технологий. В республике изобретательская работа в последние годы развивается, но масштабы ее ничтожны по сравнению с показателями в целом по ЮФО и Российской Федерации.
Реализация инновационных проектов и новых разработок в республике встречает значительные трудности, что связано с отсутствием оборотных средств и инвестиций, а также физическим износом и моральным устарением основных фондов. Эти обстоятельства определили, что в РД в 2003г. было создано только 3 передовых производственных технологий, в 2004г. - 4, в 2005г. - 4, в 2006г. - 5, в 2007г. - 13, в 2008г. - 11 ив 2009г. - 7. В 2009г. доля РД в общем числе созданных передовых производственных технологий составила в РФ - 0,9%, в ЮФО - 20,6%.
Вместе с тем в Республике Дагестан количество использованных передовых производственных технологий увеличивалось более высокими темпами, чем в целом по России и ЮФО. В республике в 2000г. было использовано 534 передовых производственных технологий, в 2002г. - 1042, в 2003г. -1093, в 2004г. - 1349, в 2005г. - 1408, 2008г. - 1762 и в 2009г. - 1769. Рост к 2000г. составил 331,3%, а в РФ - 287,7%, ЮФО - 254,2%. О некотором улучшении использования передовых производственных технологий свидетельствует наблюдаемая с 2002г. тенденция роста удельного веса РД в общем числе использованных передовых производственных технологий в России и ЮФО (см. табл. 1).
Таблица 1.
Удельный вес использованных производственных технологий в РД в общем
числе по РФ и ЮФО, %.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2007 2008 2009
Российской Федерации 0,8 0,6 1,1 1,0 1,1 1,0 0,9 1,0 0,9
ЮФО 11,9 10,5 19,7 22,8 25,4 21,0 17,1 17,2 15,5
Источник: Расчет автора по данным Росстата.
Число организаций, осуществляющих технологические инновации в РД, с 2001г. увеличивалось более высокими темпами, чем в РФ и ЮФО. Но в 2008г. произошло резкое падение числа таких предприятий (см. табл. 2).
Таблица 2.
Динамика числа организаций, осуществляющих технологические инновации,
% к 2000г.
2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
РФ 100 95,3 95,9 96,6 103,3 107,9 127,3 130,2
ЮФО 100 81,9 83,3 76,8 87,7 89,1 112,3 109,8
рд 100 157,1 128,6 142,9 171,4 171,4 185,7 128,6
Источник: Расчет автора по данным Росстата.
В 2008 году в РД 9 предприятий были отнесены к инновационно активным организациям. Из этого числа инновационноактивных организаций 2 учреждения проводят исследования и разработки, 8 организаций приобретают машины, оборудование, установки и прочие основные фонды, связанные с внедрением инноваций, некоторые из этого же числа выполняют производственные проектно-конструкторские работы, приобретают программные средства. В республике удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций составлял в 2000г. -6,4%, в 2001г. - 12,1%, в 2002г. - 14,5%, в 2003г. - 11,3%, в 2004г. - 11,1%, в 2005г. - 9,2%, в 2006г. - 10,9%, в 2007 - 10,7%, в 2008г. - 8,3% и в 2009г. -7,9 %. По этому показателю в 2009г. республика опережала в целом ЮФО (6,8%) и все регионы Южного федерального округа, кроме Республики Адыгея (9,1%), Волгоградской области (8,4%) и Астраханской области (9,9%).
Иная картина наблюдается в динамике объема инновационных товаров. Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) по Республике Дагестан составил в 2000г. - 2,8% (РФ - 4,4%, ЮФО - 2,1%), а в 2009г. - 0,8% (РФ - 4,5%, ЮФО - 6,2%).
Одной из важных причин торможения развития инновационной деятельности является недостаток инвестиционных ресурсов. В настоящее время инновационная деятельность финансируется в основном за счет собственных средств предприятий и организаций. В республике внутренние затраты на исследования и разработки в текущих ценах увеличиваются высокими темпами, но их доля в подобных затратах в целом по России и ЮФО ничтожна и в 2009г. составила 0,1% и 4,9% соответственно (см. табл. 3)
Таблица 3.
Доля РД в общем объеме внутренних затрат _на исследования и разработки, %._
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
РФ 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0,1
ЮФО 2.8 3,3 3,4 3,7 3,9 2,7 3,5 3,4 4,4 4,9
Источник: Расчет автора по данным Росстата.
Особую тревогу вызывает наблюдаемая устойчивая тенденция снижения доли внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме валового регионального продукта. Эта доля по РД снизилась с 0,36% в 2000г. до 0,29% в 2008г. Следует подчеркнуть, что примерно такая же тенденция наблюдается в целом по России и ЮФО.
Обращает на себя внимание, что внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к общему объему ВРП в РД ниже в 4,3 раза, чем в России, ив 1,7 раза, чем в ЮФО. Такой объем внутренних затрат не может гарантировать использование имеющегося инновационного потенциала и обеспечить перелом в развитии инновационной деятельности в республике.
За 1991-2000 г.г. инновационный потенциал Республики Дагестан резко снизился, сократилось количество отраслевых научно- исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, фактически прекратилось финансирование новых разработок. Инновационный потенциал РД представлен академическими учреждениями Дагестанского научного центра Российской академии наук (ДНЦ РАН), государственными высшими учебными заведениями, в которых сохранилась материально-техническая и приборная база, отраслевыми научными, конструкторскими и проектными подразделениями, структурными подразделениями НИОКР крупных научно-производственных объединений и предприятий.
В настоящее время в республике 35 научно-исследовательских, про-ектно-конструкторских, научно-проектных организаций, включая малые предприятия, функционирующие в научно-технической сфере. Исследованиями и разработками в республике занято 30 организаций и 1658 чел. персонала, что составляет всего 4,9% к численности аналогичного персонала по
ЮФО и 0,2% по Российской Федерации. Это крайне мало для республики, учитывая масштабы и сложность задач модернизации и подъема экономики.
Общая численность ученых в республике составляет 5261чел., в том числе 1 академик, 3 члена корреспондента РАН, 762 доктора наук, 3316 кандидатов наук. Из них на промышленных предприятиях работают 4 доктора и 8 кандидатов наук. К числу персонала, определяющего инновационный потенциал, относятся также изобретатели и рационализаторы.
Из проведенного анализа вытекают следующие выводы:
1. В Республике Дагестан имеются определенный потенциал и предпосылки для активизации инновационного процесса, используемые в настоящее время недостаточно и главным образом на крупных предприятиях, способных иметь собственную научно-исследовательскую базу.
2. Имеющийся инновационный потенциал при эффективном использовании может обеспечить модернизацию и интенсивное развитие экономики и социальной сферы республики по инновационному пути.
3. Основной объем затрат на исследования и разработки, на технологические инновации составляют собственные средства промышленных предприятий и организаций, отсутствуют частные инвестиции в высокотехнологичное производство, не задействован механизм государственно-частного партнерства.
4. В последние годы на предприятиях снизилось количество разработанных инвестиционных проектов, направленных на освоение современной конкурентоспособной продукции.
5. Основной причиной низкой инновационной активности научных организаций и предприятий, занимающихся научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, является ограниченность инвестиционных ресурсов из-за сложного финансового положения большинства из них.
Тормозит развитие инновационной деятельности также отсутствие единой республиканской инновационной системы, способной обеспечить управление инновационными преобразованиями, консолидировать все усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении республики, для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики.
Недостаточно развита в республике инновационная инфраструктура, которая могла бы обеспечить приток в производство инновационных технологий и разработок. Разработки научных организаций и изобретателей остаются невостребованными или с трудом доходят до внедрения на конкретных предприятиях республики. В этой сфере нет действенного государственного регулирования, а инновационно активные предприятия не получают ощутимой поддержки.
Первоочередной стратегической задачей является создание республиканской инновационной системы, объединяющей и координирующей инновационную деятельность всех академических и отраслевых научных подразделений, ВУЗов, исследовательских, проектно-конструкторских и технологических звеньев предприятий, организаций, предпринимательских объединений.
Одними из основных составляющих системы являются институциональные структуры, организационно и функционально определяющие четкую ориентацию на поэтапное осуществление всей инновационной деятельности в республике. От их организованности, компетентности и активности зависит успех и эффективность инновационной деятельности.
Современными организационными формами институциональных структур в инновационной сфере в условиях Дагестана могут быть:
❖ государственные федеральные и республиканские научно-технические центры;
❖ частно-государственные научно-технические центры на основе частно-государственного партнерства;
❖ частные коммерческие и некоммерческие научно-технические центры;
❖ отраслевые (ведомственные) научно-технические центры;
❖ самостоятельные и/или объединенные научно-технические центры предприятий, объединений, холдингов, кластеров и т.д.;
❖ технологические парки;
❖ научно-технические центры или аналогичные формирования при ДНЦ РАН, ВУЗах, отраслевых институтах и т.д.;
❖ научно-исследовательские, проектно-конструкторские, опытно-технологические, лабораторные, экспериментальные и другие подразделения на предприятиях и организациях.
Мировой и отечественный опыт показывает, что одним из основных условий развития современной экономики знаний является массовое формирование и распространение инновационного предпринимательства. «Ключевым фактором эффективного функционирования инновационной системы России в рыночных условиях должно стать появление крупных компаний, заинтересованных в постоянном обновлении структуры выпуска продукции под давлением конкурентной среды» [4, с.178].
Становление и развитие венчурного бизнеса требует создания надежного финансового обеспечения. Эту задачу необходимо решать в нескольких направлениях:
❖ во-первых, создания государственного финансового инновационного фонда и введения иных форм финансовой поддержки инновационного бизнеса;
❖ во-вторых, формирования совместных государственно-частных венчурных инвестиционных, страховых, кредитных и иных фондов;
❖ в-третьих, формирования частного и корпоративного венчурного капитала (фондов) за счет вложений частных лиц и предприятий, организаций, банков, страховых компаний, общественных (некоммерческих) организаций и т.д.
Самым надежным и перспективным направлением финансового обеспечения всей инновационной деятельности, по нашему мнению, является создание специального республиканского государственно-частного инвестиционного банка развития инновационной сферы, основной задачей которого
является накапливание средств из всех возможных источников и направление их на реализацию приоритетных инновационных проектов.
Одним из важных факторов инновационного преобразования экономики должна стать экономическая политика. На данном этапе становления рыночной экономики важную роль в формировании и развитии инновационной сферы должно играть государственное регулирование.
Прямые и эффективные меры государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности на республиканском уровне могут проводиться путем:
❖ разработки и реализации комплексных, целевых и отраслевых программ развития науки, техники и технологии;
❖ разработки и осуществления доктрин, концепций, стратегий и индикативных планов технического перевооружения отраслей экономики и социальной сферы;
❖ бюджетного финансирования и финансово-кредитной поддержки реализации приоритетных инновационных инвестиционных проектов;
❖ предоставления налоговых льгот и налоговых кредитов предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение производства, освоение производства новых видов продукции, современных высоких технологий ит.д.
Для определения задач и осуществления функций республиканской инновационной системы назрела необходимость формирования государственного органа управления инновационной деятельностью в статусе Агентства или Комитета. Основными функциями этого органа могут быть:
❖ определение долгосрочной стратегии инновационного развития всех сфер жизнедеятельности дагестанского общества;
❖ разработка и реализация республиканской инновационной политики, целевых и комплексных программ развития науки, техники и технологий, внедрения их достижений в практику;
❖ проведение маркетинговых исследований состояния инновационной деятельности в республике и принятие мер по соответствующей корректировке инновационной политики и программ;
❖ координация инновационной деятельности НИИ, ВУЗов, проектных и опытно-конструкторских организаций, предприятий и хозяйственных объединений;
❖ создание республиканского банка (реестра) инноваций, накопление и широкое распространение информации об открытиях, изобретениях, инновационных разработках, передовом опыте их использования;
❖ содействие практическому использованию современных инноваций во всех сферах жизнедеятельности республики.
Дальнейшее развитие инновационной деятельности, использование достижений науки и высоких технологий позволит перевести экономику Республики Дагестан на инновационную модель и в перспективе обеспечить ее
конкурентоспособность. Этому должна способствовать республиканская инновационная система, создание которой является объективной необходимостью.
_Литература_
1. Новицкий H.A. Инновационная экономика России: теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
2. Колесников C.B. Влияние государства на развитие инновационных отношений в современной экономике // Экономические науки, 2009, №5 (51).
3. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009, 2010. Стат. сб./ Росстат. - М., 2009, 2010.
4. Экономика России в условиях глобализации. - М.: Институт экономики РАН, 2006.