Научная статья на тему 'Тенденции инновационного инвестирования в Узбекистане'

Тенденции инновационного инвестирования в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Р. Р., Юсупова Н. М., Маджидов М. М.

Важнейшим показателем развития общества и его экономики при любых формациях является состояние инновационной деятельности, т.е. функционирование процесса, объединяющего науку, технику, экономику, предпринимательство, управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции инновационного инвестирования в Узбекистане»

Назарова Р.Р.

д.э.н., доцент ТГЭУ Юсупова Н.М.

к.э.н., с.н.с. Института экономики АН РУз Маджидов М.М.

главный специалист МИДа РУз., соискатель ТГЭУ

ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Важнейшим показателем развития общества и его экономики при любых формациях является состояние инновационной деятельности, т.е. функционирование процесса, объединяющего науку, технику, экономику, предпринимательство, управление.

Инновационный процесс в целом - это последовательное развитие явлений, начиная от появления новых научных идей до воплощения их в практическую деятельность хозяйствующих субъектов. Совокупность научных и практических аспектов, проводимых в данной сфере, и исследований формирует их научно-технические и прикладные результаты.

Конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем рынках реализуются эффективнее, если преобладающая часть инвестиций систематически направляется на инновационную модернизацию и обновление производственно-технической базы реального сектора экономики.

Относительно выработки механизма формирования и реализации инновационно-инвестиционной политики Президент Республики Узбекистан И.Каримов отметил: «Следующий важный наш приоритет, рассчитанный на долгосрочную перспективу и имеющий решающие значение для роста потенциала могущества страны и конкурентоспособности экономики, - это осуществление активной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и тех-

нологическое обновление ведущих базовых отраслей, ...»1.

Исследования показывают, что инновационная деятельность - это не только фундаментальные и прикладные научные исследования, но и производственная составляющая экономики. Поэтому формирование и реализация инновационной политики предусматривает создание системы, способствующей развитию научно-технического потенциала страны, продвижению результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ в хозяйственную практику.

Ресурсная поддержка инновационной деятельности предусматривает создание соответствующей инвестиционной базы и определение сферы финансирования инновационных программ и проектов. Важным условием в решении этих работ становится создание максимально благоприятных условий для привлечения надежных и ответственных инвесторов, принимающих на себя обязательства по техническому обновлению производства и вы-

1 Каримов И. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год. Народное слово 30.01.2010г.

V___/

пуску высококачественной, отвечающей современным требованиям, продукции.

К началу реформационного периода для проведения активной инновационной политики Узбекистан располагал определёнными реальными ресурсами - богатой минерально-сырьевой базой, многопрофильным машиностроительным комплексом и научно-техническими структурами, многочисленным контингентом научных и инженерно-технических кадров и опытных практических специалистов. Ряд отраслей промышленности имел уникальные передовые технологии и возможности налаживания производства наукоемких видов продукций. Эти ресурсы составляли тот реальный потенциал, который позволил осуществить технико-технологическую модернизацию производства, обеспечить осуществление полного воспроизводственного цикла на расширенной основе.

Основываясь на этом ресурсно-производственном потенциале, в процессе углубления экономических реформ, государство приняло целенаправленные меры по активизации инвестиционно-инновационной деятельности. В результате в стране удалось добиться значительных сдвигов в решении данной проблемы.

Научно-технический комплекс республики представлен широким кругом организаций и учреждений, выполняющих научные исследования и разработки по приоритетным направлениям технических, физико-математических, химико-биологических, медицинских, сельскохозяйственных и других наук.

В структуре научно-технического комплекса Узбекистана 402 организации1, из них 149 занимаются научно-исследовательской деятельностью. В 2010 году в научно-технической сфере, включая научно-педагогических работников вузов, было занято более 36,4 тыс. человек.

1 1Статсборник «Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан в 2010г.», Ташкент. ГОСКОМСТАТ, 2011г.

В общем объеме выполненных в 2010г. в республике научно-технических разработок более 2/3 (таблица1) приходится на чисто научно-исследовательские работы. При этом весьма незначительна доля проектно-конструкторских и технологических работ. Резкое снижение их доли произошло в 2010г. (3,6%). В 2008г. эта доля составляла - 9,4%, а в 2009г.-8,1%. Что касается работ по изготовлению опытных образцов, партий, изделий, то в данном типе работ также имело место бо -лее, чем 3х кратное уменьшение их доли в общем объеме всех выполненных работ (с 2,0% в 2008г. и 1,4% в 2009г. до 0,6% в 2010г.).

Указанные негативные тенденции, произошли в структуре научно-технических работ республики в 2008-2009гг. как результат влияния кризисных явлений в мировой экономике.

В целом же темпы роста научно-технических работ имели тенденцию к устойчивому росту. Особенно быстрыми темпами возрастали объемы оказываемых научно-технических услуг. В общем объеме выполненных работ их доля увеличилась с 7,4% в 2005г. до 15,5% в 2010г. Однако эти работы меньше определяют успех в развитии инновационной деятельности.

Известно, что возможности доведения выполненных научно-технических разработок до производства определяются главным образом проектно-конструкторскими и технологическими разработками и изготовлением опытных образцов, продукции. Поэтому в решении проблемы ускорения вовлечения полученных результатов в хозяйственную практику решающая роль принадлежит именно этим видам работ. Это значит, что на расширение масштабов и ускорение темпов их роста следует уделить более пристальное внимание, как в современных условиях, так и в более отдаленной перспективе. Прежде всего, необходимо изменить сложившуюся структуру финансирования в пользу этих видов работ, особенно в части привлечения иностранных инвестиций путем создания со-

Таблица 1

Структура выполненных собственными силами научных организаций научно-технических работ в Республике Узбекистан за 2005-2010гг. (в % к итогу)1

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем выполненных научно-технических работ - всего: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

- в том числе: 1. Научно-исследовательские работы 66,4 68,8 66,1 64,5 64,0 68,0

2. Проектно-конструкторские и технологические работы 8,8 8,4 8,2 9,4 8,1 3,6

3. Изготовление опытных образцов, партий, изделий (продукции) 4,5 4,3 2,0 1,4 0,7 0,6

4. Проектные работы для строительства 12,9 11,0 12,0 10,7 15,3 12,3

5.Научно-технические услуги 7,4 7,5 11,7 14,0 11,9 15,5

вместных предприятий, ориентируемых на инновационную деятельность.

О научно-технических достижениях Узбекистана свидетельствуют результаты, проведенных четырёх Республиканских ярмарок инновационных идей, технологий и проектов, организованных в рамках реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 05.07.2008г. «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство»2.

Ярмарки призваны стать местом встречи инновационной науки и производственных секторов. Целью этих ярмарок является создание условий для роста наукоемкого, высокотехнологичного производства, выявление и поддержка инновационных идей, эффективное использование научно-технического потенциала научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций республики, содействие повышению инновационной активности предприятий, привлечение инвестиций в расширение инновационной деятельности. Реализация этой цели, с одной стороны, требует повышения восприимчивости производства и рынка к новой технике и современным технологиям, и увеличения производства

1 Источник: Расчитано по данным Статбюлле-теней «Основные показатели развития научно-технического потенциала и инновации Республики Узбекистан» за 2005-2010гг.Т.:Госкомстат, Указ Президента РУз. «О создании Свободной индустриально-экономической зоны «Навои»» от 2.12.2008г. № УП-40-52

2 Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство»от 05.07.2008г. LEX.UZ

новой продукции, с другой, - существенного повышения уровня фундаментальных исследований, проектно-конструкторских разработок и опытного производства. Отсюда ясно, что главный принцип инновационной политики в настоящее время заключается в необходимости создания рыночных механизмов, сочетающих инновационные и экономические интересы науки и производства при непосредственной поддержке государства.

На проходивших ярмарках были представлены новые научные разработки основных сфер экономического комплекса страны - промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, фармацевтики, науки, образования и др. Экспозиции ярмарок показали, что весьма перспективными являются исследования во многих областях гуманитарных, естественных и точных наук, таких, как ядерная физика, теплофизика, гелиоматери-аловедение, биология, микробиология, химия и химия природных соединений, сейсмология и др. В последние годы неотъемлемой частью жизни республики стало производство средств связи, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Представленные на ярмарках новые изделия и технологии показывают, что уже немало проектов, которые дают положи -тельные результаты, значит, вложенные ранее средства постепенно вовлекаются в хозяйственный оборот, воплощаясь в конкретные виды научно-технических новшеств.

Решающим фактором, позволяющим более активно решать проблему разработки и освоения новых технологий, обо-

V___/

Таблица 2

Источники финансирования исследований и разработок, выполненных собственными силами научных организаций1 (в % к итогу)

2005 2006 2008 2009 2010

Инвестиции - всего: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе: -бюджетные средства на исследования и разработки 43,7 44,8 39,4 45,0 50,6

-бюджетные ассигнования на содержание вузов 1,1 6,3 6,8 8,7 9,5

-собственные средства организаций 17,0 15,9 24,0 17,7 10,8

-средства иностранных инвесторов 0,7 2,9 1,7 2,2 2,5

-средства внебюджетных фондов 6,5 6,3 4,1 2,8 5,1

-средства заказчиков 31,0 23,8 24,0 23,6 21,5

рудования, материалов и продукции являются инвестиции.

В 2010г. в инновационную сферу Узбекистана вложено около 97,5 миллиардов сум инвестиций. Основная часть финансовых вложений осуществляется за счет государственного бюджета. На их долю, с учетом затрат на содержание вузов, приходится более 60% всех средств, выделяемых на финансирование научной сферы (таблица2).

За анализируемый период данный показатель по науке заметно (на 15,3 процентных пункта) увеличился. Ощутимое увеличение произошло и в доле средств внебюджетных фондов (с 2,8% в 2009г. до 5,1% в 2010г.). В 2005г. удельный вес средств иностранных инвесторов составлял менее 1%, несколько возрос данный показатель, начиная с 2006г. составив 2,9%, в 2010 г. - 2,5% от их общего объема.

Однако наметившийся небольшой рост в привлечении иностранных инвестиций еще не мог привести к кардинальным изменениям в научно-технической сфере из-за небольших их объемов. В последующие годы на этот процесс оказал свое негативное влияние разразившийся мировой финансово-экономический кризис, который привел к резкому уменьшению в 2008 -2009 годах притока иностранного капитала в инновационную сферу Республики.

Наиболее эффективной формой иностранного участия в научно-технической

1 Составлено по данным стат. бюллетеней Госкомстата РУз. «Основные показатели научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан» за 2005-2010гг. Т.: Госкомстат

сфере представляется создание совместных инновационных структур. В то же время привлечение прямых иностранных инвестиций следует проводить при некотором ограничении сферы их допуска. Так, участие иностранных партнеров следует ограничить в научно-технических и опытно-конструкторских структурах и разработках, направленных на развитие производственной инфраструктуры (энергосети, трубопроводов, телекоммуникаций, спутниковой и специальной связи и т.д.). В эти сферы целесообразно привлекать больше другие формы иностранного участия, например, зарубежные кредиты и займы.

На современном этапе развитие и регулирование инновационной деятельности сталкивается еще и с рядом трудностей внутреннего характера. Связано это, прежде всего, с тем, что в Республике имеет место заметное отставание методического обеспечения применяемых механизмов регулирования инновационных процессов. Некоторые их аспекты не пол -ностью обеспечены и в законодательно-правовом плане. В настоящее время еще не удается обеспечить эффективное воздействие широкого спектра используемых механизмов и инструментов (цены, ставки процента за кредит, налоги, пошлины и др.) на инновационные процес -сы, увязать общеэкономические тенденции развития со структурой и уровнем технологий реального сектора экономики страны.

В Республике слабым звеном остается взаимодействие фундаментальной науки со сферой прикладных исследований

и разработок, внедрением их результатов в производство.

Расширение инвестиционной активности государства возможно также на основе переноса внимания на портфельные инвестиции, т.е. на продажу иностранным инвесторам пакета акций приватизируемых объектов, имеющих научно-техническую направленность. Этот вид инвестиций, обеспечивая приток капитала в страну, позволяет сохранить отечественной стороне контроль над объектами инвестирования. В то же время, это позволяет иностранным участникам вносить свою лепту в инновационную активность приватизированных объектов, через установление кооперационных связей с аналогичными предприятиями за рубежем.

При недостаточности внутренних источников и иностранных вложений, направляемых на ускорение темпов развития сферы науки и поддержание в работоспособном состоянии производственной сферы, следует также усилить роль внебюджетных фондов в их инвестиционном обеспечении. Если доля внебюджетных средств в общем объеме инвестиционных вложений, направляемых в инновационную сферу в 2000-2003 гг. составила в пределах 1,1-3,5%, то к 2005г. она достигла 6,5%, а начиная с 2007г. вновь наметилась тенденция ее уменьшения с 4,1% в 2008г. до 2,8% в 2009г. Анализ показывает, что это проявление последствий мирового финансового кризиса, приведшего к ограничению инвестиционных возможностей потенциальных инвесторов.

Преобладающая часть финансовых средств госбюджета финансовых вложений приходится на средства заказчиков, доля которых в настоящее время составляет около % части всех инвестиционных вложений в инновационную сферу.

Мировая практика показывает, что для выхода на передовые позиции по научно-техническим параметрам наряду с другими источниками необходимо включение в данный процесс такого важного источника, как кредиты коммерческих банков. В настоящее время данный источник для финансирования инновационной сферы

еще фактически не задействован. В этой связи необходимо расширить сеть банков, занимающихся инвестиционной деятельностью, поощрять приобретение банками-инвесторами пакетов ценных бумаг инновационных предприятий, что позволит совместно управлять их экономической деятельностью.

В связи с тем, что инновационный процесс имеет весьма длительный период времени, он охватывает весь цикл «наука-производство», т.е. проходит долгий путь от возникновения идеи до ее внедрения в производство и получения готовой продукции. Реализация же намеченных задач возможна только при вложении средств на долгосрочных условиях. Успешное инновационное развитие может обеспечиваться также возможностью привлечения финансовых средств частного сектора и предпринимателей. Для них наиболее привлекательной является прикладная наука.

По нашему мнению, целесообразно было бы внедрить механизмы финансирования некоторых прикладных исследований на возвратных началах, оставляя при этом метод безвозвратного бюджетного финансирования только на выполнение приоритетных, высокоэффективных прикладных исследований.

Следует вести целенаправленную системную работу по обновлению производственного аппарата, активизации предпринимательской деятельности в инновационной сфере. Требуется комплексная поддержка инновационного предпринимательства, предусматривающая приоритетное развитие ресурсосберегающих технологий, осуществление гибкой налоговой и кредитной политики в отношении инновационных структур, таможенные льготы при трансферте новых технологий и др. Немаловажной задачей является подготовка кадров, способных вести инновационную деятельность. Обеспечение эффективного взаимодействия научно-технических центров и вузов страны с негосударственными структурами, поддержка деятельности малых инновационных субъектов.

V___/

Важнейшей целью инвестиционной политики должно стать создание эффективных механизмов использования отечественного инновационного потенциала, а также привлечение прогрессивных иностранных технологий, которые в сочетании с отечественными природными ресурсами, человеческим и научно-техническим потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны. Условиями такого развития должны стать: выделение нескольких основных точек роста среди конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей; стимулирование интеграции транснациональных компаний в отечественную экономику; максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности; создание и усиление роли современной инновационной инфраструктуры (страховой системы, венчурных фондов, технопарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов и др.).

Формирование новой государственной инновационной политики невозможно без выработки особой концепции инвестирования данной сферы.

Усиление инновационно направленной инвестиционной политики связано с решением ряда неотложных задач, таких как:

- проведение частичной корректировки стратегического курса экономической политики с целью обеспечения перехода к активной инвестиционной политике с инновационной направленностью;

- формирование инновационно-мотивационных механизмов реализации научно-технических программ при всемерной экономической поддержке активности изобретательства и новаторства;

- формирование современной системы «наука-производство», предусматривающей существенное изменение структуры инвестирования в пользу ее отдельных подсистем (конструирование, разработка и испытание опытных образцов, внедрение и освоение их в производстве);

- несомненным следует признать факт необходимости существенного увеличения доли инвестиций, направляемых на развитие фундаментальных исследований.

Перспективы развития научно-технического комплекса Республики во многом будут определяться коммерциализацией разработок в сфере прикладной науки, созданием полноценного инновационного рынка, все большей ориентацией результатов их достижений на внедрение в хозяйственную практику.

Список литературы:

1. Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью / -М.: КНОРУС, 2005.-320с.

2. Гончаренко Л.П, Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. Учебник. -М.: КНОРУС, 2009. - 352 с.

3. Инновационный менеджмент. М.В.Снежинская.-М.:Изд. О-книга. 2009. -265с.

4. Управление инновациями: Пер.с английского - М.: Алыпина Бизнес Букс, 2008. 237 с.

5. Статбюллетени Госкомстата РУз. «Основные показатели научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан», 2005-2010г.г. Т.:Госкомстат.Ежегодные издания (2005 по 2010г.г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.