Научная статья на тему 'Инновационная система Евразийского экономического сообщества'

Инновационная система Евразийского экономического сообщества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ЦЕНТР ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / INNOVATIVE STRUCTURE / THE TRANSITION FROM RESOURCE-BASED ECONOMY / CENTER FOR HIGH TECHNOLOGY / INTERGOVERNMENTAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торопыгин Андрей Владимирович

В статье рассматриваются этапы формирования инновационной системы Евразийского экономического сообщества, основной структурой которой является Центр высоких технологий сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Торопыгин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative System of the Eurasian Economic Community

The article examines the stages of formation of the innovation system of the Eurasian Economic Community, which has the basic structure the Center for high technology.

Текст научной работы на тему «Инновационная система Евразийского экономического сообщества»

о

со <

О

о

о <

о

со

А. В. Торопыгин A. V. Toropygin

Инновационная система Евразийского экономического сообщества*

Innovative System of the Eurasian Economic Community

Торопыгин Андрей Владимирович

Секретариат Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества (Санкт-Петербург)

Начальник управления межпарламентского

взаимодействия

Доктор политических наук

[email protected]

Toropygin Andrey Vladimirovich

The EurAsEC Interparliamentary Assembly Secretariat

(Saint-Petersburg)

Head of the Interparliamentary

Relations Department — Secretary of the IPA

EurAsEC Standing Commission on Trade

Policy and International Cooperation

Doctor of Science (Political Science)

[email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

инновационная структура, Центр высоких технологий, межгосударственная целевая программа

KEY WORDS

innovative structure, the transition from resource-based economy, Center for High Technology, intergovernmental programs

РЕФЕРАТ

В статье рассматриваются этапы формирования инновационной системы Евразийского экономического сообщества, основной структурой которой является Центр высоких технологий сообщества.

ABSTRACT

The article examines the stages of formation of the innovation system of the Eurasian Economic Community, which has the basic structure the Center for High Technology.

На проходившем в июне 2013 г. Санкт-Петербургском экономическом форуме была представлена презентация первого независимого экспертно-аналитиче-ского отчета о ходе реализации первого этапа «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Это означает готовность экспертного сообщества обсуждать успехи и проблемные зоны реализации стратегии, проблемы перехода от сырьевой экономики к инновационной. Обсуждение проблемы на

столь значимом событии, каким является форум, показывает и важность проблемы, и ее сложность. Ведь перейти к новой экономике стараются многие развивающиеся страны, в том числе и постсоветского пространства. Наилучшие шансы здесь у стран — членов Евразийского экономического сообщества. «Выходом из сырьевой ловушки» образно определял евразийскую интеграцию академик С. Ю. Глазьев.

Эксперты справедливо говорят о том, что, обладая значительным экономиче-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-03-00146 «Современное состояние и перспективы политической интеграции в Евразийском регионе».

ским и научно-техническим потенциалом, государства Евразийского экономического сообщества располагают всеми возможностями для создания полноценной инновационной системы [1], которая может объединить ресурсы национальных инновационных систем и придать устойчивый, системный характер инновационному развитию. Что, в свою очередь, будет способствовать эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений независимо от места их происхождения.

Инструментом достижения указанной цели должны были стать разработка и реализация Межгосударственной целевой комплексной программы создания Евразийской инновационной системы.

Мероприятиями на 2008-2010 гг. и последующие годы по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, утвержденных Решением МГС от 10 октября 2008 г. № 379, была предусмотрена разработка Концепции создания Евразийской инновационной системы.

В декабре 2008 г., во время неформального саммита президентов Армении, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, генеральному секретарю ЕврАзЭС было дано поручение совместно с правительствами заинтересованных государств проработать вопрос создания Центра высоких технологий, деятельность которого должна была быть направлена на совместную разработку и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов [2, с. 2]. И в феврале 2009 г. было принято решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС о создании Центра.

Таким образом, концепция стала исходить из того, что именно Центр станет одним из базовых элементов всей инновационной системы. С принятием Положения о Центре высоких технологий Евразийского экономического сообщества можно говорить о реальном начале деятельности Центра.

Центр создан в соответствии с Решением Межгосударственного совета (на уровне глав государств) от 4 февраля 2009 г. № 416 «О создании Центра вы-

соких технологий Евразийского экономического сообщества»1, его основными целями и направлениями деятельности являются:

• организация совместной разработки и реализации научно-технических программ и инновационных проектов участников Центра;

• содействие разработке и реализации согласованной инновационной политики государств — участников Центра;

• координация работ по созданию Евразийской инновационной системы и развитию инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности в государствах, участвующих в создании и деятельности Центра;

• организация деятельности участников Центра в разработке и реализации научно-технических программ и инновационных проектов;

• содействие определению представляющих взаимный интерес областей международного сотрудничества в сфере высоких технологий и инноваций исходя из национальных задач и приоритетных направлений научно-технического, инновационного и производственного развития участников Центра;

• формирование отношений в инновационной сфере, способствующих рациональному использованию интеллектуального потенциала, распространение новых знаний и технологий, коммерциализация научно-технических достижений;

• консолидация усилий органов государственной власти, общественных организаций, выражающих интересы инновационного бизнеса, предпринимателей и товаропроизводителей для приумножения потенциала высо-

1 О создании Центра высоких технологий Евразийского экономического сообщества: Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 4 февраля 2009 г. № 416 // Положение о Центре высоких технологий Евразийского экономического сообщества: Сб. базовых документов / Евразийское экономическое сообщество. М., 2010. С. 334-343.

о

со <

о О

О <

о

со

^ котехнологичных отраслей экономики

^ как основы социально-экономическо-

^ го развития;

™ • создание условий для привлечения

^ инвестиций в инновационную сферу;

о • содействие созданию механизмов

^ финансирования инновационных программ и проектов, информационного,

^ экспертного, финансово-экономиче-

< ского обеспечения;

о • развитие международного сотрудники чества в области инновационной де-

ш 1

ятельности1.

<

Участниками Центра являются органист зации, уполномоченные правительствами ^ государств, участвующих в деятельности 1= Центра, а также ОАО «Российская вен-к чурная компания» и АО «Национальный т инновационный фонд» Республики Ка-£ захстан, научно-технологические холдин-ш ги и компании. Участниками Центра также могут стать по решению Наблюдательного совета другие организации.

Органами управления Центра являются Наблюдательный совет, Общее собрание участников Центра, Правление (Совет директоров) Центра, исполнительный директор Центра.

Основными функциями Наблюдательного совета Центра являются разработка перспективных направлений деятельности Центра, рассмотрение и утверждение планов Центра, а также организация разработки Концепции создания Евразийской инновационной системы.

В состав Наблюдательного совета Центра входят руководители профильных министерств и ведомств государств, участвующих в создании и деятельности Центра. Кандидатуры в члены Наблюдательного совета Центра вносятся правительствами указанных государств и утверждаются Интеграционным комитетом ЕврАзЭС [2, с. 12-19].

Оставаясь основным звеном инновационной системы ЕврАзЭС, Центр взаимодействует с другими составляющими национальных инновационных систем. Таким образом происходит адаптация Евразийской инновационной системы к

1 Там же.

новым условиям развития экономик стран сообщества, что проявляется прежде всего в ориентации на проверенные мировой практикой модели использования новых знаний в экономической деятельности с учетом объективно заданных для каждой страны факторов, таких как ее размеры, географическое положение, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности2. Так, партнером Центра является фонд «Сколково»3.

Создание Евразийской инновационной системы основывалось на гармонизации институциональных условий создания национальных инновационных систем и межгосударственных институтов, обеспечивающих функционирование ее в рамках единого экономического пространства (ЕЭП). Таким образом, она с самого начала своего развития имела механизмы совершенствования в соответствии с этапами интеграции, формированием Таможенного союза и ЕЭП.

Направления формирования Евразийской инновационной системы включают создание и развитие базовых институтов и институциональных отношений, обеспечивающих переход к инновационной экономике, основанной на знаниях и устойчивом социально-экономическом развитии государств — членов ЕврАзЭС. Механизмы совершенствования — преодоление административных барьеров, гармонизация и устранение пробелов в действующем национальном законодательстве стран сообщества, формирование единого инновационного пространства стран ЕврАзЭС.

По мнению доктора технических наук, профессора А. В. Старовойтова, пред-

2 Старовойтов А. В. Евразийская инновационная система — интеграционная платформа для экономического развития: Тезисы доклада: [Электронный ресурс]. URL: http:// aef.kz/upload/iblock/8ba/kvufbiseebum_od

xmfjllwzkmhk,_dtabkkxeqynidrkxezaclglw_7.04.

%20riwcudnywnzhywmpvzxzri.doc.

3 «Сколково» и ЕврАзЭС будут сотрудничать в области инноваций. М., 31 августа 2011 г. РИА «Новости».

седателя совета директоров Центра высоких технологий ЕврАзЭС, приоритетным при создании Евразийской инновационной системы является развитие форм организации инновационной деятельности в следующих сферах:

• генерации знаний, воспроизводства знаний;

• защиты прав интеллектуальной собственности;

• развития инновационного предпринимательства, государственно-частного партнерства, информационного обеспечения инновационной деятельности, научно-технической экспертизы, технического регулирования и саморегулирования инновационной деятельности [2].

Примером как развития, так и деятельности НИС может служить межгосударственная целевая программа «Инновационные биотехнологии». Программа была утверждена Решением Межгосударственного совета от 11 декабря 2009 г. № 4611.

Межгосударственная целевая программа представляет собой увязанный

1 Об утверждении Межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества «Инновационные технологии»: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. № 461; Инновационные биотехнологии: Межгосударственная целевая программа / Евразийское экономическое сообщество // Сборник базовых документов. М., 2010. С. 454-478.

по ресурсам, исполнителям и срокам ^ осуществления комплекс научно-иссле- ^ довательских, экспериментальных, про- ^ изводственно-технологических, со- « циально-экономических, санитарно-эко- ^ логических, медико-экономических и о организационных мероприятий, позво- ^ ляющих эффективно решать значимые ^ проблемы в области молекулярной биологии, биохимии, генной и клеточной < инженерии и обеспечить народное хо- о зяйство государств — членов ЕврАзЭС ш конкурентоспособными технологиями защиты окружающей среды от промыш- ^ ленных загрязнений, средствами пита- ^ ния, стимуляции роста и защиты рас- ^ тений; ветеринарными препаратами и с= сбалансированными кормовыми добав- к ками, ферментными препаратами, мо- т лекулярно-генетическими технологиями £ создания трансгенных растений с улуч- ш шенными хозяйственно-ценными признаками, эффективными средствами для диагностики инфекционных заболеваний.

Заказчиком-координатором программы является координационная группа, созданная на базе Института микробиологии Национальной академии наук Беларуси. Финансирование программы осуществляется в долях: Белоруссия, Казахстан, Россия — по 30%, Таджикистан и Киргизия — по 5%2.

2 Там же.

Литература

1. Рутко Д. Ф., Горбач Е. В. Развитие инновационной системы в Евразийском экономическом сообществе на основе использования опыта Европейского союза // Экономика и управление. 2011. № 2. С. 103.

2. Центр высоких технологий ЕврАзЭС: Мат-лы инвестиционного форума «Таможенный союз — интеграционный прорыв ЕврАзЭС». Алматы, 2009.

References

1. Rutko D. F., Gorbach E. V. Development of innovative system in the Eurasian economic community on the basis of experience of the European Union // Economy and management. 2011. N 2. P. 103.

2. Center for High Technologies of EurAsEC: Materials of an Investment forum "The Customs Union — Integration breakthrough of EurAsEC". Almaty, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.