ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Самкова Т.В.
Самкова Татьяна Владимировна - магистрант, кафедра экономики и управления на предприятии, учреждение образования Гродненский государственный университет им. Янки Купалы,
г. Гродно, Республика Беларусь
Аннотация: целью статьи является оценка современного состояния инновационной активности Республики Беларусь и разработка предложений по устранению барьеров в инновационном развитии. О возрастании роли инновационного фактора в мировых интеграционных процессах можно судить по уровню интенсивности развития инновационно-ориентированной внешнеэкономической деятельности стран, которая характеризуется, кроме расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), рядом других экономических показателей: доходами от НИОКР, платежами за использование научных разработок, экспортом наукоемкой продукции.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, Глобальный инновационный индекс, рейтинг, Республика Беларусь.
Наука стала основным ресурсом современной экономики, существенный рост обеспечивается именно путем использования новейших достижений научно-технической сферы. Так, Национальная академия наук Беларуси определила наиболее перспективные направления, способные стать базисом конкурентоспособности страны. К таковым относятся: ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства; новые материалы и альтернативные источники энергии; медицина и фармацевтика; информационно-коммуникационные технологии; современные методы изготовления, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; промышленные биотехнологии; экология и рациональное природопользование [3, с. 31].
На современном этапе развития экономики развитые страны и международные организации проводят экономические исследования, посвященные проблемам развития национальных инновационных систем и совершенствования инновационного потенциала. Существуют различные методики измерения инновационного потенциала. Наиболее известным из них является Глобальный инновационный индекс (далее - ГИИ), рассчитываемый бизнес-школой 1№ЕАО, Корнельским университетом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности. ГИИ получил широкое признание в мире как важнейший источник информации об инновационной деятельности и полезный контрольный инструмент для директивных органов. ГИИ рассчитывается на основании около 80 различных переменных. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана с наличием не только инновационного потенциала непосредственно, но и условий для его воплощения, поэтому индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей: располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций и достигнутые практические результаты осуществления инноваций.
В 2016 году рейтинг ГИИ возглавили Швейцария, Швеция, Великобритания, США, Финляндия и Сингапур. В число 25 ведущих стран-новаторов впервые вошел Китай. Республика Беларусь занимает 79-ю позицию, Россия в этом рейтинге находится на 43-м месте из 128 стран, Украина - на 56-м, Армения - на 60-м, Грузия -на 64-м [1, с. 48]. По результатам последней версии рейтинга «Глобальный инновационный индекс-2016», Беларусь опустилась сразу на 26 позиций.
Наиболее существенное ухудшение позиций Республики Беларусь в 2016 году наблюдается в трех группах: уровень развития рынка (89-я позиция), результаты в
области знаний и технологий (49-я позиция) и результаты творческой деятельности (124-я позиция).
Наблюдается тенденция снижения удельного веса отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Так, в 2010 году данный показатель составил 14,5%, в 2011 году - 14,4; 2012-м - 17,8; 2013-м - 17,8; 2014-м -13,9; в 2015 году - 13,1% [2, с. 392].
В числе важнейшей проблемы функционирования национальной инновационной системы следует выделить критически низкий уровень наукоемкости ВВП. В последние годы показатель «внутренние затраты на научные исследования и разработки, в процентах к ВВП» находится на уровне 0,5-0,7%, что значительно ниже среднеевропейского значения (2%) и критического уровня экономической безопасности (1%) [1, с. 52]. В связи с этим в Республике Беларусь возникает острая необходимость в собственных нововведениях.
В отечественной экономике разработчик идеи убеждает органы власти в ее ценности. Она в виде некоего компромисса предлагается для промышленной разработки. Административные барьеры и согласования мешают быстрой коммерциализации несмотря на то, что срок освоения нововведений стремительно сокращается. В республике почти все учреждения, выполняющие НИОКР, находятся в собственности государства, которому, соответственно, принадлежат и их результаты. Авторы получают разовый гонорар.
С учетом мировой практики налогового стимулирования инновационной деятельности следует ввести следующие льготы: предоставление инвестиционного налогового кредита на инвестиции в технологическую модернизацию предприятия, предполагающего организацию производства инновационной продукции; введение «налоговых каникул» для организаций, выпускающих инновационную продукцию, в первые 5 лет их работы. Реализация перечисленных мер обеспечит выравнивание налоговой нагрузки на разных стадиях инновационного цикла, увеличит возможности предприятий в финансировании исследований и разработок, активизирует создание высокотехнологичных производств.
Для преодоления негативных тенденций необходимо принять комплекс мер по активизации инновационной деятельности:
- создание инжиниринговых центров для сопровождения процесса внедрения в производство научно-технической продукции;
- расширение функций субъектов инновационной инфраструктуры в области коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;
- создание специализированных подразделений научных организаций по управлению инновационными проектами;
- дальнейшее развитие и государственная поддержка системы венчурного финансирования, страхование инновационной деятельности;
- создание консорциума, организующего эффективное взаимодействие технопарков и других организаций для трансфера технологий.
Список литературы
1. Колотухин В. Инновационная сфера Беларуси / В. Колотухин, О. Моторина //
Банк. весн., 2016. № 10/639. С. 48-53.
2. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2016. Минск: Респ. унитарное
предприятие «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ.
Беларусь», 2016. 519 с.
3. Хвесеня Н. Роль инновационного сектора в отечественной экономике / Н. Хвесеня
// Наука и инновации, 2016. № 2 (156). С. 31-33.