УДК 37:001.895:373:371.398
Л. С. Унжакова, Е. А. Маркова, Е. А. Верховская Дом детского творчества, Когалым, ХМАО-Югра, Тюменская область
Инновационная программа «Интеграция деятельности организаций
общего и дополнительного образования как средство развития и самореализации личности ребенка»
Данная статья посвящена инновациям в сфере дополнительного образования, представляет опыт работы ДДТ по реализации инновационной программы, рассматривает вопросы, связанные с сотрудничеством образовательных учреждений двух типов.
Ключевые слова: дополнительное образование, инновационная программа, сетевое взаимодействие, учащиеся начальных классов, досуговая деятельность, дополнительная общеобразовательная программа, качество.
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Дополнительное образование, как один подвидов, направлено на формирование и развитие творческих способностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [1]. В. А. Березина, директор Департамента воспитательной деятельности и социальной работы МГУТУ, говорит о том, что руководителям и педагогическим кадрам всех образовательных учреждений, включая учреждения дополнительного образования детей, необходимо адаптироваться к новым условиям, продолжать активно развивать систему дополнительного образования детей [4].
Поддерживая данную идею и принцип — «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности», мы обратили внимание еще на один факт: необходимо разработать модель взаимодействия организаций общего и дополнительного образования, которая создает условия для соци-
ального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.
В письме Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственно образовательного стандарта общего образования» [3] предложены модели реализации внеурочной деятельности: модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», модель ресурсного центра, оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель и модель сетевой организации, которая и была положена в основу разработки данной Программы. Данная модель предполагает сетевое взаимодействие образовательных учреждений разных видов и топов.
Модель педагогически целесообразна, она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть в школе на уроке, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Одной из причин, которая способствовала разработке данной Программы, явилась нехватка педагогических ресурсов в области дополнительного образования в одной из школ г. Когалыма. И администрация школы обратилась в МБОУ ДОД «ДДТ» с просьбой о создании и развитии сети
взаимодействия МБОУ ДОД «ДДТ» с организациями основного общего образования как способа кооперирования ресурсов и возможностей, направленных на воспитание и формирование универсальных учебных действий учащихся. Данный вид сетевого взаимодействия урегулирован приказом Управления образования Администрации города Когалыма от 07.11.2013 г. № 827 «О реализации программ и проектов инновационной деятельности в образовательных организациях г. Когалыма в 2013-2014 учебном году» и приказом МБОУ ДОД «ДДТ» от 16.12.2013 г. № 358 «О реализации программы инновационной деятельности», договором «О сотрудничестве» от 01.09.2014 г.
Программа «Интеграция деятельности организаций общего и дополнительного образования как средство развития и самореализации личности ребенка» рассчитана на три года (табл. 1, 2) и предполагает организацию деятельности учащихся через проведение учебных занятий по программам художественно-эстетической, декоративно-прикладной направленности, участие детей в разработке и реализации социально-образовательных проектов, организацию профильной смены летнего оздоровительного лагеря. Основной причиной для выбора именно вышеперечисленных направлений послужило получение быстрого практического результата по окончанию изучения каждого цикла.
Реализация Программы (табл. 3) будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться в окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Таким образом, актуальность данной программы обусловливается: отечественными тенденциями изменения условий формирования личности; необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их
родителей; спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.
Цель Программы: создание и развитие сети взаимодействия МБОУ ДОД «ДДТ» со средними общеобразовательными школами как способа кооперирования ресурсов и возможностей, направленных на воспитание и формирование универсальных учебных действий учащихся.
Задачи Программы: изучить Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов; отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями; проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию ее реализации в условиях МБОУ ДОД «ДДТ»; апробировать модель организации внеурочной деятельности учащихся МБОУ «Средняя школа № 5» в условиях МБОУ ДОД «ДДТ»; разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности; эффективно использовать имеющуюся в МБОУ ДОД «ДДТ» учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал для развития сети взаимодействия МБОУ ДОД «ДДТ» с общеобразовательными школами города.
Ресурсное обеспечение программы включает в себя педагогическое (табл. 4) и материально-техническое обеспечение. Для реализации Программы в МБОУ ДОД «ДДТ» имеются необходимые условия: занятия проводятся в две смены (после (до) занятий в школе), все кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, общеобразовательные школы располагают спортивными залами, музыкальными кабинетами, музыкальной техникой, библиотеками, спортивными и игровыми площадками.
Показателем эффективности Программы являются результаты реализации дополнительных общеобразовательных (долгосрочных, краткосрочных), а также досуговых программ. Отслеживание результатов осуществляется по критериям, разработанным П. И. Третьяковым [4], где в основу положены пять уровней обученности: различение, запоминание, понимание, умение (продуктивные), перенос (творческие умения).
Таблица 1 — Этапы реализации Программы
Название этапа. Сроки Содержание деятельности
Подготовительный: ноябрь 2013 г. Изучение возможностей интеграции организаций общего и дополнительного образования. Создание административно-координационной рабочей группы. Разработка и Программы «Интеграция деятельности организаций общего и дополнительного образования как средство развития и самореализации личности ребенка». Разработка Договора о намерениях на основе Программы. Согласование деятельности МБОУ ДОД «ДДТ» и СШ№ 5
Аналитико- концептуальный: декабрь 2013 г., март 2014 г. Создание консультативно-методической рабочей группы. Изучение Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Проведение тематического педсовета. Создание педагогической рабочей группы. Разработка рабочих программ наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных познавательных, коммуникативных. Разработка программы «Оценка сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Экспериментальный: сентябрь 2014 г. - май 2015 г. Проведение на опережение семинаров-консультаций для педагогов, участвующих в апробации. Апробация программы взаимодействия. Оценка сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Проведение городских семинаров по распространению опыта по апробации Программы Организация информационного сопровождения процесса апробации (на сайте МБОУ ДОД «ДДТ»)
Обобщающий: май - июнь 2015 г. Подведение итогов апробации
Развитие инновационной деятельности: 2015-2016 учебный год Создание сети взаимодействия МБОУ ДОД «ДДТ» с организациями основного общего образования
Таблица 2 — План реализации Программы
Содержание деятельности Сроки Исполнители
Определение состава участников сетевого взаимодействия. Предварительные переговоры, согласования намерений Октябрь 2013 г. Руководитель проекта, руководители учреждений
Заключение договоров участниками сети Октябрь 2013 г. Руководитель проекта, руководители учреждений, координатор проекта, участники сети (учителя школ, педагоги УДОД)
Сбор и обобщение информации о программах ВД в школах, УДОД и кадровом потенциале
Определение круга востребованных программ ВД
Актуализация интересов, потребностей, проблем педагогов, обусловленных ВД. Семинары-практикумы: «Формирование универсальных учебных действий учащихся как фактор повышения качества образования», «Современное занятие в рамках ФГОС» Декабрь, февраль 2014 г. Руководитель проекта, руководители учреждений, координатор проекта, участники сети (учителя школ, педагоги УДОД)
Моделирование пространства ВД в рамках ФГОС. Составление плана-графика сетевых мероприятий Март 2014 г. Руководитель проекта, координатор проекта, педагоги УДОД
Презентация программ. проектов ВД
Реализация программ. проектов ВД Сентябрь - май 2014-2015 учебного года Участники сети
Организация индивидуальных и групповых консультаций Октябрь - май 2014-2015 гг. Координатор проекта
Наблюдение, обсуждение и обобщение практического опыта организации ВД Октябрь - май 2014-2015 гг. Руководители СОШ, координатор проекта, участники сети
Мониторинг процесса формирования универсальных учебных действий, степени удовлетворенности родителей качеством организации ВД Октябрь - май 2014-2015 гг. Руководители СОШ, участники сети
Обработка результатов мониторинговых исследований Май Координатор проекта, руководители СОШ
Представление результатов сетевого проекта на педагогических советах ОУ Май Руководитель СОШ, руководитель УДОД, участники сети
Таблица 3 — Модули реализации Программы
Категория учащихся Формы работы
Модуль 1. Реализация краткосрочных программ дополнительного образования по выбору — «вертушка» Модель реализуется для детей, у которых не сформирована устойчивая мотивация к обучению, уровень готовности к школе низкий, развитие памяти, внимания и познавательных интересов находятся на достаточно низком уровне. Занятость детей имеет преимущественно прикладной характер Модель предполагает построение сквозной образовательной программы, включающей в себя комплекс краткосрочных (36 часов) образовательных программ, по направленностям: художественно-эстетической и декоративно-прикладной. В течение учебного года реализуется пять монопрограмм. В качестве образовательных могут быть предложены такие программы, как: «Самодельная кукла», «Поделки из глины», «Изонить», «Бумагопластика», «Мягкая игрушка» и др.
Модуль 2. Реализация досуговых программ Модель реализуется для детей, у которых уровень готовности к школе низкий, преобладает развлекательный характер любого занятия. Как правило, эти дети воспитываются в семьях, где мало внимания уделяется их развитию, общение ограниченное, часто это семьи с низким социальным статусом. Первичная диагностика таких детей свидетельствует о наличии комплекса проблем: - разобщенность, обособленность и отсутствие общих интересов как со взрослыми, в том числе и родителями, так и со сверстниками; - слабое соматическое здоровье и психологическое самочувствие; - повышенная тревожность; - неадекватная самооценка; - неумение выстраивать взаимоотношения в коллективе, основанные на выполнении общих задач; - нетерпимость к чужому мнению; - неумение осознанно брать на себя определенные разнообразные роли в большом и малом коллективе Модель предполагает активную вовлеченность и включенность учеников начальной школы в проведение досуговой деятельности. Для таких детей МБОУ ДОД «ДДТ» предлагает систему социально-образовательных проектов: «Звучи, баян — живи, баян!», «Дети играют для детей», «Песни с большой буквы», Создадим себе настроение», «Здоровье — экология души» и др. Организацию профильной смены летнего оздоровительного лагеря
Модуль 3. Общеразвивающаяуслуга дополнительного образования детей. Модель реализуется для детей, у которых сформирована устойчивая мотивация к обучению, уровень готовности к школе соответствует норме, развитие памяти, внимания и познавательных интересов находятся на достаточном уровне. Дети способны заниматься интересным для них делом, сосредоточиваться на нем, продвигаться с помощью взрослого к намеченной цели. Самооценка таких детей ближе к адекватной. Дети умеют работать в группах, определять для себя определенные роли в коллективе. Как правило, семьи принимают активное участие в развитии и воспитании детей, предъявляют к ним определенные требования Данная модель предполагает реализацию одной (долгосрочной) программы по художественно-эстетической или декоративно- прикладной направленности. Данная модель предполагает реализацию такого блока образовательной программы, как «Социальная стажировка», когда каждый ребенок принимает личное участие в выставочной, конкурсной, концертной, проектной, социально значимой деятельности, предъявляя окружающему социуму конкретный результат собственного освоения программы
Таблица 4 — Педагогическое обеспечение программы
Рабочая группа, ее функции Состав
Административно-координационная. Разрабатывает Договор онамерениях на основе Программы сотрудничества. Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в апробации модели взаимодействия организаций общего и дополнительного образования. Обеспечивает своевременную отчетность о результатах апробации. Делает выводы об эффективности проделанной работы и вносит коррективы. Обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности. Проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации Директор МБОУ ДОД «ДДТ». Директор общеобразовательной школы. Заместители директора МБОУ ДОД «ДДТ» по УВР. Заместители директора общеобразовательной школы по УВР
Консультативно-методическая. Обеспечивает: предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов, проведение тематических педсоветов, семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта, оказание консультативной и методической помощи Заместители директора, методисты МБОУ ДОД «ДДТ» по УВР. Заместители директора общеобразовательной школы по УВР
Педагогическая. Изучают Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, разрабатывают рабочие программы (долгосрочные и краткосрочные) наиболее адекватные (благоприятные) для формирования конкретных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных познавательных, коммуникативных. Используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие положительные результаты, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Осуществляют оценку сформиро-ванности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО Педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагог-психолог
Проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям деятельности Педагоги дополнительного образования
Распределение этих уровней по группам образуют три оценки: 1, 2 уровень — ниже среднего; 2, 3, 4 уровень — средний; 4, 5 — высокий. Такая диагностика позволяет выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Мониторинг и контроль сформированности универсальных учебных действий в процессе реализации Программы будет осуществляться через входную и промежуточную диагностики.
Анализ результатов первого года реализации данной Программы в МБОУ ДОД «ДДТ» показал, что в 2013-2014 учебном году созданы административно-координационная рабочая группа, консультативно-методическая и педагогическая рабочие группы. В течение 2013-2014 учебного года для организации взаимодействия МБОУ ДОД «ДДТ» и МБОУ «Средняя школа № 5» по реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО проведены мероприятия:
1. Тематический педагогический совет (расширенный) «Создание модели взаимодействия МБОУ ДОД «ДДТ» и МБОУ «СОШ № 5» по реализации внеурочной деятельности».
2. Семинар-практикум «Компетентностный и личностно-деятельный подходы в формирование УУД и социализации детей и подростков в условиях ДДТ».
3. Семинар-практикум «Современное занятие в рамках ФГОС».
Подготовлен пакет программно-методических материалов:
1) десять рабочих программ, ориентированных на учащихся, у которых сформирована устойчивая мотивация к обучению, уровень готовности к школе соответствует норме, развитие памяти, внимания и познавательных интересов находятся на достаточном уровне;
2) одна сквозная образовательная программа, состоящая из 4 моноблоков, ориентированная на учащихся, у которых не сформирована устойчивая мотивация к обучению, уровень готовности к школе низкий, развитие памяти, внимания и познавательных интересов находятся на достаточно низком уровне;
3) семь социально-образовательных проектов для детей, у которых уровень готовности к школе низкий, преобладает развлекательный характер любого занятия;
4) методики для формирования сформирован-ности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
Опыт организации инновационной работы был представлен на городской педагогической конференции «Инновационные технологии в образовании».
На второй год реализации программы запланирована реализация долгосрочных дополнительных общеобразовательных программ, куда вовлечены 5 классов (133 человека) и девять педагогов ДДТ; четыре краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы по следующим направлениям: «Изонить» (художественный труд), «Забавная кукляшка» (самодельная кукла), «Родные истоки» (народное пение), «Путь к успеху» (ИЗО), которые охватывают 60 человек. По этим направлениям охвачены дети, не задействованные в долгосрочных программах. Кроме того, учащиеся задействованы в реализации социально-образовательных проектов: «В преддверии нового года» (мастер-класс «Вязание крючком»), «Ангел из салфетки» (мастер-класс), «Великая Отечественная война в картинах художников» («Час общения»), «Мышка-норушка» (мастер-класс «Работа с глиной»), «Волшебство новогодия» (Мастер-класс «Работа с тканью»), «Звучи, баян, — живи, баян» (мини-концерт с элементами игры), «Дети играют для детей» (мини-спектакль), «Песни с большой буквы» (мини-коцерт «В. Шаинский — любимый детский композитор»). Дифференцированный подход, заложенный в основу выбора досуговой деятельности, позволяет сохранить и развивать внутреннюю мотивацию к занятиям по выбранному направлению деятельности. Следует добавить, что участие в долгосрочных и краткосрочных программах, а также участие в социально-образовательных проектах помогут определиться ребенку с выбором деятельности в последующем, что должно сказаться на повышении доли детей, задействованных в допобразовании. В свою очередь это расширит потенциал системы дополнительного образования детей.
Необходимо отметить, что в октябре 2014 года психологам был проведен мониторинг уровня мотивации учащихся 1-го года обучения объединений МБОУ ДОД «ДДТ».
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в целом у учащихся (всего охвачено 193 детей — 100 % учащихся, участвующих по реализации внеурочной деятельности между МБОУ СОШ № 5 и МБОУ ДОД «ДДТ») преобладает внутренняя мотивация — 84 %, внешняя мотивация — 16 %.
Таблица 5 — Результаты мониторинга мотивации на первом году обучения (октябрь)
В заключение необходимо указать, что разработка данной инновационной программы — одно из мероприятий («дорожной карты») [2], направленных на повышение эффективности образования в городе Когалыме через увеличение вариативности программ дополнительного образования (в МБОУ ДОД «ДДТ» реализуются четыре вариативные программы: «Театр моды», «Росинка», «Счастливое детство» и «Калейдоскоп творчества»), введение эффективного контракта в системе дополнительного образования: в реализации программы задействовано 70 % педагогов с высшей и первой категорией и 5 % молодых педагогов.
-чэ—-
1. Березина В. А. Воспитание и дополнительное образование обучающихся в контексте нового Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» // Внешкольник. 2013. № 2. С. 6-10.
2. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственно образовательного стандарта общего образования» [электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/
3. Постановление Администрации города Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от «08» апреля 2013 г. № 1001 Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Когалыме».
4. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография / под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 10. Дополнительное образование.
1. Berezina V. A. Vospitanie i dopolnitelnoe obrazovanie obuchayushchikhsya v kontekste novogo Federalnogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Vneshkolnik. 2013. № 2. S. 6-10.
2. Pismo Departamenta obshchego obrazovaniya Minister-stva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2011 g. № 03-296 «Ob organizatsii vneurochnoy deyatelnosti pri vvedenii federalnogo gosudarstvenno obrazovatelnogo stan-darta obshchego obrazovaniya» [elektronnyy resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/dots/55071318/.
3. Postanovlenie Administratsii goroda Kogalyma Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga — Yugry ot «08» aprelya 2013 g. № 1001 Ob utverzhdenii plana meropriyatiy («dorozhnoy karty») «Izmeneniya v otraslyakh sotsialnoy sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti obrazovaniya v gorode Kogalyme».
4. Tretyakov P. I., Sennovskiy I. B. Tekhnologiya modul-nogo obucheniya v shkole: Praktikoorientirovannaya mono-grafiya / pod red. P. I. Tretyakova. M.: Novaya shkola, 2001. 352 s.
5. Federalnyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federat-sii», st. 10. Dopolnitelnoe obrazovanie.
Объединение Внешняя мотивация Внутренняя мотивация
«Изонить» (15) 27 % (4) 73 % (11)
«Изонить» (15) 14 % (2) 86 % (13)
Анс. «Росинка» (30) 7 % (2) 93 % (28)
«Бисероплетение»(30) (М. Н. Гуртякова) 30 % (7) 70 % (23)
«Театр моды» (15) 14 % (2) 86 % (13)
«Забавная кукляшка» (30) 7 % (2) 93 % (28)
Анс. «Счастливое детство» (15) 14 % (2) 86 % (13)
«Бумагопластика» (13) 20 % (2) 80 % (12)
«Скульптура» (15) 33 % (5) 66 % (10)
«Бисероплетение» (15) (пед. Н. И. Пештерян) 27 % (4) 73 % (11)
Lyubov S. Unzhakova, Elena A. Markova, Elena A. Verkhovskaya Children's Activity Centre, Kogalym, Khanty-Mansiysk Autonomous Region, Tyumenskaya Oblast Innovational Programme "Integration of the Institutions
of General and Complementary Education Activity
as a Means of Development and Self-realization of Child's Personality"
The article is devoted to the innovations in supplementary education; it presents Children's Activity Centres experience in the realization of the innovational programme and considers some aspects of cooperation between the institutions of both types.
Key words: Key words: supplementary education, innovational programme, net cooperation, primary school teachers, leisure activities, complementary educational programme, quality.