УДК 821.161.1.
МРНТИ 14.35.09
DOI 10.56525/FIUA9623
ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА
В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАРКЕМБАЕВА Р.Д.
к.п.н., асс.профессор, КазНИТУ
им. К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Казахстан
e-mail: roza_drd@bk.ru
ОЗЕКБАЕВА Н.А.
к.п.н., асс.профессор, КазНИТУ
им. К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Казахстан
e-mail: nazym_ona@mail.ru
*САМЕТОВА Ф.Т.
*к.ф.н., профессор,
Есенов университет, г. Актау, Казахстан
e-mail: 180710@mail.ru
ДЕМЕУБЕКОВА К.К.
4к.п.н., асс.профессор, КазНИТУ
им. К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Казахстан
e-mail: karlik_1971@mail.ru
Аннотация. Цель статьи – описать опыт использования приемов технологии развития критического мышления в практическом курсе русского языка в техническом вузе. В статье рассматриваются рациональные пути применения элементов технологии развития критического мышления на практических занятиях по русскому языку. Осуществленная авторами классификация приемов ТРКМ, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга («вызов — осмысление — рефлексия»), успешно используется в вузовской практике. В технологии развития критического мышления важное место занимают приемы, нацеленные на привитие умения работать с вопросами. ТРКМ ориентирована на вопросы, поиск ответа на которые развивает мыслительную активность обучающихся.
При рефлексии обучаемые анализируют полученные сведения, обмениваются мнениями, обосновывают свою точку зрения. На данной фазе целесообразно усвоенную информацию обращать в письменную форму, поскольку в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. В рассматриваемом аспекте важно привить обучаемым способность резюмировать информацию.
Применение приёмов технологии развития критического мышления на практических занятиях русского языка позволяет сделать учебную деятельность студентов более творческой и результативной. Организация таких занятий, отличающихся определенной логикой построения и последовательностью сочетания конкретных заданий, развивает коммуникативную компетенцию обучаемых, учит вдумчиво читать и погружаться в информацию, систематизировать и анализировать информацию, формулировать и решать проблемы, работать с понятиями, вести аргументированную дискуссию, интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать.
Использование приемов ТРКМ на занятиях русского языка способствуют формированию у студентов умений определять ценность той или иной идеи на основе критического и объективного рассмотрения аргументов.
Ключевые слова: типовая учебная программа, русский язык, технология развития критического мышления, рефлексия, инновации, парадигма, высшее техническое образование, занятие в вузе.
Основные положения
Современные тенденции в условиях модернизации казахстанской системы высшей школы обусловливают необходимость научной коррекции методики преподавания русского языка в вузовской аудитории. На данном этапе понятие образовательной технологии предполагает методологические инновации в образовании, предусматривающие применение новых технологий [1].
В эпоху глобальных изменений в экономической, политической, научной и технической сферах, целесообразно не ограничиваться обучению русскому языку только с целью развития коммуникативной компетенции. Современному обществу нужны специалисты, владеющие не только узкопрофильными компетенциями, но и способные усваивать, интегрировать и применять знания на разных уровнях, креативно и критически мыслить, сохранять интерес и потребность к обучению на протяжении всей жизни.
Введение
Типовой учебной программой (ТУП) общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для организаций высшего и (или) послевузовского образования определена такая приоритетная цель обучения русскому языку как второму, как « формирование социально-гуманитарного мировоззрения студентов в контексте общенациональной идеи духовной модернизации, предполагающей развитие на основе национального сознания и культурного кода качеств интернационализма, толерантного отношения к мировым культурам и языкам как трансляторам знаний мирового уровня, передовых современных технологий, использование и трансферт которых способны обеспечить модернизацию страны и личностный карьерный рост будущих специалистов» [2, с. 107].
Материалы и методы
В рассматриваемом аспекте актуальность приобретает технология развития критического мышления (ТРКМ). Под критическим мышлением в педагогическом контексте нами понимается формирование таких рациональных способностей, как «умение работать с информацией: сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации; рассмотрение ситуации (учебной задачи, проблемы) в целом, а не отдельных ее моментов; выявление проблемы, ее четкое определение, выяснение ее причины и последствий, построение логических выводов; выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, умение изменить свое мнение в зависимости от очевидного и т.д.» » [3, с.25].
Данная технология пришла в Казахстан в начале 90-х годов прошлого столетия как отдельные образовательные программы, внедряемые через неправительственные организации, только затем оформилась как самостоятельная педагогическая технология. Одним из первых теоретиков критического мышления был американский педагог и философ Джон Дьюи, кто провел параллели между условиями обучения, взаимодействием и рефлексивным мышлением, а также предложил развитие рефлексивного (критического) мышления, как одну из важнейших целей обучения в образовательной системе. Карл Поппер – австрийский и британский социолог, один из самых влиятельных философов науки 20-го столетия, являясь последователем философии И. Канта, сыграл важную роль в истории развития критического мышления. Его по праву можно считать основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: "Я могу ошибаться, а вы можете быть правы… Сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине".
Осуществленная нами стратификация приемов ТРКМ ориентирована на реализацию таких основных задач, как: «1) успешное овладение видами речевой деятельности в соответствии с уровневой подготовкой; 2) формирование и совершенствование навыков владения языком в различных ситуациях бытового, социально-культурного, профессионального общения; 3) формирование навыков продуцирования устной и письменной речи в соответствии с коммуникативной целью и профессиональной сферой общения» [2, с.107].
Результаты и обсуждение
Выделим отдельные приемы ТРКМ, успешно используемые нами на практических занятиях, в основе которой лежат три фазы обучения, состоящие из «вызова — осмысления — рефлексии», постепенно сменяющих друг друга [4]. При изучении темы «Из истории науки и техники» предусмотрена работа с текстом «История ремня безопасности и статистика спасенных им жизней».
На стадии вызова студентам до чтения текста дается прием «Ассоциативный куст», который актуализирует сформированные знания и способствует повышению познавательной деятельности обучающихся. Можно предложить ключевое слово безопасность или заголовок текста «История ремня безопасности и статистика спасенных им жизней» (в центре схемы). Студенты записывают вокруг слова или заголовка текста все возможные ассоциации (синонимы), соединяя линиями смысловые связи между понятиями. В стадии вызова обучаемый принимает активное участие в заполнении «Ассоциативного куста» понятиями по данной теме, т.е. принимает вызов. Это побуждает его анализировать собственные знания и определять их уровень.
Таблица 1. «Ассоциативный куст»
Обучаемый вступает в контакт с новой информацией на стадии осмысления, где должен научиться самостоятельно и активно работать. Цель второй фазы заключается в том, чтобы поддержать у студентов активность, интерес и собственное понимание темы. Ниже приводится учебный текст из «Энциклопедии интересных фактов. Фактодром».
История ремня безопасности и статистика спасенных им жизней
«С момента появления автомобилей, в течение десятков лет никто всерьез не занимался безопасностью водителя и пассажиров. Статистика аварий была ужасной - водители и пассажиры часто получали серьезные травмы или лишались жизни при происшествиях, которые случались даже на небольших скоростях. Машин же на дорогах становилось всё больше, соответственно и цифры статистики неуклонно росли вверх.
В 50-х годах двадцатого века компания Volvo стала первым производителем автомобилей, который серьезно подошел к вопросу безопасности своих клиентов. Повышенная безопасность не только улучшала имидж, но и давала преимущества над автомобилями конкурентов.
И вот в 1958 году Volvo нанимает на работу инженера по имени Нильс Ивар Болин. До этого Нильс много лет работал в авиаконструкторском бюро, где занимался разработкой систем безопасности и катапультирования для пилотов. Первоклассный инженер и специалист привлек внимание Volvo. Он в течение года искал недорогой и надежный способ повысить безопасность обычного автомобиля. В 1959 году его разработка (трехточечный V-образный ремень) была запатентована и установлена на серийную модель автомобиля. Первоначально водителю приходилось вручную регулировать длину ремня, а сам ремень достаточно тесно обхватывал туловище и сковывал движения. Это оказалось не очень удобным. Позже был внедрен механизм, позволяющий ремню раскручиваться при плавном натяжении и стопориться при резком рывке.
Компания Volvo сделала патент на изобретение доступным для всех, и ремень безопасности быстро завоевал популярность. Но несмотря на то, что с ремнем шансы получить увечья или погибнуть значительно уменьшались, водители не всегда охотно им пользовались. Лишь в 60-х годах на уровне правительств всех стран стали вводить законы и правила, обязывающие использовать ремни безопасности. Позже, ремни безопасности стали устанавливать не только с водительской стороны, но и для пассажиров на переднем и задних сидениях.
Только вдумайтесь - ежегодно во всем мире около миллиона людей погибает в ДТП! Анализируя статистику за 50 лет, специалисты пришли к выводу, что ремень безопасности спас жизни миллионам людей!».
(История ремня безопасности и статистика спасенных им жизней (faktodrom.com)
После знакомства с указанным текстом на стадии осмысления студентам предлагается на выбор ряд заданий [5]: сопоставить слова с их лексическим значением, выбрать подходящее по смыслу толкование слов; заполнить таблицу (в первую графу выписываются ключевые слова из текста, во второй дается толкование их лексического значения, в третьей приводятся примеры их употребления в прочитанном (услышанном) тексте); проверить знание текста.
Задание 1. Сопоставьте слова с их лексическим значением. Выберите нужное толкование слов.
Таблица 2. Слова и их лексическое значение
1 авария А документ, удостоверяющий официальное признание чего-либо изобретением и право изобретателя на него
2 безопасность Б совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом
3 имидж В длиннaя пoлoca кoжи, плoтнoгo мaтepиaлa, yпoтpeбляeтcя для cвязывaния, зaкpeплeния чeгo-нибyдь, пpивязныe peмни
4 ремень Г дорожно-транспортное происшествие
5 патент Д повреждение, выход из строя какого-либо механизма, машины, транспортного средства во время действия, движения.
6 ДТП Е положение, при котором кому-либо, чему-либо не угрожает опасность
Задание 2. Заполните «Таблицу-синтез». Выберите из каждого абзаца ключевые слова и запишите их в 1-й графе. Затем заполните 2-ю графу таблицы, объясняя значение этих слов (см. образец).
Таблица 3. «Таблица-синтез»
Ключевые слова (в начальной форме: именительный падеж, ед.число) Толкование
(или перевод на родной язык) Выписки из текста
(словосочетание)
инженер специалист по изобретению, разработке и практическому применению технологий; занимается исследованиями, конструкторской и технологической деятельностью первоклассный инженер
Задание 3. «Верно – неверно». Проверьте себя, кто из вас внимательный читатель.
Таблица 4. «Верно – неверно»
? Верно Неверно
1 В 50-х годах двадцатого века компания Volvo стала первым производителем автомобилей, который серьезно подошел к вопросу безопасности своих клиентов.
2 И вот в 1958 году Volvo нанимает на работу инженера по имени Нильс Ивар Болин.
3 Нильс много лет работал пилотом.
4 Он в течение года искал недорогой и надежный способ повысить безопасность обычного автомобиля.
5 В 1960 году его разработка была запатентована и установлена на серийную модель автомобиля.
6 Компания Volvo сделала патент на изобретение доступным для всех.
7 Лишь в 70-х годах на уровне правительств всех стран стали вводить законы и правила, обязывающие использовать ремни безопасности.
В технологии развития критического мышления важное место занимают приемы, нацеленные на привитие умения работать с вопросами. ТРКМ ориентирована на вопросы, поиск ответа на которые развивает мыслительную активность обучающихся. Один из таких приемов – составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. Данный прием может быть использован на любом этапе практического занятия. Для ознакомления с этим приемом предлагается следующее задание: рассмотреть таблицу и распределить готовые вопросы в соответствии с данной типологией вопросов [4, с. 89].
Таблица 5. «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие» вопросы
(краткий ответ) «Толстые» вопросы
(развернутый ответ)
Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?
Задание 4. Распределите данные вопросы на «тонкие» и «толстые» и ответьте на них.
1. Почему компания Volvo стала заниматься вопросом безопасности водителя и пассажиров?
2. Объясните, почему цифры статистики аварий неуклонно росли вверх?
3. Верно ли, что компания Volvo стала первым производителем автомобилей, который серьезно подошел к вопросу безопасности своих клиентов?
4. В каком году Volvo нанимает на работу первоклассного инженера по имени Нильс Ивар Болин?
5. Чем раньше занимался инженер Нильс?
6. Сколько времени понадобилось Нильсу для создания надежного способа безопасности обычного автомобиля?
7. Что разработал инженер?
8. В каком году его разработка была запатентована и установлена на серийную модель автомобиля?
9. Когда на уровне правительств всех стран стали вводить законы и правила, обязывающие использовать ремни безопасности?
10. Где устанавливались ремни безопасности?
11. Предположите: что было бы, если не был бы изобретен трехточечный V-образный ремень?
Другой вариант данного приема – самостоятельное составление «тонких» и «толстых» вопросов или использование таблицы «Вопросительные слова».
Задание 5. Составьте вопросы к тексту, используя вопросительные слова в левой графе. Запишите полученные вопросительные предложения в правую колонку. Устно ответьте на них.
Таблица 6. «Вопросительные слова»
Вопросительные слова Вопросительные предложения
Кто?
Что?
Какие?
Как?
Где?
О чем?
При обратной связи (стадии рефлексии) студенты анализируют полученную информацию, обмениваются мнениями, обосновывают свою точку зрения. На данной стадии целесообразно усвоенную информацию обращать в письменную форму, поскольку в процессе вербализации происходит осмысление нового материала. В рассматриваемом аспекте важно привить обучаемым способность резюмировать информацию. Студентам предлагается следующее задание [5].
Задание 6. Раскройте смысл нижеприведенного тезиса и поделитесь собственным мнением, используя ПОПС-формулу. В чем вы должны убедить однокурсников?
Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей.
Таблица 7. ПОПС-формула
Предложение (позиция) Я считаю, что…
Предложение (объяснение, обоснование своей позиции) потому что …
Предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) Я могу доказать это на примере …
Предложение (следствие, суждение, выводы) Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…
Или можно предложить студентам ряд следующих заданий.
Задание 7. С какими утверждениями вы согласны (+), с какими – не согласны (-)? Объясните, почему (?).
Таблица 8. Утверждения (+), (-)
+ – ?
1 Безопасность на дороге зависит от пешеходов.
2 Безопасность на дороге зависит от водителей.
3 Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей.
Задание 8. Составьте синквейн (стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам).
1. На первой строчке записывается одно слово – имя существительное. Это тема синквейна.
2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке размещаются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвертой строчке дается предложение, с помощью которого обучаемый выражает свое отношение к теме.
5. Пятая строчка — это слово - резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
В качестве образца предлагаем синквейн на тему «Здоровье».
1. Здоровье.
2. Крепкое, слабое.
3. Укрепляется, нарушается, улучшается.
4. Каждый должен следить за здоровьем.
5. Спорт.
Задание 9. Заполните «Дискуссионную карту».
Таблица 9. Дискуссионная карта
Да ? Нет
Как так получается, что автомобиль с чрезвычайно простым управлением (вперёд, назад, влево, вправо) становится причиной ежегодной гибели более миллиона человек? Очевидно, что это связано не со сложностью управления автомобилем, а с проблемами организации дорожного движения (ограничениями скорости, очерёдности проезда и так далее).
На данной стадии практического занятия целесообразны следующие задания [5].
Задание 10. Прочитайте отрывок из стихотворения Д.Паршаковой. Найдите ключевые слова и к одному из них составьте синквейн.
Дорога нам ошибок не прощает,
Она бывает очень нелегка.
Она нередко жизни забирает,
Но в этом ведь и наша есть вина.
Мы не всегда в машине пристегнемся,
И не всегда ребёнка пристегнем.
Задание 11. Выразите тему данного занятия одним словом (существительным).
Задание 12. «Три М». Назовите три момента, которые у вас получились хорошо на занятии и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу.
Задание 13. Заполните устно маркировочную таблицу «ЗУХ».
Таблица 10. Маркировочная таблица
Знаю Узнал (а) Хочу узнать
Заключение
Таким образом, применение приёмов технологии развития критического мышления на практических занятиях русского языка позволяет сделать учебную деятельность студентов более творческой и результативной [6]. Организация таких занятий, отличающихся определенной логикой построения и последовательностью сочетания конкретных заданий, развивает коммуникативную компетенцию обучаемых, учит внимательному чтению и погружению в предлагаемый материал, систематизировать и анализировать информацию, формулировать и решать проблемы, работать с понятиями, вести аргументированную дискуссию, интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий – Москва: Народное образование, 2005. – 535 с.
[2] Типовая учебная программа общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для организаций высшего и (или) послевузовского образования. Режим доступа: URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017651. [Дата обращения 05.11.2023].
[3] Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2015. – 144 с.
[4] Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Куанышбаева Ш.С. Элементы инноватики в практическом курсе русского языка. – «Вестник КазНПУ имени Абая». Серия «Филологические науки» №4(70), 2019. Алматы. с. 84-92. (http://rmebrk.kz/journals/5349/76022.pdf)
[5] Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Режим доступа: URL: https://ucoz.com.rkmchp.pdf. [Дата обращения 25.01.2024].
[6] Даркембаева Р.Д., Озекбаева Н.А., Саметова Ф.Т. Семантический анализ текстов в неязыковом вузе на основе таксономии Блума // Вестник ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, Серия: Педагогика. Психология. Социология. - №4 (141), 2022 - С. 80-88.
REFERENCES
[1] Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy (Encyclopedia of educational technologies) – Moskva: Narodnoye obrazovaniye, 2005. – 535 s. [In Rus]
[2] Tipovaya uchebnaya programma obshcheobrazovatel'noy distsipliny «Russkiy yazyk» dlya organizatsiy vysshego i (ili) poslevuzovskogo obrazovaniya. (Standard curriculum of the general education discipline "Russian language" for organizations of higher and (or) postgraduate education) Rezhim dostupa: URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017651. [Data obrashcheniya 05.11.2023]. [In Rus]
[3] Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya. (Technology for the development of critical thinking in the classroom and in the teacher training system) – SPb.: KARO, 2015. – 144 s. [In Rus]
[4] Zhanpeys U.A., Ozekbayeva N.A., Kuanyshbayeva SH.S. Elementy novatorstva v prakticheskom kurse russkogo yazyka (Elements of innovation in the practical course of the Russian language) - «Vestnik KazNPU imeni Abaya». Seriya «Filologicheskiye nauki» №4(70), 2019. Almaty. s. 84-92. (http://rmebrk.kz/journals/5349/76022.pdf) [In Rus]
[5] Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya cherez chteniye i pis'mo. (Technology for developing critical thinking through reading and writing) Rezhim dostupa: URL: https:// ucoz.com.rkmchp.pdf. [Data obrashcheniya 25.01.2024]. [In Rus]
[6] Darkembaeva R.D., Ozekbaeva N.A., Sametova F.T. Semanticheskij analiz tekstov v nejazykovom vuze na osnove taksonomii Bluma (Semantic analysis of texts in a non-linguistic university based on Bloom's taxonomy) // Vestnik ENU imeni L.N. Gumileva, Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociologija - №4 (141), 2022 - s. 80-88.
ДАРКЕМБАЕВА Р.Д.
Қ.И. Сәтбаев атындағы ҚазҰТУ., Алматы, Қазақстан
ОЗЕКБАЕВА Н.А.
Қ.И. Сәтбаев атындағы ҚазҰТУ., Алматы, Қазақстан
*САМЕТОВА Ф.Т.
Ш. Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университеті,
Ақтау қ., Қазақстан
ДЕМЕУБЕКОВА К.К.
Қ.И. Сәтбаев атындағы ҚазҰТУ., Алматы, Қазақстан
ЖОҒАРЫ ТЕХНИКАЛЫҚ БІЛІМ КОНТЕКСІНДЕГІ ИННОВАЦИЯЛЫҚ ПАРАДИГМА
Аңдатпа. Мақаланың мақсаты – техникалық ЖОО-дағы практикалық орыс тілі курсын оқыту барысында сыни ойлауды дамыту технологиясын пайдалану тәжірибесін сипаттау. Мақалада орыс тілі пәнінің практикалық сабақтарында сыни ойлауды дамыту технологиясын (СОДТ) қолданудың ұтымды жолдары қарастырылады. Бірінен соң бірін алмастырып отыратын оқыту сатылары («ой туғызу – пайымдау – рефлексия») негізінде авторлар жасаған СОДТ тәсілдерінің жіктелімі жоғары оқу орындарының тәжірибесінде табысты түрде қолданылып келеді. Сыни ойлауды дамыту технологиясында сұрақтармен жұмыс істеу дағдысын меңгертетін амал-тәсілдер маңызды орын алады. СОДТ білім алушылардың ойлау белсенділігін дамытатын жауаптарды іздеуге итермелейтін сұрақтарға бағдарланған.
Рефлексия жасау кезінде білім алушылар алынған мәліметтерді талдап, өзара пікір алмасып, өз көзқарастарын негіздейді. Бұл сатыда меңгерілген ақпаратты жазбаша нысанға аудару мақсатқа сай келеді, себебі вербализация процесінде жаңа ақпаратты пайымдау жүзеге асады. Осы қарастырылып отырған аспектіде білім алушыларға алған ақпараттан қорытынды шығара білуді үйретудің маңызы зор.
Орыс тілі пәнінің практикалық сабақтарында сыни ойлауды дамыту технологиясының амал-тәсілдерін қолдану арқылы студенттердің оқу қызметінің шығармашылық сипатын арттырып, нәтижелі ету мүмкіндігі туындайды. Қисынды құрастырылуымен және нақты тапсырмалардың үйлесімді реттілігімен ерекшеленетін осындай сабақтарды ұйымдастыру білім алушылардың коммуникативтік құзіреттілігін дамытып, оларды ақпаратты ойланып отырып оқуға және ақпаратты санасына мұқият сіңіруге, ақпаратты жүйелеуге және талдауға, мәселелерді тұжырымдап, оларды шешуге, ұғымдармен жұмыс істеуге, дәлелді негіздемелер айтып, пікірталас жүргізуге, жаңа ақпаратты түсіндіріп, шығармашылық тұрғыда қайта өңдеуге және рефлексия жасауға үйретеді.
Орыс тілі сабақтарында СОДТ амал-тәсілдерін пайдалану студенттердің дәлелдерді сыни әрі объективті түрде қарастыру негізінде белгілі бір идеяның құндылығын анықтау білігін қалыптастыруға септігін тигізеді.
Түйінді сөздер: үлгілік оқу бағдарламасы, орыс тілі, сыни ойлауды дамыту технологиясы, рефлексия, инновациялар, парадигма, жоғары техникалық білім, жоғары оқу орнындағы сабақтар.
DARKEMBAEVA R.D.
K.I. KazNTU named after Satpaev, Almaty, Kazakhstan
OZEKBAEVA N.A.
K.I. KazNTU named after Satpaev, Almaty, Kazakhstan
*SAMETOVA F.T.
Sh. Yesenov Caspian University of Technologies and Engineering,
Aktau, Kazakhstan
DEMEUBEKOVA K.K.
K.I. KazNTU named after Satpaev, Almaty, Kazakhstan
INNOVATIVE PARADIGM IN THE CONTEXT OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION
Abstract. The purpose of the article is to describe the experience of using the technology of developing critical thinking in the practical course of the Russian language in the technical university. The article considers efficient ways of applying elements of technology of critical thinking development in practical classes in the Russian language. The classification technology of critical thinking development techniques carried out by the authors, which is based on three phases of learning, gradually replacing each other ("challenge — comprehension — reflection"), is successfully used in university practice. In technology of critical thinking development, the ability to work with questions occupy an important place. Technology of critical thinking development is focused on the questions which develops the mental activity of students.
During reflection, students analyze the received information, exchange opinions, justify their point of view. At this stage, it is advisable to turn the acquired information into written form, since in the process of verbalization, new information is comprehended. In this aspect, it is important to instill in students the ability to summarize information.
The use of technology of critical thinking development techniques in practical classes of the Russian language makes it possible to make students' educational activities more creative and productive. The organization of such classes, characterized by a certain logic of construction and sequence of combinations of specific tasks, develops the communicative competence of learners, teaches them to read thoughtfully and immerse themselves in information, organize and analyze information, define and solve problems, deal with a notion, conduct reasoned discussion, interpret, creatively process new information, reflect.
The use of technology of critical thinking development techniques in Russian language classes contributes to the formation of students' skills to determine the value of an idea based on a critical and objective consideration of arguments.
Keywords: model curriculum, Russian language, technology of critical thinking development, reflection, innovation, paradigm, higher technical education, university occupation.