В. ПАВЛОВ,
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН
ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
В статье обосновывается преимущество «инновационной парадигмы налоговой системы». Ее результативность подтверждается экспериментальными расчетами, а преимущество перед действующей объясняется универсальностью, минимизацией исходной информации и налогового администрирования.
Ключевые слова: инновационная парадигма, налоговая система, макробюджетные параметры, экономическая рента, энергетическая рента, квазирента.
Проблемы эволюции налогообложения от Древнего мира до настоящего времени занимали умы экономистов, философов, социологов, правоведов и обществоведов. Они нашли отражение во многих работах, к наиболее значимым из которых следует отнести работы Ф. Бэкона (1561 — 1626), У. Петти (1623 - 1687), А. Смита (1723 - 1790), Ж.Б. Сэя (1767 - 1832), Д. Рикардо (1772 - 1823), Д.С Милля (1806 - 1873), Н.И. Тургенева (1789 - 1871), М.Н. Соболева (1869 - 1945), а также исследования современных отечественных теоретиков налогообложения - А.В. Брызгалина, Д.Г. Черника, С.Г. Пепеляева, В.А. Кашина, И.В. Караваевой, Л.Н. Лыковой, Л.И. Павловой, Л.И. Гончаренко и др.
Однако, несмотря на многовековой период разработки теории налогообложения, большинство налоговедов обращаются к основным принципам налогообложения («максимы обложения») А. Смита (1766 г.), которые, по их мнению, не потеряли своей актуальности в XXI в.:
CS CS CS
справедливость налогообложения, согласно которой подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства насколько возможно, сообразно своей платежной способности (respective abilitues), т.е. соразмерно доходу, который каждый получает под покровительством государства;
определенность налогообложения, соответствующая тому, что налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, должен быть точно определен, а не произволен. Время, вид, способ платежа, сумма, которая должна быть уплачена, — все это должно быть ясно как самому налогоплательщику, так и всякому другому лицу;
удобство налогообложения, заключающееся в том, что каждый налог должен быть взимаем в то время и таким способом, когда и как плательщику всего удобнее внести его;
экономия налогообложения, предусматривающего, что каждый налог должен быть устроен таким образом, чтобы извлекать из кармана народа возможно менее сверх того, что поступает в государственную казну. Спустя полвека (1818 г.) Н.И. Тургенев называет пять главных правил взимания налогов, таких как: равное распре-^ деление налогов; определенность налогов; собирание налогов
§ в удобное время; дешевое собирание налогов; общее правило
при взимании налогов.
О TT
g На наш взгляд, в современных условиях эти принци-
о пы следует дополнить такими как: стабильность налоговой
< системы; возможность унификации налоговых систем стран
^ Таможенного союза, Единого экономического простран-
^ ства, стран ЕС и других стран в условиях глобализации мировой экономики; инновационная направленность налоговой
§ системы.
Е-
^ Естественно, что до настоящего времени не могло быть и
w речи о соответствии налоговой системы требованиям иннова-
ё ционной парадигмы, которая должна:
PQ
W
во-первых, обеспечивать стабильность налоговой системы вне зависимости от нефтедолларов и минимизацию налогового администрирования, позволяющего освободить чиновников всех уровней управления и бухгалтеров от рутинной работы с налоговыми платежами, а депутатов Государственной думы и сенаторов Совета Федерации от бесконечных споров и внесения изменений в налоговое законодательство; во-вторых, способствовать развитию инновационной экономики, ее модернизации и диверсификации вне зависимости от иностранных инвестиций; в-третьих, формировать доход Консолидированного бюджета страны в объеме, необходимом для выполнения федеральными, региональными и муниципальными органами власти закрепленных за ними функций, а также иметь возможность его законодательного регулирования в зависимости от экономических ситуаций, обеспечивая при этом сбалансированность бюджетного федерализма, межбюджетных отношений и пенсионной системы ;
в-четвертых, обеспечивать возможность использования налоговой системы в странах, входящих в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, с минимальными финансовыми затратами и в кратчайшие сроки;
в-пятых, обеспечивать сокращение разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения; в-шестых, - и это может быть решающим преимуществом Инновационной парадигмы налоговой системы - инновационность теории, методологии, механизма и инструментов подтверждается тем, что они, используя минимум исходных данных, обеспечивают возможность унификации для развивающихся и раз-
1. Банк России выступает за увеличение налогов для финансирования растущих расходов бюджета. Внедрение Инновационной парадигмы налоговой системы решит данную проблему.
cs cs
витых стран мировой экономики доступность и простоту применения электронных услуг для автоматического определения и поступления в бюджетную систему в режиме реального времени налоговых платежей от хозяйствующих субъектов вне зависимости от форм собственности, масштабности бизнеса и государственной значимости. Можно с уверенностью утверждать, что действующая в настоящее время в России парадигма налоговой системы не отвечает ни одному из вышеприведенных требований, и прежде всего, по мнению бывшего руководителя ФНС России А.Э. Сердюкова, из-за недостаточного профессионализма разработчиков налоговой системы 2.
Подтверждением этому могут служить результаты по исследованию налоговых систем мира, подготовленному совместно со Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PriceWaterhouseCoopers (Paying Taxes 2008), относящихся к российской налоговой системе.
К важнейшим из недостатков российской налоговой системы, из-за которых она не может быть инновационной, относятся следующие:
налоговая система выполняет в основном фискально-перераспределительные функции и неэффективна в ^ стимулировании развития производства и в соблюде-
§ нии социальной справедливости;
• нестабильность, сложность и запутанность нормативен ной базы и процедур налогообложения; о • выход бесчисленных поправок, дополнений, ведом-< ственных разъяснений, решений арбитражных судов, зачастую противоречащих друг другу и Налоговому ^ кодексу 3. с
PQ
О
® 2. Сердюков А.Э. Формирование и реализация налоговой политики современной России: автореф. О дисс. ... докт. экон. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики
и финансов, 2006. С.19.
w
3. Пермяков А.В. Концепция налоговой реформы // Экономическая политика России — XXI век. w Апрель 2008. С. 84.
PQ г
О о
Для разработки Консолидированного бюджета Российской Федерации и всех уровней управления (федеральный, региональные, муниципальные бюджеты) необходимо использовать исходные данные, значение которых находится в юрисдикции федеральных органов законодательной и исполнительной власти. При этом должны использоваться механизмы и инструменты, обеспечивающие стабильность налоговой системы и минимизацию налогового администрирования.
В этих целях можно рекомендовать Инновационную парадигму налоговой системы. Теоретическая основа Инновационной парадигмы налоговой системы обосновывается эволюционной трансформацией формулы стоимости продукции для хозяйствующих субъектов, субъектов Федерации и даже страны в целом, имеющей следующий вид:
Ж = К + Р (1);
кК
Ж = С+У + т (2);
к
Ж = Са+См+Т + т (3);
Ко
Ж = См + Г + Са + Ъв + Р (4)
Ко т
ВВП мин^
, (5)
>-V-' ' 4 '
ВВП1}
1) Для субъектов Российской Федерации — ВРП, хозяйствующих субъектов — добавленная стоимость с учетом общественно необходимой прибавочной стоимости.
где: W — стоимость реализации товаров и услуг (выпуск в основных ценах);
К — суммарные издержки;
Ко — издержки оборотного капитала;
С — постоянный капитал;
\о
м Е-О £
О ^
О «
о
о <
с
к ^
К
С «
о
РЗ
Е-О
к
См — материально-денежные затраты в оборотном капитале;
V — переменный капитал (фонд оплаты труда и/или наличные в оборотном капитале);
Са — квазирента (доход на основной капитал);
Re — экономическая рента (общественно необходимая прибавочная стоимость);
Р — прибыль (сверхприбыль);
m — прибавочная стоимость.
В формулах (1)-(5) прослеживается трансформация формулы стоимости от докапиталистического способа производства до настоящего времени.
В условиях рыночной экономики прогнозируемая стоимость реализации товаров и услуг (выпуск в основных ценах) зависит от платежеспособного спроса на эти товары и услуги. Однако они не могут (и не должны) реализовываться ниже стоимости, включающей в себя материальные затраты (См), оплату труда на производство товаров и оказание услуг (V), доход на основной капитал или квазиренту (Са) и экономическую ренту ^е), необходимой государству (федеральные, региональные и муниципальные ресурсы) для выполнения закрепленных за ним функций.
Экономическая рента ^е) и часть квазиренты (Са) и налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или налог на расходы физических лиц (НРФЛ) являются финансовыми ресурсами, составляющими бюджетные средства всех уровней управления (федеральный, региональный, муниципальный), рассчитываемыми по следующим формулам:
Я.=
1
т'хУ Ко
<1 хКо
хГ
(6)
м
РЗ
О О
, р>1 л
¡т'хУ Ко
<1 хКо
С =
НДфЛ = (ДфЛ - С т1ПЖб ,
НРФЛ = [Рфл - Ст1п (К+1)Кб
Ко
х-х(Ко-Г) Ко
Рфл
(7)
(8) (9)
77тт
где НДФЛ — налог на доходы физических лиц; НРФЛ — налог на расходы;
Дфл — доход (зарплата) физического лица; Рфл — расходы физического лица;
С т1п — социальный минимум, не облагаемый налогом;
Кб — базовая ставка налога на доходы физических лиц
(7%);
Зт1п — минимальная оплата труда;
К — количество детей у налогоплательщика;
Пт1п — прожиточный минимум
Приведенные выше модели (формулы (8) и (9)) выполняют роль инструмента по сокращению разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения. При этом их реализация практически не требует налогового администрирования.
Ниже приведены расчеты по НДФЛ с использованием модели, базирующейся на индексе соотношения дохода (заработной платы) с минимальной оплатой труда (прожиточным минимумом), по формуле (8).
В качестве исходных данных принято распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов за 2009 г., приведенных Росстатом, с некоторыми дополнениями, а именно: среднедушевой денежный доход в месяц в пределах 25 000, 1 - 35 000 руб., 200 000, 1 - 249 100 руб. и 800 000 —1 200 000 руб., определен экспертным путем. Минимальный размер оплаты труда — 4 330 руб. в месяц.
2 2
Из данных, приведенных в табл. 1, следует, что предложенная модель по НДФЛ выступает инструментом по сокращению разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения, который автоматически сокращает налоговую ставку у бедных слоев населения (табл. 1, графа 7, строки 1—6).
Таблица 1. Доходы населения страны и НДФЛ (2009 г.
№ п/п Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. Численность1) населения данной группы1) Годовой доход населения, млрд руб. Налог на доходы физических лиц (годовой), млрд руб.
интервал принято в расчетах в % тыс. чел. Прогрессивная ставка Чистый доход в мес. руб. Ставка 13%
абсолютное значение %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 До 2000 2000 1,0 1143,63 27,5 0,6 2,18 1956,4 3,6
2 2000,14000,0 3000 6,4 7319,232 263,5 9,8 3,71 2888,7 34,3
3 4000,16000,0 5000 10,3 11779,389 706,8 41,6 5,89 4705,5 91,9
4 6000,18000 7000 11,1 12694,293 1066,3 80,1 7,51 6474,3 138,6
5 8000,110000 9000 10,4 11893,752 1284,5 101,4 7,89 8289,9 167,0
6 10000,115000,0 12500 20,4 23330,052 3499,5 380,4 10,87 11141,2 454,9
7 15000,125000,0 20000 21,8 24931,134 5983,5 851,8 14,23 17154,0 777,9
8 25000,135000,0 30000 16,6 18984,258 6834,3 1212,8 17,75 24675,0 888,5
9 200000,1249100,0 224550 1,75 2000,0 5389,0 2704,0 50,17 124450,6 700,6
10 8000001200000 1000000 0,25 287,26 3447,1 3663,82) 106,28 -62800,0 448,2
2406,9 69,8 302000,0
11 Итого 100,0 114363 28502,0 7789,4 3705,5
м Е-О £ О
о
РЗ
о
о <
с к
£ к с
РЗ
о
РЗ
Е-О
к
м
Э
м
РЗ
О О
1) Общее количество населения страны за вычетом моложе трудоспособного населения (22541 тыс. чел.) и работников, занятых в неформальной экономике (5 млн чел.// РГ. 15.03.2011. С. 12).
2) В числителе графы 6, 7 и 8 строки 10 приведены результаты без ограничения в разрыве соотношения между богатыми и бедными слоями населения; в знаменателе — со стократным разрывом.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в действительности результирующая величина поступлений денежных средств от НДФЛ (строка 11, графы 6 и 9 табл. 1) будет несколько меньше, так как в общую сумму доходов населения
входят не облагаемые НДФЛ средства Пенсионного фонда (2,4 трлн руб. х 0,13 млрд руб. = 312 млрд руб.), а так же доходы, полученные в виде дивидендов, относящихся к пассивным доходам, по которым ставка НДФЛ равна 9%. С учетом всех особенностей формирования доходов населения при действующей методике исчисления НДФЛ сумма денежных платежей может быть оценена порядка 3—3,1 трлн руб., в то время как за счет применения прогрессивного налогообложения доходов физических лиц денежные поступления в бюджетную систему субъектов РФ, и прежде всего в бюджет муниципалитетов, могут увеличиться в 2—2,5 раза.
При этом механизм Инновационной парадигмы налоговой системы не допустит увод денежных средств в тень, так как сделает это не выгодным для хозяйствующих субъектов, и объективно заставит существенно повышать минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый дифференцированно по каждому виду экономической деятельности. Это необходимо сделать потому, что более высокий доход имеют работники топливно-энергетического комплекса и финансового сектора, где и минимальный размер оплаты труда должен быть выше. Вместе с тем, и на это необходимо обратить особое внимание, предложенный механизм не допускает сверхгромадного разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения. Самый большой разрыв, при котором будет изыматься порядка 70% (69,8%), составляет 100 раз. При еще больших разрывах в доходах необходимо законодательно устанавливать предел налогообложения — например не более 70%.
Нельзя допускать на законодательном уровне большего разрыва в доходах между бедными и богатыми слоями населения, если мы не хотим у себя в стране возникновения социальных революций.
Проведенные расчеты основных макробюджетных параметров российской экономики на 2011 гг. и на плановый период 2012 и 2013 г. показывают, что применение методологии, механизма и инструментов Инновационной парадиг-
о
сл
мы налоговой системы, даже в условиях экономического кризиса и даже отсутствия иностранных инвестиций, может обеспечивать формирование полнокровного федерального, региональных и муниципальных бюджетов в требуемых государству объемах (табл. 2).
Таблица 2. Основные макробюджетные параметры, рассчитанные
с использованием методологии и моделей Инновационной парадигмы налоговой системы, млрд руб.
№ п/п Показатели 2011 г.3) 2012 г. 3) 2013 г.3) 2025 г.
I 1. Исходные данные: - оплата труда1) 15586 17011 18605 50000
2. - промежуточное потребление2) 42139,9 46237,1 50302,4 106250
II. Результаты расчетов:
1. - Издержки производства и обращения 57725,9 63248 68907,4 156250
2. - Доля оплаты труда в издержках производства и обращения, в % 27 27 27 32
3. - Экономическая рента 21664,5 23645,3 25861,0 66500,0
4. в т.ч. энергетическая рента4) 4549,5 4965,5 5430,8 9000,0
5. - Квазирента (накопления на основной капитал, в т.ч.) 12431,3 13639,9 14823,2 37230,0
6. - интеллектуальная рента 6252,6 6860,5 7122,2 13030,0
7. - накопления хозяйствующего субъекта 6178,7 6779,4 7711,0 24200,0
8. НДФЛ (13% от стр. 1.1)5) 2026,2 2211,4 2486,5 7300,0
9. Доход федерального бюджета 16450,0 17990,4 19285,0 43330,0
10. Доход консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации 13493,3 14726,8 16174,7 43500,0
11. ВВП мин необход (сумма строк: П, П.З; П.5) 49681,8 54296,2 59289,2 153730,0
12. Доход Консолидированного бюджета Российской Федерации (сумма строк 9 и 10.) 29943,3 32717,2 35459,7 86830
13. Выпуск в основных ценах мин необход (сумма строк: 1.2 и II. 11) 91821,7 100533,3 109591,6 259980,0
14. Проверка правильности расчетов равна сумме строк: П.12 и П.7; равна сумме строк П.3.; П.5; П.8) 36122,0 39496,6 43170,7 111030,0
м Е-О £ О
о
РЗ
о
о <
с к
£ к с
РЗ
о
РЗ
Е-О
к
м
Э
м
РЗ
О О
1) Фонд зарплаты (данные Минэкономразвития) с учетом предпринимательского дохода.
2) Промежуточное потребление (по аналогии с данными Росстата за 2009 г.).
3) В 2010 — 2013 гг. значения оплаты труда и промежуточного потребления приняты с учетом темпов роста экономики и инфляции, предусмотренных Минфином России.
4) Средства федерального бюджета для финансирования развития электроэнергетики, повышения обороноспособности страны, экологии и ряда важнейших инфраструктурных проектов общегосударственного значения.
5) При использовании прогрессивной модели сумма НДФЛ увеличится в 2 раза (по аналогии с данными в табл. 1).
В табл. 2 приведены результаты расчетов на 2011 — 2013 гг. и на 2025 г., в котором численность занятых в экономике принята в количестве 54 млн человек. Такая численность работников, занятых в экономике, принята, во-первых, исходя из того, что «численность населения в трудоспособных возрастах уменьшится за период 2011 — 2025 гг. на 10,4
4
млн человек» , и, во-вторых, с учетом соотношения в настоящее время численности работников, занятых в экономике и трудоспособных возрастов (0,85).
Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что доходы федерального бюджета на 2011 — 2013 гг. (строка 9) и доходы Консолидированного бюджета субъектов РФ на 2011 — 2013 гг. (строка 10), при прогнозируемых Минэкономразвития России объемах ВВП (стр. 11), практически больше в два раза, так как механизм и инструменты Инновационной парадигмы налоговой системы ограничивают увод денежных средств в теневую экономику.
Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что Инновационная парадигма налоговой системы формирует доходную часть федерального бюджета и доходную часть Консолидированного бюджета субъектов РФ (без трансфертов из федерального бюджета) в объемах, существенно превышающих поступления денежных средств в условиях действующей в настоящее время налоговой и таможенной систем.
Более того, при использовании Инновационной парадигмы налоговой системы появляется возможность формирования денежных средств в виде энергетической ренты, средства которой позволят реализовать программу по перевооружению армии до 2020 г., требующую для этого 22 трлн руб.
Правительству РФ не придется искать денежные средства на перевооружение армии и развитие электроэнергетики, так как надеяться на частных «законопослушных» вла-
4. Концепция миграционной политики, разработанная Федеральной миграционной службой // Российская газета. 8 апреля 2011 г.
2
3
2
дельцев генерирующих энергетических компаний не приходится. Наконец-то на это обратил внимание Президент РФ Д. Медведев, заявив на Президиуме Государственного совета РФ, состоявшегося 11 марта 2011 г. в Хакасии и Саяно-Шушенской ГЭС, о том, что «электроэнергетика совершенно не развивается... куда ни глянь, везде проблемы — износ инфраструктуры, монополизм, завышенные энерготарифы, допотопные технологии».
Инновационная парадигма налоговой системы может успешно использоваться в Едином экономическом пространстве, так как для этого требуется минимальное количество исходных данных, которыми обладают все страны, входящие в ЕЭП.
На международной конференции «Техническое регу-лирование—2012» первый заместитель Председателя Правительства РФ И. Шувалов отметил, что для создания к 1 января 2012 г. ЕЭП «понадобится заключить двадцать базовых соглашений, касающихся единых правил конкуренции, принципов субсидирования промышленных предприятий и сельскохозяйственного сектора, допуска к энергетической и транспортной инфраструктуре, унифицировать законодательство» 5.
Принятие на вооружение Инновационной парадигмы ^ налоговой системы существенно упростит данный процесс,
§ так как унификация налоговой системы, обладающей мини-
мальным количеством исходной информации, может стать § основой простейшего и стабильного налогового законода-
о тельства. Обеспечить прозрачность финансовых потоков и
< равные условия для всех хозяйствующих субъектов и физи-
^ ческих лиц несравненно проще унификации действующей в
^ настоящее время налоговой системы России, «сотканной из
нескольких сотен федеральных законов и тысяч подзаконных § актов, в которые ежегодно вносится множество изменений и
^ дополнений».
й 5. Российская газета. 26 марта 2010 г.
О О
За весь исторический период налогообложения осуществлялись попытки упрощения налоговой системы путем введения единого налога. Однако ни одна из них так и не была доведена до логического конца, так как, на наш взгляд, отсутствовали приемлемые решения.
Намечаемые изменения налоговой системы, якобы стимулирующие инновационное развитие российской экономики, предлагаемые Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Российским Университетом народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, не обеспечат достижения поставленной цели и не упростят налоговую систему. Это под силу только Инновационной парадигме налоговой системы, не имеющей аналогов в мировой экономике и не требующей согласования с иностранными партнерами, как это было предусмотрено дополнительным требованием к участникам «Сколково» 6. И дело не в постсоветском менталитете, а в том, что межстрановую конкуренцию еще никто не отменял...
Нельзя не отметить тот факт, что Инновационная парадигма налоговой системы будет способствовать выполнению ряда мер (1, 2, 7 и 8) из 10 мер по наведению экономического порядка в стране, озвученных Президентом РФ Д. Медведевым в Магнитогорске на заседании Комиссии по модернизации и техническому развитию экономики России 7. При этом для проведения необходимых расчетов на десятилетия вперед не потребуется несколько месяцев, о которых заявлял министр финансов России А. Кудрин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей 8, так как исходная информация, алгоритмы Инновационной парадигмы налоговой системы несопоставимы с многочисленной и в большей степени неопределенной исходной информацией и сложными расчетами при действующей парадигме налоговой системы.
6. Российская газета. 29 марта 2011 г.
7. Там же. 31 марта 2011 г.
8. Там же. 22 апреля 2011 г.
3 2
Действующая же в настоящее время налоговая система не удовлетворяет ни бизнес, ни регионы, что подтвердилось на конференции на тему «Налоговая политика Российской Федерации: роль и значение в преодолении последствий мирового финансового кризиса» (25.10.2010) и круглом столе на тему «Совершенствование формирования налоговой базы регионов в условиях модернизации экономики и стимулирования инновационных процессов» (7.04.2011), проведенными Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, где обсуждались проблемы совершенствования налогов, налогового администрирования, повышения налогового стимулирования инноваций, оптимизации налоговой нагрузки на бизнес (снижение ставки страховых взносов и НДС, введение налоговых каникул, повышение или снижение акцизов и др.), совершенствования региональных налогов, посткризисной налоговой политики, формирования регионального бюджета, совершенствования специальных налоговых режимов, увеличения налогового потенциала регионов и муниципальных образований и др.
На наш взгляд, такое непостоянство налоговой системы обусловлено тем, что Минфин России, в лице министра финансов А. Кудрина, также не может определиться в вопросе, хорошо или плохо иметь высокие цены на нефть. В одном ^ случае, по его мнению, рост цен на нефть больше не только
§ не является локомотивом экономического роста, но и может
^ навредить ему, а в другом случае — дополнительные возмож-
ен ности (дополнительные доходы федерального бюджета от
о нефтегазового сектора в этом году составят 1,138 трлн руб., от
< ненефтегазовых отраслей экономики — 301 млрд руб.) дадут
К 9
серьезно улучшить еще раз социальные позиции у
В условиях функционирования Инновационной парадиг-^ мы налоговой системы многие проблемы сегодняшней эконо-
§ мики отойдут на второй план.
и к
м
Э
м 9. Российская газета. 7 апреля 2011 г. О