ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
Инновационная научно-производственная деятельность в вузе: Тверской государственный университет
И.А. Каплунов,
д. т. н., проректор по инновационной деятельности,
Ivan.Kaplunov@ tversu.ru
А.И. Колесников,
к. ф.-м. н., доцент
Тверской государственный университет, г. Тверь, Россия
Дана оценка перспектив развития инновационной инфраструктуры вузов на основе Федерального закона N217-ФЗ. Показана специфика действия закона и проблемы, связанные с его реализацией. Приведен опыт Тверского государственного университета по созданию и функционированию малых инновационных предприятий.
Ключевые слова: хозяйственное общество, интеллектуальная деятельность, коммерциализация, инновационная система, малые инновационные предприятия, инновационные технологии, инновационное развитие, объекты интеллектуальной собственности.
Введение
Инновационное развитие государства, построение инновационной национальной системы должно основываться прежде всего на взаимодействии инновационного законодательства и рынка интеллектуальной собственности, а также обеспечиваться соответствующими человеческими ресурсами. Направленное движение вперед невозможно без инновационной мотивации носителей идей (прежде всего авторов интеллектуальной собственности) и долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса. Принятый в августе 2009 года Федеральный закон N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» явился важным шагом для создания современной инновационной экономики. Закон ориентирован на внедрение и использование результатов научно-технической деятельности, прежде всего — интеллектуальной собственности.
Бюджетные учреждения — вузы и научные организация — получили возможность без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ. Появился новый экономический и правовой механизм, стимулирующий государственные вузы и научные организации продвигать созданные научные результаты и знания на рынок, участвовать в управ-
лении, в распределении прибыли. Созданы условия для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, при этом появилась возможность прямого привлечения инвесторов в процесс развития малого бизнеса. Урегулировано внесение прав использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в уставный капитал; стало возможным повышение заинтересованности авторов РИД, самих вузов (научных учреждений) в возможности получения дополнительных доходов и распоряжения ими.
Однако достоинства данного закона не сводятся только к возможности получения отчислений от прибыли учрежденных организаций. Наличие закона означает возможность углубления сотрудничества, партнерства с промышленностью, другими секторами экономики в области создания новой инновационной продукции, научных исследований, подготовки кадров. Принятие закона существенно повысило требования к образовательным учреждениям в сфере проведения собственной научно-технической политики, направленной на развитие научной и научнопроизводственной деятельности.
Современные мировые процессы требуют выведения на рынок новых продуктов, товаров, новых технологий во всех отраслях, но, прежде всего, в сфере материального производства. Пути реализации этой задачи в рамках развитых государств могут быть различны [1, 2]. Один путь — покупка современных технологий; возможно копирование и дальнейшая реализация технологий на более высоком уровне за счет собственных ресурсов. Такой путь требует серь-
езных денежных вложений, однако он быстрый, эффективный, позволяющий получать отдачу уже через короткое время. Наличие высококвалифицированных кадров, материально-технической базы может обеспечить серьезное дальнейшее развитие данных производств, технологий и всей сферы деятельности за счет собственных интеллектуальных ресурсов.
Разработка собственных технологий с выводом их на коммерциализацию — наиболее эффективный путь с точки зрения долгосрочного планирования развития государства в целом. Именно этот путь позволяет добиваться лидерства как в фундаментальных областях знаний, отвечающих решаемым проблемам, так и в прикладных направлениях, обеспечивающих производственный полный цикл на основе собственных научных разработок (фундаментальных знаниях).
Устойчивое поступательное социально-экономическое развитие государства, обеспечение его конкурентоспособности (лидерства) на внешнем рынке обеспечивается в значительной мере наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований, наличии эффективной системой образования, развитой инновационной системой и направленностью государственной политики на стимулирование инновационной деятельности. В принятой Министерством образования и науки «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» как цель определено «формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста».
Особенности реализации Федерального закона N 217-ФЗ
На настоящее время наиболее активными исполнителями закона оказались вузы. Предварительно, как докладывало Министерство образования и науки РФ (в 2009 году), около 200 вузов были готовы к реализации закона и созданию более 2500 малых предприятий с 30.000 новых рабочих мест; однако динамика реализации закона показала следующее. Только 65% вузов внесли изменения в свои уставы, чтобы иметь право на создание малых компаний. По данным на январь 2010 г. в 44 вузах Рособразования (из подведомственных 364) было создано 116 хозяйственных обществ и 880 рабочих мест. Март 2010 года: 70 вузов создали около 200 предприятий; апрель 2010 года — 83 вуза создали 213 хозяйственных общества и обеспечили 1283 рабочих места. Можно отметить, что всего 3 из 14 Национальных исследовательских университетов () создали хозяйственные общества по 217-ФЗ; такое отставание можно связать с занятостью административного персонала, озабоченного эффективным расходом выделенных для реализации
собственных программ развития финансовых средств. В целом же, по предварительным оценкам, 121 вуз готов открыть 925 предприятий и предоставить работу более 11 тысячам человек.
Государственная политика в области развития образования (поддержка только сильнейших вузов, заявляемое число которых колеблется в пределах 5070 на всю Россию) при условии «демографической ямы», снижающей количество выпускников школ (а, следовательно, абитуриентов-студентов) почти в 2 раза в 2012 году (прогнозные данные — 700 000 выпускников) по сравнению с 2006 годом (1 300 000 выпускников) ставит ряд бюджетных организаций в сложное положение — снижение государственного финансирования, вынужденное сокращение научнопреподавательского персонала [3]. Одним из путей выхода из создавшейся ситуации могло бы служить трудоустройство высвобождаемых преподавателей в сфере научно-технического производства в новых вузовских хозяйственных обществах.
Для того, чтобы вуз в полной мере мог использовать новый закон о хозяйственных обществах, необходимо понимание того, что должны выполняться следующие условия:
— вуз должен иметь собственную научно-инновационную политику в отношении интеллектуальной собственности (так как это одна из основных работающих составляющих закона) и в необходимости участия в научном процессе всех преподавателей вуза;
— необходимо понимание роли вуза в инновационном процессе: вуз осуществляет научно-исследовательскую деятельность, получает и оформляет результат в форме, пригодной для последующей коммерциализации; при этом вуз должен продавать разработки, а не товарную продукцию;
— для полноценной деятельности в вузе должен существовать выделенный координирующий орган, который несет ответственность за весь инновационный процесс: оказание помощи разработчикам в оформлении их интеллектуальной собственности, за осуществление инноваций с коммерческим потенциалом, за представление (трансфер) инноваций в удобном для инвесторов и предприятий виде с целью продвижения их на рынок и т. д. Существенные ограничения в развитии системы
организации малых предприятий при вузе обусловлены законодательным и налоговым несовершенством; при этом можно выделить основной круг проблем, связанных с созданием хозяйственных обществ:
— вуз в настоящее время может вносить свою долю в уставный капитал только в виде права пользования результатами интеллектуальной деятельности в соответствии с ограниченным списком;
— согласно Гражданскому кодексу РФ вуз не вправе вносить в уставный капитал хозяйственного общества материалы, оборудование и иное имущество;
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
— в соответствии с законодательством вуз не вправе внести денежные средства в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества;
— для использование права вложения денежных средств в уставный фонд предприятия и получение доходов от распоряжения своей долей в уставном капитале необходимо предусмотреть эти виды расходов и доходов в Генеральном разрешении на открытие лицевых счетов в органах Федерального Казначейства;
— согласно новому закону доходы, то есть часть прибыли предприятий (дивиденды), должны поступать в их самостоятельное распоряжение вузов и учитываться на отдельном балансе, что в настоящее время не предусмотрено;
— сдача в аренду недвижимого имущества для создаваемых предприятий в соответствии с действующим Порядком занимает несколько месяцев;
— вузы не могут сдавать хозяйственным обществам оборудование (движимое имущество) в аренду;
— учреждаемые вузами хозяйственные общества не вправе применять упрощенную систему налогообложения;
— созданные вузом хозяйственные общества это самостоятельные предприятия, контроль над которыми (управление) может осуществляться только в пределах размера своей доли в уставном капитале, которая на настоящее время максимально может составлять 50%;
отсутствие специальных мер поддержки, значительные финансовые затраты на начальной стадии развития — высокие арендные платежи, высокая совокупная налоговая нагрузка, отсутствие оборудования, материалов и т. д.;
— при постановке бюджетными учреждениями на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств, возникает объект обложения налогом на прибыль организаций;
— отсутствие крупных потребителей продукции малого бизнеса;
— незаинтересованность предпринимательского сектора экономики финансировать рисковые и дорогостоящие инновационные проекты, имеющие длительный срок окупаемости.
Однако государственная система поддержки инновационного развития вузов и малых предприятий при вузах активно развивается [4] и на настоящее время сконцентрирована в следующих направлениях:
1. Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения (прежде всего в рамках Федеральных целевых программ), основанная на долевом участии федерального бюджета и внебюджетных источников.
2. Формирование сети Федеральных университетов и Национальных исследовательских университетов.
3. Организация новых конкурсов, направленных на поддержку вузов, соответствующие Постановления Правительства уже подписаны. Один из конкурсов рассчитан на развитие имеющейся у вуза инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коллективного пользования и т. д), правовой охраны интеллектуальной собственности и повышение квалификации кадров. Второй — на выделение хозяйственным обществам дополнительных субсидий при условии стопроцентного софинанси-рования и выполнения совместных с вузом опытно-конструкторских работ.
4. Создание системы прямой государственной поддержки инновационных предприятий (в том числе малых), включающей Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российскую венчурную компанию, Государственную корпорацию «Роснанотехнологии»; ориентация частных венчурных фондов разных уровней на развитие научно-технических проектов вузов.
5. В ряде областей РФ, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и денежными ресурсами (Московская, Томская, Новосибирская и другие области) активно ведется работа по формированию региональных инновационных систем, принимаются законы об инновационной деятельности, создаются региональные венчурные фонды.
В целом, отсутствие действенных механизмов реализации закона не приводит к полноценным результатам, тормозит государственную инновационную политику. Для эффективной деятельности создаваемых инновационных хозяйственных обществ необходимо решить как в рамках государства, так и отдельной организации ряд вопросов, основные из которых могут быть обозначены:
разрешение несоответствия №217-ФЗ Гражданскому кодексу, налоговому законодательству и другим правовым актам;
— обеспечение функционирования малых предприятий на уровне полноправных структурных подразделений учреждений (доступ хозяйственного общества к ресурсам создавшей его организации — библиотеке, сетям, уникальному оборудованию и т. д.; при этом должны быть сняты все вопросы, связанные с работой хозяйственных обществ по нецелевому использованию бюджетных средств);
— предоставление хозяйственному обществу льготной аренды;
— освобождение бюджетных учреждений от обложения налогом на прибыль при постановке на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности;
— разработка рекомендаций по созданию и деятельности центров трансфера технологий и других
аналогичных элементов инновационной инфраструктуры учреждений, занимающихся созданием и сопровождением деятельности хозяйственных обществ;
активизация деятельности патентных служб в учреждениях по выявлению, защите и работе с объектами интеллектуальной собственности;под-готовка кадров для работы с интеллектуальной собственностью; разработка программ по поддержке патентования изобретений, в том числе за рубежом.
Малые предприятия в Тверском государственном университете
Реализация закона № 217-ФЗ в существенной мере позволяет выполнять задачи инновационного развития государства, так как один из субъектов закона — государственное образовательное учреждение (вуз) — в полной мере обладает всеми механизмами, способными как «генерировать» знания, так и доводить их до практического применения. В подавляющем большинстве вузов, находящихся в подчинении Министерства образования и науки РФ существует действующая инновационная структура, включающая кафедры, научно-образовательные центры, научно-исследовательские лаборатории, учебно-научно-исследовательские лаборатории, научные школы, советы молодых ученых, диссертационные советы, студенческие конструкторские бюро и другие структурные подразделения. В развитых вузах может иметь место и обширная инфраструктура, в том числе выделенные научно-исследовательские институты, технопарки, технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий.
Практически все эти структуры присутствуют и в Тверском государственном университете, а наличие коммерциализуемых научно-исследовательских разработок позволило в январе 2010 года организовать первое в Тверском регионе малое инновационное предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью — «Фотоника». В уставный фонд было внесено право использования патента на «Способ выращивания из расплава монокристаллов парателлурита по Чохральскому», сумма оценки в 200 тысяч рублей была определена по прогнозируемому выпуску продукции и получению прибыли. После выхода закона можно было предположить, что создание хозяйственных обществ затронет прежде всего вузы, имеющие технический профиль или сильные инновационные естественнонаучные структурные подразделения. ООО «Фотоника» образовано на базе разработок и с участием специалистов физикотехнического факультета университета.
Целью создания «Фотоники» было производство одного из самых эффективных акустооптических материалов — кристаллов парателлурита, а также изготовление оптических элементов из этих кристаллов, предназначенных для современных акустооптиче-
ских устройств. Технология выращивания, внедряемая на «Фотонике», дает возможность получать парателлурит рекордных по мировому уровню размеров (диаметром до 80 мм и высотой до 80 мм) и очень высокого оптического качества (рис. 1). Технология обработки, которая включает рентгеновскую ориентацию, резку, шлифовку и полировку кристаллов, предполагает изготовление до 100-150 штук в месяц основных деталей акустооптических устройств — светозвукопроводов (рис. 2). Светозвукопроводы устанавливаются в модуляторы, дефлекторы и фильтры излучений для видимого, ультрафиолетового и ближнего инфракрасного диапазонов длин волн. Такие устройства (рис. 3) предназначены для коммутации каналов телекоммуникационных систем
Рис. 1. Крупногабаритные монокристаллы парателлурита (а-ТеО2), производимые по технологии, разработанной в ТвГУ и переданной предприятию «Фотоника»
Рис. 2. Светозвукопровод из монокристалла парателлурита
Рис. 3. Акустооптическое устройство на основе кристалла парателлурита — двухкоординатный дефлектор
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
связи (телефонная связь, ИНТЕРНЕТ), для систем наведения управляемого оружия по лазерному лучу, для медицинской диагностики препаратов тканей и жидкостей организма человека (акустооптические микроскопы), для экспресс-анализа газового состава атмосферы (экология и метеорология), для контроля качества продуктов, для астрофизических исследований, для научных исследований и многих других применений.
В используемой технологии реализован ряд инновационных подходов и методов, обеспечивающих ее приоритет в области выращивания кристаллов из расплава, обработки и исследования свойств акус-тооптических кристаллов. Это в частности, способ выращивания монокристаллов, основанный на использовании особого гидродинамического режима нестационарной, но регулярной конвекции расплава в тигле. Безусловно новым является и применение никогда ранее не использовавшихся сингулярных кристаллографических ориентаций затравок в качестве направлений для вытягивания.
Инновационные разработки вуза существенным объемом включают в себя также и химические продукты и технологии. В нашей стране доля производства прогрессивных материалов ниже, чем в развитых странах в 2-3 раза, качество большинства отечественной химической продукции не отвечает требованиям мировых стандартов, доля продукции, выпускаемой по устаревшим технологиям 1-го поколения, составляет около 60%, что приводит к дополнительным издержкам производства и снижению уровня экологической безопасности. Анализ роли химии и химических технологий со всей очевидностью показывают не только их важнейшее самостоятельное значение для экономики развитой страны, но и зачастую их определяющее влияние на развитие многих жизненно важных отраслей — от медицинской и пищевой до машиностроительной и космической. При этом химические технологии решают не только вопрос получения конечного, пользующегося спросом, продукта, но и проблемы энерго- и ресурсосбережения, экологической безопасности производства.
В Тверском госуниверситете сложилась целостная система подготовки современных специалис-тов-химиков с использованием научных разработок сотрудников химико-технологического факультета. Творческий подход к научной работе преподавателей позволил создать целую серию изобретений, подтверждающих мировую новизну разработок; причем эти разработки показывают мировой приоритет как в создании уникальных препаратов, так и в вопросах их применения. В настоящее время в вузе готовится к регистрации второе предприятие — ООО малая инновационная фирма «Андроник» с интеллектуальной собственностью в уставном фонде в форме «ноу-хау» на продукты химической технологии. Функционирование этого общества будет обеспечено специалистами, в том числе выпускниками химико-технологиче-
ского факультета. Коллектив участников оценил вклад учредителя — вуза (использование интеллектуальной собственности) в размере 150 тысяч рублей. В качестве основного вида деятельности планируется выпуск комплексонов, которые сегодня находят широкое применение во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства. Созданные в ТвГУ комплексо-ны (автор — профессор Никольский В.М.) являются экологически чистыми и служат не только средством доставки микроэлементов живому организму (растениям или животным) в усвояемом виде, но и под действием этих живых организмов или солнечного света разлагаются до усвояемых аминокислот, не нарушая экологического равновесия в природе.
На этапе разработок технологий, изучения свойств создаваемых материалов и продуктов и на этапе начала функционирования малых предприятий ценным является сотрудничество с ведущими вузами, НИИ, предприятиями страны и зарубежья. Налажены хорошие взаимовыгодные контакты с МГУ им. М.В. Ломоносова, Ивановским химико-технологическим университетом, Национальным исследовательским техническим университетом МИСиС, Государственным астрономическим институтом им. П.К. Штернберга, НПО «Полюс», ВНИИ ФТРИ. Важными и плодотворными являются работы с Киевским национальным университетом, Физико-химическим институтом НАН Украины, НИИ физиологии и биохимии Молдовы.
Накопленный опыт коммерциализации научнотехнических разработок позволяет прогнозировать открытие в университете предприятий, занимающихся программными продуктами. Разработка программных продуктов, применяемых внутри вуза и уже частично реализуемых на коммерческой основе другим участникам образовательной деятельности в Тверском регионе позволяет судить о востребованности данного вида разработок, в том числе и в российском масштабе.
Анализ деятельности уже работающих в ТвГУ предприятий и планируемых к созданию показывает, что на этапе становления инновационных хозяйственных обществ количество занятых специалистов может составлять до 10 человек на 1 предприятие, а в перспективе, с выходом на российский и международный рынки, в производстве может быть задействовано до 40-50 специалистов. Основной проблемой, решать которую предстоит в первую очередь — оснащение предприятий современным оборудованием.
Заключение
Цель создания закона — интенсификация процессов создания и внедрения в производство новой высокотехнологичной, инновационной продукции, росту числа рабочих мест, увеличению налоговых поступлений. Для полноценной реализации закона необходимо преодолеть много препятствий, разработать и принять пакет нормативно-правовых актов,
создать в вузах соответствующую организационнотехническую инфраструктуру, методическую базу, подготовить или привлечь необходимых специалистов. Следует учесть, что немедленная отдача от учреждаемых вузами предприятий малого наукоемкого бизнеса нереальна. Кроме того, многие из созданных предприятий неизбежно прекратят свое существование.
В дальнейшем на первый план выйдут экономические вопросы: оценка потенциала научно-технических разработок и объектов интеллектуальной собственности, планирование, привлечение инвестиций и др. Встанет вопрос о создании и развитии инфраструктуры трансфера технологий, подготовки новых площадей для размещения малых организованных предприятий, создания системы мониторинга и управления РИД, разработки соответствующего информационного и методического обеспечения. Только при комплексном и системном решении этих вопросов можно рассчитывать на то, что новый механизм заработает. Первый опыт организации и создания таких предприятий позволит также выявить новые проблемы и ограничения, которые должны быть разрешены на различных уровнях: федеральном, региональном, на уровне отдельного вуза.
Государство в лице федеральной и региональных властей должно оказывать вузам поддержку в создании и, самое главное, развитии инновационной структуры высшей школы. Поэтому принцип постоянной государственной поддержки развития малого наукоемкого предпринимательства представляется единственно правильным и необходимым.
Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
Литература
1. Приоритеты инновационного общества: зарубежный опыт. Аналитический обзор по опыту становления инновационного общества: Канада, Ирландия, Финляндия, Южная Корея. Информационно-методический бюллетень. Тверской Инно-Центр. 2009. 74 с.
2. Материалы I Инновационного форума «Университет — Региону». Тверь, 22 апреля 2009 г. ТвГУ. 2009. 256 с.
3. Рождественский А.В. Кризис позволяет дополнительно определить приоритеты // Национальные проекты. 2009. №10(41). С. 6-7.
4. Бортник ИМ,, Поляков С.Г. Развитие инновационного бизнеса — важнейшее условие формирования среднего класса и перехода к новой экономике // Территория инновационного развития регионов на пути к инновационному обществу. Материалы XVII ежегодной научно-практической конференции. Тверь, 9-10 декабря 2008. Тверской ИнноЦентр. 2009. С. 50-57.
Innovative research and production activities in the university:
Tver state university
I.A. Kaplunov, Dr. of Technical Sciences, Vice rector of innovation activity A.I. Kolesnikov, Candidate of Physics and Mathematics Sciences, docent
An evaluation of the perspectives of the development of innovation infrastructures in higher education institutes on the basis of Federal law N 217-FЗ is given. Specific features of the law operation and problems related with its realization are shown. The experience of Tver State University on the initiation and functioning of small innovation enterprises is described.
Keywords: business company, intellectual activity, commercialization, innovation system, small innovation enterprises, intellectual property rights.
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010