УДК 378+070 ББК Ч612.18+Ч486
Л. П. Шестёркина
г. Челябинск, Россия
Инновационная модель подготовки журналистов: основные принципы построения
В статье исследуются ведущие принципы построения инновационной модели журналистского образования, отвечающей современному контексту развития информационного пространства в условиях конвергенции СМИ. Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные области профессиональной деятельности, включая и сферу подготовки и переподготовки кадров. Модель разработана и внедрена в образовательный процесс на факультете журналистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) и впервые структурирована на профессионально-интегральном, дидактическом и практико-формирующем уровнях реализации. В исследовании использованы системный, структурнофункциональный, комплексный и другие методы научного анализа и обоснованы методы корреляции учебного процесса с непрерывной практической деятельностью студентов-журналистов в условиях конвергентного медиапроизводства. Инновационная модель подготовки журналистов может быть эффективно использована в образовательном процессе других вузов в контексте потребности современных СМИ в журналистах универсального типа.
Ключевые слова: журналистика, образование, средства массовой информации, конвергенция.
L. P. Shestyorkina
Chelyabinsk, Russia
Innovation Model of Journalistic Education: Main Principles
The article explores the leading principles of constructing an innovative model of journalistic education that meets the modern context of information space development in the conditions of mass-media convergence. Convergence is a process that in the coming decades can completely change not only the systems of mass media and communications, but also a variety of professional activities, including the sphere of training and retraining personnel. The model is developed and introduced in the educational process at the Faculty of Journalism of the South Ural State University (Chelyabinsk) and for the first time is structured at the professional-integrated, didactic and practical-forming levels of realization. The study uses the systematic, structural-functional, complex and other methods of the scientific analysis and substantiates the methods of correlation of the educational process with continuous practical activities of students-journalists in convergent media production. The innovative model of training journalists can be effectively used in the educational process of other high schools in the context of the needs of modern mass media journalists of the universal type.
Keywords: journalism, education, mass media, convergence.
Конвергенция СМИ (особый вид профессио- мобильные и интернет-издания), объединенным
нальной деятельности по производству системы на интегрированном медиарынке сетевым обслу-
журналистских материалов, созданных в услови- живанием, программными продуктами и муль-
ях слияния ранее разобщённых СМИ и предна- тимедийными услугами) на современном этапе
значенных для передачи по различным каналам представляется процессом, который в ближайшие
связи (телевидение, радиовещание, печатные, десятилетия может полностью изменить не только
194 © Л. П. Шестёркина, 2011
системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные области профессиональной деятельности, включая и сферу подготовки и переподготовки кадров; постоянное напряжение, связанное с дефицитом квалифицированных и образованных сотрудников, подготовленных к профессиональной работе в информационной сфере конвергентного характера, обусловливает и делает особенно актуальной потребность в подготовке и переподготовке журналистских кадров.
В контексте современных условий развития системы профессиональной подготовки и переподготовки журналистов в России, а также происходящих в ней эволюционных изменений, напрямую связанных с функционированием конвергентной журналистики, актуальными задачами являются теоретическая разработка и внедрение моделей, позволяющих оптимизировать учебный процесс в конкретных условиях.
В основу разработанной нами концепции инновационной модели подготовки журналистов положены принципы гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманитарные идеи, сформулированные в философских учениях Аристотеля, Б. Паскаля, И. Канта, М. Шелера, И. А. Ильина, П. А. Вяземского о целостности образовательного и воспитательного процессов, предстают в качестве деятельности людей и общественных субъектов и в полной мере показывают зависимость цивилизаций от способностей и качеств личности, которые закладываются образованием. «Если образование должно готовить молодёжь к жизни в будущем мире, быть развивающим и возвышающим человека, то система образования должна принять гуманитарную ориентацию» [2].
Проблемы изменения роли и места гуманитарной составляющей в современных моделях образования обозначены также в научных трудах и публикациях В. М. Мейдера, А. С. За-песоцкого, Н. С. Кирабаева, М. В. Тлостановой, Л. Б. Щербы, Н. Е. Покровского, Н. В. Гафуровой, Т. П. Бугаевой, Д. Л. Константиновского, Е. Д. Вознесенского, О. Я. Дымарской, Г. А. Чередниченко и др.
Исследователь А. Г. Антипьев отмечает, что «гуманизация и гуманитаризации хоть и не тождественные понятия, но тесно связанные стороны единого образовательного процесса, без учета которых немыслимо коренное обновление всей системы образования и общества» [1, с. 88.].
В условиях конвергенции СМИ такие подходы требуют пересмотра целей, содержания и технологии журналистского образования и выдвигают на повестку дня в журналистском образовании необходимость наличия у творческого специалиста многопредметных знаний, что и влияет на формирование программы обучения с точки зрения сроков, трудоёмкости и специфики сочетания теоретических, практических, творческих компонентов.
Таким образом, в качестве важнейших мы выделяем следующие базовые характеристики концепции журналистского образования, на основе которых была разработана и внедрена инновационная модель подготовки журналистов:
- фундаментальность, системность, непрерывность;
- социальная и гуманитарная направленность всего образовательного процесса с точки зрения его содержания;
- подготовка и обучение специалистов с учётом особенностей творческого характера получаемой профессии и профессиональной деятельности;
- высокотехнологичный характер процесса обучения и профессиональной подготовки и опережающее по сравнению с существующей медиасредой техническое обеспечение учебного процесса на основе современных информационных технологий;
- активное и эффективное использование в процессе обучения инновационных технологий;
- обязательное использование в рамках учебного процесса проектных образовательных технологий, основанных на личностнодеятельностном подходе;
- паритетность и синхронность получаемых теоретических знаний и приобретаемых практических навыков, умений и компетенций в рамках их производственной и творческой деятельности;
- сочетание универсальной подготовки со специальной, профильной;
- сочетание в программе обучения стандартных, обязательных компонентов с вариативными, учитывающими оперативные изменения в медиасфере и на рынке журналистского труда;
- комплексная профессиональная диагностика как один из основных элементов итогового контроля степени усвоения обучаемыми необходимых знаний и качеств, полученных профессиональных навыков, умений и компетенций.
На формирование предлагаемой инновационной модели журналистского образования, оказывают влияние внешние факторы (состояние общества, профессии, информационная и образовательная среда и т. д.), теория и практика журналистики, совокупность целей образовательного процесса по подготовке обучаемых к профессиональной работе в СМИ, концептуальные основы журналистского образования, его функции, научно-методические, процессуальные, материально-технические условия реализации.
Обозначив такой подход к системе журналистского образования как инновационную модель подготовки журналистов, мы исходим из присущих системе высшего, в т. ч. и журналистского образования социальных функций:
- участия в определении путей развития общества, изучения его социальных проблем;
- разработки, осуществления экспертизы проектов по их решению и на этой основе корректировки структуры содержания учебного процесса;
- культурной функции, выражающейся в обеспечении возможностей для организации творческого процесса;
- научной деятельности по организации и проведению фундаментальных исследований в журналистике;
- профессиональной функции по концентрации и трансляции всей совокупности знания фундаментальных и прикладных дисциплин.
Логика проектирования инновационной модели подготовки журналистов опирается на научные исследования Е. А. Вартановой, Г. М. Гаджиева, О. Е. Козловой, А. В. Райцева, П. Ю. Романова, Л. Ф. Савиновой, Л. Г. Свитич, Е. М. Старобиной, В. Л. Цвика, А. А. Ширяевой и др.
Структурно модель представлена тремя уровнями: профессионально-интегральным,
дидактическим, практико-формирующим. Цель модели - формирование личности журналиста как полноценного профессионала, обладающего необходимым личностным и творческим потенциалом, значимой степенью социальной ответственности за свою персональную деятельность в СМИ на современном этапе их конвергенции.
Если конкретизировать, целью принятой и разработанной модели, очевидно, является подготовка высококвалифицированного универсального журналиста, обладающего адекватной современному уровню развитию общества сово-
купностью теоретических знаний и инструментальным тезаурусом, необходимым для работы в условиях конвергенции СМИ и интенсивного темпа развития информационных технологий. Полифункциональность знаний, умений, навыков и компетенций журналиста предполагает возможную вариативность его профессиональной деятельности. Однако опыт реализации модели подготовки журналистов показывает, что наибольших творческих успехов, которые, как правило, сопровождаются соответствующим карьерным ростом журналиста, можно достигнуть при целенаправленной профилизации в период обучения. Характер выбранной обучающимися профилизации в журналистике может быть разным как по типу и виду СМИ (печатные, радио, телевидение, информационное агентство, сеть Интернет, издания для женщин, молодёжное вещание и т. п.), так и по специализации и функциональной позиции в выбранном медиа (корреспондент, обозреватель, редактор, модератор, ведущий, организатор, креативный директор) и т. д. Номенклатура вариантов дальнейшего профессионального развития специалиста в сфере информационной деятельности зависит не только от усвоенных в процессе обучения знаний и умений. Именно парадигма предлагаемой и анализируемой нами инновационной модели подготовки журналистов и повышает эффективность подготовки профессиональной, делает её более результативной в конкретных условиях интегрированного рынка СМИ и журналистских информационных услуг.
В рамках модели обучающийся участвует в непосредственном процессе создания медийного информационного продукта по всем правилам и законам производства, осваивая соответствующие специальные навыки, умение трудиться в медийном коллективе на любой из необходимых позиций. Опыт реализации модели подготовки журналистов доказывает, что выбор специализации необходимо осуществлять обучающемуся на ранних стадиях обучения. Учёт персональных психофизических данных, творческой индивидуальности и креативных возможностей личности специалиста - вот основа методики адаптации студента к выбранной им сфере профессиональной деятельности, а также способности работать в конвергентных СМИ.
На первом профессионально-интегральном уровне обозначен процесс формирования компетенций журналиста (как специалиста) и бакалавра-журналиста.
Среди них выделены универсальные (общенаучные, инструментальные, социальноличностные, общекультурные) и профессиональные (общепрофессиональные ком-
петенции теоретического характера, а также методико-технологические и практические) компетенции специалиста; углубленные компетенции теоретико-концептуального, методикотехнологического, научно-исследовательского характера и дополнительные компетенции бакалавра.
Во вторую дидактическую часть модели включены такие принципы организации журналистского образования, как гуманистичность, фундаментальность, системность, социализация, технологичность, интенсивность, индивидуализация, творческий характер, инновационность, а также подробно рассмотрены такие специфические подходы к журналистскому образованию, как модульный принцип построения основных образовательных программ, согласованность и целевое единство учебного процесса, профессиональная самореализация в зависимости от основных профилей обучения и педагогическая целесообразность.
На третьем уровне - практико-формирую-щем - выделены условия реализации инновационной модели подготовки журналистов: научно-методические (разработка и внедрение комплекса специальных дисциплин, учебников, методических пособий и указаний, современных подходов к преподаванию журналистики), процессуальные (технологии современного журналистского образования, информационные технологии, проектные технологии, педагогиче-
ские технологии, профессиональные творческие конкурсы) и материально-технические компоненты. Функционирование модели подготовки журналистов позволило создать на факультете журналистики Южно-Уральского государственного университета г. Челябинска адекватную современному уровню развития общества образовательную среду с целью подготовки высококвалифицированного универсального журналиста. Студенты получают в рамках модели возможность в комфортных условиях непрерывно практиковаться в создании произведений различных жанров журналистики с учетом особенностей, типа, проблематики и тематики СМИ, а также приобрести навыки организаторской, редакторской, корреспондентской, репортерской и других видов деятельности журналиста. То есть уже в процессе обучения осуществить свою профессиональную самореализацию в условиях конвергенции СМИ. При этом не только не нарушаются, а обретают большее целевое единство такие базовые принципы журналистского образования, как фундаментальность, системность, социализация, творческий характер, индивидуализация, интенсивность и другие.
Такой подход позволяет преодолеть извечный дуализм журналистского образования, где поиск взаимодействия теории и практики носит системный характер. Предлагаемая нами модель подготовки журналистских кадров позволяет определить пути этого взаимодействия и вывести систему журналистского образования на опережающий (по сравнению с текущей практикой) уровень.
Список литературы
1. Антипьев А. Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 6.
2. Мейдер В. А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования : сущность, направления, проблемы. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1998.
3. Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России: учебник. М. : Аспект Пресс, 2002. 176 с.
Рукопись поступила в редакцию 01.10.2011 г.