ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
М.С. Чванова, С.В. Шанкина
Обращение к проблемам подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования входит в число актуальных направлений в области педагогики. Развитие научных интересов в этом направлении выявило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его познанию и преобразованию. В последние годы новая методология осмысления социальной и педагогической ценности интеграции искусства танца и спорта требует реформирования подходов к подготовке специалистов спортивных бальных танцев, понимания потребности в системном, целостном изучении и развитии теории и практики непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Ключевые слова: инновационно-образовательная среда системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, инновационно-образовательные процессы системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, инновационные технологии системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Формирование инновационно-образовательной среды является необходимым условием функционирования системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев в России, ибо ее жизнеспособность во многом зависит от востребованности современных, качественных образовательных продуктов и услуг потребителями. Кроме того, развитие системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев невозможно без инновационных преобразований [1].
Инновационно-образовательные процессы системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев охватывают содержание образования, технологию, организацию, управление, образовательную экологию и включают в себя следующие этапы: инициативу, маркетинг образовательных инноваций, производство образовательных инноваций, их реализацию, продвижение на рынке образовательных услуг, оценку эффективности и диффузию инновации, затухание инновации (замену новым образовательным продуктом или услугой).
Необходимо создать систему условий управления инновационно-образовательными процессами системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, которая включает: научное, учебнометодическое обеспечение учебно-образовательной среды, в которой функционируют инновационно-образовательные процессы;
сочетание образовательной, научно-исследовательской и коммерческой (с целью само-
окупаемости инновационно-образовательных процессов и создания потенциала для инвестиций в последующие инновационно-образовательные процессы) деятельности при создании инновационных структур; соответствие структуры управления инновационно-образовательными процессами с функциями, реализующими этапы инновационно-образовательного процесса; маркетинговые исследования рынка труда и рынка образовательных услуг. Центром кристаллизации инновационно-образовательной политики в регионе на современном этапе может стать университет. Инновационная деятельность вузов занимает особое место в большинстве регионов страны по нескольким причинам: высококвалифицированные научные кадры; университетская среда, выстраивая инновационную политику, ориентируется на потребность регионов; университеты являются интеллектуальными центрами, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов.
Для развития инновационно-образовательной системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев необходимо:
• развитие инновационных структурных подразделений вузов, совместных инновационных комплексов образовательных заведений;
• отработка новых экономических механизмов социального партнерства;
• разработка нормативно-правовой и методической базы в сфере научно-иннова-
ционной деятельности системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев;
• формирование и развитие инновационной деятельности системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Развитие инновационных технологий системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Становление системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев в России является одним из действенных механизмов развития непрерывного образования. В основе системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев лежат идеи, которые подразумевают свободное поступление в учебное заведение, составление индивидуальной программы обучения, свободу в выборе времени и темпов обучения, свободу в выборе места обучения.
Для обеспечения непрерывности подготовки специалистов спортивных бальных танцев должна быть создана сеть взаимосвязанных учебных заведений (представительств, инновационно-образовательных структур),
которые во взаимосвязи создавали бы пространство образовательных услуг и удовлетворяли многообразие образовательных потребностей: общества, региона, человека.
На базе использования в учебном процессе современных инновационных технологий системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев создаются новые образовательные структуры. При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их сущность. Как результат, сегодня во всем мире появляются все новые и новые организационные формы учебных заведений, использующих постоянно расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс подготовки специалистов спортивных бальных танцев, который осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций в системе непрерывного образования.
Модернизация российского образования -это не только изменение структурных подразделений, экономических механизмов,
нормативно-правовой базы, но и прежде всего внедрение в практику учебного процесса непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев новейших педагогических и методологических технологий, ориентированных на формирование социальноактивной, профессионально-деятельной личности [2-5]. На решение этих задач и направлен творческий потенциал преподавателей в области бальной хореографии и танцевального спорта различных типов учебных учреждений в системе непрерывного образования.
Технологическая инновация связана с изменениями, направленными на улучшение существующего (традиционного) обучения. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Конкретные идеи, концепции, технологии (методики) являются объективно новыми в определенное время, но когда они становятся достоянием многих, то переходят в норму, а могут и вообще устареть и стать тормозом для развития в современном обществе. В системе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев необходимо активно осуществлять инновационную педагогическую деятельность по изменению педагогического процесса и его компонентов (целеполагание, стандарты и содержание, технология, управление и пр.). С этой точки зрения всякая инновация (преобразование, обновление, модернизация технологии обучения) может называться альтернативной.
В контексте инновационной концепции непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев бесспорным является сосуществование в системе хореографического образования и танцевального спорта двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной (альтернативной), что соответствует требованиям современной образовательной ситуации. При этом инновационный тип обучения стимулирует активный отклик на продуктивную совместную и творческую деятельность в процессе обучения, готовность к сотрудничеству в новых ситуациях, раскрепощает личность преподавателя и учащегося. Инновационная образовательная среда благоприятно влияет на проявление креативных свойств личности, развитие разнообразных форм мышления, способствует постоянной переоценке ценностей.
Инновационный характер системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев обеспечивает развитие творческого потенциала специалистов, позволяет осуществлять поиск нового, нестандартного, оптимального решения неизменно возникающих в процессе обучения профессионально-дидактических проблем
(ЦДЛ).
Инновационность как один из принципов педагогики для практиков явление не новое. Давно известно, что основной смысл понятия «новаторство» в области бальной хореографии состоит в распространении оригинального художественного опыта сочинительских и постановочных приемов танца, преобразовании и изменении способов профессиональной деятельности, методов хореографического мышления и развития физических качеств личности. К этому также следует отнести готовность воспринимать перемены в области искусства и спорта, внедрять новые творческие идеи в сознание зрителей, в хореографическую и спортивную практику. Благодаря проявлению в профессиональной деятельности такого рода действий, специалистов спортивных бальных танцев идет накопление социокультурного творческого опыта, который обусловливает развитие и прогресс в хореографическом искусстве и танцевальном спорте.
Инновационно-профессиональная деятельность специалистов спортивных бальных танцев позволяет выделить инновационную концепцию методологических подходов системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев: системно-аналитический, социокультурный, рефлексивнотворческий, мотивационно-управленческий.
Системно-аналитический подход к инновационной технологической деятельности специалистов спортивных бальных танцев делает возможным осознание таких базовых понятий технологии специального обучения, как жизненный цикл педагогических новшеств и его этапы, структура, уровни, характер протекания процесса подготовки специалистов спортивных бальных танцев, его разработки и внедрения в систему непрерывного образования.
Социокультурный аспект технологических инноваций в педагогической деятельности специалистов спортивных бальных
танцев позволяет подходить к инновационному опыту как к культурной ценности. Именно в исследованиях культурологов впервые в XIX в. появилось понятие «инновация», которое первоначально означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. На интеграцию педагогических культур должны быть направлены устремления специалистов спортивных бальных танцев, которые разрабатывают перспективы развития новых специализаций.
Обучение специальным дисциплинам в режиме технологических инноваций подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования обеспечивает реализацию не только накопленных, но и динамично формирующихся теоретических и практических знаний и умений субъектов художественно-профессиональной деятельности. Только целостная технология может гарантировать качество специального обучения в области хореографического искусства и танцевального спорта.
Инновационная подготовка специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования ориентируется на готовность субъектов к быстро наступающим переменам в практике, переоценке профессиональных ценностей. Подобный тип организации обучения обязан решать вопросы стимулирования методического нарабатываемого опыта обновленного преподавания и учения, активного отклика на возникающие в педагогическом процессе проблемные ситуации, связанные с процессом познания объекта. Учебный процесс в данной модели является непрерывно инновационным, и в нем реализуется открытый тип сотрудничества преподавателя и студентов, причем профессионально-познавательная деятельность
осуществляется одновременно всеми субъектами педагогического процесса.
Обеспечение преемственности в системе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Одной из острейших проблем системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев является проблема обеспечения преемственности этапов в системе непрерывного образования. Важность ее решения усиливается необходимостью введения стандартов для устранения излишних «переломов» при переходе с одного этапа на другой.
Преемственность требует разведения понятий образованности и профессиональной подготовки (субъекта культуры и субъекта профессиональной деятельности), необходимо пересечение осей универсального и профессионального образования.
Достижение целей системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев требует также преемственности общего и профессионального образования в соответствии с динамикой социальных запросов общества. Решающая роль в реализации этой задачи принадлежит разработке инновационной концепции системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев для всех типов образовательных учреждений. Она призвана разрешить существующие противоречия между теорией и практикой преемственности в обучении.
Для разрешения существующих противоречий требуется перестройка системы образования, решение вопросов преемственности целей на каждом этапе образования, содержания, форм, методов, средств, внедрение в учебный процесс инновационных технологий, обеспечивающих преемственность системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Преемственность в становлении личности проявляется в ее динамике, предполагающей изменение ее свойств и качеств в процессе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, в учебнопознавательной деятельности.
Не меньшую роль играет преемственность содержания образования системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, которая предполагает:
• рациональный отбор и периодическую корректировку самого содержания подготовки специалистов спортивных бальных в соответствии с изменяющимися социальноэкономическими условиями;
• использование и перенос приобретенных ранее знаний, умений и навыков в новые условия системы непрерывного образования;
• актуализацию знаний и умений обучаемых, необходимых для усвоения новой информации в системе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев;
• социально-педагогическое прогнозирование;
• осуществление на каждом этапе обучения рационального выбора основных компонентов образовательного процесса непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев;
• выявление и осуществление междисциплинарных связей;
• определение и разработку прогностических исследований проблем образования.
Проблема преемственности содержания образования тесно связана с преемственностью методов, форм и средств обучения на всех этапах подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Преемственность методов и форм обучения достигается:
• рациональным выбором методов и форм обучения в соответствии со ступенью образования их совершенствованием, связанным с инновацией в обучении;
• установлением оптимальной взаимосвязи между различными видами методов, форм и дидактических приемов обучения, используемых на всех этапах образовательного процесса.
Преемственность методов и форм обучения наиболее полно реализуется в комплексном взаимодействии с преемственностью средств обучения. Проблема преемственности средств обучения должна решаться путем оснащения учебных заведений и заведений дополнительного образования современным материально -техническим оборудованием.
Реализация преемственности в обучении включает разработку и создание условий и способов установления разнообразных межпредметных связей с опорой на взаимодействие старых и новых знаний, умений и навыков обучающихся, на обеспечение условий их переноса из одной сферы в другую. Важно также учитывать разные аспекты преемственности - целевой, структурный, профессионально-квалификационный, содержательный, деятельностный, методологический, процедурный на всех этапах системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Решение проблемы преемственности требует опыта практической работы в данном направлении и апробации различных путей. Поскольку главная цель каждого из
этапов системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев отлична от других, то важно придерживаться необходимости решения проблем их «стыковки», прежде всего, с позиций преемственности целей подготовки специалистов на каждом этапе образования.
Основные направления обеспечения качества подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования. Проблема качества подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования с трудом поддается формализации и количественным измерениям, так как в творческих специальностях в конечном итоге оценивается интеллектуальная деятельность и ее продукт, причем в достаточно ограниченный отрезок оценочного времени. При этом в оценке качества образования необходимо учитывать как профессиональную, так и общекультурную составляющие, личностный потенциал человека и выполнение принципов функционирования системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Тактика управления качеством непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев предполагает обеспечение такого уровня, который соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, сегодняшним, уже сформулированным потребностям личности и общества, запросам различных типов образовательных учреждений и работодателей. Тактика управления качеством непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев включает в себя выявление и решение тех проблем реального образовательного процесса и условий его обеспечения, которые возможны в современной ситуации и в ближайшей перспективе.
Система качества и его обеспечения в системе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев должна руководствоваться законодательно-нормативной документацией, государственным стандартом, показателями и требованиями государственной аккредитации и аттестации, опираясь (и в то же время влияя) на требования общественной практики, рынка труда, работодателей и перспектив развития.
Система обеспечения качества подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования включает в себя планирование, обеспечение, управление и улучшение материальной базы. Планирование качества подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования выражается в создании модели профессионально-образовательной среды.
Обеспечение качества подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования основано на инновационной программе и системе деятельности в области обновления содержания, технологий образования и его ресурсного обеспечения.
Руководство по качеству подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования: мониторинг качества, анализ, оценка, прогноз, построение системы мотивации участников образовательного процесса входят в систему управления качеством.
Система улучшения качества подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования основывается на объективной оценке всех элементов и аспектов образовательного процесса, профессионально-образовательной среды и управления качеством, корректировке программы и системы обеспечения качеством в практической деятельности.
В системе качества непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев выделяют внешнее и внутреннее качество, взаимосвязанные и взаимообуслов-ливающие друг друга.
Внешнее качество системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев определяется эффективностью влияния непрерывного образования на общество.
Внутреннее качество непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев определяется: качеством образовательных процессов в системе непрерывного образования, качеством потенциала преподавательских кадров и обучающихся, качеством образовательных технологий, эффективностью управления, качеством организационных структур, управленческого персонала, управленческих технологий и ресурсного обеспече-
ния системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Применение современных систем управления качеством подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования способствует достижению высокого уровня образованности. Проведение научных исследований, внедрение результатов данных исследований в учебный процесс способствует интеграции образования, науки и инновационной деятельности. Все это позволит сформировать специалистов спортивных бальных танцев, готовых к профессиональной деятельности, конкурентоспособных на рынке труда.
Внедрение инновационной концепции в систему непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев окажет значительное влияние на дальнейшее развитие и совершенствование системы непрерывного образования.
1. Бурцева Г.В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. Барнаул, 2006.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2006.
3. Концепция непрерывного образования. Проект. М., 1988.
4. Концепция развития системы непрерывного образования России // Психолого-педагоги-ческий журнал «Гаудеамус». Тамбов, 2004. № 1 (5).
5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 2006.
Поступила в редакцию 8.10.2007 г.
Chvanova M.S., Shankina S.V. Innovational conceptions of continuous education of sport ballroom dancers. The problem of training sport ballroom dancers in the system of continuous education is considered to be topical both in the field of art and in the field of sports. Scientific research in this direction has revealed the difficulty and many-sidedness of the phenomenon under study that, in its turn, has caused rise of various approaches to its investigation and development. A new methodology of comprehension of social and pedagogical value of art dance and sport integration that has become reality in the latest years requires changes in approaches to training sport ballroom dancers as well as understanding of necessity in systematic, holistic study and development of the theory and practice within the field of continuous education and training of sport ballroom dancers.
Key words: innovation and educational environment of the system of continuous training of sport ballroom dancers, innovation and educational processes in the system of the continuous training of sport ballroom dancers, innovation technologies of the system of continuous training of sport ballroom dancers.
СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ СТРОИТЕЛЕЙ
И.В. Косенкова
В статье представлена классификация трудовых умений. Определена структура и показатели сформированности организационно-технологических умений. Даны результаты констатирующего этапа эксперимента по сформированности данного вида умений будущих строителей.
Ключевые слова: организационно-технологические умения, классификация, структура, показатели.
Для изучения сущности и структуры организационно-технологических умений необходимо рассмотреть базовое понятие «умение». Мы будем придерживаться наиболее распространенной точки зрения, согласно которой под умением понимается способность (готовность, возможность) выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится
действовать. Под навыком же понимается операция, способ выполнения которой доведен до автоматизма [1]. Однако существует другая точка зрения, согласно которой умение - это промежуточный этап в овладении навыком [2].
Процессам формирования профессиональных умений посвящены работы многих ученых: С.Я. Батышева, А.П. Беляевой,