ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Innovative economy in light of current theories of social development
Модебадзе Нодар Парменович, доктор экономических наук,
профессор кафедры «Экономика» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет
им. В.М. Кокова E-mail: n.modebadze@yandex.ru 8-928-691-98-32 Бифова Бэлла, аспирант кафедры «Экономика» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет
им. В.М. Кокова
Аннотация
В статье представлен обзор концепций постиндустриального общества; информационного общества; экономики, основанной на знаниях, концепции глобального сетевого общества. Отмечена их роль в формировании экономики. Обосновано положение о том, что в качестве новой выступает инновационная экономика. Дана авторская трактовка сущности и содержания инновационной экономики.
Abstract
This paper presents an overview of the concepts of post-industrial society; information society; knowledge-based economy, the concept of a global network society. Marked by their role in shaping the economy. Justified the provision that acts as a new innovation economy. Given the author's interpretation of the essence and the content of the innovation economy.
Ключевые слова: постиндустриальное общество, новая экономика, инновационная экономика, современные теории общественного развития.
Key words: postindustrial society, the new economy, innovation economy, modern theories of social development.
Современная экономическая наука разработала четыре основных концепции развития общества: это концепция постиндустриального общества; концепция информационного общества; концепция экономики, основанной на знаниях; концепция глобального сетевого общества. Для этих концепций (теорий) общественного развития характерна определенная историческая преемственность.
У истоков формирования концепции постиндустриального общества стоял американский ученый Дж. Белл. В 1973 году им была опубликована книга «Грядущее постиндустриальное общество». Дж. Белл считал, что «постиндустриальное общество не является проекцией или экстраполяцией современных тенденций западного общества; это новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему так же, как она сама вытеснила когда-то аграрную» [1].
По мнению Дж. Белла основные черты постиндустриального общества имеют следующие характеристики:
- теоретические знания играют главную роль, они становятся основой технологических инноваций;
- формируется новая интегральная технология, которая позволяет находить более эффективные подходы к экономическим, технологическим проблемам социального характера;
- развивается класс носителей знания (здравоохранение, образование, социальное обслуживание), а также работа с компьютерами, проведение исследований и др.;
- осуществляется переход от производства товаров к производству услуг, прежде всего в гуманитарной сфере;
- труд становится взаимодействием между людьми, из процесса труда исключается природа и искусственно созданные материалы, то есть - изменяется характер труда;
- женщины получают надежную основу для экономической независимости, что ведет к возрастанию их роли в социально-производственных процессах;
- наука обретает зрелое состояние, укрепляется связь науки и технологии, что олицетворяет основную черту постиндустриального общества;
- формируются так называемые ситусы как политические единицы; си-тусы в понимании Дж. Белла - это вертикально расположенные социальные единицы. Дж. Белл выделяет четыре функциональных ситуса - научный, технический, административный, культурный; и путь институциональных -экономические предприятия, государственные учреждения, университеты и научно-исследовательские центры, социальные комплиссы, армия;
- формируется меритократия: в постиндустриальном обществе, которое является прежде всего, технологическим, образование и квалификация человека обеспечивают ему занятие престижного положения;
- в целом преодолевается ограниченность благ (дефицита товаров и ресурсов) при порождении дефицита информации; по замечанию Дж. Белла постиндустриальное общество характеризуется не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, основанной на знании [1].
Таким образом, при характеристике постиндустриального общества Дж. Белл акцентирует внимание на возрастающей роли теоретических знаний, рост класса носителей знания, как доминирующей группы в социальной структуре общества; в качестве пяти индустриальных статусов определены университеты и научно-исследовательские центры, генерирующие и сосредотачивающие различные знания и занимающиеся их распространением путем обучения, выдачи лицензий, патентов, проведения экспериментов и др. Анализируя высказанные Дж. Беллом положения, необходимо отметить чет-
кость и обоснованность отличительных сущностных характеристик постиндустриального общества от индустриального.
Еще один важнейший из признаков постиндустриального общества, выделенный Дж. Беллом, - вступление человечества в информационную эру. Он писал: «По мере того, как мы приближаемся к концу двадцатого столетия, становится все более очевидным, что мы вступаем в информационную эру. Это означает не просто развитие существовавших ранее способов коммуникаций, а вызывает к жизни новые принципы социальной и технологической организации... Новая информационная эра базируется не на механической технике, а на «интеллектуальной технологии», что позволяет нам говорить о новом принципе общественной организации и социальных перемен. Это также ставит во главу угла теоретическое знание в качестве источника обновления и изменяет природу технического прогресса. Равным образом это делает значимой и идею глобализации. и ставит перед государством совершенно новые проблемы» [1]. Генерационная эра характеризуется ведущей ролью компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также фундаментальным значением теоретических знаний.
Необходимо отметить, что термин «экономика знаний» Дж. Беллом не употреблялся. Однако, сформулированные им характеристики постиндустриального общества с полным основанием можно отнести к чертам экономики, основанной на знаниях. Это значение информации и знаний, технологической сферы (прежде всего 1Т-технологий), обусловившие новые принципы общественной организации.
Концепция информационной экономики еще одна из современных теорий общественного развития, классиком которой считают бразильского ученого М. Кастельса. В своих трудах [3] М. Кастельс рассматривает современную экономику как интеграцию двух основных составляющих информации и глобализации. Складывающийся информационный характер экономики заключается в том, что ее конкурентоспособность и эффективность зависят главным образом от способности генерировать, обрабатывать и использовать
информацию и знания. В свою очередь, глобальный характер экономики определяется тем, что основные виды экономической деятельности - производство, обмен потребление благ организуются в глобальных масштабах и связаны с использованием сетевых форм их организации.
Становление информационной экономики связано с пятой по счету информационной революцией [8]. Она ознаменовала кардинальные изменения в процессах создания, хранения, передачи, воспроизводства разнообразной информации.
Ю. Яковец считает, что первым и наиболее значимым информационным переворотом было возникновение речи, способов формулирования человеческих мыслей в звуковых символах, позволяющих сообщать эти мысли другим индивидам. Это способствовало возникновению мощного канала кумуляции (накопления) и передачи информации, обогащения знаний и опыта, и стало основой изменения условий жизнедеятельности индивидов, прогресса, их экономического развития.
Вторая информационная революция связана с изобретением письменности, что явилось результатом неолитической революции. Сосредоточение индивидов в крупных поселениях, развитие общественного разделения труда, расширение потока информации и обогащение знаний обусловили необходимость новых способов их закрепления и передачи между индивидами, более эффективных, чем устная речь. Изобретение тех или иных способов кодификации информации, знания (представление их знаками, символами на камне, глиняных табличках, бумаге) значительно облегчило их передачу и восприятие, многократно усилило возможность их накопления, анализа. Возникли первые информационные фонды - в Вавилонии (собрание глиняных табличек), в Египте (папирусы фараонов), в Индии (библиотеки правителей) и т. д. Углубление общественного разделения труда привело к появлению групп индивидов с особой профессиональной деятельностью по накоплению и передаче информации (писцы, чтецы, учителя и т. д.).
Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания. Вместо тяжелого труда переписывания рукописей появилась возможность многократно тиражировать их и сделать доступными более широкому кругу пользователей. Появились хранилища книг и рукописей, библиотеки. Массовыми тиражами стали выпускаться газеты, журналы, книги. Это был значительный прогресс в способах накопления, передачи и усвоения знаний и информации.
Четвертая информационная революция связана с изобретением радио и телевидения, что позволило сократить расстояния, каналы передачи информации и передавать ее, преодолевая территориальные границы в звуковом или образном виде. Создалось растущее информационное поле, фактически охватывающее весь земной шар, и его активным участником может стать любой субъект в любой стране мира.
Современная информационная революция - пятая по счету - связана с IT-технологиями и ее знаковыми категориями стали компьютерные и телекоммуникационные технологии, мультимедиа. Интернет, виртуальность, on-lain. Современные информационные технологии освобождают индивидов от напряженного труда по сбору информации, ее хранению, обработке, передаче, приему и формированию на основе этого различных моделей, их преобразованию с целью наиболее полного отражения реального многомерного мира [6].
Яркий представитель «Индустрии знаний» (концепции экономики знаний) в экономической теории - профессор Принстонского университета Ф. Махлуп. Его перу принадлежат такие труды, как «Производство и распространение знаний в США» [4] и «Экономика информации и человеческого капитала» [5]. Им была выдвинута идея, что самой значимой отраслью современной экономики является образование, его связь с производством, наукой, рынком труда, информацией, ее хранением и распространением.
Ф. Махлуп выдвинул положение о нетождественности категорий информация и знание. В частности он отмечал: «Производство новых знаний не
закончено до тех пор, пока они не переданы другому и не являются более достоянием одного человека... Информировать - значит передавать знания, знание может являться результатом информации. Информация. производителя с целью вложить знания в ум другого. Любая информация в обычном значении этого слова есть знание, хотя не всякое знание можно назвать информацией» [4]. Разделив все знания на три группы (инструментальные, интеллектуальные и духовные), Ф. Махлуп подчеркнул, что производство указанных знаний не находит полного отражения в национальном доходе. Согласно Ф. Махлупу экономика информации делится на 17 секторов, из которых первым названа «экономика знаний и общей информации». Из других секторов можно отметить производство и распространение знаний, риск и неопределенность, экономическое предвидение, человеческий капитал, накопление знаний и квалификации и др. Ф. Махлуп считал, что экономическое развитие определяется не столько наличием и производительностью материальных и природных ресурсов, сколько объемом интеллектуального капитала, доступного и скоростью распространения информации в обществе. Влияние информации на экономику рассматривалось Ф. Махлупом в двух ракурсах: теоретическом и практическом. Теоретическое направление включало изменение экономики за счет роста значения знаний, прежде всего экономических, а также информации, методов моделирования на основе 1Т-технологий и компьютеров. Практическое направление - изменение экономики за счет ускорения способов передачи знаний, накопления доступных данных, в значительной мере влияющих на эффективность принимаемых решений.
Ф. Махлуп отмечал присущие экономике знаний такие тенденции как более высокий темп роста численность лиц, занятых в области производства знаний, по сравнению с работающими в сферах, требующих затрат физического труда; увеличение удельного веса работников, занятых производством знаний в общей численности работающих; рост доли доходов лиц, занимаю-
щихся производством знаний (особенно рост удельного веса доходов профессионально-механических специалистов) в общем объеме доходов.
Необходимо отметить, что рассмотренные положения Ф. Махлупа относительно экономики знаний, были сформулированы им еще в 70-х годах ХХ столетия, однако сохраняют свое значение и актуальность и в современных условиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономика знаний имеет следующие особенные характеристики:
1. Знания быстро устаревают (подвергаются моральному износу), их необходимо постоянно обновлять. Знания распространяются с огромной скоростью, стремительно увеличиваются в масштабах и как воспроизводственный ресурс безграничен.
2. Повышается ценность знаний, что характерно и для развитых стран.
3. Для эффективной реализации (функционирования) системы знаний необходима соответственная научно-техническая база, в основе которой -современные информационные и коммуникационные технологии.
4. Развиваются и совершенствуются способы передачи знаний.
5. Знания превращаются в глобальный воспроизводственный ресурс, интенсифицируется процесс экспорта знаний и образовательных услуг.
6. Знание предстает как продукт осмысливания информации, как умение добыть информацию, обработать ее, проанализировать и, что самой важное, использовать на практике.
Формирование теории глобального сетевого общества связывают с работой Б. Гейтса «Бизнес со скоростью мысли». Эту теорию называют еще теорией новой экономики, которая начала складываться на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В отличие от традиционной экономики, которая как способ организации хозяйства характеризуется ограниченностью ресурсов, новая экономика - это способ ведения хозяйства, связанный с новыми ресурсами (в частности, информацией и знаниями), их мобильностью на базе 1Т-технологий, усилением процессов глобализации модификацией отношений между субъектами.
Характерные черты новой экономики [2]:
- реструктуризация производства и его процессов, переход к массовому изготовлению благ и электронной коммерции, что обеспечивает бизнесу огромный выигрыш; возрастание доли неосязаемых затрат, в том числе на поиск информации, обмен ею с партнерами, мониторинг действий конкурентов (до 60%);
- появление и развитие новых технологий управления на основе использования информационных ресурсов, интеллектуальных активов;
- прозрачность бизнеса, разграничение его основных и второстепенных функций и передача последних внешним агентам;
- формирование нового фактора производства - информатики, включающей знания, информацию и высокую скорость ее передачи бизнесу, который наряду с традиционными факторами становится определяющим;
- глобализация связей и зависимостей, обусловливающая необходимость встраивания каждого субъекта (фирм) в глобальный сетевой бизнес и нахождения своей ниши в глобальном процессе разделения.
Анализ современных теорий (концепций) развития общества отражает их историческую преемственность. Как было отмечено, первая концепция - концепция постиндустриального общества сформировалась во второй половине 80-х годов ХХ столетия, связана с работами Дж. Белла, и американским ученым Д. Рисменом, который ввел в научный оборот сам термин «постиндустриальное общество». Параллельно с теорией постиндустриального общества в последней четверти ХХ века сформировалась концепция информационного общества. Здесь особую ценность имеет высокая по качеству информация, средства ее передачи, переработки и распределения.
Теория экономики знаний сформировалась в конце 90-х годов ХХ столетия. характеризуется более глубоким и системным подходом к современному обществу, исследует изменения структуры экономики, в механизме взаимосвязей между хозяйствующими субъектами, изменения в характере производства.
Концепция глобального сетевого общества - одна из наиболее молодых научных теорий, берет истоки с публикации известной работы Б. Гейтса «Бизнес со скоростью мысли» в 1999 году.
Рассмотренные концепции имеют много общего они оперируют общими категориями, выделяя новые качества, которые проявляет современное общество, раскрывают их, но по разному расставляют акценты. Это говорит о том, что они тесно взаимосвязаны между собой и олицетворяют различные направления (очень схожие) формирования закономерностей развития новой экономики.
Возникает вопрос, что же представляет собой новая экономика? Каковые ее характерные черты и закономерности развития? Мы считаем, что новая экономика это инновационная экономика. В многочисленных публикациях, посвященных проблемам трансформации индустриальной экономики, авторы дают определение таким понятиям как «инновации», «инновационное развитие», «инновационные системы», «инновационная модель» и др., однако определения инновационной экономики нет, хотя данный термин широко используется.
С нашей точки зрения инновационная экономика это прежде всего такая система хозяйствования, которая создает необходимые условия постоянного и устойчивого генерирования инноваций. Достаточным и необходимым условием появления инноваций являются знания, использующиеся в инновационном процессе. Инновации, как коммерциализированное знание, играют важнейшую роль в современной инновационной экономике. Олицетворяя результаты интеллектуального труда, инновации определяют собой интеллектуальную собственность ключевой объект экономических отношений экономики нового типа. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что инновационная экономика это система производства новых коммерциализированных знаний и зрелый институт интеллектуальной собственности, который призван защищать права создателей этой собственности, гарантировать право на монопольное преимущество компаний новаторов.
Инновационная экономика предполагает перемещение центра тяжести экономических интересов, связанных с наукой, новыми технологиями и ин-новационностью на хозяйственные субъекты, формирующиеся на предпринимательской основе предприятия, корпорации, фирмы. Для этих субъектов характерен атакующий тип предпринимательского поведения, рассчитанный на лидерство и рыночный успех.
Говоря о качественных особенностях инновационной экономики, исследователи акцентируют внимание на трех принципиальных обстоятельствах [7]:
1. Инновации все в большей степени востребованы не отдельными предпринимателями, а национальными хозяйствующими системами и мировой экономикой в целом это свидетельствует о том, что экономические отношения вступили в качественно новый этап своего развития, одним из проявлений которого служит формирование национальных инновационных систем (НИС).
2. «Провалы» рынка в инновационной сфере вынуждают государство принимать на себя ряд организационных, финансовых и институциональных функций по регулированию инновационного цикла, в рамках которого в большей или в меньшей степени присутствуют «нерыночные» фазы.
3. Человеческий капитал как фактор производства приобрел новое качественное наполнение. Сегодня он является не только источником прибавочного продукта, но и субъектом своеобразного рентного инновационного дохода. На национальном и международном уровнях обостряется борьба за присвоение указанной ренты, за права собственности конкретизации меры участия в развитии НИС всех субъектов общественных отношений: физических лиц, бизнеса, публичных институтов.
Таким образом, инновационная экономика обеспечивает максимально полную реализацию интеллектуального потенциала хозяйственной системы, создание инфраструктуры, формирование предпринимательского климата и атакующего предпринимательского поведения, стимулирующих развитие но-
вых идей, новых технологий, научных институтов и инновационного бизнеса. Все выше указанные процессы знаменуют становление нового типа -экономических отношений и кристаллизуются в четырех измерениях инновационной экономики - инновационные системы, развитие человеческих ресурсов, деловая среда, информационные и коммуникационные технологии. Особо необходимо отметить деловую среду, которая понимается не только как предпринимательское поведение, но и как экономическая, а также правовая политика национальных правительств, содействующая инновационной деятельности и направляющая ее. Качественная отличительная особенность инновационной экономики состоит в том, что условием и целью экономического роста в ней является получение рентного дохода на инвестированный капитал.
Подводя итоги анализа закономерностей формирования и качественных особенностей инвестиционной экономики, правомерно представить концептуальные основы формирования новой экономики в виде следующей схемы:
Концепция постиндустриального общества
1 i к
Концепция информационного общества
J к
Концепция экономики, осн на знаниях ованной
Инновационная экономика (новая экономика)
Национальные инновационные системы
Концепция глобального сетевого _общества__
Рис. 1. Концептуальные основы формирования инновационной экономики
Саму же инновационную экономику мы определяем как качественно новый тип хозяйственной системы, механизм функционирования которой обеспечивает постоянное и устойчивое генерирование и использование инноваций на основе приоритетного развития науки, информационных и коммуникационных технологий, деловой среды, интеллектуального потенциала, эффективной коммерциализации знаний. Основой механизма функционирования инновационной экономики является обусловленное факторами деловой среды стремление к лидерству, рыночному успеху, получению рентного дохода на инвестированный капитал. Концентрированным выражением формирования инновационной экономики служат национальные инновационные системы.
Список литературы
1. Белл Дж. Грядущее индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М., 1999. CJX, LCV CLIX.
2. Добрынин А.И. Новые экономические теории XXI века / Ученые записки Института управления и экономики. - СПб., 2002. Вып. 5. С.26-27.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура / Пер. с англ. Под ред. О.И. Шкаратина. - М., 2000.
4. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Пер. с англ. - М., 1966.
5. Machlup F. The Economics of Information and Human Capital / Princeton University Press, 1984.
6. Степанова Е.Т. Экономика знаний. - Саратов: Изд-во ун-та, 2004. С.8-9.
7. Суркина Н.Н. К вопросу о качественных критериях инновационной экономики //Экономические науки, 2008, №11. С. 91.
8. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М., 2003.
Bibliography
1. Bell Joule. The coming industrial society. Social outreach experience. -M., 1999. CJX, LCV CLIX.
2. Dobrynin A.i. new economic theory in the 21st century/memoirs of the Institute of management and economy. -Spb., 2002. ISS. 5. S. 26-27.
3. Castells m. information era: economy, society, culture/lane. from English. Ed. O.i. Skaratina. -M., 2000.
4. Mahlup f. production and dissemination of knowledge in the United States/lane. from English. -M., 1966.
5. Machlup F. The Economics of Information and Human Capital/Princeton University Press, 1984.
6. Stepanova E.t. knowledge economy. — Saratov: Publishing House of the University, 2004. S. 8-9.
7. Surkina Nn to the qualitative criteria of innovation economy//economics, 2008, no. 11. S. 91.
8. Yakovets Yu.v. Globalization and interaction of civilizations. -M., 2003.