промышленности, жилищного сектора и транспорта.
Трансграничное углеродное регулирование в ЕС — мера защиты европейского бизнеса от экологического демпинга и предотвращения так называемой утечки углерода в случаях, когда компании, базирующиеся в ЕС, перемещают свои углеродоемкие предприятия в страны с менее жесткой климатической и экологической политикой в целях снижения производственных затрат. Трансграничное углеродное регулирование (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) должно создать для производителей в странах, не входящих в ЕС, стимулы для экологизации своих производственных процессов. В соответствии с климатическим законодательством ЕС, CBAM первоначально будет применяться к импорту товаров с высоким риском выбросов CO2 (carbon leakage) в атмосферу при производстве товаров из следующих групп: цемент, черные металлы и сталь (в том числе трубы и рельсы), удобрения и алюминий. CBAM не будет распространяться на страны, которые заключили соглашение о слиянии своей системы торговли выбросами с европейской системой, страны — члены Таможенного союза (Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию), а также на некоторые зависимые территории ЕС. При этом импорт товаров из США и Великобритании не освобождается от данного регулирования.
Таким образом, можно констатировать необходимость развития в стране «зеленого» налогообложения. При этом важно соблюдать баланс интересов государства, общества и предпринимателей. Внедрение экологичных технологий и перестройка процессов предприятия в сторону экологизации требует немалых затрат. Если к затратам прибавить увеличенные налоговые сборы, то может возникнуть чрезмерная финансовая нагрузка на предприятия. А это, в свою очередь, приведет к уклонению от выполнения требований по защите окружающей среды. А. А. Копина подчеркивает, что нельзя сосредотачиваться исключительно на поиске новых объектов налогообложения, тем самым рискуя пошатнуть устойчивость налоговой и экономической системы. Напротив, необходимо формировать в налоговой политике комплексные подходы, в том числе влияющие на потребление, поддержку новых инновационных технологий, климатических проектов, проектов по выработке «зеленой» энергии, а также стимулировать изменение подходов к потреблению.
«Зеленое» налогообложение должно не отражать нацеленность государства на наказание предприятий, не обладающих достаточным потенциалом для экологизации бизнеса, а служить должным стимулом для развития и внедрения новых технологий, соответствующих климатическим стандартам.
Список использованной литературы:
1. Ермакова Е. А. Комплексная классификация экологических налогов, 2018;
2. Копина А. А. Налоговые стимулы энергетического перехода и реализации стратегий зеленой экономики, 2021.
© Акмаммедова О.А., Аллабергенов М., 2024
УДК 33
Акмаммедова О.А., преподаватель Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан Бабамурадов А., студент Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на
доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.
Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность
Экономика общества является инновационной, если в обществе (рис.1):
Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как "архимедовы рычаг и точка опоры", способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания, мы видим инновационную инфраструктуру как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно- управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения.
Лимой ивдиищуум, груша пни, ni'Sft-риятнй в ncö^ то*-® :тран=1 и = любое врем; г^сгут nc.-^mt на :-:нз=е авпоматиэиро&аннопо доступа л сл:тем тепекоммунищун лссук: необходимую информации о н;зыя um из=ес"-ык з-в-ияк. инновация*. ин-кеаииз-1-си детгегъности, п-наввционны*
Г^оиаводятся, формируются / доступнь любому ивдимщууму, груше л^ц а организациям созремен-ые информационна темнот™ и компгклго^рсва-ьыг снстекы, ээетгчиваоцие зьгсл-ение пр^=|щие"з пункта;
Имец-:н развитъе тфраструпуры, з5г:п?-ива\:цие оозда-не наииз-влиньх информационны« ресурсов в oStefe. необхоялкл1 для "сэдерданл?
усы:-ряк:.1,л>::я научно-технического прогресса ^ ^низезц^сниз":' рзззития, ^ сбцеетЕС в ксто^нии производить всю неабиодомук многопланоЕую информацию дп; оюе:пг-ени; аинам^ес<и устшчтага социальна-аганомтестпо с^витин обиегва t, прежде в:епс: науч-ус информацию;
Г:сию:одит грсцесс ускоренной автоматизации t сг/пьотер^зау^ bcsx :<j:ep и отра:._ей по-о^водс-ва и улра=лешя; осушестапяются о^агь-ые изменения социалных структур, сл5£:тв^' китары* оказываются cicUfi:e)-He: и ао'Бизв-.л? и-новациснной ¿ен-елиною™ в разпи^ьыя сфера* ;цеятапы-сс_(' человека;
Нобрзхегетбгьн:' воспринимают" новые ^еи, знанл? и тбх-crcrvk. "этозы к соз^анло и в-е^еник: з широкую практику в лсссе необходимое =рег/я инноваций разлитого лут-шизналэнопо ьазнз-енин;
|/чаот:я рвзв^-ые ин-свациошые тфраструпуры, опэосбнье спес'эг^внэ а "и5кз 1еа.-иэсвэгз HsssxtpiMte в аанныи момент =ременл я-наваф«, co-CBüi-ые на вьсоки* произ=с;ул:еннь х технология*, ^ рзяернутъ иннс'ззиион-г/с изеятелиноотъ; она ¿ann:-i; 5t "ь уннверсагъной, конкуре нтоспооосно :-:уи,ест=л?юшей кс^ьие лобь>: ^нновзщ'и t раззитие лобь>: прзиз=счрт=
IAkstic? ^enio напаиетая система сперемаюшей подготовь л пгс-Епоагстсвк.' кадов-профессионалоа = заласти инноьгтки ^ инновационной ^eflTsnthccri'. ээ~епи=нс :ез.-изуоиик коиппекя-ые пропсы воисгзнсвпен.'я t раз^тия стеч5стю-нь>: прз^з=с^ртЕ л терр^зр^и.
Рисунок 2 - Необходимые условия для инновационной экономики
Мониторинг потребностей рынка, необходимость постоянного и оперативного обновления выпускаемой инновационной продукции требуют придания первостепенного значения в инновационной экономике внедрению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным "безбумажным" циклом: "проектирование - производство - контроль - реализация". Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-
методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной "безбумажный" цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытание новой наукоемкой системы.
Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для инновационной экономики, настоятельно требуют от региональных органов управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе. Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система высшего образования, обеспечивающая главную составляющую развития - кадровую, должна быть срочно дополнена инновационной составляющей. Система высшего образования должна и может выполнить функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны.
Список использованной литературы:
1. Перерва О. Л. «Экономика и управление инновационными процессами»;
2. Герасимов А. Б. «Теория инновационной экономики».
© Акмаммедова О.А., Бабамурадов А., 2024
УДК 33
Акыева Г.К.,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, к.т.н. старший преподаватель
Туркменский государственный институт финансов
Акгаева М.Дж.,
преподаватель Институт инженеро- технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Дурдымередова А.Б., преподаватель Педагогическая средняя профессиональная школа имени Бердымухамеда Аннаева города Аркадаг
Вепаев М.,
студент 2 курса Туркменского национального института мировых языков
имени Довлетмаммеда Азади
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭКОНОМИКУ Аннотация
В статье рассматривается влияние процессов цифровизации на экономику различных стран и