12.4. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Новицкая Л.Ю., к.п.н. Должность: профессор. Место работы: Международный институт экономики и права им. А.С. Грибоедова
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования инновационной базы образовательной деятельности в современной России. Национальные исследовательские университеты должны стать центрами, способными решать и многие назревшие кадровые проблемы. Государственная поддержка национальных исследовательских университетов
должна осуществляться исключительно на конкурсной основе, в рамках специально разрабатываемых и утверждаемых среднесрочных программ развития научно-образовательных центров.
Ключевые слова: образование, государственная образовательная политика, инновационная деятельность, рост эффективности общественного производства.
INNOVA TIVE A CTIVITY IN SPHERE OF EDUCA TIONAL ACTIVITY IN RUSSIA: LEGAL ASPECT
Novitskaya L.Yu., PhD at pedagogies. Position: professor. Place of employment: International institute of economics and law named after A.S. Griboedov.
Annotation: Article is devoted questions of formation of innovative base of educational activity in modern Russia. National research universities should become the centers, capable to solve and many ripened personnel problems. The state support of national research universities should be carried out exclusively on a competitive basis, within the limits of specially developed and confirmed intermediate term programs of development of the scientifically-educational centers.
Keywords: formation, the state educational policy, innovative activity, growth of efficiency of a social production.
В целях формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения опережающего научно-технологического развития и ускоренного внедрения в производство научных разработок, проведения полного инновационного цикла научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации был создан Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Центр относится к наиболее значимым учреждениям науки1.
Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения получили право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере научной и научнотехнической деятельности, быть учредителями (в том
1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».
числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения или созданного государственной академией наук научного учреждения, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации2.
Муниципальному образованию с градообразующим научно-производственным комплексом может быть присвоен статус наукограда. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до двадцати пяти лет. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда3.
Основными целями государственной поддержки социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научнопроизводственный комплекс, являются сохранение и развитие имеющегося научного потенциала, реструктуризация и повышение эффективности использования этого комплекса, создание условий для устойчивого развития наукограда. Основным механизмом осуществления реализации государственной поддержки наукограда является программа его развития, в которой, исходя из индивидуальных особенностей данного муниципального образования, приводится техникоэкономическое обоснование программы в целом, определяются основные направления социальноэкономического развития, приоритетные для этого образования направления развития науки и техники, конкретные меры государственной поддержки, сроки их реализации, источники финансирования с указанием разделов расходной части бюджетов всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Формирование программ развития наукоградов осуществляется на основе принципов разработки и реализации федеральных целевых программ.
Законодательство о наукоградах сложно структурировано. Здесь множество нормативных правовых актов от указов и законов вплоть до актов местных органов власти. Не все эти акты увязаны между собой, не все они обладают одинаковой юридической силой.
Указом Президента РФ4 в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития
2 Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
3 Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе
наукограда Российской Федерации».
Указ Президент Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».
научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров был утвержден Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации. Присвоение предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не изменяет формы собственности и организационноправовой формы, а означает отнесение его к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.
Приказом Минобрнауки России5 были определены правила развития инновационной инфраструктуры в сфере образования. Было указано, что инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социальноэкономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования в Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан. Инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки.
Основными направлениями деятельности инновационных площадок были названы:
1) разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебнометодических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;
примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;
новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социальноэкономического развития Российской Федерации;
методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно- педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
моделей образовательных организаций; новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использование современных технологий;
новых институтов общественного участия в управлении образованием;
новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
2) иная инновационная деятельность в сфере обра-
зования, направленная на совершенствование учебнометодического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-
технического обеспечения системы образования в Российской Федерации.
5 Приказ Минобрнауки России от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» (зарегистрировано в Минюсте России 7.08.2009 № 14499).
Интересен также проект создания в России сети научно-исследовательских университетов, чтобы поддержать те масштабные проекты в сфере высокотехнологичного сектора российской экономики, которые будут в дальнейшем развиваться.
Экономический кризис показал, что упование на рост, в том числе, монополистов только в сфере сырья не приводит к надежным результатам по планомерному развитию экономики. Предполагается, что исследовательский университет - это вуз, одинаково эффективно осуществляющий образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования, чему должен способствовать принятый закон об интеграции науки и образования.
Национальные исследовательские университеты должны стать центрами, способными решать и многие назревшие кадровые проблемы. Представляется, что государственная поддержка национальных исследовательских университетов должна осуществляться исключительно на конкурсной основе, в рамках специально разрабатываемых и утверждаемых среднесрочных программ развития научно-образовательных центров6.
Выделение из государственного бюджета средств на финансирование инновационной деятельности
В целях содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом Правительство Российской Федерации приняло Постановление7, где подчеркнуто: «Считать государственную поддержку малых предприятий в сфере материального производства и содействие их инновационной деятельности одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти». В данном нормативном акте утвержден комплекс мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2007 г. № 9178 определен порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для перечисления их в бюджеты наукоградов Российской Федерации в целях осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры.
Создание условий для вовлечения в инновационную деятельность в сфере образования квалифицированных кадров
6 Заместитель министра образования и науки РФ Александр
Хлунов. Круглый стол: «Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети» //
Ийр://\ммм.з1г1:.ги/огдап1га11оп.а8рх?Са1а!од№=221 &Ь_по=17248 .
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2007 г. № 917 «Об утверждении правил предоставления
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации» (в ред. постановлений Правительства РФ от 27.01.2009 № 36, от 03.10.2009 № 798). Указ Президента РФ от 30 июля 2008 г. № 939 «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых».
Целый ряд нормативных актов направлен на поощрение научной инновационной деятельности работников науки и образования. Так, в целях поддержки молодых ученых и специалистов, активизации их участия в инновационной деятельности были учреждены три премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых в размере 2,5 млн. рублей каждая.
Премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых присуждается гражданам Российской Федерации за значительный вклад в развитие отечественной науки и в инновационную деятельность в целях стимулирования дальнейших исследований лауреатов указанной премии, создания благоприятных условий для новых научных открытий и инновационных достижений. Премия является высшим признанием заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством и присуждается гражданам Российской Федерации за:
результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук;
разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны.
Премия может присуждаться как одному соискателю, так и коллективу соискателей, состоящему не более чем из трех человек.
На соискание премии Президента Российской Федерации могут выдвигаться научные и научнопедагогические работники высших учебных заведений, аспиранты и докторанты, специалисты различных отраслей экономики, социальной сферы, оборонной промышленности.
В целях усиления государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей ежегодно выделяются 500 грантов Президента Российской Федерации9.
Введение в хозяйственный оборот прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ
Введение в хозяйственный оборот прав на результаты научно-технической деятельности осуществляется с проведением следующих дополнительных мероприятий:
- научно-технического, правового и экономического анализа результатов научно-технической деятельности (в том числе отчетной научно-технической, проектной, конструкторской, технологической документации) в целях выявления в них потенциально охраноспособных результатов;
- идентификации субъектов прав на выявленные результаты;
- разработки рекомендаций по получению (оформлению) правовой охраны на выявленные результаты и использование их в гражданском обороте.
Порядок вовлечения результатов научно-
технической деятельности в хозяйственный оборот предусмотрен Распоряжением Правительства РФ10,
9 Указ Президента РФ от 3 февраля 2005 г. № 120 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей».
10 Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-
которым одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. В частности, предусмотрена передача прав на данные объекты либо организации-разработчику, либо инвестору, либо иному хозяйствующему субъекту.
В государственных контрактах и договорах, одной из сторон которых выступает государство и которые предусматривают передачу организациям прав на результаты научно-технической деятельности, следует предусматривать:
- получение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование данных объектов для государственных нужд;
- конкретные обязательства организаций, которым передаются права, по обеспечению доведения разработок до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции; конкретные обязательства стороны, реализующей в производственной практике результат научно-технической деятельности.
В целях совершенствования экономических отношений, связанных с использованием результатов научнотехнической деятельности, полученных при выполнении научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет федерального и региональных бюджетов Правительство РФ утвердило Положение11 об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, определяющее порядок проведения инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств различных бюджетов.
Порядок зачисления в доход федерального бюджета и использования средств, получаемых от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения определен специальными Правилами12.
Государство также регулирует отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат Российской Федерации или ее субъекту либо совместно Российской Федерации или ее субъекту и иным лицам. Передача прав на единые технологии осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров об отчуждении прав на единые технологии либо по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения лицензионных договоров о предоставлении прав на использование единых тех-
технической деятельности. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 1607-р.
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности».
12 Правила зачисления в доход федерального бюджета и использования средств, получаемых от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 372.
нологий (договоры о передаче прав на единые техно-логии)13.
Проведение амортизационной и налоговой политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности
В соответствии с нормами гл. 25 Налогового кодекса РФ «О налоге на прибыль организаций» при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, среди которых определенную группу составляют расходы на научные исследования и опытноконструкторские разработки. Порядок их формирования установлен в ст. 262 НК РФ.
Кроме того, в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются:
- суммы начисленной амортизации нематериальных активов (ст. 256-259 НК РФ);
- расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления (подп. 35 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Информационное обеспечение инновационной деятельности Статья 9 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и научнотехнической политике» устанавливает обязанность Правительства РФ обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации. Правительство РФ гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации и право на ее приобретение, обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.
Таким образом, инновационный характер имели в первую очередь многие процессы, обусловленные государственной реформой образования, такие, как:
децентрализация образования, позволившая самостоятельно развивать образовательную сеть региона и формировать «портфель заказа» на конкретного специалиста;
демократизация управления, обеспечивающая относительную самостоятельность образовательных учреждений в определении форм, способов и условий организации педагогического процесса;
ориентация образовательной деятельности на удовлетворение личностных запросов обучающихся, а также потребностей изменяющегося общества, экономики, отдельных социальных групп.
На федеральном уровне инновации в системе образования проявляются, главным образом, в качестве рекомендаций, регламентированных государственными документами, такими, как федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. На этом уровне оче-
13Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии».
видны явные изменения: поиск адекватного содержания образовательных программ, стандартизация образования, переход на четырехлетнее обучение в начальной школе, освоение новых форм аттестации учащихся, введение многоступенчатой системы профессионального образования.
Рецензия
на научную статью Л.Ю. Новицкой «Инновационная деятельность в сфере образовательной деятельности в России: теоретико-правовой аспект»
Научная статья кандидата педагогических наук Л.Ю. Новицкой написана на актуальную и востребованную сегодня тему.
Основными целями государственной поддержки социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научнопроизводственный комплекс, являются сохранение и развитие имеющегося научного потенциала, реструктуризация и повышение эффективности использования этого комплекса, создание условий для устойчивого развития наукограда.
Следует отметить, что в статье весьма правильно указывается, что в целях совершенствования экономических отношений, связанных с использованием результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
полностью или частично финансировавшихся за счет федерального и региональных бюджетов Правительство РФ утвердило Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, определяющее порядок проведения инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств различных бюджетов.
Как верно указывается автором статьи, на федеральном уровне инновации в системе образования проявляются, главным образом, в качестве рекомендаций, регламентированных государственными документами, такими, как федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
На основании вышеизложенного рецензируемая статья Л.Ю. Новицкой заслуживает опубликования и может быть полезна научной общественности.
Доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ Ю.А. Дмитриев