ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 336.225.66
М. М. Гиниятуллин
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: НИОКР, инновационная деятельность, налоговое стимулирование.
Исследована налоговая активность организаций на территории Российской Федерации. Наибольший удельный вес организаций, осуществлявших инновации, в общем числе исследованных организаций составляет организации, осуществляющие производство кокса и нефтепродуктов. Также проанализированы расходы на НИОКР, осуществляемые организациями на территории Республики Татарстан.
Keywords: R&G, innovation, tax stimulation.
Investigated the innovative activity of organizations in the Russian Federation. The largest share of organizations to innovate in the total number of organizations surveyed organizations engaged in the production of coke and petroleum products. Also analyzed the costs of R & D of the organization in the Republic of Tatarstan.
С течением времени инновационная деятельность становится неотъемлемой частью современной экономики России. Поддержка инноваций является основной задачей проводимой реформы экономики государства. Инновационная деятельности представляет собой деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), которая направлена на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [1].
Положительные результаты инновационной деятельности, могут повысить конкурентоспособность не только определенных организаций, но и в целом экономику региона. Тем самым возрастает инвестиционная привлекательность организаций.
Что увеличивает приток капитала в регион.
Инновационные процессы отличаются неопределенностью, рискованностью, нестабильностью и сложностью планирования и прогнозирования, подвержены воздействию значительного числа неоднозначных по характеру влияния факторов внешней и внутренней среды. Поэтому оптимально стимулировать и ускорять инновационное развитие [3].
Одним из видов государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации является налоговое стимулирование.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), по видам экономической деятельности составляет (в %) [2]:
Производство пищевых продуктов, включая
напитки, и табака 11,6 11,6 11,8
Текстильное и швейное производство 8,5 8,9 8,2
Производство кожи, изделий из кожи и про-
изводство обуви 9,4 11,1 8,0
Обработка древесины и производство изде-
лий из дерева 4,2 4,9 5,5
Целлюлозно-бумажное производство; изда-
тельская и полиграфическая деятельность 3,3 3,8 3,5
Производство кокса и нефтепродуктов 35,7 32,1 31,7
Химическое производство 26,4 25,3 23,6
Производство резиновых и пластмассовых
изделий 13,1 11,3 12,1
Производство прочих неметаллических
минеральных продуктов 8,7 8,9 9,7
Металлургическое производство и производ-
ство готовых металлических изделий 14,6 14,9 15,4
Производство машин и оборудования 17,3 17,1 17,7
Производство электрооборудования, элек-
тронного и оптического оборудования 27,3 26,0 26,5
Производство транспортных средств и обо-
рудования 22,6 21,4 21,4
Прочие производства, не включенные в
другие группировки обрабатывающих произ-
водств 17,9 16,2 17,3
Производство и распределение электро-
энергии, газа и воды 5,4 5,4 5,6
Связь 15,1 15,6 13,8
Деятельность, связанная с использовани-
ем вычислительной техники и информа-
ционных технологий 9,5 10,0 9,2
Научные исследования и разработки - - 29,8
Предоставление прочих видов услуг 3,7 4,9 4,9
2009 2010 2011
Всего 9,3 9,5 10,4
Добыча полезных ископаемых 7,2 7,8 8,4
в том числе:
Добыча топливно-энергетических полезных
ископаемых 8,5 9,7 11,3
Добыча полезных ископаемых, кроме топ-
ливно-энергетических 5,4 5,3 4,5
Обрабатывающие производства 13,3 13,0 13,3
в том числе:
Наибольший удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе исследованных организаций составляет организации, осуществляющие производство кокса и нефтепродуктов.
Республика Татарстан является одним из передовых регионов России по производству кокса и нефтепродуктов.
Также по данным Федеральной службы государственной статистики, инновационная активность Республики Татарстан с каждым годом возрастает. Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций составил: в 2007г. - 14,1%; в 2008г. -14,3%; в 2009г. - 14,5%; в 2010г. - 14,9%; в 2011г. -18,1% [3].
Ввиду отсутствия понятий инновационной деятельности в Налоговом кодексе Российской Фе-
дерации (далее - НК РФ), для анализа сложившейся ситуации налогового стимулирования в Республике Татарстан следует использовать понятие научноисследовательских или опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР).
Согласно данным Управления ФНС по Республике Татарстан (тыс.руб.) [4]:
По всем налогоплательщикам - российским организациям
Показатель 2007 200S 2009 2010 2011
Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации 1 124736 1 371 S21 1 247 861 1 646 257 2 926 271
Расходы на НИОКР 11S 1S3 297 395 1 277
Исходя из вышеуказанной таблицы видно, что с каждым годом расходы на НИОКР увеличиваются. К 2011г., по сравнению с 2007г. расходы на НИОКР увеличились в 10 раз, что говорит как о развитии научно-исследовательских или опытноконструкторских работ, так и о развитии инновационной деятельности.
Кроме того, из приведенной таблицы можно рассчитать доля расходов на НИОКР в общих расходах (рис. 1).
Рис. 1
Из рис. 1 видно, что к 2011г. доля расходов на НИОКР возросла в 4 раза по сравнению с 2007г.
В соответствии с данными Управления ФНС по Республике Татарстан установлено следующее (тыс.руб.) [4]:
2007 200S 2009 2010 2011
Доходы от реализации 1 195 9S2 1 445 656 1 325 107 1 735 SS2 3 1SS 549
В соответствии с вышеуказанными таблицами установлено, что расходы на НИОКР возрастают с каждым годом. Доходы от реализации также возрастают, кроме 2009г. (это связано с последствиями экономического кризиса).
Таким образом, можно сказать, что с ростом расходов на НИОКР растут и доходы от реализации (т.е. можно предположить, что организации получают положительный результат от расходов на НИОКР).
Одним из методов налогового стимулирования инновационной деятельности (в частности НИОКР) может служить сниженные ставки по налогу на прибыль. Уже имеется опыт со сниженной
© М. М. Гиниятуллин - асп. каф. логистики и управления
ставкой налога на прибыль резидентам ОЭЗ «Ала-буга».
Так, налог на прибыль распределяется следующим образом:
- 2% в федеральный бюджет;
- 18% в бюджет РТ.
Для резидентов ОЭЗ «Алабуга» ставка в бюджет РТ снижена с 18% до 13,5%. Данную ставку можно использовать для организаций с учетом того, что доля расходов на НИОКР в общих расходах будет не ниже, например, 10%. Тем более с 1 января 2012г. уточнена ст.262 НК РФ (Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки).
Данную «скидку» можно предоставить на пять лет. Данное предложение следует внедрить на территории Республики Татарстан, ввиду большого количества организаций нефтехимической промышленности таких, как ОАО «ТАНЕКО», ОАО «НИЖНЕКАМСКТЕХУГЛЕРОД», ОАО «Нетфе-химсэвилен», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «КЗСК».
Таким образом, стимулирование организаций на осуществление инновационной деятельности является приоритетным направлением развития экономики Татарстана. Положительные результаты инновационной деятельности (в частности НИОКР) могут создать новые виды продукции, либо снизить затраты, при этом увеличить доходы от реализации, что несомненно увеличит поступление налога на прибыль в бюджет.
Литература
1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
2. Перспективы и направления развития нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: учебное пособие: Лыжина Н.В., Шинкевич А.И., Авилова В.В., Багманов Х.А.: КГТУ, 2004 г., 272 с.
3. Состояние и перспективы инновационного развития институционально-логистических систем промышленности Республики Татарстан: Шинкевич А.И., Шинкевич М.В.: КГТУ, 2006 г., 252 с.
4. Кудрявцева С.С. Сравнительный анализ инновационного развития стран Евросоюза и России (по методологии европейского инновационного табло) - проблемы стран сырьевой экономики / Кудрявцева С. С. // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. -№19. - С.204-208.
5. Шинкевич А.И. Технологические «окна возможностей»: управление трансакционными издержками инновационного развития / Шинкевич А.И., Шинкевич М.В., Зарайченко И. А. // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 3. - С. 207-215.
6. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/enterprise/science/#
7. http://www.gks.ru/ wps/ wcm/ connect/ rosstat/ rosstat-site/ main/ enterprise/ science/
8. http://www.r16.nalog.ru/statistic/statforms/