Научная статья на тему 'Перспективы налогового стимулирования инвестиций с учетом совершенствования подходов в налогообложении прибыли организаций'

Перспективы налогового стимулирования инвестиций с учетом совершенствования подходов в налогообложении прибыли организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / МУЛЬТИПЛИКАТОР / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТАВОК / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Татьяна Александровна

Данная статья посвящена перспективам совершенствования налогообложения прибыли организаций для стимулирования инвестиций в структуре экономики России. В статье выявляются и анализируются возможные подходы по применению налоговых стимулов в виде дифференциации ставок по налогу на прибыль организаций для активизации инвестиционных вливаний в технологическую модернизацию экономики России в ее структурном разрезе. Эффективность проводимой инвестиционной политики во многом зависит от адекватности мер налогового стимулирования состоянию экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF TAX INCENTIVES OF INVESTMENTS TAKING INTO ACCOUNT IMPROVEMENT OF APPROACHES IN THE TAXATION OF PROFIT OF THE ORGANIZATIONS

This article is devoted to prospects of improvement of the taxation of profit of the organizations for stimulation of investments in structure of economy of Russia. In article possible approaches on application of tax incentives in the form of differentiation of rates on a profit tax of the organizations for activization of investment injections in technological modernization of economy of Russia in its structural section come to light and analyzed. Efficiency of pursued investment policy in many respects depends on adequacy of measures of tax incentives to state of the economy of the country.

Текст научной работы на тему «Перспективы налогового стимулирования инвестиций с учетом совершенствования подходов в налогообложении прибыли организаций»

10.3. ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ С УЧЕТОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДХОДОВ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Журавлева Татьяна Александровна, профессор кафедры «Налоговое консультирование» доктор экономических наук, профессор

Место работы: Финансовый университет при

Правительстве РФ

[email protected]

Аннотация: Данная статья посвящена перспективам

совершенствования налогообложения прибыли организаций для стимулирования инвестиций в структуре экономики России. В статье выявляются и анализируются возможные подходы по применению налоговых стимулов в виде дифференциации ставок по налогу на прибыль организаций для активизации инвестиционных вливаний в технологическую модернизацию экономики России в ее структурном разрезе. Эффективность проводимой инвестиционной политики во многом зависит от адекватности мер налогового стимулирования состоянию экономики страны.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, инвестиции, мультипликатор, технологическая модернизация, инвестиционная активность, дифференциация ставок, рентабельность активов.

PROSPECTS OF TAX INCENTIVES OF INVESTMENTS TAKING INTO ACCOUNT IMPROVEMENT OF APPROACHES IN THE TAXATION OF PROFIT OF THE ORGANIZATIONS

Zhuravlеvа Tatyana Aleksandrova, professor of Tax Consultation chair, Doctor of Economics, professor

Place of employment: Financial University under the Government of the Russian Federation

[email protected]

Annotation: This article is devoted to prospects of improvement of the taxation of profit of the organizations for stimulation of investments in structure of economy of Russia. In article possible approaches on application of tax incentives in the form of differentiation of rates on a profit tax of the organizations for activization of investment injections in technological modernization of economy of Russia in its structural section come to light and analyzed. Efficiency of pursued investment policy in many respects depends on adequacy of measures of tax incentives to state of the economy of the country.

Keywords: tax incentives, investments, animator, technological modernization, investment activity, differentiation of rates, profitability of assets.

Инвестиции - это особая форма вложения ресурсов в производственную сферу, включая расходы на технологическую модернизацию. Предложение инвестиций увеличивается с ростом доходов в обществе в связи с тем, что, как правило, возрастает уровень сбережения. С ростом доходов формируется следующая

закономерность: доля дохода, направляемая на

потребление, уменьшается, т.к. потенциально возможное потребление индивида ограничивается его физическими возможностями. Следовательно, при сокращении доли потребления в возрастающем доходе растет доля сбережения, которую можно приравнять к инвестициям.

Изменение объема инвестиций ведет к изменению объемов производства через мультипликационный эффект.

Мультипликатор инвестиций - это соотношение изменений в чистом национальном продукте от изменения в сумме инвестиций. Следует отметить, что эффект мультипликации может проявляться в двух направлениях и не быть равнозначным: незначительное увеличение инвестиций дает существенный прирост чистого национального продукта1 и наоборот, небольшое снижение инвестиций может привести к значительному сокращению произведенного продукта.

Эффект сложной многоступенчатой мультипликации представлен на рисунке 1.

Рис. 1 Воздействие налогов на инвестиции и ВНП(ВРП) в национальной (региональной) экономике Согласно представленного рисунка можно отметить, что между такими факторами, как инвестиции и ВНП (ВРП) проявляется эффект мультипликации: снижение инвестиций ^ снижение ВНП (ВРП); рост инвестиций ^ увеличение объемов ВНП (ВРП). Эффект мультипликации также характерен и для таких факторов, как налоги и валовой национальный продукт (или валовой региональный продукт - на уровне субъектов РФ): рост налогов ^ снижение ВНП (ВРП); снижение налогов ^ увеличение объемов ВНП (ВРП). Таким образом, на объем ВНП (ВРП) за счет инвестиций и налогов оказывает влияние сложный мультипликатор, в котором проявляется влияние нескольких факторов.

Кроме того следует обратить внимание на тот факт, что снижение налогов позволяет высвободить дополнительные средства у субъектов экономики, что в свою очередь определяет увеличивающийся объем инвестиций и инвестиционная активность в экономике.

Инвестиционная активность - это степень участия организаций в осуществлении инвестиционной деятельности, как в целом, так и по отдельным видам экономической деятельности, объектам вложений,

1 Чистый национальный продукт - это ВНП за минусом амортизационных отчислений

источникам инвестирования и т.д. в течение определенного периода времени. Уровень инвестиционной активности организаций определяется как отношение числа организаций, осуществлявших инвестиционные вложения к общему числу обследованных за определенный период времени организаций регионе.

Для инициировании инвестиционной активности в России и ее регионах нужны согласованные меры по обеспечению благоприятных макроэкономических условий, созданию каналов денежного предложения для производственных инвестиций, отлаживанию механизмов трансформации сбережений в инвестиции, пресечению всех форм вывоза капитала.

В организации денежного предложения должны быть созданы каналы и развернуты механизмы организации притока капитала в производственную сферу. В настоящее время из возможных источников притока производственных инвестиций действуют такие, как собственные средства предприятий (прибыль и накопленные амортизационные отчисления), а также привлеченные средства в виде кредитов банков и заемных средств других организаций. Следует заметить, что с 1995 года до 2010г. в российской экономике доля собственного участия организаций в финансировании основного капитала снизилась с 49% до 41%,т.е. на 8 процентных пунктов, что замещается в свою очередь привлеченными средствами, прирост которых за аналогичный период составил также 8%.[1,С.659]

Уровень бюджетного финансирования основных средств с 1995 по 2010гг. снизился с 21,8% до 19,5%, что произошло по таким каналам, как федеральный бюджет РФ (на 0,1%), так и по бюджетам субъектов Российской Федерации (на 2,1%).[1,С.659]

Низкая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов за счет собственных средств во многом обусловлена ограниченными возможностями внутренних накоплений (особенно частных инвесторов), а также кризисным обесцениванием основного капитала экономики. Норма валового накопления основного капитала в России находится в диапазоне 17,9% (2002г) до 21,6% (2009г.) с прослеживающимся положительным трендом на 3,7%. [1,С.320]

Опыт экономически развитых стран показывает, что это низкие масштабы накоплений, которые не способны обеспечить приемлемую динамику экономического развития и восстановления подорванного кризисом национального хозяйства. В развитых странах во времена оживления и подъема экономики норма валового накопления была существенно выше. Общий фон - не ниже 15% ВВП. В Японии этот показатель превышал 30% ВВП [2,С.435]

В немалой степени низкая инвестиционная активность была связана с действиями государства. Впервые в 2003 году за счет профицита бюджета в Российской Федерации был создан стабилизационный фонд, за счет которого было возможно нивелировать негативные процессы в экономике. Вовремя этого не было сделано, т.к. средства внутреннего российского фонда вкладывались в ценные бумаги иностранных государств, что способствовало развитию экономики именно этих государств. Впоследствии средства фонда были использованы в качестве мер антикризисной поддержки российской экономики в связи с мировым финансовым кризисом 2008 года.

В политике Правительства Российской Федерации по налоговому стимулированию деловой активности в 1992

- 2001 годы преобладала склонность к предоставлению широкомасштабных льгот, но начиная с 2001 года, наоборот происходит отказ от применения льгот или сужение сфер применения налогового стимулирования посредством применения льгот. Так, например, согласно «Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» требуется «регулярное проведение анализа как востребованности, так и практики администрирования установленных

механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот».

По итогам проведенного анализа налоговой отчетности в органах ФНС РФ за 2009 год общее количество рассматриваемых налоговых стимулирующих

механизмов составляет 191 пункт, в т.ч. по налогу на прибыль организаций - 60, по налогу на добавленную стоимость - 80, по налогу на имущество - 20, по земельному налогу - 16, по налогу на добычу полезных ископаемых - 12 и по сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов - 3.[3]

В «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» по итогам 2010 года выделены следующие льготы по направлениям

стимулирования:

а) инвестиционная деятельность (в сумме 354 млрд. руб.);

- амортизационная премия по налогу на прибыль

организаций в размере 10 и 30% (разовое снижение налоговой базы по налогу на прибыль организаций до начала амортизации основных средств) - 112 млрд. руб. (налог на прибыль организаций);

- налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для добывающих компаний в отношении новых месторождений и при добыче сверхвязкой нефти и ряду других - 176 млрд. руб.;

- предоставление отдельным категориям

налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, - 51 млрд. руб.;

- ускоренная амортизация по налогу на прибыль организаций для некоторых видов амортизируемого имущества - 15 млрд. руб.

б) инновационная деятельность (12,2 млрд. руб.):

- освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - 8,2 млрд. руб.;

- освобождение от НДС операций по выполнению организациями НИОКР - 3,5 млрд. руб.;

- вычет расходов из базы налога на прибыль организаций с повышающим коэффициентом (1,5) - 0,5 млрд. руб.

в) по отраслевому развитию (252 млрд. руб.)

- льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов федерального значения (имущество железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и т.д.) - 134 млрд. руб.;

- нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей - 15 млрд. руб.;

- освобождение от НДС операций и имущества, связанных с оказанием медицинских услуг, - 41 млрд. руб.;

- освобождение от НДС операций по перевозке пассажиров - 29 млрд. руб.;

- освобождение от НДС образовательных услуг - 33 млрд. руб. [4]

Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот, а также введения новых необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения, администрирования и результативности применения.

Применяемые в соответствии с налоговым законодательством до 2001 года многочисленные льготы не оказывали существенного влияния на инвестиционную и инновационную активность предприятий, поскольку они были фрагментарны, не охватывали все стадии внедрения инноваций.

В системе рыночных отношений доход (прибыль) является основным стимулом предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Категория «прибыли» играет важную роль не только для субъектов хозяйствования как с позиций наличия собственных финансовых ресурсов, а значит развертывания (или сокращения) собственного бизнеса, но и в качестве источника социально-экономической динамики государства. В данном случае речь идет об удельном весе прибыли в структуре национального продукта. Возможна ситуация, при которой сравнение темпов роста этого важнейшего макроэкономического показателя дает основания для признания темпов роста двух экономических систем совпадающими. Однако при сопоставлении удельного веса прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования, в национальном продукте может быть обнаружено серьезное различие, на основании которого можно

сделать выводы о том, что экономический потенциал страны, в которой такая доля выше, очевидно, более высок, поскольку финансовая устойчивость, гибкость промышленного производства способность преодолеть спад экономической конъюнктуры, инвестиционный потенциал и многие другие показатели, характеризующие перспективы экономической системы - это сущность производной рентабельности экономики. Таким образом, в области извлечения прибыли сконцентрированы интересы, как на микро-, так и на макроуровне в государстве.

Для реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов система налогообложения должна быть построена с учетом рентабельности осуществляемой деятельности и себестоимости производимых товаров, работ, услуг. Это даёт возможность учитывать условия, в которых действуют предприятия, а также гарантировать минимально необходимую сумму прибыли для предприятия, за счет которой оно сможет развиваться. Причем, базируясь на показателях рентабельности деятельности организаций следует определять рентабельность его активов, т. е. прибыль от реализации к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств предприятия (с учетом возможных убытков), что даёт возможность учитывать имущественную базу организаций, необходимую для производства продукции в различных секторах экономики.

Рассмотрим рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в общероссийском масштабе в таблице 1:

Таблица 1

Рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2009-2011 гг. (в %) [5]

Показатели 2009 2010 2011 Среднеарифм. значение

1 2 3 4 5

Всего

Вт.ч. по видам экономической деятельности: 5,5 6,7 6,5 6,233

а) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,9 2,9 3,9 3,233

б) добыча полезных ископаемых в т.ч.: 8,8 11,6 14,2 11,533

- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 9,1 10,9 13,2 11,067

- добыча полезных ископаемых кроме топливно-энергетических 6,9 16,1 20,2 14,4

в) обрабатывающие производства из них: 6,1 8,2 8,4 7,567

-производство пищевых продуктов 7,5 7,2 4,4 6,367

-текстильное и швейное производство -0,4 1,0 4,2 1,6

-обработка древесины и производство изделий из дерева -5,4 0,8 -2,1 - 2,233

-целлюлозно-бумажная и полиграфическая деятельность 4,6 8,0 7,2 6,6

-производство кокса и нефтепродуктов 15,7 15,9 16,7 16,1

-химическое производство 4,5 12,2 16,0 10,9

-производство резиновых и пластмассовых изделий 2,1 5,5 6,3 4,633

- металлургическое производство 5,3 8,4 6,2 6,633

- производство машин и оборудования 3,0 3,7 2,8 3,167

г) производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,2 4,6 1,1 2,633

д) строительство 2,6 2,0 2,1 2,233

е) оптовая, розничная торговля 7,8 7,1 9,8 8,233

ж) гостиницы и рестораны 3,4 4,0 3,4 3,6

з) транспорт и связь 4,4 5,3 4,9 4,867

и) финансовая деятельность 0,7 9,4 1,9 4,000

к) операции с недвижимым имуществом 4,1 3,7 0,5 2,767

л) государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 4,3 1,4 1,8 2,5

м) образование 6,3 2,3 3,2 3,933

н) здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,3 2,1 1,7 3,033

о) предоставление прочих услуг 2,8 5,0 4,1 3,967

Анализ данных представленной таблицы свидетельствует о том, что средняя рентабельность активов организаций в экономике в 2009-2011 гг. составила 6,233%. Следует заметить, что на значение данного показателя отрицательное влияние оказала низкая рентабельность в 2009 году (5,5%), что вызвано негативным влиянием мирового финансового кризиса на российскую экономику и хозяйствующих субъектов. При этом в структуре промышленности по видам экономической деятельности аналогичный показатель отличается от среднего (медианного) значения.

Приведём возможный алгоритм определения ставок налога на прибыль организаций с учетом отраслевой специфики их деятельности в таблице 2. В данной таблице отражены среднеарифметические показатели рентабельности активов предприятий по видам экономической деятельности в экономике России. При этом выделены отдельно «добыча полезных ископаемых, включая уголь, нефть и природный газ», а также «добыча полезных ископаемых кроме топливноэнергетических», а также экспортоориентированные отрасли (например, металлургическое производство). Затем приводятся сальдированный финансовый результат предприятий, действующая ставка налога на прибыль организаций в соответствии с Налоговым

Рекомендуемые дифференцированные в зависимости от рентабельности активов

кодексом РФ и, соответственно сумма налога, рассчитанная в соответствии с утвержденной ставкой, а также сумма прибыли организаций, остающаяся в распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций.

Далее в таблице определяется расчетная ставка налога на прибыль организаций, которая учитывает отношение среднего значения показателя рентабельности активов по видам экономической деятельности к медианному значению в среднем по экономике.

Затем приводится рекомендуемые ставки налога на прибыль организаций, ориентированные на расчетную ставку, но с некоторым округлением с целью дифференциации ставок налога в следующем виде (таблица 3). Кроме того, следует учесть наличие теневых оборотов для отдельных видов деятельности в экономике России. Особенно это относится к сфере розничной торговли, общественного питания, а также финансовому сектору страны (кредитные и страховые организации), операциям с недвижимым имуществом. Для данных сфер, считаем значение показателя рентабельности активов несколько заниженным, поэтому предлагаем оставить ставку налога на прибыль организаций на уровне фактически установленной по Налоговому кодексу РФ.

Таблица 3

ставки налога на прибыль организаций по видам экономической деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендуемые ставки налога на прибыль организаций, % Отличие показателя рентабельности активов от среднего значения данного показателя по экономике Виды экономической деятельности

10 Меньше в 2 раза -производство машин, -производство и распределение электроэнергии, - строительство, - образование,-здравоохранение и предоставление социальных услуг, - сельское хозяйство

20 Равен среднему значению в экономике -Обрабатывающие производства (в т.ч. металлургическое производство), - транспорт и связь, - финансовая деятельность, - операции с недвижимым имуществом

25 Больше в 1,2-1,3 раза - оптовая и розничная торговля

35 Больше в 1,8-2,0 раза -добыча топливноэнергетических ресурсов

Далее производятся расчеты налога на прибыль организаций по рекомендуемым ставкам налога по видам экономической деятельности, а также сумм прибыли предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты данного налога. Для подтверждения полученного результата в таблице 2 приведена строка 12, где отражен экономический эффект от рекомендуемой дифференциации налога на прибыль организаций.

Подводя итог произведенным расчетам, следует отметить, что снижение ставки в 2 раза (до 10%) рекомендуется для таких сфер, как: производство машин, производство и распределение электроэнергии,

строительство, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство, что позволит обеспечить для этих видов деятельности приток дополнительного объема чистой прибыли организаций.

Оставить ставку на уровне 20% рекомендуется для таких видов деятельности, как обрабатывающие производства (в т.ч. металлургическое производство), транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом.

Повышение ставки до 25% рекомендуется для такого вида деятельности, как оптовая и розничная торговля, где наблюдаются значительные теневые обороты и

данная сфера деятельности является предпочтительной для занятия подобным бизнесом точки зрения сокрытия дохода (прибыли). Рентабельность активов для сферы обращения равна 8,233%, что всего лишь на 2,0% больше общероссийского показателя по экономике в целом. Вызывает вопрос тот факт, что рассматривая демографию организаций в структуре экономики Российской Феедрации, нельзя не обратить внимание на то, что создаётся организаций больше именно в этой сфере в надежде на быструю окупаемость вложенных средств и высокую рентабельность деятельности. Повышение суммы налога на прибыль, рассчитываемой в соответствии с рекомендуемой ставкой налога, ведет к снижению прибыли в распоряжении хозяйствующих субъектов в сфере торговли и общественного питания на 74930 млн. рублей.

Более высокая ставка (35%) может быть установлена в сфере добычи топливно-энергетических ресурсов, что ведет к сокращению прибыли в распоряжении организаций соответственно на 166640 млн. рублей.

Итогом предлагаемой нами методики по дифференциации ставок налога на прибыль организаций экономия чистой прибыли предприятий будет получена для таких видов деятельности, как производство машин, производство и распределение электроэнергии, строительство, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство. А для экспортоориентированных отраслей (добыча топливно-энергетических ресурсов) и сферы обращения (розничной торговли и общественного питания) - чистая прибыль хозяйствующих субъектов согласно официальных данных должны сократиться.

Кроме обеспечения роста чистой прибыли хозяйствующим субъектам в определенных отраслях экономики при соблюдении качества показателя капитала, имеет смысл увязать дифференциацию ставок налога на прибыль организаций в зависимости от уровня затрат. [2,С.438-440]

Снижение налога на прибыль организаций при увеличении затрат вполне экономически оправдано, так как доля затрат в выручке от реализации организаций в экономике России составляет 70-80 %. [5].

Несомненно, такой фактор как затраты при дифференцированном подходе к установлению ставки налога на прибыль организаций имеют большое значение, так как возможно учитывать энерго- и материалоемкость продукции, природные, рентные и другие затраты, определяющие себестоимость продукции в различных отраслях экономики страны.

В качестве исходной задачи для оценки вклада отраслей в структуру экономики страны, необходимо учитывать не только темпы промышленного производства, сложившиеся в данной сфере, но также состояние себестоимости и наличие посылов к её снижению, а также привлекательность данной сферы для инвесторов. При этом должна ставиться задача придания экономической системе импульса, достаточного для ее вывода на траекторию устойчивого развития. В годовых макроэкономических параметрах этот импульс должен гарантировать рост: ВВП - не менее 7%; инвестиций - не менее 20% (а в наукоемкую промышленность и новые технологии - до 40%); заработной платы - 12%; эффективности производства - не менее 10%. [6,С.112]

См. Приложение 1. Таблица 2.

Придание такого импульса экономике невозможно без серьезной трансформации структурообразующих

элементов системы, включая создание регулирующего налогового механизма, поэтому данные меры

экономической политики рассматриваются в единстве с необходимыми изменениями в структуре и характере институтов регулирования экономики.

Список литературы:

1. Российский статистический ежегодник, 2011 .Стат.сб./Росстат.-М.:2011.

2. Журавлева Т.А.Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях: Диссертация на соиск. докт. эконом. наук. - М., 2008.

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ -www.gks.ru

6. Дидович А.П. Возможности формирования эффективного налогового механизма в регионе // Регион: экономика и социология. - 2002. - №4. - С. 111-122.

Reference list:

1. Russian statistical year-book, 2011. Стат.сб. / Rosstat. - M.:2011.

2. Zhuravleva T.A.Metodologiya of functioning of the mechanism of tax regulation at federal and regional levels: The thesis on соиск. докт. house-keeper. sciences. - M, 2008.

3. The main directions of a tax policy of the Russian Federation for 2012 and for the planned period 2013 and 2014.

4. The main directions of a tax policy of the Russian Federation for 2013 and for the planned period 2014 and 2015.

5. Official site of Federal State Statistics Service of the Russian Federation -www.gks.ru

6. Didovich A.P. Possibilities of formation of the effective tax mechanism in the region//the Region: economy and sociology. - 2002 . - No. 4. -Page 111-122.

РЕЦЕНЗИЯ

В рецензируемой научной статье автором рассматривается весьма актуальная экономическая тема, касающаяся определения взаимообусловленности реализации инвестиционной политики в России в зависимости от эффективности проводимой налоговой политики, учитывающей структуру экономики страны и состояние различных сфер.

Актуальность темы исследования определяется значимостью реализации социально-экономического содержания налога на прибыль организаций в экономике государства, что обеспечивает на высоком уровне уровень доходов бюджетной системы страны и способствует повышению рентабельности различных видов деятельности, опираясь, прежде всего, на высокотехнологичные сферы, способные обеспечить структурную перестройку экономики и смещение приоритетов с сырьевой ориентации на технологическую модернизацию страны и её регионов.

Создание конкурентоспособной на мировом уровне системы налогообложения в России, включая налогообложение прибыли, способной обеспечить высокий уровень экономической эффективности, является составной частью современной парадигмы долгосрочного развития экономики и технологической модернизации в России.

Посредством налоговых взаимоотношений происходит перераспределение части полученных доходов (прибыли) субъектов экономики для удовлетворения общенациональных потребностей, включая потребности хозяйствующих субъектов для создания бизнеса и развертывания предпринимательской деятельности. В силу этих обстоятельств необходимо учитывать характер налогообложения доходов (прибыли), который был использован в теориях налогообложения и может быть привлечен сейчас для пояснения взаимосвязи между налоговой и инвестиционной политикой.

В качестве рекомендаций автору можно было бы посоветовать сопоставить зарубежный опыт применения налоговых регуляторов в качестве импульса к инвестиционному развитию государств.

В целом представленная статья представляет собой научный интерес, как для финансистов, так и для работников налоговых органов.

Данная научная работа рекомендована к печати.

Доктор экономических наук,

Заведующий кафедры экономики предприятий Орловского государственного института экономики и торговли

С. В. Шманев

Приложение 1.

Таблица 2

Алгоритм определения ставок налога на прибыль организаций (на основании среднеарифметических данных по экономике России за 2009-2011гг.)

Показатели Всего В т.ч.: добыча топ.-энергет. п ол езных обрабатыв. произ-ва в т.ч.: металлург. произ-во Произ-во машин Произ-во и распред. электроэнергии Строительство Оптовая и розн. торговля Транспорт и связь Финансовая деят-сть Операции с недвиж. имуществом Образование Здравоохр. и предост социальных услуг Сельское хоз-во

1. Рентабельность активов, % 6,233 11,067 7,567 6,633 3,167 2,633 2,233 8,233 4,867 4,000 2,767 3,933 3,033 3,233

2. Отклонение показателя «Рентабельность активов, в %» от средней величины по экономике - +4,834 + 1,334 +0,4 -3,066 -3,6 -4,0 +2,0 -1.366 -2,233 -3,466 -2,3 -3,2 -3,0

3. Темп роста показателя рентабельности к среднему значению по экономике, в % - 177,6 121,4 106,4 51,0 42,0 36,0 132,1 78,0 64,0 44,0 63,0 49,0 51,9

4. Сальдированный финансовый результат, млн. руб. 5967244 1110931 1598820 282453 31571 190917 195218 1498605 632590 177721 291231 2621 24206 70711

5. Ставка налога на прибыль организаций в соответствии с НК РФ, % 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20

6. Сумма налога на прибыль от действующей ставки налога на прибыль, млн. руб. 1193449 222186 319764 56491 6314 38183 39044 299721 126518 35544 58246 524 4041 14142

7. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, млн. руб. 4773795 888745 1279056 225962 25257 152734 156174 1198884 506072 142177 232985 2097 20165 56569

8. Расчетная ставка налога на прибыль с учетом рентабельности активов(п .5хп.З/100), % 20 35,5 24 21 10 8,5 8,5 26 16 13 8,9 12,6 9,7 10,4

9.Рекомендуемые ставки налога на прибыль организаций 20 35 20 20 10 10 10 25 20 20 20 10 10 10

10. Сумма налога на прибыль организаций, с учетом рекомендуемой ставки налога на прибыль (п.4хп.8/100), млн. руб. 1193449 388826 319764 56491 3157 19092 19522 374651 126518 177721 291231 262 2421 7071

11. Сумма п рибыли, остающейся в распоряжении предприятия при применении расчетной ставки, (п.Фп.10), млн. руб. 4773795 722105 1279056 225962 28414 171825 175696 1123954 506072 142177 232985 2359 21785 63640

12.Экономия средств, (+,-) (п. 7-п.11), млн. руб. 0 - 166640 0 0 +3157 +19091 +19522 -74930 0 0 0 +262 +2420 +7071

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.