УДК 332.13
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
© О.Н. Спивак1, В.В. Спивак2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
2Управление инноваций Министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области, 664011, Россия, г. Иркутск, ул. Горького, 31, оф. 331.
Дан анализ инновационной деятельности в Иркутской области. Выявлены факторы, влияющие на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в регионе. Приведено сравнение основных показателей, характеризующих инновационную активность в Иркутской области и в субъектах Сибирского федерального округа. Определены условия и предложены мероприятия по улучшению показателя российского регионального инновационного индекса Иркутской области. Ил. 7. Табл. 4. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: технологические инновации; научное, научно-техническое и инновационное развитие; инновационная активность.
INNOVATION IN IRKUTSK REGION O.N. Spivak , V.V. Spivak
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Department of Innovation of the Ministry of Industrial Policy and Forestry Complex of the Irkutsk region, 31 Gorky St., office 331, Irkutsk, 664011, Russia.
Having analyzed innovation in the Irkutsk region the authors identify the factors influencing the development of scientific, scientific and technical, and innovative activities in the region. The main indicators characterizing the innovative activity in the Irkutsk region and in the subjects of the Siberian Federal District are compared. The conditions are determined, and the measures to improve the Russian Regional Innovation Index of the Irkutsk region are proposed. 7 figures. 4 tables. 5 sources.
Key words: technological innovation; scientific, scientific and technical, and innovative development; innovation activity.
На протяжении всей постсоветской истории развития России общественность, государственные органы власти и бизнес априори принимают важность придания инновационного направления развитию экономики, формирования инновационной платформы с применением технологических, социальных, продуктовых, организационных и маркетинговых инноваций во всех сферах деятельности.
Признается необходимость государственного регулирования инновационных процессов в экономике, а также выработки конкретных механизмов государственного регулирования инновационной активности. При этом не отрицается и эволюционный путь развития, в том числе и в рамках изменения сущности сценарного регионального развития и концептуальных моделей понимания регионов в условиях глобализации экономики и её подверженности кризисным явлениям. Данная парадигма показывает адекватность теории уменьшения межрегиональных различий при существующих межрегиональных диспропорциях [1].
Однако в условиях неизбежного сосуществования
или балансирования социальной и глобальной ориентации региональной политики, на наш взгляд, активное взаимодействие и сотрудничество региональных органов власти с существующими элементами инновационной инфраструктуры, инициирование создания новых элементов, ускоренное саморазвитие и усиление взаимосвязей территориальных инновационных институтов и др. предопределяет соответствие конкурентоспособности экономики отдельного субъекта Российской Федерации наиболее развитым в инновационном плане субъектам.
В этой связи возникает необходимость взгляда на Иркутскую область с точки зрения уровня её инновационного развития, позиционирования по основным показателям и критериям, например, в Сибирском федеральном округе (СФО) и в России, определения «узких мест» и возможных направлений инновационного развития.
В 2012 году инновационной деятельностью в Иркутской области занималось 33 предприятия различных видов деятельности (в 2011 году - 31 предприя-
1Спивак Ольга Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры строительных, дорожных машин и гидравлических систем, тел.: (3952) 405134, e-mail: spivakol@mail.ru
Spivak Olga, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Road-building Machinery and Hydraulic Systems, tel.: (3952) 405134, e-mail: spivakol@mail.ru
2Спивак Валерий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела инновационной деятельности, тел.: (3952) 241439, e-mail: v.spivak@govirk.ru
Spivak Valery, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the sector of innovative activities, tel.: (3952) 241439, e-mail: v.spivak @ govirk.ru
тие). Это акционерные общества «Ангарская нефтехимическая компания», «Иркутский авиационный завод», «Иркутскэнерго», «Иркутский релейный завод», мясокомбинат «Иркутский», «Иркутская электросетевая компания», «Рудоремонтный завод», «Ангарский завод катализаторов», «Саянскхимпласт» и другие. Основная часть нововведений была проведена в целях улучшения качества, расширения ассортимента продукции, увеличения видов услуг, сохранения и расширения традиционных рынков сбыта.
20 предприятий участвовали в разработке совместных проектов по выполнению исследований и разработок. Ими было выполнено 86 совместных проектов. В силу различных экономических и производственных факторов в 2012 году были задержаны, остановлены и даже не начаты 104 инновационных проекта (в 2011 - 74).
Затраты на технологические инновации составили 7448,8 млн рублей, из них 46,8% было потрачено на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. Как и в прошлые годы, затраты производились, в основном, за счет собственных средств предприятий.
В 2012 году 21 предприятие осуществили организационно-управленческие изменения, маркетинговыми инновациями занимались 5 предприятий [2].
В Иркутской области сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах Российской Федерации научный, научно-образовательный и инновационный потенциал. Он включает 9 академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов. Численность работников научных организаций на конец 2012 года приблизилась к 5 тыс. человек, число докторов и кандидатов наук превышает 1,5 тыс. человек или 30% всех специалистов. Половина исследователей работала в области естественных наук. В Иркутской обла-
сти подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 37 вузов и филиалов, из них 11 государственных и 5 негосударственных вузов, 21 филиал. Общее количество студентов региона - 112,5 тыс. человек. Примерно половина из них обучается по очной форме.
Вместе с тем удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации по последним данным Рос-стата, составил 6,5%, что ниже среднего по СФО и существенно ниже, чем в среднем по России (рис. 1).
Организации науки и образования участвуют в формировании данного показателя, однако являются далеко не определяющими. Здесь на передний план выходят предприятия, непосредственно осуществляющие инновации, крайне важно их количество, в том числе по видам инновационной деятельности (табл. 1) Из табл. 1 видно, что наибольшее количество предприятий (21 ед. или 63,6%) приобретают машины и оборудование и только 3 предприятия (9,1%) начали применять новые технологии. Следует отметить, что в приведенную статистику включены и малые предприятия, которые осуществляют технологические инновации и отчитываются перед Иркутскстатом. В действительности же их количество, вероятно, больше.
Готовые технологические инновации за последние 3 года имели 54 предприятия Иркутской области или 10,3% к общему числу предприятий данной сферы.
Общероссийским и стандартным показателем эффективности инновационной деятельности в регионах является удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационо-активных предприятий. На рис. 2 приведены данные, характеризующие Иркутскую область по этому показателю, из которых видно, что позиция региона далеко отстает по данным показателям. Справедливости ради необходимо отметить, что по информации Иркутск-стата за 2012 год этот показатель увеличился в три раза и составил ровно 3,0% (окружные и федеральные показатели за 2012 год пока отсутствуют).
Рис. 1. Уровень инновационной активности организаций СФО в 2011 г. (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году,
по данным Росстата)
Таблица 1
Число организаций Иркутской области, осуществлявших технологические инновации, по отдельным _видам инновационной деятельности в 2012 г., ед.*_
Организации, занимавшиеся технологическими инновациями 2011 г. 2012 г. % к 2011 г. % к итогу
Всего 31 33 106,5 100
Из них по видам инновационной деятельности:
исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства 12 11 91,7 33,3
приобретение машин и оборудования 15 21 140,0 63,6
приобретение новых технологий 3 3 100,0 9,1
производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) 9 5 55,6 15,2
приобретение программных средств 11 10 90,9 30,3
обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями 6 4 66,7 12,2
маркетинговые исследования 1 - - -
другие виды подготовки производства 3 3 100,0 9,1
*Источник: Иркутскстат (форма 4: инновации)
Рис. 2. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных
работ, услуг в 2011 г.
По другим показателям, отражающим уровень также находится позади ведущих в инновационном развития инноваций в регионе, за исключением раз- плане субъектов СФО (табл. 2, 3; рис. 2). работки передовых технологий, Иркутская область
Таблица 2
Число созданных (разработанных) передовых производственных технологий в СФО, ед.
Субъект Российской Федерации 2011 г. 2012 г.
Сибирский федеральный округ 126 151
Республика Алтай - -
Республика Бурятия - 2
Республика Тыва 1 1
Республика Хакасия - -
Алтайский край 4 1
Забайкальский край - -
Красноярский край 33 38
Иркутская область 7 53
Кемеровская область 14 11
Новосибирская область 53 31
Омская область 8 11
Томская область 6 3
Рис. 3. Число используемых передовых производственных технологий в СФО в 2012 г.
Поступление патентных заявок и выдача охранных документов в СФО в 2012 г.
Таблица 3
Сибирский федеральный округ Подано патентных заявок Выдано патентов
на изобретения на полезные модели на изобретения на полезные модели
Всего 2479 1108 2078 925
Республика Алтай 1 3 1 3
Республика Бурятия 63 16 37 13
Республика Тыва 5 2 1 -
Республика Хакасия 13 5 1 1
Алтайский край 192 101 181 88
Забайкальский край 33 8 33 3
Красноярский край 441 175 377 152
Иркутская область 285 79 199 70
Кемеровская область 250 109 211 91
Новосибирская область 540 256 437 202
Омская область 237 165 210 140
Томская область 419 189 390 162
приобретение новых технологий
производственное проектирование и дизайн
приобретение программных средств
обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями
другие виды подготовки производства прочие затраты
0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 □ 2012 □2011
Рис. 4. Структура затрат на технологические инновации в Иркутской области в 2011-2012 гг., %
Из рис. 4 видно, что основным и относительно стабильным видом инноваций в Иркутской области является приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями.
Однако наиболее характерными показателями результатов инновационной деятельности в Иркутской области, на наш взгляд, являются объем выполненных научно-технических работ и затраты на технологические инновации, а их сопоставление позволяет сделать определенные выводы (рис. 5). Так, объемы научно-технических работ в 2005 году в денежном выражении в два раза меньшие в сравнении с затратами на технологические инновации к 2013 году опережающими темпами превысили последние на 1 млрд руб., из чего можно сделать выводы, подтверждающиеся статистическими данными.
В научно-технической сфере:
г. - 977 технологий.
Выбивающийся из общего тренда «всплеск» затрат на технологические инновации в Иркутской области в 2010 г. связан с пуском пятой серии электролиза на Иркутском алюминиевом заводе.
К сожалению, проблема отставания практики от науки по-прежнему остается актуальной, сроки внедрения новых разработок как в России, так и в Иркутской области значительны и несопоставимы, например, со сроками начала их практического использования в странах БРИКС6 (за исключением, конечно, России), АСЕАН7, АТЭС8 и ЕС9.
Среди развитых регионов СФО по затратам на технологические инновации Иркутская область устойчиво занимает четвертое место, опережая лишь относительно слабую в промышленном плане Томскую область (рис. 6).
Рис. 5. Объемы выполненных научно-технических работ и затраты на технологические инновации
- наблюдается положительная динамика поступления патентных заявок и выдачи охранных документов, в том числе на изобретения и полезные модели (в 2011 г. - 225 патентных заявок и 256 охранных документов, в 2012 г. - 364 патентных заявки и 269 охранных документа соответственно);
- отмечен рост числа созданных (разработанных) передовых производственных технологий: в 2011 г. -7, в 2012 г. - 53 (по этому показателю Иркутская область является лидером в СФО);
В сфере практической реализации и применения инноваций:
- фиксируется рост нереализованных инновационных проектов (задержаны, остановлены, не начаты): в 2011 г. - 74, в 2012 г. - 104;
- уменьшается число используемых передовых производственных технологий: в 2001 г. - 988, в 2012
БРИКС (англ. BRICS) - группа из пяти быстроразвиваю-щихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮжноАфриканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa).
7 Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of SouthEast Asian Nations) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии.
8 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли, облегчения и либерализации капиталовложений.
9 Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и поли-
Рис. 6. Затраты в 2011 году на технологические инновации организаций в отдельных субъектах СФО
Ситуация вполне объяснима: на территории Иркутской области, в отличие от более успешных в инновационном плане субъектов СФО, осуществляют деятельность всего лишь два предприятия оборонно-промышленного комплекса России (ОПК) и, как следствие, доля машиностроения - основной площадки для инноваций - в промышленности региона составляет только 11,03%. В этой связи основная доля технологических инноваций приходится на группу компаний в сфере производства нефтепродуктов - 47,1%. В целом на машиностроение приходится 16,3%, на сферу ОПК - 16,05%, на самолетостроение - 15,9% и на производство электрооборудования - 0,15%, это говорит о том, что Иркутский авиационный завод является лидером в Иркутской области по применению технологических инноваций.
Как и прежде основным источником покрытия затрат на технологические инновации остается самофинансирование организаций. Доля собственных средств составила 94,7%, доля средств федерального бюджета - 2,4%, доля прочих средств - 2,9%. Эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время в связи с тем, что существующие ставки банковских кредитов для предприятий высоки, хотя начальный уровень рентабельности при внедрении инноваций является достаточно низким [3].
По показателям инновационности наш регион занимает 37 место среди 83 субъектов Российской Федерации, и значение российского регионального инновационного индекса (РРИИ) составляет 0,362 (рис. 7).
При расчете данного индекса (и показателя для Иркутской области) учитывались четыре группы фак-
торов: научно-технический потенциал (ранг 14), качество инновационной политики властей (ранг 61), социально-экономические условия для инноваций (ранг 39) и местная инновационная деятельность (ранг 41-42). Всего в расчете использовалось 36 индикаторов, в том числе все вышеприведенные [4].
К сожалению, относительно благоприятные социально-экономические условия и значительный научно-технический потенциал сами по себе не гарантируют высокого совокупного уровня инновационного развития региона.
Таким образом, Иркутская область по ключевым факторам инновационного развития субъектов Российской Федерации относится ко второй группе регионов по величине РРИИ (всего четыре группы регионов: с высоким, средним, ниже среднего и низким уровнями инновационного развития), а по ключевым факторам инновационного развития входит в кластер 2, в котором сосредоточены регионы с недостаточным качеством (уровнем) инновационной политики (всего два кластера, в кластере 1 ключевым фактором является уровень качества инновационной политики). Необходимо отметить, что пороговое значение РРИИ между третьей и второй группой равна величине 0,359 и Иркутская область находится в самом конце второй группы.
Для возможного выявления так называемых «узких мест» и анализа текущей ситуации в инновационном развитии региона представляется возможным привести сокращенную детализацию ключевых факторов (табл. 4).
Рис. 7. Рейтинг субъектов СФО по значению российского регионального инновационного индекса
Таблица 4
Краткая иерархическая структура российского регионального инновационного индекса (РРИИ)
РРИИ
Научно-технический потенциал Качество инновационной политики властей Социально-экономические условия для инноваций Местная инновационная деятельность
- кадры науки; - финансирование ИР; - результативность ИР; - публичная активность - затраты бюджета; - организационное обеспечение; - нормативная правовая база (в том числе программа) - макроэкономические показатели; - образовательный потенциал населения; - уровень развития 1Т - результативность ИД; - технолог. инновации; - малый иннов. бизнес; - активность в сфере инноваций
* ИР - исследовательские работы; 1Т - информационные технологии; ИД - инновационная деятельность
По мнению бизнес-сообщества Иркутской области, наряду с экономическими и внутренними факторами, препятствующими инновациям, сдерживающими развитие инноваций причинами являются:
- недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;
- неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги);
- неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности.
Одним из направлений успешного развития научной, научно-технической и инновационной деятельности является инновационная политика на региональном уровне, в частности необходимость адаптации опыта успешных инновационно-активных субъектов
Российской Федерации для совершенствования институциональной среды (инновационной инфраструктуры) в каждом конкретном регионе [5].
В связи с тем, что ключевым критическим фактором РРИИ для Иркутской области является качество инновационной политики (ранг 61 из 83), необходимо более эффективно использовать имеющиеся резервы региона для развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе с целью обеспечения условий для инновационной экономики.
Прежде всего необходимо принятие концепции или стратегии инновационного развития Иркутской области и, как следствие, последующая разработка расширенных программных мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций нашего региона.
Библиографический список
1. Сухарев О.С. Современная регионология: теоретические модели и практические рекомендации для инновационной модернизации России [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-169511.html (дата обращения 03.07.2013).
2. Инновационные процессы в промышленном производстве // Статистический бюллетень. Иркутск: Изд-во Иркутскстат, 2013.
3. Мантуров Д.В. Развитие инжиниринга - важнейшая оставляющая формирования инновационной экономики в России
// Вестник МГТУ им. Баумана. 2013. № 2. С. 3-17.
4. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации: аналитический доклад / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012. 104 с.
5. Полякова Г.П., Полякова Н.Г., Дергунов В.А. Анализ инновационной деятельности в Нижегородской области в Приволжском федеральном округе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5 (2). С. 175181.
УДК 338.22.021.2
ПРОБЛЕМЫ И «УЗЛЫ НАПРЯЖЁННОСТИ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОЕКТОВ
Л
© К.А. Токарева1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены особенности реализации инновационных энергосберегающих проектов через систему государственного строительного заказа. Показаны проблемы и «узлы напряжённости» системы государственных закупок. Для успешности реализации инновационных энергосберегающих проектов необходимо преодоление инерционности системы взаимоотношений «государственный заказчик - предприниматели», обеспечение паритета интересов и симметрии рисков. Ил. 2. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова; инновационный проект; федеральная контрактная система; участники инвестиционно -строительной деятельности; экономические интересы.
PROBLEMS AND "SEATS OF TENSION" UNDER IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE ENERGY-SAVING
PROJECTS
K.A. Tokareval
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article treats the implementation features of innovative energy-saving projects through the system of government building order. It shows the problems and "seats of tension" of the state procurement system. Successful implementation of innovative energy-saving projects requires the overcoming of the relations inertia of the "public sector customer - entrepreneurs" system to ensure the parity of interests and symmetry of risks. 2 figures. 5 sources.
Key words: innovative project; federal contract system; participants of investment and construction activities; economic interests.
Известно, что участники инвестиционно-строительного процесса осуществляют свою деятельность по реализации инвестиционно-строительных проектов сообразно собственным экономическим интересам [1]. Принцип синхронизации экономических интересов предопределяет успешность реализации проекта, в том числе и инновационного, в основе которого лежит применение энергосберегающих технологий и материалов. Выбор подрядчика для реализации такого проекта является сложной процедурой.
Государственный строительный заказ (за исключением некоторых оговоренных случаев) законодательно отнесен к списку товаров и услуг, реализуемых путем обязательного проведения торгов. В теории и практике имеется множество рекомендаций по процедурам выбора исполнителей и заключению договора посредством проведения торгов [2-4]. В настоящее
время исследованы различные аспекты, связанные с организацией торгов и аукционов. Для строительства проведение подрядных торгов является общепринятой практикой, рекомендованная процедура подрядных торгов детально законодательно регламентирована. Но в подавляющем большинстве случаев достаточно долго использовалась классическая форма проведения торгов, требующая личного присутствия представителей участников строительства, определенных организационных усилий, затрат времени, финансов и прочих расходов. Тем не менее, этот способ заключения контракта, по мнению аналитиков, показал свою эффективность в решении задач оптимизации процесса выбора исполнителя государственного строительного заказа и экономии средств бюджета.
Посткризисной ситуации в строительстве присуще
Чокарева Кристина Александровна, аспирант, e-mail: eunexpert@istu.edu Tokareva Kristina, Postgraduate, e-mail: eunexpert@istu.edu