► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС
INNOVATIVE ACTIVITY OF A TEACHER IN WORKING OUT A WORK PROGRAM IN THE CONDITIONS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS
Титова Н.С.
Учитель английского языка МБОУ СОШ № 9, г. Абакан, Республика Хакасия E-mail: [email protected]
Titova N.S.
English language teacher at general secondary school №9, Abakan, Republic of Khakasia. E-mail: [email protected]
Аннотация. Автор представляет практический опыт применения нового методического инструментария учителя при разработке рабочей программы для достижения желаемых результатов в условиях новых образовательных стандартов.
Annotation. The author presents the practical experience in applying the new teacher's methodical toolkit for working out a work program, aimed at achieving desirable results in the conditions of new educational standards.
Ключевые слова: учебно-методический комплект, педагогическая технология, карта-проект, комплект технологических карт (атлас технологических карт), алгоритм учебной деятельности учителя.
Keywords: educational - methodical set, pedagogical technology, project card, a set of technological cards (atlas of technological cards), algorithm of a teacher's educational activity.
Критерием истины является опыт.
Т. Кампанелла
Преобразования, происходящие в российском обществе и в системе современного образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности учителя, его готовности к нововведениям. Ориентация ФГОС на требования к результату образования обязывает формировать у учителя новые качества профессионала-менеджера.
Важнейшей особенностью новых стандартов является их опора на системно-деятельностную парадигму образования. На формирование профессиональной компетенции
учителя, в соответствии с этими требованиями, существенное влияние оказывает разработка рабочей программы. Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения. Создание и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательного учреждения. На основании рекомендаций органов управления образованием по разработке рабочих программ, каждый разработчик (или группа разработчиков) имеет право самостоятельно выбрать форму записи, текстового варианта рабочей программы. Разрешается вносить коррективы во все структурные разделы программы.
Новые учебно-методические комплекты (УМК) по английскому языку имеют богатый информативный, дидактический, диагностический и др. виды учебного материала, которые оказывают существенную помощь учителю в подготовке к занятиям и которые необходимо вносить в структурные разделы рабочей программы.
В данной статье рассматриваются практические разработки как новые структурные элементы модифицированной (инновационной) рабочей программы учителя, так как материал УМК, предназначенный для усвоения, по глубине и общему содержанию выше требований образовательного стандарта. В этих разработках конкретизированы нормы и требования, обуславливающие обязательный минимум содержания учебного курса по предмету. Определено, как обеспечивается связь между требованием стандарта и системой оценки планируемых результатов освоения образовательной программы с учётом возможностей информационного, методического, технического обеспечения учебного процесса, уровня подготовки учащихся.
Так, в «Книге для учителя» «Английский язык - 5» (авторы - В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа и др.) определены цели и задачи на учебный год, даны рекомендации по организации процесса обучения и проведению уроков и даже подробные сценарии уроков, различные приложения. Всё это освобождает учителя от документального отображения некоторых элементов рабочей программы, которую предлагают органы образования. У авторов современных УМК имеется и готовое календарно-тематическое планирование, нормы оценки ЗУН или критерии оценивания уровня знаний учащихся и т.д. (приложение III). Вспомогательный учебный материал по профессиональной деятельности учителя отражён методистами в дополнительной методической литературе.
Полагаю, что переносить что-либо из УМК и огромного разнообразия публикуемой дополнительной методической литературы в рабочую программу не имеет смысла, ведь для нас их разработали опытные методисты, авторы УМК, учёные.
Предпосылкой к созданию модифицированной (инновационной) рабочей программы учителя послужила продолжительная педагогическая деятельность автора настоящей статьи по своей методике обучения иностранному языку с применением педагогической концепции В.М. Монахова [10].
Научно-обоснованная педагогическая технология вооружила педагогов новым инструментарием и для структурирования учебного материала, и для организации управления учебным процессом на уровне класса (учебной группы). Книга для учителя из учебно-методического комплекта (или создаваемые учителем информационные карты урока /ИКУ/, предусмотренные автором педагогической технологии), технологические карты /
ТК/ и карта - проект - это основные рабочие документы по-новому работающего учителя (приложение I) [2, 11].
Технологический процесс обучения упорядочивает и приводит в систему деятельность преподавателя и обучаемых, позволяет видоизменять рабочую программу в зависимости от профессионализма, творческих способностей разработчика и контингента
Приложение I
КАРТА-ПРОЕКТ
на учебный курс по английскому языку для 5 класса
Учебный период Учебные темы Микроцели учебной темы
I четверть 01.09-30.10, 24 ч Технологическая карта № 1 Тема: «Откуда Вы?» В1: Знать английские звуки и буквы. Sounds and Letters В2: Уметь высказываться по речевому образцу. Speaking В3: Уметь читать по транскрипции на уровне слова, синтагмы, простого предложения. Reading В4: Уметь составить меню из любимых блюд для зарубежного гостя. Writing Practice В5: Понимать различные сочетания слов на слух. Listening
Резерв 3 ч
II четверть 11.11-30.12, 16 ч Технологическая карта № 2 «Что Вы имеете?» В1: Уметь работать со словарём, аббревиатурами, лингвострановедческим справочником. В2: Применять грамматический материал в различных ситуациях и учиться проводить самооценку своих знаний в соответствии с критериями, установленными авторами УМК. Grammar В3: Создать письмо о себе и своей семье для друга по переписке (по образцу). Writing Practice В4: Уметь рассказать о своей семье с опорой на образец текста «I've got a nice family». Speaking
Резерв 4 ч
III четверть 11.01-25.03, 24 ч Технологическая карта № 3 «Что Вы умеете делать?» В1: Уметь применять знания о новых грамматических явлениях в рамках изучаемого цикла школьной программы. Grammar В2: Знать «секреты» гласных и уметь различать их в словах. Secrets of Reading В3: Уметь вести диалог. Speaking В4: Знать новые лексические единицы (ЛЕ) цикла. Vocabulary В5: Уметь оформлять страницы альбома «All About Me» («Всё обо мне»). Writing Practice
Резерв 7 ч
Учебный период Учебные темы Микроцели учебной темы
IV четверть 01.04-27.05, 18 ч Технологическая карта № 4 «Что Вы любите делать?» В1: Уметь определять видовременные формы глагола Present/Past/Future Simple). Grammar В2: Уметь рассказывать, как проходят обычные дни, праздники или каникулы дома (о реалиях повседневной жизни). Speaking В3: Распознавать и понимать простейшие сообщения о событиях, которые происходили, происходят или будут происходить в семье или школе, при чтении аутентичных текстов с помощью перевода. Reading В4: Развивать умения вести записи о том, как семья проводит, проводила или будет проводить время в праздники или на каникулах. Writing Practice В5: Уметь понимать иноязычную речь на слух. Listening
Резерв 6 ч
Распределение часов условно, связано с концентрическим изучением тематики и может варьироваться в ходе изучения учебного (цикла) курса.
обучающихся. Рабочая программа приобретает инновационный характер и становится потребностью в профессиональной деятельности учителя; изменяются функции учителя в обучении, воспитании и развитии учащихся; начинает действовать механизм управления процессом обучения в деятельности учителя и методического объединения школы; происходит перестройка внутри школьной системы образования. В учебной деятельности успешно реализуются дидактические проекты (модули) как тактические средства управления познавательной деятельностью учащихся [11, с. 5].
Используемая в работе карта-проект на учебный курс по предмету, представленная в виде полного комплекта технологических карт (атласа технологических карт (АТК) по конкретным циклам УМК (учебным темам), выступает как стратегическое средство управления учебным процессом на уровне класса (учебной группы) в течение учебного года. Атлас технологических карт изменяет и сокращает структуру и структурные элементы существующей рабочей программы. Взаимодействие педагога с учащимися происходит наглядно, открыто, доступно и личностно ориентированно. Учебная деятельность учителя и ученика, осуществляемая по определённому алгоритму действий учителя, приобретает логическую последовательность и закономерность [9]. Педагог, работая системно, формирует свои рефлексивные способности, творчество, профессиональную компетентность. Он постепенно становится менеджером обучения, воспитания и развития [12].
Потребность в разработке модифицированной рабочей программы возникла в результате: 1) введения государственного стандарта общего образования; 2) многолетней работы с новыми информативными УМК и применения научно обоснованной педа-
гогической технологии В.М. Монахова, в которой предусмотрена «пригонка» проекта под особенности данного класса и данного учителя, «методическое обогащение», реализация, оценивание и постепенное приближение к дидактическому идеалу; 3) формирования новых подходов при конструировании (проектировании) и реализации учебных программ (системного, комплексного, дифференцированного, индивидуального, технологического и др.) [1].
Отличие авторской инновационной разработки рабочей программы от рабочих программ других учителей заключается в том, что весь учебный курс по предмету переведён на язык целеполагания в виде карты-проекта. Разработка учителем технологических карт (ТК) - проекта будущего учебного процесса в данном классе (учебной группе или параллели) - приводит все компоненты деятельности современного учителя в единую систему (приложение II) [10].
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Методические рекомендации учителю по организации процесса обучения -«Книга для учителя "Teacher's Book" из комплекта УМК.
Особенности программы: создаётся адаптивное поле для деятельности учащихся за счёт тщательного отбора учителем учебной информации, что обеспечивает усвоение учебного материала, с правом выбора оценки самим учащимся, не ниже требований образовательного стандарта; применение программированного подхода в обучении гарантирует усвоение учебного материала каждым учащимся в объёме, предусмотренным ФГОС.
Оригинальность: педагогическая технология В.М. Монахова, применяемая в учебной деятельности и в разработке рабочей программы, универсальна и пригодна для любого предмета обучения, для любого учителя, любого класса. Данная педагогическая технология - это некая технологическая оболочка, в рамках которой учитель максимально проявляет своё мастерство с высоким коэффициентом полезного действия.
Достижение желаемых результатов осуществляется за счёт:
- системной работы;
- отбора и структурирования содержания образовательной программы;
- выведения ученика на путь ответственного отношения к саморазвитию;
- дифференциации домашнего задания, наглядно отображённой в ТК;
- создания предпосылок к адекватным действиям учащегося, предпринимаемым им, для получения более высокой оценки при выполнении упражнений, указанных в ТК (в столбцах «хорошо» и «отлично»).
В результате применения рабочей программы будут достигнуты новые результаты личностного развития и учителя, и ученика. При их совместной заинтересованности в системно-деятельностном подходе к организации обучения формируются и педагог, и гражданин (в лице учащегося!), способные осуществлять совместную учебную деятельность и реализовать запланированные цели. Учащийся из объекта превращается в субъект образовательного процесса, который осознанно и самостоятельно осваивает образовательную программу, продвигаясь по своей индивидуальной траектории развития.
Приложение II
УМК English- 5 Unit 2. В.П. Кузовлев Учитель Титова Н.С.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА изучение учебного цикла: «What have you got?» «Что Вы имеете?»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
(составлена в соответствии с педагогической технологией организации учебного
процесса В. М. Монахова)
Логическая структура 0000 ## оооооо 16 уроков
Целеполагание Дата Диагностика Дата Коррекция
В1 Уметь работать со словарем, аббревиатурами, лингвострановедческим справочником Дидактическая игра «Lexical Marathon» ноябрь декабрь СР1: SB стр. 81, 82 - VI SB № 2 стр. 65 SB стр. 223-233 17-23.12. Возможные затруднения - расшифровка аббревиатур; - грамматические ошибки; - произношение межзубных звуков Типичные ошибки - произношение окончаний <^» и <^» во множественном числе существительных Система мер по выводу ученика на уровень учебных требований - развитие внимания, речи; - устранение ошибок при правописании и говорении через неоднократное повторение; - памятки, опоры и т. д.
В2 0 Применять грамматический материал в различных ситуациях и учиться проводить оценку своих знаний в соответствии с критериями, установленными авторами УМК Grammar ноябрь СР2: SB тест № 1 стр. 79-80; декабрь
В3 т Создать письмо о себе и своей семье для друга по переписке (по образцу) Writing Practice декабрь СР3: АВ № 6 стр. 42 30-60 слов по шаблону (15 мин.) 15-20.12.
В4 О Уметь рассказать о своей семье с опорой на образец текста «I've got a nice family» Speaking декабрь СР4: SB № 1 стр. 58-59; + записи в тетради Монологическое высказывание декабрь
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (дозирование домашних заданий)
СТАНДАРТ ХОРОШО ОТЛИЧНО
Б 1 SB № 2 стр. 65, 68; стр. 81, 82 (лексика) SB № 3 стр.74, 75; № 22 стр. 68 И № 35, 36 стр. 36
Б 2 SB № 12 стр. 51, № 32 стр. 53; № 1 стр. 54, № 2 стр. 55-56 SB № 15 стр. 59;АВ № 1, 2 стр. 31 АВ № 1 стр. 32 АВ № 3 стр. 32 АВ 2 стр. 35 И № 24, 26 стр. 24-26
Б 3 АВ № 6 стр. 42, записи в тетради Индивидуальное письмо Индивидуальное письмо
Б 4 SB № 1 стр. 58, 59; АВ «Всё обо мне» стр. 116 АВ № 6 стр. 117 АВ № 7 стр. 117
У обучаемых формируются универсальные учебные действия, вырабатываются ключевые компетенции, личностные смыслы знаний, получают развитие самостоятельность, самодисциплина, самооценка, самоконтроль, самообучение, саморазвитие, самореализация.
Доступность обучения c применением рабочей программы достигается целостным информативным представлением учебного материала по циклам (темам) в ТК как основной информационной модели учебного процесса. ТК доводится до учащихся и служит им опорой в процессе обучения.
Полагаю, что при новой организации деятельности учителя не потребуется «переписывать» Примерную учебную программу, рекомендации методических советов ОУ, управлений образования и авторов УМК, а также требования нормативно-правовых документов и т.д. в текст рабочей программы.
Пояснительная записка
Авторская педагогическая разработка рабочей программы составлена на основании:
1. Примерной программы по английскому языку.
2. Учебно-методического комплекта по предмету «Английский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованного Минобрнауки Российской Федерации [4].
3. Научно-обоснованной педагогической технологии В.М. Монахова [5].
4. Базисного учебного плана и рекомендаций методического совета образовательного учреждения по составлению рабочей программы по предмету.
5. Сборника нормативных документов: Иностранный язык. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [3].
Учебно-методический комплект для 5 класса состоит из следующих компонентов:
1. Учебник (Student's Book /SB/)
2. Книга для учителя (Teacher's Book)
3. Рабочая тетрадь (Activity Book /AB/)
4. Книга для чтения (Reader /R/)
5. Звуковое приложение (аудиокассеты, CD, DVD).
Авторская педагогическая разработка рабочей программы нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению английскому языку. Рабочая программа ориентирована на практическое внедрение концепции коммуникативного иноязычного образования, разработанной профессором Е.И. Пассовым, и педагогических технологий В.М. Монахова [2].
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю, из которых мною спланировано 82 урока (по УМК, автор Кузовлев В.П. - 78 уроков). Предусмотрен резерв - 20 уроков - для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий и др.
Приложения:
I. Карта - проект.
II. Технологические карты ТК № 1 - ТК № 4.
III. Содержание, цели и задачи обучения, требования к уровню подготовки учащихся.
IV. Алгоритм учебной деятельности учителя в ходе дидактического проектирования учебного процесса в современном образовательном учреждении (см. [9, с. 51]).
Список литературы:
1. Артюхов, М. В. Диагностика. Целеполагание. Дозирование домашних заданий. Методические пособия по педагогической технологии В.М. Монахова / М. В. Артюхов, Г. А. Вержитский [и др.]. - Новокузнецк: Издательство ИПК, 1998-2000.
2. Бахусова, Е. В. Технология проектирования учебного процесса: подготовительный и проектировочный этапы / Е. В. Бахусова // Проблемы современного образования. - 2011. - № 2. - С. 111-122.
3. Иностранный язык. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Федеральный базисный учебный план: сб. нормативных документов / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2009.
4. Кузовлев, В. П. Английский язык. 5 класс: учебно-методический комплект / В. П. Кузовлев. - М.: Просвещение, 2008.
5. Монахов, В. М. Изучаем технологию В.М. Монахова за семь дней / В. М. Монахов, Е. В. Никулина. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. - 50 с.
6. Никишина, И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И. В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 93 с.
7. Пассов, Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. -М.: Просвещение, 2000. - 161 с.
8. Педагогическая технология академика В.М. Монахова. Методология. Внедрение. Развитие: Материалы региональной научно-практической конференции / Г. А. Вержитский [и др.]. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1997. - 253 с.
9. Титова, Н. С. Образование — это процесс длиною в жизнь / Н. С. Титова, Е. И. Пассов // Коммуникативная методика. - 2005. - № 4 (22). - С. 48-51.
10. Титова, Н. С. Освоение педагогической технологии В.М. Монахова — путь к новой гуманной школе. Авторская методика обучения иностранному языку (английскому) с применением педагогической технологии В.М. Монахова / Н. С. Титова // Завуч. - 2005. - № 1. - С. 73-82.
11. Титова, Н. С. Программирование процесса обучения — это современный подход к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса и управлению учебной деятельностью учителя и учащихся / Н. С. Титова // Образование в современной школе. - 2007. - № 7. - С. 6-15.
12. Титова, Н. С. Современный учитель - это менеджер познавательной деятельности учащихся // Образование в современной школе. - 2009. - № 11. - С. 3-10.
13. Уткина, И. Ю. Как разработать инновационную учебную программу и провести её оценку / И. Ю. Уткина // Школьное планирование. - 2006. - № 5. - С. 62-64.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 2