УДК 371.011.31-051
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER AS THE PEDAGOGICAL PHENOMENON
С. Г. Григорьева
S. G. Grigoryeva
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья раскрывает проблемы инновационной деятельности педагога в современных условиях, сущность понятий «инновационная деятельность», «инновация» и их соотношение с понятиями «новшество», «нововведение», «традиция», «институция».
Abstract. The article shows the problems of innovative activity of the teacher in modern conditions, the essence of concepts «innovative activity», «innovation» and their parity with concepts «innovation», «innovation», «tradition», «institution».
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, традиция, институция, учитель.
Keywords: innovation, innovative activity, tradition, institution, teacher.
Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе общественного развития образование является той ключевой сферой, от которой зависит не только уро -вень общей культуры и профессиональной подготовки человека, но и достижение им личностной зрелости. Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней учитель глубже реализует себя как носитель социальных инноваций.
Материал и методика исследований. Была проанализирована философская и педагогическая литература, посвященная инновационной деятельности учителя.
Результаты исследований и их обсуждение. Инновационная деятельность педагога - одна из актуальнейших педагогических проблем в современной действительности. Рассмотрение этой проблемы невозможно без понимания основных терминов «инновационная деятельность», «инновация» и их соотношения с такими понятиями, как «новшество», «нововведение», «традиция», «институция».
Инновация (innovatis: in - в, novus - новый) в латинском языке означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в
этой сфере. Значит, инновация - это, с одной стороны, процесс обновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную практику [15].
Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называется педагогической инноватикой. Это молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х годов XX. в., когда возникло движение учителей-новаторов. Стали появляться не только отдельные учителя, но и целые школы, опирающиеся на инновационные педагогические системы, разрабатываемые отечественными педагогами-учеными и педагогами-практиками: Ш. А. Амонашви-ли, М. А. Балабаном, В. С. Библером, В. В. Давыдовым, Н. П. Гузиком, И. Ф. Гончаровым, Ю. В. Громыко, Н. П. Гузиком, В. А. Караковским, А. А. Католиковым, А. Н. Ту-бельским, А. В. Хуторским, В. Ф. Шаталовым, М. П. Щетининым, Е. А. Ямбургом и др. Сейчас педагогическая инноватика находится в стадии становления.
В середине 1980-х годов стали проводиться широкие исследования различных форм инноваций в педагогике и в системе образования, осуществляется обобщение тех инноваций, которые предложены педагогами и администраторами школ различных ступеней в разных странах, налаживается международное сотрудничество в разработке этого круга проблем.
Новый подход к инновационным процессам был связан с противопоставлением инновации и институциализации. В этот период под инновацией понимали такую фор -му индивидуального или группового поведения, когда отдельный человек или группа достигают социально признанной цели средствами, которые еще не были институциа-лизированы в предшествующем обществе. Инновация оказывается связанной с процессами институциализации новых форм поведения [20].
Что касается понятия «инновационная деятельность», то его необходимо рассматривать в пространстве определенной практики. С точки зрения конкретного субъекта этой практики инновационной можно считать всякую деятельность, приводящую к ее существенным изменениям по сравнению с существующей традицией.
Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики либо несоответствием традиционных норм новым ожиданиям. Тогда инновация оправданна, более того, необходима. Когда инновационный опыт осуществления этой деятельности становится доступным другим людям, происходят фиксация инновационного опыта, его культурное оформление и механизмы трансляции [8].
Если инновационная деятельность отвечает трем предыдущим условиям, то ее особый смысл заключается в направленности на преобразование существующей практики либо на порождение принципиально новой практики. В этом случае в ней должен присутствовать вектор «институциализации», организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике.
Инновационная деятельность представляет целостную систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:
- научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
- проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
- образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Иначе говоря, собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение - в проект, проект - в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации [21].
Еще одно принципиальное различение необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование, мы имеем дело с инновацией [14].
В. В. Краевский и А. В. Хуторской понятия «инновация» и «нововведение» рассматривают как синонимы [13], [22].
Инновация (нововведение) в обучении - введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педаго -га и учащегося; изменения в стиле мышления [16].
Как педагогическая категория, этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. В самом общем смысле инновация - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта; нового или усовершенствованного технологического процесса.
Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения объектов образования.
Инновации в образовании понимаются в широком смысле как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому педагогу нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность.
Таким образом, под инновацией понимается не просто создание, распространение новшеств, а изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления [17].
Важнейшими составляющими педагогической инновации можно считать наличие соответствующего исследовательского, проектного, управленческого компонентов [10].
Инновационный процесс - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств [1].
Инновационные технологии - это производство (изобретение) нового для системы образования компонента [18].
Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системе. Процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций [3].
На наш взгляд, следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс передачи в практику и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием об -разовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.
В основание классификации инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться. Первый критерий связан с областью, в которой осуществляются новшества. Вторым общим критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, третьим - широту и глубину новаторских мероприятий, а четвертым - основу, на которой проявляются, возникают новшества [5].
По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить сле -дующие инновации: в содержании образования, в технологии, в организации, в системе и управлении, в образовательной экологии.
В зависимости от способа осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на: систематические, плановые, заранее задуманные; стихийные, спонтанные, случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.; частичных, малых, мелких и т. п.
Термин «инновация» как вид педагогической деятельности в целом означает внесение в учебный процесс нового (факты, методы, приемы), улучшающего действующую систему образования. Исследователи проблем инновационных процессов, творчества педагогов, педагогического опыта и педагогического мастерства (К. Ангеловски, В. И. Загвязинский, М. Н. Скаткин, В. М. Короток, Н. В. Кузьмина и др.) выделяют два основных аспекта инноваций в педагогике как следствие педагогического опыта: педагогическое мастерство и собственно новаторство. Первый аспект, как правило, после некоторого периода борьбы признается обществом в качестве образца для подражания, и на этой основе могут быть созданы новые педагогические технологии. Второй аспект признания педагогической общественности, как правило, не получает, но подпитывает первый, т. е. ведет к педагогическому мастерству [6].
По мнению А. Н. Тубельского, к инновационным школам могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки [11]. Школа в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых. Поэтому в качестве инновационной может рассматриваться шко -ла, которая:
- разрабатывает или реализует отличную от общепринятой в большинстве школ модель организации жизнедеятельности учащихся;
- разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;
- разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.
В педагогической науке и практике при характеристике педагогических инноваций употребляется понятие «педагог-новатор» - главное действующее лицо, субъект реализации нововведений. В переводе с латинского слово «новатор» - «обновитель», т. е. человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной области деятельности [15].
Кроме дифференциации понятий «инновация», «новация», «новшество» и т. д., еще одной проблемой в рассмотрении термина «инновация» является отношение с понятием «псевдоновизна». Феномен «псевдоновизны» заключается в стремлении к оригинальности любой ценой, прожектерстве, стремлении сделать не столько лучше, сколько иначе. Псевдоновизна в процессе модернизации образования проявляется в следующих явлениях: в подстраивании нововведений под прежние отжившие нормы («приручение новшеств»); в формальной смене названий и вывесок; в конъюнктурном воссоздании исторических форм учебных заведений; в формальном привлечении в шко -лу титулованных научных руководителей («заигрывании с научными структурами»); в массовом создании различных «интеллектуализированных» служб (методологических, социологических) и формальных экспертных советов [9].
Понятие «инновационная деятельность» имеет широкий смысловой диапазон. В педагогике оно рассматривается как вид педагогической деятельности, как творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования, как социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправ -ленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Модель инновационной деятельности включает: инноватора, нормативные предписания, среду нововведения, процессуальный компонент, новшество, произведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс включает в себя, по крайней мере, три этапа: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработку идеи в прикладном аспекте, реализацию нововведения в практике.
К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся:
- прогрессивные (бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях;
- изменения в содержании образования; новые средства обучения; новые идеи воспитания; новые способы и приемы обучения, развития, воспитания и т. д. [7].
Инновационная деятельность в педагогике также может рассматриваться на одном уровне одновременно в нескольких параллелях. Отсюда выделяют следующие виды инноваций внутри одного уровня педагогического процесса: технологические, методические, организационные, экономические, социальные, юридические.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависят общий климат и условия, в которых происходят инновационные процессы. Имеющиеся условия могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может быть как стихийным, так и сознательно управляемым [9].
Инновационный процесс в обучении представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическое открытие или методическая идея превращаются в образовательное нововведение.
Характер протекания инновационных процессов определяется тремя взаимосвязанными силами:
- особенностями вводимого новшества;
- инновационным потенциалом новаторов среды;
- особенностями инновационной деятельности инициаторов и участников нововведения [2].
Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или вне -дрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу еще не делает ее инновационной.
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами [4].
Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.
На наш взгляд, есть три обязательных условия для освоения любой педагогической инновации - это понимание, рефлексия и личностная подготовленность. Пробле -матизация собственной деятельности с целью ее изменения (понимание) и умение ее из -менить, предварительно осознав собственные социальные, коммуникативные, экономические и прочие установки и предубеждения (рефлексия), - это обязательные условия для того, чтобы «помыслить иную педагогическую реальность» (Г. П Щедровицкий). Но поскольку освоение новой технологии, как отмечает М. В. Кларин, - это не столько интеллектуальное принятие и дидактическая проработка, сколько личностное оценива-
ние и интерпретация, то именно личностная подготовленность к использованию нововведений в учебном процессе и становится главным тормозом внедрения новых техно -логий [12].
В нашем понимании инновационность в образовании означает реализацию трех целевых установок в комплексе: формирование специальных (математических, филологических, исторических и др.) знаний, умений и навыков; формирование мировоззрения; формирование личности обучающегося средствами обучения математике, химии, языку и т. д.
Исследователи инновационных процессов (А. И. Пригожин, Н. И. Лапин, Б. В. Сазонов, В. С. Толстой, А. Г. Кругликов, А. С. Ахиезер, Н. П. Степанов и др.) выделяют два подхода к изучению структуры инновационных процессов: предметно-фе -номенологический или предметно-технологический на микроуровне индивидуального новшества, а также на макроуровне - взаимодействие отдельных нововведений [17].
Первый подход расчленяет структуру процесса нововведения на части с содержательной его стороны, т. е. рассматривается некоторая новая идея, воплощаемая в действительность.
Второй подход определяется взаимодействием отдельных нововведений: их сочетанием, конкуренцией, последовательной сменой.
Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику новшества, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения новшество характеризуется динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние последней на само нововведение. Динамика этих характеристик во времени и образует жизненный цикл нововведений [19].
По сути, инновационные процессы системны: они включают многие компоненты, но их простая сумма недостаточна без структурных связей и закономерностей, характе -ризующих инновационный процесс в целом.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время возрос интерес к инновациям, обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновационный процесс» и др.
В общем смысле под инновацией понимают не просто создание, распространение новшеств, а изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Инновационная деятельность - это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезоргани -заций в процессах обучения и воспитания.
Резюме. Успешность инновационного поведения учителя во многом зависит от освоения определенного уровня культуры, способности активного вхождения во взаимодействие с социально-педагогической средой. Процесс формирования инновационной культуры будущего учителя состоит из ряда этапов и сопровождается овладением инновационной деятельностью путем подражания образцам творческого поведения. Наличие такой подражательной способности обеспечивает легкость вхождения в педаго -гическую деятельность, повышает уровень ее освоения, снижает число «проб и ошибок», определяет продуктивность и оригинальность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 81-87.
2. Александрова, Е. А. Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Александрова. - СПб., 2007. - 23 с.
3. Арзымбетова, Ш. Ж. Педагогические условия формирования инновационной деятельности учителей в УВП общеобразовательной школы / Ш. Ж. Арзымбетова // Завуч. - 2002. - № 4. - С. 19-21.
4. Базай, Е. Д. Развитие научно-методической деятельности учителя инновационной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Д. Базай. - Оренбург, 2004. - 23 с.
5. Викторова, Л. Г. Инновационные процессы в образовании / Л. Г. Викторова // Инновации в образовании. - 2002. - № 2. - С. 4-10.
6. Гараев, И. Д. Современные технологии образования / И. Д. Гараев. - Казань : Спутник, 2009. - 157 с.
7. Дружинин, В. И. Координация инновационной деятельности в областном образовательном пространстве / В. И. Дружинин // Методист. - 2003. - № 6. - С. 9-14.
8. Еремова, О. В. Инновационная деятельность педагога / О. В. Еремова. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://wшdow.edu.ru/wmdow/Пbrarv?p rid=60749.
9. Зимин, С. И. Инновационные процессы в профессиональном образовании: необходимость и проблематичность / С. И. Зимин, И. Е. Панова, Л. Н. Харченко // Модернизация системы непрерывного образования. - Махачкала : ДГПУ, 2009. - С. 8-18.
10. Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения : сб. науч. тр. / Рос. акад. образования, Гос. науч. учреждение «Институт содержания и методов обучения» ; под ред. А. В. Хуторского. - М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 293 с.
11. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы. Проблемы, опыт, решения. - Псков, 2002. - 82 с.
12. Кларин, М. В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. В. Кларин. - М., 1994. - 42 с.
13. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика / В. В. Краевский. - М. : Академия, 2007. - 352 с.
14. Ларина, В. П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования / В. П. Ларина // Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 55-61.
15. Новейший философский словарь : 2-е изд., переработ. и дополн. - Минск : Интерпрессервис ; Книжный дом, 2001. - 1280 с.
16. Пиличев, В. В. Совершенствование инновационной деятельности в высших учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В. В. Пиличев. - Екатеринбург, 2006. - 20 с.
17. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия / А. И. Пригожин. - М. : Политиздат, 1989. - 271 с.
18. Сарапулов, В. А. Организационно-педагогические условия подготовки работников образования к инновационной деятельности в муниципальной системе образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / В. А. Сарапулов. - Чита, 2005. - 23 с.
19. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М. : ИЧП «Издательство Магистр», 2000. - 224 с.
20.Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.experiment-dom.ru/mdex.php?actюn=artide&id=2 (26.10.2006).
21. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 5-15.
22.Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. - М. : Академия, 2010. -
256 с.