Научная статья на тему 'Инновационная деятельность населения как фактор экономического развития города'

Инновационная деятельность населения как фактор экономического развития города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION INNOVATIVE POTENTIAL / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / TERRITORY INNOVATIVE DEVELOPMENT / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсланова Светлана Кирилловна

На основе результатов социологического исследования, проведенного в г. Набережные Челны, рассмотрены факторы, которые способствуют развитию инновационной деятельности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Population Innovative Activity as Factor for City Economic Development

On the basis of the results of the sociological research held in Naberezhnye Chelny factors promoting population innovative activity are considered.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность населения как фактор экономического развития города»

14

СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНА

С. К. АРСЛАНОВА

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Ключевые слова: инновационный потенциал населения, инновационное развитие территории, непрерывное обучение, управление знаниями

Key words: population innovative potential, territory innovative development, continuous education, knowledge management

Важной характеристикой современного российского общества является переход к инновационному развитию всех его сфер: экономической, политической, социальной, духовной. Происходящие перемены связаны с активным становлением инновационного пространства. Необходимое условие для развития современной России — повышение творческой активности населения, поскольку инновационное развитие территории невозможно без наращивания созидательного потенциала граждан и его эффективного использования. На уровне организации инновационность социального потенциала проявляется в активности персонала, креативном мышлении, рационализаторстве, которые определяются стратегией и качеством управления организацией. В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. дано определение инновационного человека как широкой категории, отражающей идею о том, что «каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, — активным инициатором и производителем этих изменений»1.

Экономический потенциал страны зависит от инновационного развития ее территорий, которое в свою очередь

АРСЛАНОВА Светлана Кирилловна, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Набережночелнинского государственного торгово-технологи-ческого института, кандидат социологических наук, доцент.

определяется инновационными процессами в сфере труда. Инновационный труд может быть реализован посредством деятельности человека, которого характеризуют непрерывное образование, критическое мышление, креативность, предприимчивость, разумный риск, стремление к новому, владение иностранными языками, способность к самообучению, готовность работать в высококонкурентной среде.

Инновационный потенциал личности мы рассматриваем в качестве способности осуществлять, генерировать инновации и готовности к восприятию изменений. М. А. Нугаев характеризует его как его способность к творчеству, склонность к инновационной деятельности, субпотенциал социального потенциала личности2. А. А. Давыдов рассматривает инновационный потенциал России с позиции системного подхода в социологии, т. е. как возможность для создания, разработки, внедрения и распространения полезных новшеств: новых знаний, идей, технологий, товаров, услуг, методов управления, процессов, социокультурных образцов и т. д.3

Инновационный потенциал личности реализуется через креативность, представляющую собой творческое осмысление поставленной задачи. Появление инновационного продукта невозможно без креативного мышления, нестандартного подхода и умения найти новое качество в уже существующем продукте. В условиях постиндустриального развития общества конкурентным преимуществом является уже не просто идея, а способность личности генерировать и внедрять идеи в практику. Основа конкурентоспособности любого человека, организации, страны — непрерывное творческое развитие. К основным концепциям, обосновывающим современное развитие общества, следует отнести менеджмент знаний, который ориентирован не только на поиск и генерирование творчества, инноваций, рационализаторства, но и на передачу накопленного опыта в сфере инноваций, воспроизводство инновационных идей. С одной стороны, в рамках конкретного предприятия цель и задачи в области знаний находятся на самом глубинном уровне, с другой — знания могут так и не реализоваться в конкретной организации при неблагоприятных условиях ее внутренней среды. Преимущество организации в современной конкурентной среде обеспечивается за счет того, что она умело управляет знаниями, более продуктивно использует информацию.

По мнению П. Ф. Друкера, «большинство ресурсов не являются специфичными: капитал, оборудование, материальные ценности не могут быть использованы для того, чтобы отличить один бизнес от другого по своей глубинной сути. Самый главный ресурс, отличающий бизнес и дающий решающие конкурентные преимущества, — это используемые в нем специфические производственные и управленческие знания»4. Управление знаниями позволяет создать конкурентные преимущества в организациях, ориентированных на постоянное развитие, инновации. Государство формирует основы инновационного развития экономики, политики и других сфер общества, в том числе и через политику в сфере образования.

Для изучения инновационного потенциала населения в ноябре 2011 г. мы провели опрос жителей г. Набережные Челны Республики Татарстан. Объем репрезентативной квотной выборочной совокупности составил 785 чел. В качестве квот были выбраны пол, возраст, социальное положение (максимально допустимая погрешность выборки по основным параметрам составляет менее 0,5 %). Важным фактором, оказывающим влияние на инновационную активность личности в сфере трудовой деятельности, является удовлетворенность работой. Согласно результатам проведенного исследования, каждый третий из числа опрошенных, работающих в г. Набережные Челны, был удовлетворен своей работой (32,4 %). Довольны тем, что вообще имеют работу, 27,2 % респондентов. Недовольны своей работой 16,2 % опрошенных горожан. Затруднились ответить 24,2 %.

Человек, испытывающий удовлетворенность от выполняемой им работы, как правило, стремится совершенствоваться. Если нет стремления к развитию, самосовершенствованию в трудовой деятельности, то нет и потребности в инновациях и рационализаторстве. Это подтверждают полученные нами данные (таблица). Исследование показало, что 37,5 % от числа удовлетворенных своей работой готовы к совершенствованию в своей сфере деятельности. Согласны на обучение смежным профессиям 23,2 % опрошенных, а 19,6 % респондентов, удовлетворенных своей работой, утверждают, что изменения в их профессиональной деятельности уже произошли. У респондентов, которые довольны своей работой в связи с тем, что у них нет другой, а также у недовольных своей

работой мотивация к совершенствованию в профессиональной сфере ниже (19,1 и 28,6 % соответственно). При этом каждый пятый из недовольных своей работой в той или иной мере готов осваивать новую для него специальность.

Таблица

Влияние удовлетворенности работой на готовность к изменениям в профессиональной деятельности, %

К каким изменениям в Вашей профессиональной деятельности Вы готовы? Удовлетворены ли Вы своей работой?

удовлет-ворен(а) доволен(а), потому что другой работы нет не удовлет-ворен(а) своей работой затрудняюсь ответить

Готов(а) к повышению квалификации, но сферу деятельности менять не намерен(а) 37,5 19,1 28,6 2,4

Готов(а) к обучению смежным с моей основной профессией специальностям 23,2 25,5 28,6 2,4

Готов(а) осваивать новую специальность с нуля 14,3 21,3 21,4 11,9

Нет, не хочу никаких изменений в профессиональной деятельности 7,1 14,9 7,1 14,3

В моей профессиональной деятельности уже произошли изменения 19,6 12,8 14,3 16,7

Затрудняюсь ответить 16,1 19,1 21,4 45,2

Важным аспектом инновационной составляющей социального потенциала личности является потребность в получении новых знаний. Один из способов ее реализации — дополнительное образование. Оно связано со стремлением сохранить за собой занимаемую должность, продвижением по карьерной лестнице, осознанием необходимости быть конкурентоспособным и др. В ходе исследования нами выяснено, хотят ли жители г. Набережные Челны получать дополнительное образование, а также насколько это является для них личной потребностью, а не сложившейся необходимостью. Почти каждый четвертый готов получать дополнительное образование в случае необходимости (24,9 %). Хотят его получить 14,9 %. Доля уже получающих дополнительное образование составляет 4,1 %. Каждый третий респондент не считает необходимым его получать (33,9 %). Затруднились дать ответ 22,2 %.

Таким образом, доля горожан, стремящихся к развитию в профессиональной сфере посредством получения дополнительного образования, довольно низкая. Важным показателем является не только желание получить дополнительное образование, но и личная потребность в образовании в течение всей жизни. Инновационная деятельность невозможна без непрерывного образования. Инновации дают конечный результат творческого труда, воплотившийся в новой или усовершенствованной продукции, технологии. Согласно результатам нашего исследования, испытывают потребность в непрерывном образовании 10,0 % респондентов.

Результатом самообучения и самообразования являются новые идеи и предложения, рационализаторство. Потребность в самообучении и самообразовании испытывает незначительная доля опрошенных (15,7 %). Стремление к изменениям и преобразованиям в своей деятельности отметили 25,2 % респондентов. У 20,0 % наблюдается положительная тенденция, связанная с ростом интереса к совершенствованию в профессиональной деятельности.

Каждый сотрудник организации стремится реализовать в процессе профессиональной деятельности свои потребности. При этом цели учреждения и работника должны коррелировать друг с другом. Респонденты проранжировали характеристики, которые они считают важными при выборе места работы: деньги и оплата труда, карьера и должностной рост, социальная защищенность, отношение с руководством, престиж фирмы, взаимопонимание в коллективе, самостоятельность, новые знания и опыт, ответственность, интерес к работе.

Одним из показателей адаптивности к изменениям является готовность к переменам в трудовой сфере. Согласно результатам нашего исследования, каждый пятый готов к повышению квалификации в той сфере, в которой он уже работает (20,0 %). Согласны на обучение по смежным специальностям 18,7 % опрошенных; у 15,7 % изменения уже произошли; 13,9 % готовы осваивать новую специальность с нуля. Не хотят изменений 12,6 % респондентов, затруднились с ответом 19,1 %. Таким образом, 68,3 % опрошенных в той или иной мере готовы или уже участвуют в изменениях в профессиональной деятельности. Двумерный анализ данных позволил установить, что большую долю среди тех,

кто не хочет перемен, составляют респонденты предпенсионного возраста. Возраст опрошенных влияет на готовность к изменениям в сфере труда. В возрасте от 18 до 24 лет многие респонденты готовы к изменениям. В возрасте от 25 до 54 лет на это согласно около половины опрошенных.

Проведенное исследование инновационной составляющей социального потенциала населения позволило выявить невозможность крупных социально-хозяйственных систем самостоятельно обеспечить высокую динамику инновационного развития. В связи с этим создание условий для инновационной активности в рамках трудовых коллективов (организаций, предприятий) позволяет концентрировать совокупный социальный потенциал организации и проявление его инновационной составляющей. В современных условиях основой динамичного развития любой социально-экономической системы является инновационная деятельность. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу ее устойчивого экономического роста.

Таким образом, инновационное развитие общества зависит от ряда факторов: инновационного потенциала, который является важной составляющей современной личности (персонал — неосязаемый капитал организации, определяющий направления ее развития), создания благоприятной среды для творческой деятельности, креативности, умения работать в команде.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 26.04.2012).

2 См.: Нугаев М.А. Теоретико-методологические основы исследования качества социального потенциала региона. Казань: Изд-во Казан. гос. унта, 2006. 165 с.

3 См.: Давыдов А.А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее. URL: http://www. isras.ru/blog_modern_3 (дата обращения: 09.05.2012).

4 Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI в. М., 2001. С. 15.

Поступила 18.07.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.