Научная статья на тему 'Инновации в сфере высшего образования: региональный аспект'

Инновации в сфере высшего образования: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ФАКТОР ИННОВАЦИОННОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / STATE YOUTH POLICY / LIFE QUALITY / INNOVATION FACTOR / INNOVATIVE EDUCATION / INNOVATIVE MANAGEMENT / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Александр Николаевич

В статье рассматривается влияние инноваций в сфере высшего образования на повышение эффективности реализации социальной функции молодежи. На основании результатов социологического исследования, проведенного автором в нескольких городах и селах Республики Татарстан, выявлены ценностные ориентации современной молодежи, степень ее удовлетворенности качеством образовательных услуг в республике и отношение к инновациям в сфере образования. Дан также краткий обзор основных проблем, существующих в сфере отечественного образования, и перспективных направлений ее развития, намечены пути воздействия инновационного потенциала на культурный потенциал молодого поколения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article regards the influence of innovative development in higher education on the effectiveness of the realization of youth social function. On the basis of the results of sociological investigation carried out in several towns and villages of the Republic of Tatarstan, the value orientations of modern youth are revealed, as well as their satisfaction with educational services and their attitude to innovations in the sphere of education. Main problems existing in the sphere of domestic education are reviewed along with the perspective directions of its development. Also, the ways of innovative potential influencing the cultural potential of the regional youth are outlined.

Текст научной работы на тему «Инновации в сфере высшего образования: региональный аспект»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 5, ч. 2 Гуманитарные науки 2009

УДК 378+37.03

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А.Н. Пономарев Аннотация

В статье рассматривается влияние инноваций в сфере высшего образования на повышение эффективности реализации социальной функции молодежи. На основании результатов социологического исследования, проведенного автором в нескольких городах и селах Республики Татарстан, выявлены ценностные ориентации современной молодежи, степень ее удовлетворенности качеством образовательных услуг в республике и отношение к инновациям в сфере образования. Дан также краткий обзор основных проблем, существующих в сфере отечественного образования, и перспективных направлений ее развития, намечены пути воздействия инновационного потенциала на культурный потенциал молодого поколения региона.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, качество жизни, фактор инновационности, инновационное образование, инновационный менеджмент, интернационализация высшего образования, человеческий капитал.

Одним из приоритетных направлений Стратегии государственной молодежной политики (до 2016 г.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. (см. [1]) является национальный проект в области образования. Данная стратегия служит основой для реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, для разработки федеральных, региональных и муниципальных программ развития молодого поколения и решения сопряженных с этим проблем. Реформирование системы образования должно проводиться с учетом современных требований, но так, чтобы при этом обеспечивалась доступность высококачественного образования для всех категорий граждан. Ректор МГУ В.А. Садовничий ставит перед университетским сообществом задачу, несомненно относящуюся ко всей системе высшего образования: правильно сформулировать цели современного университетского образования, понять, насколько существующая система образования соответствует им, что необходимо сохранить, от чего следует отказаться, что привнести нового [2]. Поскольку высшее образование и наука являются глобальным фактором общественного развития и молодежь имеет самое непосредственное отношение к этому процессу, важно рассматривать инновации в сфере высшего образования России как один из главных механизмов совершенствования качества жизни современного молодого поколения и общества в целом. Это отмечается в работах многочисленных отечественных авторов в области инноватики (В.С. Дудченко,

С.Н. Маслова, А.И. Пригожего, Б.В. Сазонова, С.Ю. Степанова, Н.П. Степанова, Е.А. Яблокова и др.). В то же время Министерству образования и науки РФ пока не удается убедить общество в прогрессивности проводимых им реформ. Как показал опрос центра социологических исследований «8осшш», 45.5% московских студентов отрицательно относятся к возможности перехода к двухуровневой системе высшего образования, около 71.3% боятся, что результатом реформ станет полный переход к платному высшему образованию. Такую реакцию молодежи можно было бы оправдать непониманием сути проблемы, однако в ходе опроса выяснилось, что 62.3% столичных студентов хорошо информированы о законопроектах, призванных изменить отечественную систему образования.

Более половины участников опроса (57%) на сегодняшний день не удовлетворены качеством получаемого образования, 29% - удовлетворены частично, и только 14% опрошенных удовлетворены полностью. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной гибкости современных образовательных программ относительно реальных потребностей рынка труда, о неразвитости активных форм обучения, что осложняет формирование у обучаемых необходимых компетенций для решения практических задач в сфере профессиональной деятельности. Необходимо отметить недостаточную обеспеченность учебных заведений современным лабораторным и научным оборудованием, что также снижает качество подготовки специалиста.

Для молодежи Татарстана высококачественное высшее образование остается важнейшей ценностью, что подтверждают результаты опроса, проведенного автором в Набережных Челнах, Казани, а также в сёлах Ильбяково (Азна-каевский муниципальный район) и Черемшан (Черемшанский муниципальный район) Республики Татарстан. В Казани выборочная совокупность составила 1000 человек: студенты КГУ, КГМУ, КГТУ (КАИ), учащиеся медицинского колледжа, речного техникума, гимназий, представители рабочей молодежи и молодые специалисты предприятий города. В Набережных Челнах выборочная совокупность составила 500 человек: студенты филиала КГУ, ИЭУП, филиала ТИСБИ, учащиеся автомеханического техникума, школ № 23, 40, гимназий № 26, 35, 77. В селе Ильбяково выборочная совокупность составила 200 человек: школьники муниципальной средней общеобразовательной школы, молодые рабочие; в селе Черемшан выборочная совокупность - 200 человек: школьники и молодые работники администрации. Структуру респондентов, принявших участие в исследовании, можно охарактеризовать по следующим признакам: по возрасту: 41% - от 21 до 25 лет, 37% - от 26 до 30 лет и 22% - группа до 20 лет; по полу: 56% - мужчины, 44% - женщины; по социальному положению: 40.5% -студенты высших учебных заведений, 13.6% - школьники, 11,0% - учащиеся колледжей, 6.0% - учащиеся техникумов; 12.5% - предприниматели, 9.4% -служащие; 70% - рабочие.

По мнению 41% опрошенных, для получения высокооплачиваемой работы необходимо обязательно иметь высшее образование, 23% респондентов считают, что достаточно получить среднее профессиональное образование, что вполне объяснимо: большинство из них - жители сел, а в сельской местности у молодежи нет достаточного выбора рабочих мест и нет реальных возможностей применить при необходимости свое высшее образование. Тогда как 20%

городской молодежи отметили, что для получения высокооплачиваемой работы необходимо наличие двух высших образований. Показатели казанской молодежи были чуть выше, чем у представителей из Набережных Челнов. Кроме того, 2% респондентов полагают, что наличие ученой степени позволит получить им достойную оплату труда. Для 7% молодых людей уровень образования не является значимым фактором, оказывающим влияние на качество жизни, по 3% респондентов считают достаточным наличие среднего и начального профессионального образования, 1% затруднились с выбором ответа. Следует отметить, что в современных условиях наблюдается явная дискриминация абитуриентов по признаку материальной обеспеченности и места жительства.

Развитие инноваций в сфере образования неразрывно связано с процессом интернационализации высшего образования: внедрение Болонского системы, модернизация образования предусматривают создание системы непрерывного образования в течение всей жизни человека, подготовку специалистов с учетом интересов личности и потребностей рынка труда, повышение качества образования (см. [3]). В последнее время процессы интернационализации и интеграции приобретают общемировой характер, что проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования, единой или близкой ориентации в образовательной политике.

Совершенствование образовательной сферы немыслимо без инноваций. Принципиально новые возможности получения информации и ее постоянно растущий объем, новые средства и способы коммуникации оказывают значительное влияние на образование. Всегда поддерживают инновации 32% опрошенных молодых жителей Татарстана, 56% - относятся положительно, однако хотят прежде оценить инновацию и только потом принять решение поддерживать ее или нет, 10% молодых людей относятся к инновациям скептически и не поддерживают их, 2% респондентов вообще против внедрения новшеств, что можно связать с психологическими особенностями личности: некоторые люди с трудом воспринимают любые изменения. Проведенный опрос позволил выявить, что городская молодежь чаще поддерживает нововведения, тогда как среди сельской молодежи этот показатель ниже: 47% против 41% соответственно.

Рассмотрим понятие «инновационное образование» с точки зрения рационализации учебного процесса путем использования активных методов или технических средств обучения. Прикладной характер образовательных инноваций заключается в том, что они призваны формировать инновационную способность мышления молодого специалиста (см.[4]). Именно профессиональная школа призвана разработать механизмы и технологии формирования инновационного мышления учащихся. Технологии служат звеном между теорией и практикой, высшим образованием и жизнью, их можно считать тем каналом, по которому профессиональные знания транслируются в систему обучения. Таким образом, инновационное высшее образование - образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике учебного процесса.

Инновационное мышление формируется у студента при условии наличия мотивации в обучении, реализации требований индивидуального самоуправления для достижения определенных жизненных целей. В таком случае ведущими функциями инновационного обучения следует признать: содействие в личностном

и профессиональном развитии учащихся и педагогов; демократизацию их совместной деятельности и общения; гуманизацию учебно-воспитательного процесса; ориентацию на творческое преподавание и активное обучение; профориентационную деятельность; модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Инновационное образование позволяет выстраивать учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений своей профессии к технологическим, дающим понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них - к методологическим, позволяющим отслеживать динамику изменения качества своей профессиональной деятельности, и затем -к инновационному мышлению.

Инновационные формы обучения и инновационное образование в особенности позволяют обеспечить высокий уровень интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создать условия для овладения навыками научного стиля мышления; научить методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах (см. [5]).

Процесс модернизации высшего образования всецело базируется на инновационном развитии. Это имеет отношение как к средствам инновационного представления, передачи, хранения информации, так и их изобретателям и пользователям данными инновациями. В соответствии с концепцией инновационного развития сферы образования необходим пересмотр подготовки и переподготовки педагогических кадров для высшей школы. Важно учитывать учебнометодическое обеспечение учебного процесса, обладание навыками пользования инновационными технологиями, актуального использования их в процессе обучения, а также обучения студенческой молодежи мыслить инновационно. Преподаватель вуза должен представлять собой творчески активную личность, способную не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные и творческие процессы.

Задача хранения и передачи знаний на современном этапе кардинально меняется, что связано с беспрецедентным, постоянно ускоряющимся ростом объема информации. В связи с этим время ставит перед вузами новую задачу -развитие инновационной деятельности. Именно вузовская среда в силу постоянного пополнения молодыми талантливыми и инициативными научными кадрами оказывается для этого наиболее благоприятной. Мировой опыт показывает, что большинство разработок, используемых в бизнесе и получивших название высоких технологий, имеют истоки в университетских и институтских разработках. Часто инновационную деятельность называют третьей миссией высшего учебного заведения, которая в современных условиях призвана дополнить традиционные для него задачи создания и передачи знаний. Осуществление инновационной деятельности предполагает способность рефлектировать ее различные составляющие, готовность аналитически оценивать себя и результаты этой деятельности.

В связи с этим одним из основных направлений совершенствования инновационной деятельности применительно к качеству жизни молодежи является

опережающее развитие качества образовательных систем, базирующееся на реформировании системы высшего образования.

Важным аспектом качества жизни молодого человека является сегодня качество профессионального образования. Обеспечение контроля качества в сфере высшего образования стало возможным благодаря инновационным технологиям, например, использованию интернет-экзамена. Регулярное участие вузов в интернет-экзамене позволяет создавать внутреннюю систему оценки качества. В последние годы в вузах также активно практикуется обучение посредством электронной почты, телеконференции-общения с преподавателем, ведущим определенный курс; такое образование получило название дистанционного обучения.

Обеспечение качества подготовки специалистов требует постоянного совершенствования адаптивной системы управления. Составной частью системы обеспечения качества подготовки специалистов является разработка системы менеджмента качества в вузе и подтверждение соответствия требованиям международных стандартов серии 180 9001-2000 и национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р 52614.2-2006 в сфере образования. Необходимо формирование компетентного, реагирующего на современные нововведения кадрового состава, которое можно осуществить путем организации в вузах отделов по качеству образования. Важно расширить возможности преподавателей при разработке и внедрении в учебный процесс новых образовательных инновационных технологий, позволяющих осуществлять обработку информации с использованием текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных. В вузах сегодня используется широкий спектр компьютерных программ, мультимедийные и интернет-технологии. Как никогда важна интеграция базовых ценностей и инновационных подходов. Ставя проблему создания концептуальных подходов к исследованию качества жизни, М.А. Нугаев и Р.М. Нугаев справедливо замечают, что «инновационные процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования, жизнедеятельности и развития высшей школы» (см. [6]). Использование инновационных механизмов способствует улучшению материальной базы вузов в части развития внебюджетного финансирования как основы инновационных механизмов.

Расширение возможностей получения непрерывного образования, использование средств дистанционного обучения позволяют создавать конкурентоспособные образовательные услуги и сформировать единый рынок образования. Поскольку инновационность мышления связана с приобщением к новым ценностям и стандартам, ценностные ориентации молодежи выступают индикатором, характеризующим ее инновационный потенциал. Ввиду того что трансформация ценностей затрагивает различные аспекты качества жизни молодежи, очевидна необходимость разработки политики поддержки молодежи на всех уровнях -от государственного до местного: важно переориентировать инновационный потенциал на конструктивное направление общественного развития.

Современный этап преобразования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных

работать на рынке нововведений. Ситуация в стране способствует тому, что молодежь с образованием уходит в сферу малого предпринимательства, что в ближайшем будущем может не только позитивно отразиться на изменении благосостояния отдельных граждан, но и способствовать экономическому развитию государства в целом.

В настоящий момент в России формируется малое научно-техническое предпринимательство. На всей территории страны, в том числе и в Республике Татарстан, существуют структуры, поддерживающие малый бизнес (см. [7, 12]). Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза, вошедшего в Министерство общего и профессионального образования РФ. Современная высшая школа объединяет вокруг себя малые фирмы в технопарки. Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства. Помимо экономических проблем, малое предпринимательство испытывает сегодня трудности в области подготовки кадров, обладающих необходимыми знаниями и навыками. Научные парки, инновационные технологические центры позволяют решить и эту проблему. Являясь инкубаторами нововведений, ориентированными на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новой технике, технологиях и материалах, они способствуют усилению отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством. Необходимо создание и обеспечение функционирования системы студенческих бизнес-инкубаторов во всех городах, где есть университеты и другие вузы, обладающие исследовательским потенциалом. Благодаря активному участию в деятельности этих систем молодое поколение еще на этапе обучения в высшей школе сможет раскрывать свой потенциал при содействии инновационным техноструктурам.

Для пользования современными видами коммуникаций необходимы определенные навыки и наличие средств для осуществления коммуникаций - проблема, которая не может быть решена только силами самой современной молодежи. Прежде всего, ее можно разрешить путем создания на предприятиях и в организациях оборудованных классов, в которых молодые специалисты могли бы заниматься саморазвитием, приобщаться к новым знаниям посредством использования инновационных технологий.

Фактор инновационной деятельности имеет определяющее значение для роста экономики России. К настоящему времени более чем в 3 раза по сравнению с 1990 г. сократились финансирование науки и компенсация затрат на создание и внедрение технологических инноваций; численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась в 1.5 раза (см. [8]). Заметим, что эти негативные явления происходят в условиях, когда основополагающими для развития любой хозяйственной системы являются инновационные факторы и только посредством осуществления инновационной деятельности можно переломить тенденцию снижения качества жизни. Молодежь, являясь важной составляющей потенциала инновационной деятельности в Республике Татарстан, активно участвует в инновационных процессах, в работе инновационных учреждений, а именно: Казанского научного центра Российской академии наук, Академии наук Республики Татарстан, вузов, отраслевых НИИ, существующих элементов инновационной инфраструктуры, таких, как Фонд

НИОКР, региональный венчурный фонд, Региональный инновационный научный центр, ОАО «Инновационно-производственный технопарк “Идея”», Центр инновационных технологий, технопарки при КГТУ (КХТИ), КГТУ (КАИ). Таким образом, очевидно наличие в Татарстане предпосылок активных инновационных процессов. Необходимо проводить целенаправленную работу по преодолению разобщенности указанных структур, объединению их усилий и целевой ориентации в расходовании государственных средств на инновационные проекты.

Важным направлением совершенствования инновационной деятельности является инженерная деятельность. Инновационная способность нации связана не только с наукой, но и с разработкой новой продукции, организацией ее производства и доведения до потребителей (см. [9]). Современные молодые специалисты после окончания вуза должны уметь грамотно формулировать и успешно решать инновационные инженерные задачи.

Происходящие инновационные изменения заставляют также по-новому определять задачи воспитания. Молодежь стала иной, изменяясь гораздо активнее и существеннее, чем старшее поколение, стремясь как можно быстрее приспосабливаться к условиям стремительно меняющегося мира.

Еще одним направлением повышения качества жизни молодежи является внимание к состоянию ее духовной жизни, которую также сегодня невозможно представить в отрыве от инновационных технологий. В рамках указанного направления проводится работа по созданию новых форм учреждений культуры, досуговых центров. Оптимизация качества жизни посредством повышения духовной культуры предполагает сближение жизненных стандартов молодежи различных форм поселений и профессиональных групп.

Следует отметить также, что не менее важным аспектом улучшения качества жизни молодого поколениях являются социальные инновации (см. [10]). Современная молодежь демонстрирует гораздо более низкий уровень владения родным языком, знания культуры и обычаев своего народа, по сравнению с людьми зрелого и старшего возраста, однако определяет свою общность через сопричастность к его исторической судьбе, прошлому. Интерес и внимание к этноценностям и потребностям в культуре различных социальных общностей со стороны исследователей качества жизни и местного самоуправления в условиях социальной модернизации (А.Н. Ершова, Ю.Р. Хайруллиной) позволяет выделить позитивные аспекты предпринятых в последние годы социальных инноваций. Неоспорима правота вышеуказанных авторов в том, что социальные инновации «нуждаются в оптимизации своего воздействия на молодежь через более активное ее приобщение к культуре, обычаям, истории своего народа, реализацию фактического двуязычия» [11, с. 69]. В рамках существующих в Республике Татарстан вузов планомерно ведется реализация программ обучения татарскому языку. Как отметила в ходе III республиканского межвузовского семинара, прошедшего 30 октября 2009 г. на базе КГТУ (КХТИ) и посвященного проблемам и перспективам реализации билингвизма в техническом вузе, руководитель сектора Кабинета Министров РТ по развитию языков народов Республики Татарстан Ф.Р. Шайхиева: «Мы живем в правовом поле Российской Федерации и действуем в соответствии с принятым законодательст-

вом. Как сохранить в данных реалиях обучение татарскому языку, как дальше развивать образовательный процесс на татарском, в том числе и в вузах, - вот над чем нам предстоит работать» (см. [12]). На наш взгляд, работа по решению поставленной задачи должна осуществляться на всех уровнях образования с учетом потребностей различных социально-профессиональных групп молодежи, с должным вниманием к проблеме обучения граждан языкам этносов, компактно проживающих на территории республики.

Отмечая взаимосвязь инноваций, образования и культуры молодежи, необходимо подчеркнуть, что образование является частью культуры, изменения в которой существенно влияют на трансформацию способов жизнедеятельности людей, а значит, ведут и к появлению новаций в образовании. Высокий уровень знаний и способность осуществления инновационной деятельности становятся важнейшими характеристиками современного культурного человека. Инновационные технологии наряду с традиционными формами передачи культурных ценностей являются средствами социализации и культурного развития молодого поколения. Именно таким путем инновационный потенциал оказывает влияние на культурный потенциал современной молодежи, от которой в новых условиях требуется не только наличие кросскультурных знаний и высокой профессиональной компетенции, но и готовность работать в транснациональных организациях.

Планомерное претворение в жизнь основных положений Стратегии государственной молодежной политики (до 2016 г.), направленных на совершенствование инновационной деятельности в сфере высшего образования, затрагивает все сферы жизнедеятельности современного общества - законодательную, производственную, информационную, культурную, духовную. Именно в них отражено стремление к самореализации современного молодого поколения, обладающего высокой степенью динамизма, энергетической заряженности и устремленности в будущее.

Summary

A.N. Ponomarev. Innovations in the Sphere of Higher Education: Regional Aspect.

The article regards the influence of innovative development in higher education on the effectiveness of the realization of youth social function. On the basis of the results of sociological investigation carried out in several towns and villages of the Republic of Tatarstan, the value orientations of modern youth are revealed, as well as their satisfaction with educational services and their attitude to innovations in the sphere of education. Main problems existing in the sphere of domestic education are reviewed along with the perspective directions of its development. Also, the ways of innovative potential influencing the cultural potential of the regional youth are outlined.

Key words: state youth policy, life quality, innovation factor, innovative education, innovative management, internationalization of higher education, human capital.

Литература

1. Сайт Министерства образования и науки РФ. - URL: http://www.mon.gov.ru/dok/

prav/mol/3318/, свободный.

2. Об образовании. Евразийское пространство: к 20-летию Евразийской ассоциации университетов / В. А. Садовничий и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та; МАКС Пресс, 2009. - 403 с.

3. Актуальные проблемы профессионального образования: научно-методическое и нормативное обеспечение многоуровневой подготовки: материалы отчетной научно-методической конференции: в 2 ч. - Казань: Изд-во КГТУ, 2009. - Ч. 1. - 428 с.

4. Образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования: традиции и инновации: Сб. ст. науч.-метод. конф. КГТУ. - Казань: Изд-во КГТУ, 2006. - Ч. 1. - 390 с.

5. Ибрагимов Г.И. Принципы проектирования инновационных технологий обучения // Инновации в профессиональном образовании: теория и практика: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. П.Н. Осипова. - Казань: ИСПО РАО, 1997. - С. 58-63.

6. Нугаев М.А., Нугаев P.M. Концептуальные подходы к исследованию качества жизни: постановка проблемы // Науч. тр. ИСЭПН АНТ. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. - Т. ХУ1. - С. 21-25.

7. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 121 «Об утверждении Республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы» от 12 марта 2004 г. // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2004. - № 13.

8. Сибаева Г.Р. Инновационная деятельность в контексте экономики знаний // Инновации в образовании. Реалии. Проблемы. Перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Наб. Челны: НГТТИ, 2007. - С. 180-183.

9. Сагитова Н.С. Подготовка студентов на младших курсах к инновационной инженерной деятельности // Инновации в образовании. Реалии. Проблемы. Перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Наб. Челны, 6-7 февр. 2007 г.). - Наб. Челны: Изд-во Набережночелн. гос. торгово-технолог. ин-та, 2007.- С. 369-371.

10. Инновации работают на экономику страны // Аккредитация в образовании. - 2006. -№ 8. - С. 18-20.

11. Ершов А.Н., Хайруллина Ю.Р. Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации // Социол. исслед. - 2004. - № 8. - С. 63-70.

12. Наука и образование. - URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2009/10/30/191301/, свободный.

Поступила в редакцию 26.05.09

Пономарев Александр Николаевич - проректор по экономике Института социальных и гуманитарных знаний, г. Казань.

E-mail: rectorisgz@googlemail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.