УДК 371 (470.64) ББК 74.2 (2Рос.Каб) Е 60
Н.Г. Емузова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии дополнительного
педагогического образования Кабардино-Балкарского государственного университета им.
Х.М. Бербекова; E-mail:[email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье анализируются основные направления инновационного развития региональной системы, раскрывается опыт организации инновационной деятельности в КабардиноБалкарской республике, рассматриваются результаты конкурса инновационных продуктов, формулируются предложения, позволяющие совершенствовать инновационную деятельность в регионе.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная система,
инновационная деятельность, профессиональная инновация.
N.G. Emuzova
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy and Psychology of Complementary
Pedagogical Education, the Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov; E-
mail:emuz@mail. ru
INNOVATIVE ACTIVITY AS THE DEVELOPMENT RESOURCE OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM
Abstract. An analysis is made of the main directions of innovative development of a regional system. The author discusses the experience in organization of innovative activity in the Kabardino-Balkarian Republic, examines results of competition of innovative products (projects) and formulates the proposals allowing the improvement of innovative activity in the region.
Keywords: innovations, innovative development, innovative system, innovative activity, professional innovation.
Модернизация российского образования представляет собой масштабный инновационный процесс, предусматривающий кардинальные преобразования самой системы образования и ее отдельных элементов.
Развитие образования - это часть социально-экономического развития России в целом, что дает возможность рассматривать инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства.
Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию. Однако рассмотрение инновационного развития в концептуальной схеме «традиции - инновации - институции» позволяет понимать происходящие процессы в контексте традиции, существующих в культуре, обществе и, конечно, образовании.
Понятийный ряд - «инновация, инновационный процесс, инновационное развитие, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационное поле» прочно входит в профессиональный словарь работников системы образования. Важно понимание смысловых точек, которые в дальнейшем определяют специфику протекания процесса. Инновации или нововведения как процесс качественных изменений, и новшество - как результат изменений.
В.И. Слободчиков подчеркивает, что «инновационная деятельность - это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся норм практики, либо несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям» [1]. Так же, как было отмечено выше, он выделяет еще одну составляющую - организационно-управленческое оформление инновации и их нормативное закрепление в реальной практической деятельности.
Нельзя не согласиться с Н.И. Запрудским, который отмечает, что внедряемые многочисленные инновации различаются как по целям, содержанию, источникам инновационных инициатив, необходимым ресурсам, так и масштабам применения и степени воспроизводства.
«При этом инновационные процессы не всегда оказываются результативными, что объясняется многими причинами: недостаточной концептуализацией перемен,
игнорированием сформировавшихся ментальных моделей учителей, несвоевременностью нововведения, излишней рациональностью директора, преувеличением роли административного ресурса, приписывание неудач недостаткам отдельных людей и т.п.» [2, с. 307-308].
Нововведения в системе общего образования предполагают долгосрочные прогнозы и кратко- и среднесрочные прогнозы. К долгосрочным прогнозам можно отнести разработку и введение новых образовательных стандартов общего образования, которые по целевым, содержательным, технологическим и результативным установкам приведут к изменению образовательной парадигмы; формирование новой технологической среды, которая приведет к изменению образовательных технологий; возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии, ведущее к появлению новых кадров и их повышению квалификации. Каждый прогноз имеет и свои риски - возможность исчерпания источников инновационной деятельности.
На среднесрочном и краткосрочном уровнях возможности реализации достижения определенных результатов инновационной деятельности связаны с рядом условий, выступающих в качестве препятствий в реализации - наличие экономического кризиса, ограничивающего финансовые источники для поддержки инновационной деятельности; недостаточность единого информационного пространства инновационной деятельности; размытость критериев инновационной деятельности и, конечно, инновационная «перегрузка», инноваций много, и иногда они реализуются по принципу «инновация ради инновации»; а также фрагментарность инновационной деятельности.
Инновационная деятельность в области образования - процесс, предусматривающий внедрение нового как в целом в системе, так и в практику работы образовательного учреждения и, конечно, педагога.
Для достижения определенного результата необходима стройная система управленческого, организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения инновационного процесса. Региональные модели инновационной деятельности в образовании выстраиваются с учетом требований единого образовательного пространства страны с учетом особенностей региона.
Опыт реализации инновационных проектов в Кабардино-Балкарской республике достаточно богатый. Начало инновационных преобразований в системе образования Кабардино-Балкарской республики связано с реализацией Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), который выступил в качестве пускового механизма системы модернизации российского образования в целом и региональных систем в частности. С 2007 года в КБР реализуется Комплексный проект модернизации образования (КПМО), в настоящее время осуществляется деятельность по реализации положений Президентской инициативы «Наша новая школа».
В данном контексте региональная модель инновационной деятельности в условиях Кабардино-Балкарской республики представлена сетью различных учреждений и организаций, имеющих свои специфические задачи в решении вопросов инновационного
развития: лаборатории и институты, опытно-экспериментальные площадки, ресурсные центры.
Основным приоритетом институтов и лабораторий является исследовательская деятельность, т.е. решение исследовательских задач в целях создания нового продукта. В республике действует одна лаборатория и один институт, обеспечивающие инновационные задачи общего образования. Лаборатория развития национальных проблем образования создана для реализации задач в рамках республиканской целевой программы и модернизации учебной книги на национальных языках. Основным инновационным продуктом деятельности лаборатории стало издание учебно-методического комплекта для детей, не владеющих родными языками «Изучаем кабардинский язык», «Изучаем балкарский язык»; переработка учебников на национальных языках с 1 по 8 классы; подготовка и издание переводных учебников для учащихся школ, вошедших в эксперимент по билингвальному обучению. Институт структурной методики русского языка Кабардино-Балкарского госуниверситета осуществляет исследовательские задачи в области русского языка.
Экспериментальная деятельность как направление инновационной деятельности осуществляется на базе опытно-экспериментальных площадок. В республике функционирует 35 опытно-экспериментальных площадок, действующих на базе учреждений республики.
Диссеминация опыта обеспечивается как специально созданными для этого ресурсными центрами, так и образовательными учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования. В Кабардино-Балкарской республике - это деятельности Института повышения квалификации и переподготовки работников образования КБГУ, Центра дистанционного образования и Центра мониторинга и статистики Министерства образования и науки КБР.
Таким образом, более 50 лабораторий, институтов, опытно-экспериментальных площадок и ресурсных центров выступают в качестве базы для организации инновационного процесса и создания нового продукта в сфере образования.
Созданная модель позволяет четко определить место образовательного учреждения в процессе преобразований, выделив ту часть, которая имеет инновационный статус. Анализ инновационных процессов в Кабардино-Балкарской республике показывает, что в образовательных учреждениях, имеющих инновационный статус, работает 895 педагогов. Их них 356 педагогов участвует с различной степенью активности в инновационной деятельности, что составляет около 40% от общего количества педагогов в ОУ, имеющих инновационный статус.
Опрос руководителей образовательных учреждений, имеющих статус опытноэкспериментальной площадки или ресурсного центра в КБР, показал разное понимание директорами понятия «педагогическая инновация» (ПИ).
42% участников опроса отнесли к «педагогическим инновациям» - «новые технологии обучения, новые формы и методы обучения»; 20% - «новые технологические средства, появившиеся в образовательных учреждениях»; 5% - «ранее не используемое в работе»; 5% - «повышение квалификации педагогов»; 3% - введение ФГОС; 3% -«нововведение в конкретном образовательном учреждении», 2% - «социализация и воспитание»; 1% - «комплексный проект модернизации образования». Как показывают ответы, основное понимание связано с технологическими характеристиками процесса, его прикладным значением. В ходе опроса участникам задавались вопросы на уточнение, подтверждающие наши предположения о разной степени погруженности образовательных учреждений в инновационные процессы и отсутствие теоретико-методологических знаний в осуществляемой деятельности. Данные результаты привели к необходимости разработки обучающего модуля по проблемам инновационного образования, который должным образом позволил бы более глубоко вникнуть в процессы внедрения инновационной деятельности. Модуль предназначен как для педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, так и для руководителей образовательных учреждений, развивающихся в инновационном режиме. Содержание модуля может быть реализовано как в системе повышения
квалификации, так и самостоятельно.
Эффективным способом активизации инновационной деятельности образовательных учреждений выступают конкурсы инновационных продуктов, которые с определенной периодичностью проводятся в регионе. Результаты конкурса инновационных продуктов позволили выделить те направления деятельности, которые наиболее активно реализуются в образовательных учреждениях. Это инновации в направлениях:
- методы оценивания образовательного результата;
- разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий;
- создание вариантов школы полного дня;
- создание системы дополнительного образования внутри школы;
- обеспечение качества образовательных услуг;
- эффективность управления образовательными организациями;
- обеспечение доступности образования высокого качества: система эксклюзивного образования;
- обеспечение доступности образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья: система инклюзивного образования;
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- маркетинговые исследования в практике школ;
- создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;
- создание сетевого взаимодействия школ;
- сельская школа как социокультурный центр;
- дистанционное обучение в системе повышения квалификации;
- тьюторство в системе повышения квалификации.
Анализ инновационных разработок нами проводился с использованием классификации инноваций, предложенных К.Е. Сумнительным и М.В. Богуславским, предусматривающих две шкалы измерения инноваций - с точки зрения новизны и области распространения [3].
Анализ новизны выставленного продукта показал, что только 41% новшеств рассматривают идею, которая ранее не была известна, 41% конкурсных проектов представляют идею известную, но не реализовавшуюся ранее в данном образовательном учреждении; 55% проектов воспроизводят известный продукт.
Показатель технологичности, возможности внедрения продукта в деятельность других образовательных учреждений предусматривает качество проработанности продукта. Результаты показывают, что только 5% инновационных продуктов можно отнести к детально проработанным, 30% - недостаточно проработанным, 35% - слабо проработанным, у 30% -механизм отсутствует.
Важный показатель - подтвержденная эффективность использования продукта. Большая часть инновационных продуктов (60%) подтверждает эффективность использования внутри образовательного учреждения заявителя, 23% - среди образовательных учреждений муниципального образования, 9% - среди образовательных учреждений КабардиноБалкарской республики; в 7% - обоснование эффективности не представлено.
Не менее важным являлся показатель востребованности. В 47% - доказательства востребованности продукта не представлены, 39% - доказательства востребованности продукта основаны на предположениях заявителя, в 14% продукта имеется обоснованный анализ на авторитарные подтверждения потребительского спроса на продукт.
Возможность использования инновационного продукта в массовой практике предусматривает различные уровни использования: 15% - в любом образовательном учреждении; 25% - в образовательном учреждении аналогичного с заявителем типа и вида; 41% - в образовательном учреждении, ресурсная база которого аналогична ресурсной базе заявителя; 13% - в образовательном учреждении, ресурсную базу которого необходимо незначительно модернизировать; 6% - только в образовательном учреждении заявителя.
Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов:
- инновационная деятельность должна носить системный характер, предусматривающий формирование единых подходов к методике проведения инновационной деятельности, оценке и результатов; создание экспертного сообщества, в том числе общественных экспертов; оптимизацию механизмов контроля и современной коррекции инновационной деятельности; создание условий для диссеминации положительного инновационного опыта образовательных учреждений республики;
- необходимость создания единого информационного пространства о направлениях и результатах инновационной деятельности образовательного учреждения в регионе. Создание единой базы данных позволил учитывать имеющийся опыт при выборе направления деятельности, использовании опыта для обеспечения развития ОУ;
- следует продумать механизм взаимодействия между педагогами-практиками и представителями науки в осуществлении инновационной деятельности;
- выбор тематики инновационной деятельности должен соотноситься с основными направлениями модернизации образования в едином образовательном пространстве страны с учетом региональных особенностей региона;
- востребованы программы повышения квалификации, которые позволят различным категориям педагогических работников совершенствовать исследовательскую деятельность;
- необходим мониторинг инновационных процессов в регионе, который позволит корректировать инновационную деятельность.
Таким образом, для осуществления эффективной инновационной деятельности требуется создание инновационного поля, в котором обязательно наличие самой инновации; институтов, способных осуществлять инновационную деятельность; инвестиции, которые позволят поддержать начинания; а также креативных людей, способных осуществлять ИД.
Примечания:
1. Слободчиков В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2003. № 2. С. 4-28.
2. Эффективный школьный менеджмент / под ред. О.И. Тавгеня, Н.И. Запрудского, Н.Н. Кошель. Минск, 2006.
3. Сумнительный К.Е. Инновации в образовании. Вектор развития и основная реальная практика. URL: http://mos.cons.ru/file.php.1/innov_v_...
4. Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации: учеб. пособие / А.И. Рытов [и др.]. М.: АПК и ППРО, 2009. С.6-14.
References:
1. Slobodchikov V.I. Problems of innovative education formation and development // Innovations in education. 2003. No. 2. P. 4-28.
2. Effective school management / ed. by O.I. Tavgen, N.I. Zaprudsky, N.N. Koshel. Minsk, 2006.
3. Sumnitelny K.I. Innovations in education. The vector of development and essential real practice. URL: http: //mos. cons.ru/file .php. 1/innov_v_...
4. State policy in the system of general education of the Russian Federation: a manual / A.I. Rytov [etc.]. M.: APK and PPRO, 2009. P. 6-14.