МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
а затем это отражать в своих произведениях. В нашем Краснодарском крае для изучения истории, традиций, обычаев кубанских казаков был построен этнографический комплекс Атамань, где более двести лет назад высадились казаки для освоения кубанской земли. Побывав в этом музее под открытым небом создаются художественные произведения, а для этого нужно знать изобразительную грамоту, без нее невозможно создавать произведения. Если не учиться необходимым знаниям и навыкам, то это может отрицательно сказаться на дальнейшее развитие, и в дальнейшем может погубить интерес к занятиям заниматься изобразительным искусством.
Изучение всех видов изобразительной грамоты дает эстетическое, художественное развитие, основу художественной культуры народа. Требует прочного усвоения как теоретических знаний в области изобразительного искусства, так практических и графических умений и навыков. Занятие искусством помогает человеку постичь красоту труда, самому участвовать в создании эстетически выразительных изделий и получают удовлетворение от результатов своей деятельности. В этой работе ограничено сочетается решение творческих задач с необходимостью овладении различными приемами при выполнении, навыками и овладению секретами наших предков. Список использованной литературы:
1. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко.- М.: Проспект, 2004.
2. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 2015.
3. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010.
4. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977.
© Л.В. Мальцева, 2016
УДК 37.014.53
Нурутдинова Аида Рустамовна
канд. пед. наук., доцент ИЯПК КНИТУ
г.Казань, РФ e-mail: [email protected] Дмитриева Елена Викторовна канд. пед. наук., доцент КГЭУ г.Казань, РФ e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИИ - ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
Основная цель данной работы, представить и обосновать видение на предлагаемые инновационные образовательные технологии и использование их в преподавании гуманитарных и экономических дисциплин.
Ключевые слова
Высшее, инновационное, традиционное, образование, инновации, технологии, информационные
технологии, подходы, система.
Известно, что гуманитарное образование из всех областей знания оказывает самое большое воспитательное воздействие на учащихся. Гуманитарные науки вносят определяющий вклад в развитие культуры личности, а гуманитарные дисциплины, составляющие значительную часть образовательных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
программ, позволяют сформировать высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и интеллектуальным, духовным потенциалом. В современное время подходы к теории и практике образования, и воспитания заметно изменяются под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети интернет, медиасредств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения. Все это ведет к использованию инновационных образовательных технологий.
Сегодня одной из основных задач, поставленных перед современным образовательным учреждением, является поиск, создание, внедрение образовательных инноваций, направленных на удовлетворение общественно-государственного заказа и потребностей участников образовательного процесса.
В нормативных документах неоднократно подчеркивается, что современное образовательное учреждение должно быть центром формирования инновационного поведения субъектов образовательного процесса. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» целая статья посвящена экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (статья 20). Все это приводит к тому, что университет должен быть инновационным.
Раскроем ключевые характеристики, формирующие «портрет инновационного образовательного учреждения».
1. Инновационное образовательное учреждение конкурентоспособно. Это значит, университет способен к интеграции разных образовательных программ, способен к «экспорту» образовательных услуг и имеет спрос на эти услуги, обеспечен компетентными кадрами, реализует возможности корпоративного обучения.
2. Инновационное образовательное учреждение - это лидер. Эта характеристика обозначает активную роль университета, лидирующие позиции в образовательном пространстве города, страны, наличие устойчивых связей с внешними, в том числе и иностранными, партнерами.
3. Инновационное образовательное учреждение комфортно, то есть безопасно, здоровье сберегающе, с полным инфраструктурным пакетом (медицина, питание, спорт, медиатека, психолого-педагогическое сопровождение, информационный центр и прочее), открыто участию научных, профессиональных сообществ, общественности.
4. Инновационное образовательное учреждение ведет инновационную деятельность, то есть разрабатывает и использует новые образовательные технологии, новые программы и методики, которые ведут к новым образовательным результатам. При этом инновационный университет является не только обучающей, но и обучающейся организацией, осуществляющей внутрикорпоративное обучение, диссеминацию передового педагогического опыта.
При этом закон «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно- педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Термин «инновация» (нововведение) можно трактовать как антоним прилагательному «традиционный», что в нашем контексте предполагает выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся совокупностей способов, методов, приемов обучения. Более того, соглашаясь с подходом М.В. Кларина [1, C. 9-11], отнесем к традиционным подходам в обучении способы, методы, приемы, приоритетно ориентированные на репродуктивное обучение. В реальной образовательной практике зачастую инновация трактуется как антоним традиционного подхода, ориентированного на репродуктивное обучение, усвоение готовых образцов, понятий, действий, как выход за пределы типичных, часто встречающихся приемов, способов, методов обучения.
В современном научном понимании инновация в образовании направлена на создание нового вида образовательной практики, развивающейся на основе актуальных научно-обоснованных идей, концепций, подходов. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
любого учебного заведения. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. В некоторых случаях считают инновацией использование уже известного метода, с небольшим изменением, модификацией.
Инновации - это предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых результатов. Но необходимо отметить, что не всегда и не везде установление нового обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное, прогрессивное, часто дестабилизирует функционирование педагогической системы, создает трудности для педагогов и их воспитанников.
Целесообразно рассматривать два направления в образовании:
1. «Модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко заданных эталонов. В рамках этого направления обновление учебного процесса ориентировано на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, представление об обучении как «технологическом» конвейерном процессе, с детально описанным ожидаемым результатом.
2. Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно- исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования».
Традиционное обучение по своей сути соответствует самому понятию обучения, под которым, опять же традиционно, понимается передача социокультурных способов, образцов знания от одного индивида или их сообщества к другому индивиду или индивидам, когда речь идет о групповом обучении. При этом, с одной стороны, обеспечивается преемственность социокультурного опыта и Человека как его носителя, а, с другой стороны, создаются условия для появления новых социокультурных способов деятельности и развития Человека и тем самым изменение самой социокультурной среды. Чтобы охарактеризовать суть традиционного обучения, лучше всего сделать это на примере различия между «поддерживающим» традиционный подход к обучению и «инновационным» типами обучения.
Поддерживающее обучение — процесс и результат такой учебной, а в результате и образовательной, деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип обучения и образования обеспечивает преемственность социокультурного опыта, и именно он традиционно присущ как школьному, так и вузовскому образованию [1 с. 3-4].
Инновационное обучение — процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду [1с4].
Отсюда нетрудно заметить, что образовательные технологии, основанные на традиционной парадигме «поддерживающего обучения», построены на принципе трансляции, передачи и воспроизведении учеником готовых образцов человеческой деятельности. Такое обучение «поневоле» провоцирует преимущественное развитие репродуктивных способностей учащегося, от познавательных стереотипов восприятия, памяти и мышления до личностных стереотипов социального поведения. В то время как творческий потенциал учащегося, его продуктивные способности и личность развиваются стихийно. Осознавая противоречие между социальным запросом на образование и традиционными методами обучения и воспитания, педагоги — ученые и практики — стали обращаться к поиску образовательных технологий, построенных на иных принципах, и, прежде всего, к личностно-ориентированным и/или развивающим подходам к обучению.
В качестве такого нового вида образовательной практики могут выступать различные технологии, методики, организационные формы, наборы заданий, формы оценивания и пр.
Термин — «технология» взят из сферы производства, где он обобщенно означает: «технология (от греческого — искусство, мастерство) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемого в процессе производства продукции. Задача технологии как науки — выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов». [2, С. 1338] Внедрение эффективной, четко реализуемой технологии в производстве обеспечивает существенное повышение вероятности получения запланированного результата, выхода продукции запланированного качества. Предполагаемый конкретный результат, который должен быть получен в технологичном процессе, должен быть четко определен заранее заданными свойствами, степень достижения которых должна быть подтверждена соответствующей процедурой и инструментарием оценки.
В зависимости от степени новизны выделяют различные уровни инноваций:
I - если разработанный образовательный продукт является принципиально новым, то есть не имеет аналогов, характеризуется объективной новизной, то это высший уровень, который в идеале и есть инновация;
II - если происходит усовершенствование известного образовательного продукта, он претерпевает значительные изменения, в нем присутствуют элементы новизны, то говорят о модернизации, новации в образовании;
III - если происходит применение известного в новых условиях, с новыми целями, то происходит адаптация известного к заданным современным условиям.
В связи со сказанным существенными характеристиками, а значит, и критериями инноваций в образовании являются:
1. Актуальность, отражающая:
• степень новизны для современной науки и практики,
• своевременность изучения данной проблемы,
• установление связи с важными аспектами тех или иных проблем современности, уровень изученности избранной проблемы,
• недостаточность разработки проблемы в имеющихся исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых ракурсах.
2. Новизна, проявляющаяся:
• в качественном своеобразии, наличии существенных признаков, отличающих данную работу от подобных, в оригинальности выдвинутой концепции, идеи, гипотезы.
3. Технологичность:
• степень разработанности технологии внедрения, описание материально-технических условий внедрения;
• степень разработки финансово-экономического обоснования внедрения, описание возможных сложностей при использовании и путей их преодоления.
4. Практическая значимость, раскрывающаяся через:
• востребованность, подтвержденную анализом потребительского спроса и / или рекомендациями авторитетных экспертов, возможность распространения и использования в массовой практике.
5. Эффективность:
• Инновационный продукт должен давать эффект (экономический, социальный, индивидуальный), может проявляться на уровне обучающихся, преподавателей, университета, определяется возможностью фиксации результатов использования продукта.
Учитывая сказанное, инновационная политика образовательного учреждения может проводиться в трех взаимосвязанных направлениях:
1. Обновление содержания, которое предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Внедрение современных методов обучения - активных методов формирования компетенций, основанных на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3. Построение современной инфраструктуры обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.
В качестве методологической основы инновационной политики могут выступать различные инновационные образовательные подходы. Рассмотрим некоторые из них.
I. Деятельностный подход. Основные идеи этого подхода выражаются следующими тезисами. Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. В связи с этим целью обучения становится не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Таким образом, образовательная деятельность выступает как средство развития обучающегося, получения им знаний. Кроме того, ФГОС ВПО требует формирования личностно и социально-значимых видов деятельности, например, исследовательской и проектной.
II. Проектный подход предлагает в качестве способа достижения различных дидактических целей организацию проектной деятельности обучающихся на различном предметном и межпредметном содержании. Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего опредмеченного результата деятельности.
Ш.Компетентностный подход тесно связан с предыдущими подходами и направлен на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества в целом, государства. Приобретаемое при этом знание характеризуется не столько количеством известных фактов, сколько умением применять их в профессиональной области, в смежных областях, а порой и в ситуациях, в которых явно не прослеживается связь возникшей проблемы и предметного знания. Поэтому современный образовательный процесс должен заключаться не просто в передаче обучающимся предметных знаний, которые имеют отдаленную перспективу их использования, а в демонстрации применения этого знания для решения актуальных профессиональных и квазипрофессиональных проблем, а также создания условий для самостоятельного решения студентами таких проблем в процессе обучения.
Указанные инновационные подходы требуют введения нового направления оценочной деятельности -оценку личностных и межличностных достижений обучающихся. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности. Оцениваться названные категории результатов могут только посредством специфических технологий. В связи с этим, сегодня в системе высшего образования обостряется понимание того, что стандартная процедура оценивания образовательных достижений обучающихся не позволяет уловить многие компетентности, умения и навыки, которые необходимо формировать у студентов для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания университета. Используемые стандартизированные процедуры не могут оценить умения обучающихся выполнять задания в реальной жизненной ситуации, и даже являются ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной гражданской жизни.
Роль информационных технологий стремительно повышается во всех сферах общественной жизнедеятельности, поэтому возникает потребность в увеличении наиболее передовых и эффективных программно-технологических образовательных решений. Однако сдерживающими факторами остаются недостаточные финансовые возможности многих учебных заведений и трудности в перестройки их организационных, образовательных и экономических процессов. На данный момент в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен в регионах. Где не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Все большее внимание уделяются преподаванию гуманитарных и экономических дисциплин на базе инновационных информационных технологий. Такие дисциплины как стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, математические методы и модели управления, управление затратами, бухгалтерский учет, экономика отрасли и предприятий, организация и планирование производства, модели и методы анализа конъюнктуры финансового рынка и многие другие в этой области, неразрывно связаны с таким понятием как образовательная эффективность, для оценки которой используют инновационные образовательные технологии, помимо традиционных методов.
Из вышеизложенного следует, что информационные технологии являются дополнительным способом образования в области преподавания гуманитарных и экономических дисциплин, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения предмета. Что же касается гуманитарных дисциплин, здесь возникает проблема о неподдающихся подсчету аспектах многих гуманитарных проектов. Некоторые применяют формальный поход для измерения эффективности образовательных технологий с учетом внедрения их в практику. В области гуманитарных знаний внедрение таких новаций требует осторожности и продуманности, поскольку усвоение гуманитарных знаний и преподавание гуманитарных дисциплин имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта, поэтому использовать их следует как дополнительное средство образования наряду с традиционным образованием.
Подводя итоги, заметим, что рассмотренные инновационные подходы и соответствующие им образовательные технологии способствуют решению следующих актуальных задач современного высшего образования: эффективное усвоение знаний; формирование навыков практических исследований, позволяющих принимать профессиональные решения; переход от накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формирование ценностных ориентаций личности студентов; повышение познавательной активности; развитие творческих способностей; создание дидактических и психологических условий, способствующих успешной социальной адаптации студентов. Сегодня инновации в сфере образования - это уже не отдельные явления, не случайные находки.
Список использованной литературы
1. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) http://bse.sci-lib.com/article076027.html
2. Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Исследовательская деятельность как основа развития познавательной самостоятельности студентов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2012. - No 2.
3. Будылин Д.Ю. и др. Социальные инновации как фактор развития университета / Д.Ю. Будылин, С.В. Полатайко, Л.В. Силакова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2013. - No2.
4. Дмитриева Е.В., Нурутдинова А.Р. Механизм инновацинного развития: мировой опыт и перспективы его использования.// «Инновационная наука». - 2015. - 9/2015. - С. 259 - 263.
5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» // Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы /2974
6. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / М. В. Кларин. - Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с.
7. Клещева И.В. Инноватика в образовании: векторы перемен. Сборник научно- методических статей / Отд. образования администрации Центрального р-на Санкт- Петербурга, Гос. образовательное учреждение доп. проф. образования Центр повышения квалификации специалистов Центрального р-на Санкт-Петербурга, "Науч.-методический центр" ; [сост.: Клещева И. В. (отв. ред.), Шарова Е. П.]. Санкт-Петербург, 2010.
8. Клещева И.В. Стратегия подготовки будущих учителей математики к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, 2011. - No139.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
9. Клещева И.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики и ее роль в развитии метапредметных умений. // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2011. - No 64.
10. Материал с официального сайта международной выставки «ОБРАЗОВАНИЕ - КАРЬЕРА XXI век» http: //www .ec.znanie. info/ms/terms.html ?unt=188
11.Макарченко М.А., Алексеев В.С. Обеспечение реализации инновационного процесса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2012. - No1.
12.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
13.Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. Стадии и направления интеграции образования, науки и производства (краткий анализ и характеристика) // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. №3(51) (Социально-гуманитарные науки). - С. 323 - 331.
14.Советский энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 с.
15. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В.Бордовской. - М., 2010. -432с.
16.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005.
17.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368с.
18.Приказ No137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» http://www.edu.ru/db- mon/mo/Data/d_05/m137.html
© А.Р.Нурутдинова, Е.В.Дмитриева, 2016
УДК 378.1
Оринина Лариса Владимировна,
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «МГТУ», г. Магнитогорск, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА РОССИИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены основные признаки проявления экономического кризиса в России, а также обоснована необходимость формирования адаптивных форм поведения у представителей современной молодежи, помогающих в переживании подобных кризисных явлений.
Ключевые слова
Адаптивные стратегии поведения, представители современной молодежи, экономический кризис, экономическое поведение. Экономическое воспитание, экономический патриотизм.
Высшие профессиональные учебные учреждения нуждаются в исследованиях экономического воспитания у представителей современной молодежи с учетом современных реалий и в научно обоснованных рекомендациях по их организации. Проведенное нами изучение показало, что значительная часть современной молодежи испытывают определенные трудности в экономических моментах, также