УДК 334.012.64:005.591.6
Ю.В. Карпченко, канд. экон. наук, доцент, (915)699-89-26, [email protected], (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)
ИННОВАЦИИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Представлены инновации, происходящие в сфере малого бизнеса. Приводится классификация и примеры, наиболее распространенные в этой области.
Ключевые слова: инновация, инновационное предприятие, инновационная деятельность, малое предпринимательство, инновационная политика, бизнес-инкубатор.
В экономической теории достаточно широко распространен классический подход к определению понятий «предприниматель» и «предпринимательство», когда предпринимательская деятельность понимается как нахождение уникального сочетания факторов производства, которое позволяет получать новый результат экономической деятельности. Такое определение предпринимательства подчеркивает инновационную сущность этого явления, его ориентацию на нововведения. Вместе с тем применительно к тематике данной статьи и данного издания, следует сосредоточиться на той предпринимательской деятельности, которая непосредственно связана с разработкой и применением научнотехнических нововведений.
В данном контексте можно рассматривать инновационные предприятия как предприятия, участвующие в процессе, направленном на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый и практической деятельности. Собственно же инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (продуктовая инновация), или в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (процессная инновация).
Частное предпринимательство в инновационной сфере фактически начало развиваться во второй половине 80-х годов. Этап становления инновационного бизнеса в России завершился к концу 90-х годов. К этому времени число активно работающих малых инновационных предприятий стабилизировалось.
Следует отметить, что основная масса возникших в этот период инновационных предприятий была создана для реализации инновационного потенциала, заделы для которого были сформированы еще в советский
период на государственных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро.
С созданием этих предприятий связывались надежды на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок в первую очередь в машиностроении, химической промышленности, некоторых других областях высоких технологий, в том числе конверсионных.
Характерно, что в начальный период еще фактически отсутствовала инфраструктура поддержки малого бизнеса в том достаточно
разветвленном виде, в котором она существует сегодня. Поэтому созданные тогда предприятия практически не имели серьезной институциональной опоры для реализации инновационных проектов. Часть из них сами создавали такую опору, прибегнув к коммерческой деятельности как источнику последующих инвестиций в высокорисковую
инновационную деятельность с достаточно длительным сроком
окупаемости вложенных средств. Какой-то части повезло найти стороннего инвестора, еще испытывавшего иллюзии относительно возможности быстро коммерциализовать научный потенциал. В последующем по мере формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (например, в виде технопарков при крупных высших учебных заведениях) возникла вторая волна инновационных предприятий, однако ее отраслевой потенциал уже был сильно смещен в сторону телекоммуникаций и информационных технологий.
Инновационная деятельность в России характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при значительном научно-техническом потенциале. В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют около 6,2 % промышленных
предприятий (по данным экспертных оценок).
Из данных государственной статистики следует, что только пять отраслей имеют значения данного показателя, превышающие среднюю по промышленности величину. Это медицинская промышленность (17,3 %), химическая и нефтехимическая промышленность (17,3 %), черная металлургия (10,5 %), машиностроение и металлообработка (7,9 %) и топливная промышленность (3,5 %). По этому показателю Россия существенно отстает от ведущих стран мира, где на долю новых или усовершенствованных технологий, содержащих новые научные решения, приходится от 70 до 85 % валового внутреннего продукта.
Несмотря на то что статистика в последние годы не отмечает роста количества малых предприятий и численности занятых в малом бизнесе в производственной и научно-технической сферах, малое предпринимательство в этих отраслях занимает свою нишу, удовлетворяя потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.
Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги.
Динамика развития малого предпринимательства показывает, что обеспечение роста производства и наращивание производственного и научного потенциала невозможно без привлечения необходимых инвестиций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль.
Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том чтобы, с одной стороны, сохранять накопленный научно-технологический потенциал, а с другой стороны, развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы.
Особенность текущей ситуации состоит в наличии научно-производственной базы, значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в связи с отсутствием собственных средств у предприятий, ограниченностью централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств, низким спросом на научно-техническую продукцию.
Настоящий период является периодом закрепления позитивных тенденций в направлении интенсивного использования предпринимательского потенциала в промышленности и науке путем создания гибких организационных структур предприятий и активного использования инновационного потенциала малого предпринимательства.
Малые технологические фирмы занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют роль интерфейса между наукой, производством и рынком, сканируют рынок, поставляют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства возвращаются повышением занятости и увеличением сбора налогов.
С начала 1990-х в России стали появляться такие важные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как агентства развития предпринимательства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологические центры. Позднее развитие сети подобных объектов инфраструктуры стало непременным элементом
всех государственных программ поддержки малого предпринимательства как федеральных, так и подавляющего большинства региональных.
Согласно сложившейся классификации технопарки, также как и бизнес-инкубаторы, относятся к элементам инфраструктуры, обеспечивающим комплексную поддержку малого предпринимательства. При этом, если бизнес-инкубаторы ассоциируются прежде всего с поддержкой малого бизнеса вообще, то технопарки в первую очередь — инновационного.
Первые бизнес-инкубаторы возникли еще в начале 1990-х годов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Они облегчают начальные стадии развития новых предприятий, представляя им физическое пространство для работы, помещения и сооружения на основе совместного пользования, доступ к большому набору услуг и хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки. Последний включает постоянную помощь в управлении предприятием, доступ к финансированию, предоставление существенных ценовых льгот, специализированные программы обучения и пр. Подразумевается, что нахождение в бизнес-инкубаторе рассчитано только на несколько первых лет (обычно 2-3 года), достаточных для становления малого предприятия. Таким образом, основная цель программ бизнес-инкубирования — производство успешных «выпускников».
В 1997 г. по инициативе 22-х действующих бизнес-инкубаторов и организаций, содействующих поддержке и развитию малого предпринимательства, было учреждено «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ) с целью координации и управления процессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. Предполагалось наладить тиражирование опыта создания и успешного развития региональных бизнес-инкубаторов.
Сегодня основными направлениями деятельности НСБИ являются:
- обеспечение поддержки уже действующих и начинающих свою деятельность бизнес-инкубаторов с помощью передачи обобщенного и систематизированного опыта по организации и деятельности наиболее успешных российских и зарубежных объектов инфраструктуры;
- организация обучения и методическая поддержка, содействие в финансировании;
- формирование информационной базы для обеспечения активного взаимодействия региональных бизнес-инкубаторов и обслуживаемых ими предприятий, а также оказание консультационных, юридических и организационных услуг и проведение аналитических исследований.
В конце 1990-х годов в рамках НСБИ было проведено маркетинговое исследование работы основных российских инкубаторов малого бизнеса. На основании проведенных исследований была выявлена «усредненная»
функциональная модель российского бизнес-инкубатора, которая
характеризуется следующим:
- по значимости основные функции в деятельности бизнес-инкубаторов были оценены так: 43 % — сервисное обслуживание, 24 % — учебнометодическое, 17 % — финансовое и 16 % — психологическая поддержка;
- среди клиентов бизнес-инкубаторов большинство составляют производственные предприятия (38 %) и предприятия сферы услуг (23 %), далее идут научно-технические компании (15 %), торговые (14 %), строительные (3 %) и другие (7 %);
- среди обследованных бизнес-инкубаторов 61,5 % составили инкубаторы универсального типа, а 38,5 % имели определенную отраслевую или социальную специфику (производство товаров и услуг, социальнозначимые программы, радиоприборостроение и т. д.).
Большинство (72,7 %) опрошенных показало, что предельный срок нахождения предприятий в бизнес-инкубаторе устанавливается, а 27,3 % предпочитают не вводить ограничений по срокам. При этом согласно результатам опроса более 45 % тех, кто ограничивает время пребывания предприятий периодом их становления, добиваются этого путем понуждения — увеличением размера арендных платежей.
Сегодня НСБИ, по данным информационного сайта содружества, объединяет уже 85 бизнес-инкубаторов из различных регионов России.
Технопарки по смыслу своей основной деятельности сильно напоминают бизнес-инкубаторы, но создаваемые на базе вузов, как правило, в крупных университетских центрах для использования научного потенциала и коммерциализации разрабатываемых технологий путем создания и развития размещаемых на территории технопарка малых инновационных предприятий. Создание технопарков и поддержка их деятельности требуют значительных стартовых ресурсов, именно поэтому не все из созданных в 90-х годах технопарков сегодня одинаково эффективно функционируют.
Если бизнес-инкубаторы формировались в основном под патронажем федеральных и региональных администраций в рамках государственных программ поддержки малого бизнеса, то технопарки начали создаваться при поддержке Миннауки России при крупных институтах РАН и высшей школе. Причем, как отмечалось выше, начало этого движения следует отнести к деятельности первых научно-технических центров творчества молодежи, т. е. раньше, чем были развернуты основные программы поддержки малого бизнеса.
Не удивительно поэтому, что Ассоциация «Технопарк» возникла еще в 1990 г. для координации деятельности по созданию и развитию технопарков, разработки научно-методического и информационного обеспечения формирования технопарков в России, подготовки для них специалистов.
Сегодня Ассоциация «Технопарк» объединяет свыше 90 российских и зарубежных членов. Одним из приоритетных направлений ее деятельности является подготовка кадров для технопарков, инкубаторов бизнеса, малых инновационных предприятий и фирм. Большая помощь в области подготовки кадров была оказана зарубежными партнерами Ассоциации из Великобритании, США, Канады, Германии и т. д. Другим направлением деятельности Ассоциации «Технопарк» является разработка научно-методических основ создания, функционирования и управления технопарками. С учетом мирового опыта ассоциацией была сформулирована и отработана на практике концепция создания технопарковых и иных инновационных структур на территории России и в странах СНГ.
В настоящее время в 25 регионах Российской Федерации действует свыше 50 технопарков, 25-30 % из них — это стабильно функционирующие структуры. Учредителями российских технопарков являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации. Суммарно в технопарках России размещено около 1000 малых инновационных предприятий; действует около 150 малых предприятий сервисного назначения; организовано более 10 000 новых рабочих мест.
Следует отметить, что бизнес-инкубаторы и технопарки существуют не только в чистом виде. Часто в зависимости от особенностей конкретного региона, специфики возлагаемых задач, характера партнерских отношений и т. д. создаваемая структура обладает набором признаков, присущих различным структурам поддержки. Бизнес-инкубаторы, например, могут существовать в структуре технопарков. Кроме того, в своей эволюции структура, первоначально созданная как бизнес-инкубатор, со временем за счет расширения партнерских отношений может выполнять функции, присущие инновационным центрам, промышленным паркам или каким-то иным элементам инфраструктуры. Именно так происходил процесс развития инфраструктуры в России, когда структуры поддержки, созданные первоначально как, например, учебноделовые центры в рамках совместных проектов с зарубежными партнерами, смогли продемонстрировать высокий рыночный потенциал и качество команды менеджеров. На следующих этапах, например, в рамках реализации федеральных и региональных программ создания инфраструктуры поддержки именно эти факторы стали определяющими для того, чтобы на базе этих центров формировались новые структуры — агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки и центры поддержки инноваций и так далее. Таким образом, и бизнес-инкубаторы, и технопарки являют собой лишь часть достаточно разветвленной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В области поддержки инновационной активности малого бизнеса помимо них большую роль играют федеральные и региональные
фонды, формируемые за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования и осуществляющие отбор и финансирование на возвратной основе инновационных проектов. Крупнейшими из них являются Российский фонд технологического развития (РФТР) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданные по инициативе и при непосредственном участии Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в начале 90-х годов.
Для формирования национальной инновационной системы, поддержки малых предприятий осуществляется реализация нового этапа Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере (на 2001-2003 гг.). Первая программа реализовывалась в период с 1999 г. по 2000 г.
За прошедшее с начала действия Программы время при долевом участии средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств в 24 регионах России создано 50 инновационнотехнологических центров, в которые входят сотни малых технологических предприятий. При этом в 8 регионах России, обладающих высоким научно-технологическим потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Зеленоград, Нижний Новгород, Владимир), создано 18 федеральных инновационно-технологических центров, в которых разместилось около 400 малых технологических предприятий с общей численностью работающих около 7 тыс. чел. Работа этих центров содействует эффективной реализации имеющегося в регионах интеллектуального продукта в конкурентоспособные товары, стимулирует реальное инвестирование российского частного капитала в инновационную деятельность, способствует повышению экспортного потенциала отечественной высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
Инновационный процесс ускоряется в 2-3 раза и примерно в 2 раза сокращаются затраты на инновации; возрастает годовой объем реализации продукции на одного работающего (на 40-80 %); возрастает эффективность использования ресурсов.
Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации создается многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере России. В рамках этой системы уже прошли обучение и переподготовку сотни специалистов малых инновационных предприятий. Важным звеном этой системы является Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, имеющий 12 своих филиалов в регионах Российской Федерации.
Одной из актуальных задач является создание условий, при которых действующие инновационные структуры могли бы решать задачи регионального и федерального уровня по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Ее решение возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства.
Продолжается развитие поддержки малых инновационных предприятий в области маркетинга и рекламы путем стимулирования и поддержки систематически организуемых инновационных выставок-ярмарок, на которых малые предприятия инновационной сферы из различных регионов России получают возможности не только реализовать конкретные разработки, но и обменяться опытом, найти контрагентов.
Решению этой проблемы способствует также введение в опытную эксплуатацию первой очереди системы информационного обеспечения инновационно-технологических центров. Создан электронный банк данных инновационных проектов, рекомендованных экспертизой к реализации. В сети Интернет открыт информационно-консультационный центр по вопросам коммерциализации технологий, включающий правовые аспекты, охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности.
Решение задачи развития конкурентоспособного технологического потенциала страны требует привлечения внебюджетных финансовых ресурсов на цели разработки и реализации наукоемких инновационных проектов, в том числе в форме венчурного инвестирования, эффективность которого подтверждена мировой практикой. В этой связи необходимо отметить активную деятельность Венчурного инвестиционного фонда, созданного под эгидой Минпромнауки России, а также Российской ассоциации венчурного инвестирования, объединяющей основные институты, действующие на данном рынке.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в России созданы практически все необходимые базовые элементы поддержки инновационного предпринимательства, которые в совокупности способны оказать содействие малым инновационным предприятиям в их становлении и деятельности. Вместе с тем значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства, в том числе и в сфере инновационной деятельности:
- несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;
- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
- недобросовестная конкуренция;
- несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;
- неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
- проблемы кадрового обеспечения подготовки специалистов для малого предпринимательства;
- административные барьеры;
- доступ к федеральному и муниципальному имуществу.
Инновационная деятельность является одним из факторов повышения эффективности российской экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслей и реформирования предприятий.
Повышение инновационной активности малых предприятий производственной сферы, способствующих сохранению и приумножению научно-технического потенциала страны, становится одним из важнейших направлений экономической стратегии, что нашло отражение в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренной Государственным советом Российской Федерации в декабре 2001 г.
Библиографический список
1. Анышин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: учеб. пос. М.: «Анкис», 2006. 360 с.
2. Кислов Д.В. Малые предприятия. М.: ЗАО «Издательский Дом «ГлавБух», 2007. 352 с. («Бухгалтерская панорама»)
3. Кузнецов K.M. Государственные и рыночные механизмы
регулирования инновационного предпринимательства //
Государственность и государственная служба в России: пути развития. РАГС - СЗАГС. СПб, 2007. Вып. 6. 140 с.
4. Мировая экономика: учебник / под ред. проф. A.C. Булатова. М.: Юристъ, 2006. 769 с.
5. Цыганов А.Г. Инновации в малом бизнесе (Институциональный аспект) // Инновационная экономика России. 2008. Дек./Февр. С. 168.
J.V.Karpchenko
Innovations in small business
The innovations occuring in sphere of small business are submitted. Classification and the examples most widespread in this area is resulted.