УДК 338.49:001.895
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ ПРИ ВУЗАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА И МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© К.С. Синицына1, В.Л. Рупосов2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Авторами проведено исследование бизнес-инкубаторов при вузах Сибирского федерального округа. В ходе проведенного исследования выявлена существующая модель деятельности бизнес-инкубаторов, проблемы данной модели. Предложена усовершенствованная модель деятельности бизнес-инкубаторов, преодолевающая недостатки существующей. Ил. 3. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: бизнес-инкубатор; инновационная инфраструктура.
ANALYSIS OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT UNIVERSITY BUSINESS INCUBATORS AND MODEL TO IMPROVE THEIR PERFORMANCE EFFICIENCY K.S. Sinitsyna, V.L. Ruposov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
Having studied business incubators at the universities of the Siberian Federal District the authors identified the existing model of business incubator activities and the problems of the model. An improved model of business incubator activities that overcomes the shortcomings of the existing one is proposed. 3 figures. 2 sources.
Key words: business incubator; innovation infrastructure.
Многие российские предприятия с целью поддержания на должном уровне конкурентоспособности взяли курс на инновационное развитие. Одним из способов внедрения и развития инноваций в крупных компаниях является заказ их у малых инновационных предприятий (МИП), в том числе и при вузах. Однако малые инновационные предприятия в своем развитии сталкиваются с проблемами, самостоятельное решение которых вызывает затруднения. С этой целью сейчас всё активнее идет процесс создания объектов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов (БИ), центров коллективного пользования, технопарков и т.д.
Проведенный анализ ставил своей целью изучить бизнес-инкубаторы при вузах Сибирского федерального округа, выявить основные проблемы их деятельности и обозначить перспективы.
Бизнес-инкубаторы являются наиболее подходящими объектами для размещения компаний посевных стадий, основатели и менеджеры которых принимают решение о необходимости арендовать новые площади. Бизнес-инкубатор создает наиболее благоприятные условия для стартового развития малых, в первую очередь инновационных, предприятий. Он предоставляет им комплекс услуг и ресурсов, который включает в себя обеспечение предприятий площадя-
ми на льготных условиях, обучение персонала, консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включающий постоянную помощь в управлении предприятием и специализированные программы обучения, а также доступ к финансированию и предоставление существенных ценовых льгот. Всё это значительно увеличивает шансы на выживание и уменьшает расходы на операционную деятельность.
Многие бизнес-инкубаторы расположены в технопарках и могут пользоваться инновационной инфраструктурой вуза и оборудованием центров коллективного пользования и лабораторий. Часть бизнес-инкубаторов имеет отраслевую специфику, которая может быть обусловлена наличием центра коллективного пользования или специализированного посевного фонда (что характерно для инкубаторов интернет-проектов).
По оценкам Министерства финансов, в 2010 году на российском рынке действовало около 120 бизнес-инкубаторов. Всего же в мире их насчитывается от 4 до 6 тысяч [2].
В России бизнес-инкубаторы появились в середине 90-х годов: тринадцать структур такого рода было создано в рамках «Морозовского проекта» Академии менеджмента и рынка. Ещё несколько инкубато-
1Синицына Ксения Сергеевна, менеджер отдела развития инновационной деятельности, тел.: (3952) 405901, e-mail:[email protected]
Sinitsyna Kseniya, Manager of the Department for Innovation Development, tel.: (S952) 4G59G1, e-mail: [email protected]
2Рупосов Виталий Леонидович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, директор технопарка, тел.: (3952) 405901, e-mail: [email protected]
Ruposov Vitaly, Candidate of Geological and Mineralogical sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Director of Technopark, tel.: (S952) 4G59G1, e-mail: [email protected]
ров - благодаря грантам, финансируемым различными организациями США и Канады. В 1995 году руководители бизнес-инкубаторов приняли решение о создании профессиональной организации. В 1996 году инициативная группа из Ростова-на-Дону предложила организовать Национальное содружество бизнес-инкубаторов (НСБИ), которое было учреждено в форме некоммерческого партнерства.
Сегодня НСБИ объединяет бизнес-инкубаторы и объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (технопарки, учебно-деловые центры, инновационно-технологические центры и др.), а также организации, деятельность которых связана с созданием и развитием малых предприятий. НСБИ является учредителем 12 бизнес-инкубаторов и других объектов инновационной инфраструктуры России. На данный момент в Содружество входит 33 бизнес-инкубатора.
Другим направлением объединения бизнес-инкубаторов и содействия их развитию является Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий. Ассоциация возникла в июле 2011 года по инициативе представителей технопарков, которая была поддержана Министерством связи и массовых коммуникаций России. Ассоциация призвана вырабатывать единые критерии и подходы к организации деятельности технопарков.
Типы бизнес-инкубаторов
Существующие бизнес-инкубаторы можно классифицировать следующим образом:
• Инкубаторы, сложившиеся при вузах в 1990-е годы и возникающие в настоящее время;
• Инкубаторы, созданные по программе Министерства экономического развития РФ;
• Частные бизнес-инкубаторы, образованные при посевных фондах в основном для развития интернет-проектов;
• Интернет-инкубаторы, являющиеся виртуальными площадками для предоставления информации об инновационных компаниях;
• БеесИюизез - комплексные структуры уровня технопарка, включающие в себя бизнес-инкубаторы как один из инструментов создания потока новых проектов [1].
С точки зрения высшего учебного заведения инкубатор является одним из инструментов развития инновационной инфраструктуры. Бизнес-инкубаторы при вузах позволяют научным работникам и преподавателям реализовать рыночный потенциал своих разработок, занимаясь предпринимательством без отрыва от научной деятельности и потери связи с университетом. В свою очередь, студентам и выпускникам учебных заведений инкубатор дает возможность успешно стартовать в бизнесе, снижая риски в случае неудачи.
Бизнес-модель и проблемы развития бизнес-инкубаторов в России
Управляющие компании бизнес-инкубаторов используют следующие источники финансирования текущей деятельности:
1. Арендная плата. Этот источник характерен для бизнес-инкубаторов, которые получили здание в
долгосрочную аренду или оперативное управление и могут иметь доходы от аренды. Такой механизм финансирования представляется наиболее стабильным, поскольку существует спрос на офисные помещения. Однако в случае с государственными инкубаторами доходы от аренды поступают в бюджет региона и не могут использоваться для финансирования текущей деятельности. Возможным решением является передача зданий инкубатора в доверительное управление на конкурсной основе на период 2-3 лет с четким отслеживанием достижения ключевых показателей результативности управляющей командой.
2. Процент от привлечения денег в проект (success fee). Эта бизнес-модель, прежде всего, характерна для частных бизнес-инкубаторов, аффилированных с посевными фондами. В условиях неразвитости венчурного рынка она может работать исключительно для кэптивных (нерыночных) посевных структур.
3. Доля в проекте. Эта бизнес-модель характеризуется ещё большими рисками и сроками окупаемости. В каком-то виде она может быть характерна для образования инкубаторов при вузах или крупных предприятиях, когда компании предоставляется льготная аренда в обмен на долю в проекте. В частности, вузы могут создавать предприятия на основе Федерального закона № 217-ФЗ, согласно которому университет вкладывает интеллектуальную собственность в уставный капитал предприятия.
4. Дополнительные платные услуги (консалтинг, образование). Эта бизнес-модель является весьма эффективной и позволяет управляющей компании зарабатывать деньги в обозримой перспективе. Для её существования необходимо наличие площадей, которые предоставляются на льготных условиях, а также большого потока инновационных проектов, способных оплачивать консалтинговые услуги.
Как было отмечено выше, многие бизнес-инкубаторы предоставляют, помимо аренды помещений, ещё и услуги по развитию бизнеса. В большинстве существующих инкубаторов эти услуги предоставляются на бесплатной основе, что снижает мотивацию менеджмента в обеспечении должного качества услуг. В деятельности бизнес-инкубаторов обнаруживаются и другие проблемы:
1. Отсутствие у региональных инкубаторов эффективной бизнес-модели;
2. Недостаточное начальное финансирование, высокая себестоимость содержания площадей, оборудования;
3. Недостаточное количество площадей и оборудования, что делает инкубаторы, особенно сложившиеся при небольших вузах, недостаточно эффективными из-за отсутствия массы проектов, достаточной для окупаемости;
4. Отсутствие поддержки со стороны федеральных и региональных властей. Это относится к финансированию текущей деятельности управляющей команды до выхода на плановую рентабельность бизнес-модели;
5. Юридические проблемы - пробелы в законо-
дательстве в сфере малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Как отдельную проблему можно выделить сложность с регулированием арендных ставок для инкубаторов, созданных при вузах и находящихся в федеральной собственности.
К числу внутренних причин такого положения можно отнести:
1. Отсутствие детально разработанного плана развития инкубаторов, отвечающего экономическим стандартам, а также низкий уровень текущего и краткосрочного планирования;
2. Слабую связь с инновационным сообществом и другими субъектами инновационной инфраструктуры;
3. Проблемы с обеспечением конкуренции среди провайдеров услуг;
4. Низкую проработку идей с точки зрения коммерциализации и недостаточное количество перспективных идей с точки зрения успешного, высокодоходного бизнеса.
В ходе анализа бизнес-инкубаторов при вузах Сибирского федерального округа были исследованы 58 инкубаторов округа.
Проанализировав полученные в ходе исследования сведения, можно выделить следующие основные направления целей бизнес-инкубаторов Сибирского федерального округа:
1. Привлечение молодежи к инновационному пред принимател ьству.
2. Развитие инновационных проектов и коммерциализация технологий.
3. Практическая реализация и развитие научно-образовательного потенциала.
При этом следует отметить, что подавляющее большинство бизнес-инкубаторов, созданных при вузах, поддерживают проекты, направленные на коммерциализацию интеллектуальной собственности данных вузов или компаний-партнеров вузов.
Распределение бизнес-инкубаторов по субъектам Сибирского федерального округа выглядит следую-
щим образом:
1. Из 54 бизнес-инкубаторов, действующих в округе, 25 расположены на территории Новосибирской области;
2. 8 бизнес-инкубаторов - в Томской области;
3. 6 бизнес-инкубаторов - в Омской области.
На рис.1 приведена диаграмма, отображающая распределение бизнес-инкубаторов при вузах по субъектам Сибирского федерального округа.
Одной из проблем бизнес-инкубаторов является ориентированность их руководства не на качественные, а на количественные показатели. Причиной тому часто становится то, что университеты придерживаются определённых программ развития, в которых отображаются и показатели, напрямую связанные с деятельностью бизнес-инкубаторов. Поэтому часто целью руководства бизнес-инкубаторов является увеличение числа малых инновационных предприятий, вместо оказания квалифицированной, качественной поддержки малому числу действительно инновационных компаний.
Также существует проблема недостатка инновационных идей. Как говорит по этому поводу пресс-секретарь Омского регионального БИ, из 15-20 заявок, поступающих на конкурс в БИ, только 3-4 являются инновационными. Остальным инкубатор шанса на получение их услуг не дает.
Также в ходе анализа деятельности было выявлено, что у большинства бизнес-инкубаторов не наблюдается ярко выраженной специализации. То есть резидентами могут стать как представители машиностроительной отрасли, так и медицинские предприятия. Однако для большинства университетских инкубаторов характерно предпочтение тем предприятиям, которые направлены на реализацию проектов университета.
Для остальных инкубаторов можно выделить другую проблему: предоставление помещений и прочих преференций предприятиям, не имеющим отношения к инновационной деятельности. Так, резидентами некоторых БИ являются туристические агентства, пред-
Рис. 1. Распределение бизнес-инкубаторов при вузах Сибирского федерального округа по субъектам
приятия по производству чулочно-носочной продукции и т.д.
Нередкой является ситуация, когда в числе резидентов БИ оказываются компании, оказывающие консалтинговые услуги, занимающиеся рекламой, то есть отчасти тем, чем занимается сам инкубатор.
Бизнес-инкубатор, как организация, направленная на поддержку малого инновационного бизнеса, должен не только предоставлять помещения, но и услуги, необходимые для развития бизнеса. К числу таких услуг можно отнести, в частности, организацию встреч с представителями бизнеса, чтобы резиденты инкубаторов получили возможность общения с опытными бизнесменами. Однако на практике такой подход встречается редко. В Иркутске существует некоммерческая организация, выполняющая функции бизнес-акселератора. Эта организация, хоть и не относится к вузам, подобные мероприятия сделала основой своей работы.
В целом же, описывая работу большинства существующих бизнес-инкубаторов, можно сформулировать модель, представленную на рис. 2.
Согласно описанной модели, бизнес-инкубатор объявляет конкурс по отбору резидентов, которым планируется предоставлять свободные помещения и услуги. К руководству инкубатора поступают обращения от авторов-разработчиков проектов.
Из описанной модели можно понять, что в большинстве случаев при решении вопроса о поддержке проекта определяющим является факт принадлежности проекта к приоритетному направлению развития бизнес-инкубатора университета: если он разрабатывается учеными, работающими в том вузе, в бизнес-инкубатор которого они обращаются, этому проекту окажут поддержку, даже если его перспективность находится под сомнением. Если же проект разрабатывался не в университете, то в большинстве случаев ему будет отказано в поддержке.
Рис. 2. Существующая модель работы бизнес-инкубатора при вузе
Далее следует ответить на вопрос о проработанности проекта: готов ли проект к коммерциализации? Адекватна ли имеющаяся у авторов концепция проекта и его оценка с экономической и маркетинговой точек зрения? Исходя из ответа на данный вопрос будет принято решение либо о доработке проекта, либо о создании предприятия и размещении резидента в помещениях инкубатора. Однако начинающие предприниматели, помимо помещений, испытывают острую нехватку предпринимательских навыков и компетенций.
Представленная на рис. 2 модель не указывает на одну из существующих проблем инкубаторов малого бизнеса при вузах: большинство ученых не стремятся к коммерциализации своих проектов. Проекты часто не выходят за рамки написанной диссертации или научной статьи. Причиной этому может быть нежелание непосредственного автора заниматься предпринимательской деятельностью.
Предлагается следующая модель работы инкубатора малого бизнеса при вузе:
Рис. 3. Предлагаемая модель работы бизнес-инкубаторов при вузах
В процессе работы сотрудников инкубатора малого бизнеса с кафедрами, лабораториями и центрами университета необходимо выявлять и привлекать к сотрудничеству авторов перспективных инновационных проектов. Авторов следует приглашать на обучение основам предпринимательской деятельности, ведения бизнеса. В процессе обучения предлагается закреплять за каждым инновационным проектом куратора из управления инновационной деятельности университета или другой подобной структуры, который будет направлять авторов в процессе коммерциализации проекта, оказывать консультационную поддержку в области проработки бизнес-модели, написания бизнес-плана, проведения маркетинговых исследований.
При объявлении конкурса по отбору резидентов инкубатора малого бизнеса авторы, за которыми были закреплены кураторы, смогут представить к оценке более проработанный проект.
Затем, в зависимости от степени проработанности проекта, он либо направляется на доработку (в частности, авторов проекта возможно направить на обучение), либо автор совместно с куратором работают над поиском инвесторов: дорабатывают бизнес-модель, рассчитывают финансовые и инвестиционные показатели, представляют проект на инвестиционных комитетах. При этом автору может быть предоставлен доступ к центрам коллективного пользования оборудованием, а в отдельных случаях - помещение бизнес-
инкубатора на льготных условиях. Схема описанной модели представлена на рис. 3.
Далее, в случае получения автором инвестиций на реализацию проекта, предполагается создание малого инновационного предприятия и получение статуса резидента инкубатора малого бизнеса со всеми привилегиями, предоставляемыми резидентам.
В случае если проект не получает инвестиций и грантов, он направляется на доработку. Если же и после доработки автор не получает инвестиций, работа по продвижению проекта завершается, но при этом данные о проекте вносятся в базу инкубатора, которая доступна всем потенциально заинтересованным лицам.
Однако при существующей ориентации вузов на отчетные показатели представленная модель не сможет работать эффективно, так как вероятность того, что будет обеспечено необходимое количество вновь образующихся предприятий, мала.
Есть и ещё одна проблема, препятствующая внедрению данной модели: низкий уровень поддержки инкубаторов малого бизнеса при вузах со стороны властей. Предусматривается, что вся консультационная поддержка, оказываемая на первоначальных этапах, будет бесплатной для предприятий. Соответственно, средства предприятий инкубатора не могут быть направлены на оплату труда кураторов проектов. В данном случае необходимы субсидии со стороны муниципальных бюджетов.
Библиографический список
1. Инновации: ключ на старт. Экосистема венчурных ком- 2. Кудрин А. Технопарки и бизнес-инкубаторы проверят на паний посевного цикла: состояние и перспективы / ООО эффективность // Сайт ИА «Альянс-Медиа».
Наутех, коллектив авторов. М.: Бизнес-журнал, ИД Компью- 1Нр://\м\м\м.а11теС1а.ги/пе\м8Йет.азр?^=869103 терра, 2010. 288 с.
УДК 338.22
РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© А.П. Стерхов1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Предложен путь трансформации ресурсного потенциала в инновационный. Приведены основные базовые принципы функционирования субъектов инновационной деятельности. Сформулирована главная цель обеспечения комплексной безопасности инновационного предприятия. Определена главная роль в обеспечении конкурентоспособности инновационного бизнеса. Приведена схема обеспечения конкурентоспособности инновационного бизнеса. Проанализированы данные исследований по виктимизации субъектов предпринимательской деятельности. Сформулированы некоторые фундаментальные свойства безопасности. Даны основные свойства сложных систем применительно к вопросам безопасности инновационного бизнеса. Приведены основные факторы, составляющие внутренние угрозы безопасности инновационного бизнеса. Ил. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: комплексная безопасность бизнеса; политика обеспечения корпоративной безопасности; субъекты инновационной деятельности; трансформация ресурсного потенциала в инновационный; конкурентоспособность инновационного бизнеса.
1Стерхов Анатолий Петрович, кандидат технических наук, доцент, директор Центра взаимодействия с работодателями и ассоциацией выпускников ИрГТУ, тел.: 89641026955, e-mail: rabota @istu.irk.ru
Sterkhov Anatoly, Candidate of technical sciences, Associate Professor, Director of the Center for Employers and ISTU Graduate Association Interaction, tel.: 89641026955, e-mail: [email protected]