Принятый нашей страной курс на модернизацию предполагает не только совершенствование техники и технологии производства, но и заботу о развитии национальной системы образования, о воспитании высоконравственного, ответственного и творческого поколения граждан. С количественными характеристиками у отечественной высшей школы проблем нет. Динамика постсоветского периода выглядит очень позитивно.Если в 1991 учебном году обучалось 188 тыс. студентов, то в 2001-м - уже 281 700, а в 2012-м - 445 600 [1]. Хотя за 22 года население страны сократилось и доля молодежи в нем уменьшилась, студентов стало больше в два с лишним раза. С одной стороны, высшее образование стало исключительно массовым и общедоступным, с другой -начало стремительно обесцениваться.
Резюме. В статье автор анализирует позиции республики в мировом высшем образовании, выявляет значительный разрыв между формальными критериями (долей обладателей высшего образования, продолжительностью обучения и т.п.) и показателями качества образования, измеряемого наличием необходимых экономике компетенций, умений и навыков, подчеркивает тот факт, что образовательная структура населения значительно расходится с профессионально-квалификационной структурой экономики. Ключевые слова: образование, инфраструктура высшей школы, Болонский процесс, деформация, научно-технологический потенциал.
О некоторых аспектах высшего образования в Беларуси
В первую очередь об этом говорит анализ позиций республики в мировом высшем образовании, достаточно взглянуть на международные рейтинги, чтобы убедиться в серьезном отставании наших лидирующих вузов от университетов развитых стран. В оценках Европейского инновационного табло (раздел «Человеческие ресурсы») мы выглядим совсем неплохо, что подтверждается соответствующими индексами (табл. 1) [2]. По данным Института Всемирного банка, по индексу знаний (способность генерировать, воспринимать и распространять научные знания) в рейтинге 146 стран за последние 3 года Беларусь поднялась с 52-го места на 45-е, по индексу экономики знаний (наличие в стране условий для эффективного использования научных знаний в целях экономического развития) - с 73-го на 59-е, уступая из стран СНГ только России (43-е и 55-е место соответственно), а по второму показателю -и Украине (56-е место).
Исходя из сравнительной оценки количества образован-
Александр Коршунов,
ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат физико-математических наук
ных кадров для инновационного развития, ситуация в Беларуси благоприятна, однако при этом инновационная активность страны достаточно низкая. Отсутствие положительной связи между показателями образования и инновационного развития обусловлено следующими причинами. Во-первых, существует значительный разрыв между формальными критериями (например, долей обладателей высшего образования, продолжительностью обучения и т.п.) и показателями качества образования, измеряемого наличием необходимых экономике компетенций, умений и навыков. Во-вторых, образовательная структура населения значительно расходится с профессионально-квалификационной структурой экономики. Структура человеческого капитала не соответствует структуре спроса на него, а имеющийся запас ЧК используется малопродуктивно. Опросы предприятий свидетельствуют о недостатке квалифицированных кадров, что препятствует инновационному развитию. Актуальной задачей становится повышение качества высшего образования, оно должно соответствовать по-
требностям студентов и рынка труда, стимулировать инновации в бизнесе и общественное развитие, вносить вклад в международную конкуренцию [2].
Эти выводы подтверждают статистические данные [3]. В табл. 2 приведены процентные соотношения выпуска дипломированных специалистов по профилям некоторых специальностей за 2012 г., которые демонстрируют явный «перекос» в подготовке кадров. На одного выпускника с техническим или естественно-научным образованием приходится 2-3 дипломированных гуманитария. Такое положение дел в стране существует уже два десятилетия, в результате чего появились диспропорции в распределении специалистов по направлениям и экономическим видам деятельности. С течением времени аналогичная ситуация наметилась и среди научных кадров высшей квалификации, докторов и кандидатов наук. Так, если на 100 исследователей по состоянию на 1 января 2014 г. в области естественных наук приходилось 8 докторов и 29 кандидатов наук, медицинских наук -9 и 32, гуманитарных - 14 и 44, то в области технических наук всего 2 и 7 соответственно [4]. При этом на фоне уменьшения численности кандидатов наук -в Беларуси в целом существенно сократилась социальная база воспроизводства докторов наук. Если в 1990 г. на одного из них приходилось 10 кандидатов наук, то сегодня - всего 4
Отметим, что в США были проведены исследования, которые показали, что увеличение выпуска юристов на 1% в составе рабочей силы приводит к снижению темпа экономического роста почти на процент. К сожалению, нет данных по остальным профессиональным группам, их вкладу в добавлен-
Показатели
ЕС-27 Беларусь
Ресурсы
Человеческие ресурсы
Выпуск аспирантов и докторантов (МСКО 6) на 1000 человек в возрасте 25-34 лет 1,5 0,8
Доля населения в возрасте 30-34 лет, имеющего завершенное третичное образование (МСКО 5 и 6), процентов 34,6 59,6
Доля молодежи в возрасте 20-24 лет, получившей, по крайней мере, общее среднее образование, процентов 79 92,6
ную стоимость, анализ которых был бы весьма интересен.
Такая деформация научно-технологического потенциала создает угрозу для национальной безопасности. Это отставание в процессах перехода к новым технологическим укладам, широкое использование устаревших и экологически опасных технологий, дестабилизация общества в социальном разрезе. Так, по информации руководителя кафедры социальной работы и социального права Минского филиала Российского государственного социального университета, основанной на данных одного из социологических исследований [5], 70% молодежи желает работать за рубежом. Как минимум целесообразно задаться вопросом: почему у нее существует такая установка? Это же угрожающий социальный фактор!
В Беларуси высшее, среднее и специальное образование за последние 20 лет претерпело существенные изменения, несмотря на то что доставшаяся ей в наследство советская система обучения считалась одной из лучших. В образовании был взят курс на евроинте-
грацию. Многие новые явления, в частности сокращение до 4 лет программ подготовки специалистов, связаны с Болон-ским процессом. Это, возможно, было бы целесообразным, если бы дополнялось развитием полноценных программ второго цикла (магистратура). Однако если в странах ОЭСР, основываясь на данных 2010 г., 15% студентов получили магистерскую степень, то в Беларуси только 1,15% их обучались по программам второго цикла. Например, в 2013 г. количество магистрантов составило 4,5% от всех выпускников [6].
По сути, образование по Болонской системе есть не что иное, как публичное (массовое) высшее образование, что, с одной стороны, обеспечивает общее повышение интеллектуального потенциала нации при соответствующем уровне его качества, но не всегда ориентировано на подготовку высококвалифицированных кадров, по крайней мере, в части технических и естественнонаучных специальностей. При этом в странах, подписавших Болонское соглашение, наряду с двухуровневой системой «бакалавр - магистр» сохра-
Профиль образования Выпуск специалистов с высшим образованием по профилю образования, % Выпуск из магистратуры учреждений высшего образо-
вания по профилю образования, %
Право. Экономика. Управление. 46 33
Экономика и организация производства
Естественные науки 2,6 8,6
Техника и технологии 15 17,4
Таблица 1. Из анализа позиций Беларуси в мировом высшем образовании, по данным Европейского инновационного табло
Таблица 2.
Соотношения
выпуска
дипломированных специалистов по профилям некоторых специальностей за 2012 г.
нены национальные системы подготовки высококвалифицированных кадров для конкретных направлений деятельности и производств. В Беларуси же такие системы практически не работают. Вузы, действующие по схеме «бакалавр - магистр», находящиеся в ведении Минобразования, взаимодействуют с предприятиями отраслевых министерств лишь формально. Практическое отсутствие коммуникации с работодателями приводит систему образования к изоляции от рынка труда. Все проходит по схеме: «окончил университет, пошел на работу - учись заново», то есть по сути речь идет о переучивании выпускников.
Инфраструктура высшей школы слабо интегрирована в инновационную систему Беларуси: в 2011 г. удельный вес имеющихся в распоряжении высшей школы инновационно активных предприятий составил всего 6,4% от их общей численности, вклад вузовской науки в продукцию промышленного производства - 2,7%, в модернизацию действующих производств - 13,6% и технологий - 4,7% [7]. В то же время ресурсная база научного персонала задающих инновационный тон отраслевых НИИ и НАН Беларуси в своем подавляющем большинстве подготавливается в стенах университетов.
Лишь в последние годы в системе Минобразования стали предусматривать увеличение подготовки кадров для работы в таких отраслях, как микроэлектронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, биотехнологии, нанома-териалы и нанотехнологии, космическая техника. По данным Министерства, доля специалистов с высшим инженерно-техническим образованием в вы-
пуске государственных УВО к 2015 г. достигнет 30%, а по профилям «Техника и технологии», «Естественные науки», «Архитектура и строительство» по всем формам получения высшего образования в УВО будет подготовлено 100 тыс. человек. Значительное увеличение приема абитуриентов на ИТ-, нано- и биотехнологические специальности связано с предполагаемым ускоренным развитием данных отраслей в инновационной экономике страны [8].
Работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров ведется и на промышленных предприятиях страны, в первую очередь на крупных - МТЗ, МАЗ, «Атлант», «Мотовело» и др. Однако ее масштабы не соответствуют запросам последних, которые продолжают испытывать недостаток разного рода специалистов. Так, на МАЗе, где занято свыше 20 тыс. человек, задействованы 324 рабочих профессии, из них профтехучилища готовят не более 7. Остальными занимается отдел подготовки кадров с численным составом 10 человек. Понятно, что о качестве обучения в такой ситуации говорить не приходится.
Сегодняшние выпускники не ориентированы на работу на предприятиях. Это связано как с психологией их самих, так и родителей, многие из которых работают на заводах, однако считают, что дети должны находиться подальше от них. Поэтому более 65% белорусских организаций испытывают дефицит квалифицированных рабочих и служащих [9]. С другой стороны, по данным социологического исследования, проведенного в сентябре 2013 г., в качестве основных ценностей высшего образования белорусские студенты на индивидуальном уровне выделяют:
■ перспективы трудоустройства (4,46 из 5);
■ получение знаний (4,45);
■ диплом (4,21);
■ новые знакомства (4,02);
■ новый стиль жизни, новые ощущения (3,82);
■ общение с преподавателями (3,59);
■ возможность научных исследований (3,13) [10].
Приведенные цифры по количеству трудоустроившихся выпускников вузов также свидетельствует о несоответствии качества получаемого образования потребностям в кадрах отраслей экономики. Отметим также последнее место в роли высшей школы по стремлению учащихся к занятиям научной работой. Еще 20 лет назад ситуация была противоположной.
Проблемы высшего образования в Беларуси
Проводимые в нашей стране реформы в этой сфере базируются на представлении системы образования как рыночной структуры, оказывающей услуги населению. Однако для целей инновационного развития государства такой подход не применим, поскольку без высококвалифицированных специалистов такой процесс невозможен в принципе. Прежде всего государство должно быть заинтересовано в уровне образования и, следовательно, рассматривать его не как услугу, а важнейшую государственную функцию, не уступающую по значимости обеспечению национальной безопасности.
Наиболее распространенный подход к проблеме повышения качества образования базируется на том, что в современном мире сформировалась принципиально новая система создания общественного богатства, в основе которого -образование, исследования
и инновации. Сторонники доминирующего «инновационного» подхода констатируют, что в реальном секторе экономики происходит постоянное обновление требований к специалистам той или иной профессии, в то время как в образовании по большей части сохраняется накопительно-консервативная модель. Образование должно быть мобильным, практически ориентированным и способным гибко реагировать на изменения в сфере технологий. Только в этом случае оно сможет быть реальным источником социального развития. Целесообразно иметь такую систему подготовки педагогических кадров, чтобы преподаватель обладал правильным видением экономических процессов, протекающих в обществе, и ориентировал будущих специалистов именно на нужды производства.
К сожалению, в Беларуси образовательные технологии по-прежнему оказываются в целом консервативно-ориентированными, то есть направленными преимущественно на накопление знаний, а не на практическую их реализацию. К тому же они преимущественно дисциплинарные, в то время как инновационная образовательная модель предполагает междисциплинарность, чтобы обеспечить будущему специалисту целостное видение изучаемых процессов, понимание их взаимосвязанности и взаимозависимости. Знания, преподнесенные в систематизированном виде, а не как сумма отдельных разрозненных фрагментов различных дисциплин, значительно проще и эффективнее используются в ходе дальнейшей практической деятельности, что повышает их экономическую целесообразность.
Считается, что перспективным направлением совершенствования государственной по-
литики по повышению качества подготовки специалистов могло бы стать внедрение системы стандартов нового поколения на основе компетентност-ного подхода, что позволит сократить характерный для выпускников учебных заведений разрыв между высоким уровнем теоретических знаний, развитым умением решать типовые задачи и ограниченной способностью применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях для решения сложных задач.
Существует и другая точка зрения, в поддержку которой раздается все больше голосов. В соответствии с общемировым трендом университеты наряду с обучением и исследовательской работой приобретают третью функцию - предпринимательскую, связанную с коммерциализацией научных результатов. По этому пути пошла и Беларусь. Однако в погоне за расширением деятельности вузов и соответствующих рейтингов все меньше внимания уделяется основному предназначению университетов - образовательному. Страдает качество собственно образования, без соответствующего уровня которого невозможна подготовка кадров, адекватных требованиям экономики знаний, обладающих новыми компетенциями и инновационным типом мышления.
Установка образования на обслуживание капитала, текущие потребности противоречит исконной задаче образования - «внекапитали-стической» и даже многократно шире, чем только экономические функции. Это культурная, воспитательная, историческая, познавательная и ряд других миссий, которые формируют общество, слагают его интересы, обусловливают назначение науки и образования как видов творческой деятельности
людей. Сводить же роль науки и образования исключительно к обслуживанию экономики, подготовке кадров либо коммерциализации их услуг и разработок, результатов труда в этих сферах, значит нормативно превращать эти подсистемы в примитивные, вспомогательные, обслуживающие капитал и приспосабливающиеся к нему организации [11].
Если развивать компетенции в ущерб фундаментальной подготовке, то очевидно, что образование ограничится натаскиванием на овладение ограниченным набором определенных знаний и не даст возможностей адаптации человека к изменяющимся условиям, то есть превратится в элементарную дрессировку. В этой связи приведем мнение экс-главы Нац-банка С. Богданкевича о том, что оздоровление и реформирование белорусской экономики надо начинать с реформирования образования, в первую очередь высшего, так как и сегодня уровень преподавания экономических дисциплин, в том числе по банковскому профилю, не дотягивает до мировых стандартов. «Даже многие наши банкиры не берут на работу кредитников и финансистов по образованию, предпочитая брать математиков, которые лучше адаптируются к нынешним условиям» [12].
Утверждение, что вуз обязан готовить специалистов, которые будут востребованы практикой, бизнесом и сразу вольются в работу, обнажает непонимание процесса образования, как и действия, направленные на выделение бакалавров и магистров, с изменением сроков подготовки на четыре и два года соответственно, с «перекройкой» программ обучения. Кроме снижения качества и чехарды с программами - эффекта нет. Есть мнение, что современ-
ная образовательная система должна уходить от узкой специализации, потому что последняя все более лишается смысла. А университет должен заложить лишь определенную парадигму мышления и набор модулей для дальнейшей самостоятельной компоновки образовательной траектории, как это было в советский период после средней школы [13].
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь к 2020 г. предусмотрено выведение отечественной системы образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Регламентации механизмов обеспечения качества на уровне государства посвящена значительная часть Закона «Об образовании». Вместе с тем единого и устойчивого понимания его качества, основных характеристик, актуальности и востребованности не сложилось. Такая же картина наблюдается во всех развивающихся странах, где структура экономики и собственно экономическая политика только формируются. Отрадно, что есть желание что-то делать. Так, в целях повышения качества практической подготовки на предприятиях с высокотехнологичным производством вузы создают свои «представительства». Например, 25 филиалов кафедр на профильных предприятиях, в том числе на НПО «Интеграл», открыто БГУИР, 68 - БНТУ, 18 - Могилевским государственным университетом продовольствия, 4 учебно-научно-производственных объединения и 5 филиалов кафедр созданы Брестским техническим университетом. За 5 лет количество таких структур увеличится практически в 3 раза: в высокотехнологичных организациях и учреждениях НАН Беларуси будет создано 340 филиалов
кафедр, что даст возможность выпускникам университетов приобрести навыки работы на новейшем оборудовании, сократит срок их адаптации в условиях непосредственной практической деятельности.
В Кодекс об образовании подготовлены изменения, нацеленные на усиление практической направленности выпускников вузов. Однако темпы нововведений отстают от все ускоряющихся запросов экономики. Нужны, по нашему мнению, более решительные и радикальные меры. Необходимо переосмысление природы образования, оценка его не просто как сферы передачи и получения определенной суммы знаний и навыков, но прежде всего как элемента социального целого, находящегося в тесной связи с развитием всей социальной системы. Пока же мы руководствуемся принципом «тащить всех подряд», начиная со средней школы, а целесообразно «спрашивать со всех подряд» -школьников, студентов, молодых специалистов, а не только с руководящих работников.
Белорусское образование пока не может правдиво и честно ответить на следующие простые вопросы:
■ для чего и на кого мы учим, и как это должно быть?
■ кто и как учит, и кто и как должен учить?
■ как спланирована
и как управляется система образования?
■ каково ее место в глобальном мире и каким оно должно быть?
В заключение приведем выдержку из недавнего выступления руководителя одного из ведущих отечественных университетов: «Главная задача любого вуза - это подготовка высококвалифицированных кадров, их равномерное распределение по регионам
Республики Беларусь. Причем эту задачу можно разделить на три основных составляющих: подготовка молодых специалистов, подготовка кадров высшей квалификации и, наконец, повышение квалификации и переподготовка работающих специалистов» [14].
Реализация этих положений на практике позволит возродить совсем недавно бытующий термин про выпускников вузов - «командиры производства». При недостатке на предприятиях образованных и инициативных людей с техническим образованием с одними «командирами рынков, банков и офисов» экономику знаний построить нельзя. Тем более что самой востребованной профессией сейчас в некоторых развивающихся странах, в частности в Беларуси, является профессия продавца [15].
Государству пора обратить внимание на инженерное образование, которое всегда было значительным, потому что оно является сердцевиной проведения любой экономической реформы, ее двигателем. Увеличение значения инноваций в экономике, практически непрерывная смена господствующих технологий резко ужесточают требования к базовому обучению инженеров, качеству их интеллектуальных и организационных способностей. Кроме того, резкое возрастание роли малых и средних инновационных компаний в современной высокотехнологичной экономике повышает требования к целостности, универсальности и широте подготовки инженера, который вновь, как и в недалеком прошлом, оказывается одновременно в роли ученого, технического эксперта и руководителя предприятия, что расширяет зону его ответственности. Это особенно актуально для Беларуси с ее высокой степенью
Средства мониторинга
концентрации производства, 90% которого составляет обрабатывающая промышленность, где желательно не допускать превалирования «отверточных» или сборочных производств по лицензии.
Пока же процесс обучения и получения знаний, по мнению многих его участников, фактически превратился в обузу и для школьников, и для студентов, и для преподавателей, а диплом практически ничего не стоит. Ведь после института филологи и инженеры отправляются в торговлю, экономисты занимаются риелторством, а выпускники физмата предпочитают работать в банках. В качестве очередного шага в решении этой проблемы целесообразно создать национальную методику оценки качества образования для выявления существующих проблем в системе образования и выработки дальнейших мер по ее совершенствованию.
See: http://innosfera.org/2015/01/ innovation_education
Литература
1. Электронный ресурс: http://naviny.by/rubrics/ finance/2013/08/05/ic_articles_116_182569/.
2. Богдан Н. И. Международные индикаторы инноваций: оценка сильных и слабых сторон НИС Беларуси // БЭЖ. 2013, №4. С. 31-48.
3. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб.- Мн., 2013. С. 30.
4. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2012 года. Аналитический доклад / под ред. И. В. Войтова, В. Г. Гусакова.-Мн., 2013.
5. Электронный ресурс: http://www.interfax.by/ агШе/1147368.
6. Белорусское образование в контексте международных показателей.Аналитическое издание/Мин-вообразования Республики Беларусь.- Мн., 2013.
7. Электронный ресурс: http://belinstitute.eu/ru/article/1537.
8. Электронный ресурс: http://www.edu.gov.by/main. aspx?g uid=18021 &deta il=49533.
9. Прус Е. Рабочая сила - с сертификатом // Экономика Беларуси. 2014, №2. С. 8-14.
10. Электронный ресурс: http://kukso.by/students-values/.
11.Сухарев 0. Дисфункция образования и науки в России:траектория преодоления // Инвестиции в России. 2013, №5. С. 3-14.
12. Электронный ресурс: http://news.tut.by/economics/395605.html.
13. Электронный ресурс: http://www.vladimirmau.ru/ru/rss/
item/readarticles/zhurna l_ekspert_my_dolzhny_obespechit_
ta koe_kachestvo/.
14. Электронный ресурс: http://bstu.by/—opo/articles/3.html.
15. Электронный ресурс: https://expert.ru/2014/08/20/ inzhenernoe-buduschee/.
Индикаторы
интеллектуальной
собственности
Юрий
Нечепуренко,
заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского института физико-химических проблем БГУ, кандидат химических наук
Большинство инновационных решений в научно-технической сфере базируется на эффективном применении объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, компьютерных программ и др.). Поэтому для количественной и качественной оценки эффективности научно-технической и инновационной деятельности в международных сравнениях на уровне государств, регионов и корпораций все шире используются индикаторы интеллектуальной собственности (ИС). Наиболее широкое распространение они получили в группе государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В период 1999-2013 гг. в Информационном табло ОЭСР по науке, технологиям и промышленности были представлены около 100 показателей, отражающих патентную активность, качественные параметры заявок и патентов, среднегодовые темпы их роста, долю патентов стран и регионов в различных секторах экономики, международную кооперацию при создании объектов промышленной собственности, цитирование патентов в патентной и непатентной литературе, размер лицензионных поступлений и платежей, динамику изменения в балансе платежей
за коммерциализацию ОИС и технологий и др. В статье рассмотрены области применения наиболее распространенных из их числа (табл.).
Схожие индикаторы используются для оценки развития инновационной деятельности стран - членов Европейского союза, которая базируется на системе показателей Комиссии европейских сообществ (КЕС), разработанной Директоратом по предпринимательству этой организации. С 2000 г. ежегодно публикуется Европейское инновационное табло, на смену которому в 2010 г. пришло Инновационное табло Союза. На основании этих индикаторов для каждого государства рассчитывается сводный инновационный индекс (311). Общим для ЕС и ОЭСР является переход в последние годы от расчета отдельных нормированных показателей заявок резидентов на изобретения, поданных в национальные патентные ведомства, и выданных по ним патентов к количественной и качественной оценке «триады» патентных заявок, в том числе поданных по процедуре РСТ (Договор о патентной кооперации) в три ведущих патентных ведомства - Европейское патентное ведомство (ЕРО), Бюро по регистрации патентов и торговых марок США (ШРТО) и Патентное ведомство Японии (1РО), а также введение ряда новых индикато-