СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ИННОКЕНТИЙ СЕРЫШЕВ - СВЯЩЕННИК-ВОСТОКОВЕД
Э.А. Батоцыренов
Байкальский институт природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ, E-mail: [email protected]
Серышев Иннокентий Николаевич -священник, востоковед, журналист, эсперантист. Родился 14 августа 1883 г. в Большой Кударе в семье священника. С 1893 по 1900 гг. обучался в Троицко-савском Алексеевском реальном училище. Вот что писал он в автобиографической статье: «Сообщу о себе, что несколько лет тому назад я жил в одном из захолустных приходов забайкальской области, на границе с Монгольским ханством, среди карым (помесь крестьян с аборигенами - бурятами), в 150 верстах от захолустного городка Троицкосавска с его знаменитою слободою Кяхтою, в 200 верстах от линии железной дороги; мое село расположено среди высоких крупных лесистых гор, кругом тайга, обилие дикого зверья, да и народ живет какой-то несуразный, некультурный. Словом, типичный сибирский медвежий уголок» [1].
f
Серышев Иннокентий Николаевич (1883-1976)
В 1900 г. И.Н. Серышев поступил в только что открывшийся Томский политехнический институт на механический факультет, но на 3-м курсе его бросил. В 1902 г. он женился на Екатерине Федоровне Бондаренко. Приняв в Чите 16 января 1906 г. сан священника, И.Н. Серышев сменил несколько дальних приходов. В 1906-1909 гг. он приходской священник в деревне Дорони-но, а в 1910-1913 гг. - в селении Шер-гольджин. Также он занимался кооперацией, организовал Общество трезвости.
Как пишет сам И.Н. Серышев в своей биографической статье-книжице «Что мне дал язык эсперанто» [1], с международным языком он познакомился в 1909 г. «Как всякий начинающий эсперантист я, конечно, начал не только читать брошюры на этом языке, но и переписываться письмами и открытками с иностранцами; ...постепенно я сам так втянулся в эту переписку, в обмен открытками с видами и типами, что открыл правильный и серьезный обмен таковыми со всем миром, и через 3 года я имел уже 200 корреспондентов из 62-х стран земного шара!», - пишет Серышев.
В 1910 г. И.Н. Серышев получил разрешение епископа Мефодия посетить Афон, заодно побывал в разных странах Европы, встретился со своими единомышленниками-эсперантистами. В 1917-1919 гг. являлся членом совета директоров Союза культурно-просветительских обществ Алтайского края. С 1920 по 1922 гг. жил в Японии, изучал японскую систему образования и в 1924 г. написал книгу «Страна самураев» [2]. Позже жил в Харбине и Пе-
кине (1922-1924), где был преподавателем в железнодорожной школе и Китайском колледже эсперанто. В Харбине прочитал цикл лекций, которые вскоре были опубликованы в журнале «Вестник Азии». Дружил с китаеведами П.В. Шкуркиным и И.Г. Барановым, исследователем-натуралистом Н.А. Байковым и литератором Ф.Ф. Даниленко. Изучал китайскую философию, проблему «желтой опасности» (панмонголизм, панкитаизм и паназиатизм), китайский язык. В 1925 г. эмигрировал в Австралию, стал приходским священником в Сиднее ив то же время редактировал ряд светских и религиозных изданий, в том числе и на эсперанто: «Азия», «Путь эмигранта», «Церковь и наука» и др. Результатом его многолетней работы стала книга «Great, Outstanding, and Eminent Personalities of Russia» (19451946), в которой он собрал биографии известных россиян.
В 1913 г. И.Н. Серышев стал членом Троицкосавско-Кяхтинского отделения Русского географического общества и в том же году сделал пожертвование на Кяхтинский музей. О нем имеется ряд публикаций [3-5]. В архиве Кяхтинского краеведческого музея им. В.А. Обручева хранятся несколько его писем, предназначенные членам отделения [6-10]. В одном из них, написанным в 1925 г. из Харбина, он предлагал издать его книгу «Пешком по японским школам». Будучи в Харбине, священник-эсперантист остро нуждался в деньгах, однако к тому времени Троицкосавско-Кяхтинское отделение практически не занималось издательской деятельностью (за исключением книги В.А. Обручева «Селенгин-ская Даурия»). В письме он отметил: «Летом 1920 года, живя в Японии и знакомясь с жизнью этой страны, при затруднительных материальных условиях, я предпринял пешком путешествия для обозрения начальных школ Японии, находящихся в селах и городах по великому историческому пути Токайдо, соединяющему Токио с Киото. Немного
владея японским и достаточно английским языками, пользуясь в больших городах услугами эсперантистов-японцев» [8]. Хотя путешественник запасся разрешением министерства народного просвещения о содействии, к нему были приставлены сначала тайно, а затем явно шпионы, которые неотступно следовали за ним, в особенности после попытки к бегству. Серышева под расписку сдавали друг другу сыщики разных городов, неотступно следовали за ним и надоедали расспросами «Куда пойдете?», «Зачем?», «Когда вернетесь?».
Неутомимому пилигриму удалось посетить школы разного типа, от больших до малых, от богатых до бедных, в рыбачьих деревеньках и больших селах, в городских, предместных и городах, мужские, женские и смешанные, учительскую семинарию в Сиздока и коммерческую школу в Осаке. Ему удалось собрать большой запас детских рисунков, альбомов и фото из школьной жизни, школы при этом он заставал совершенно врасплох, не показным образом [8]. Книга, помимо прочего, ценна описаниями айнов - коренных жителей Японских островов [11].
Другое письмо, уже из Сиднея, датировано 30 июля 1927 г. Оно начинается следующими словами: «Дорогие друзья! Пишу настоящее послание на практическую тему - по злобному для меня вопросу о приобретении куриной фермы. А так как этот вопрос представляет интерес и для будущих эмигрантов и для лиц, интересующихся Австралией вообще. Недавно я ездил на куриную ферму учителя Ивана Степановича Степанова, всем хорошо известного в Харбине. И вот после поездки туда мне пришла в голову мысль, ранее считавшейся мною как неосуществимая, приняться постепенно за фермерское дело. Вот мне и хотелось бы поделиться добытыми данными по этому вопросу, могущим пригодиться как желающим ехать, так и тем, кто интересуется Австралией. Прежде всего скажу, почему я задумал
(но еще не решил) приняться постепенно за куроферму: года мои не мало - в августе сего года стукнет 44 года, впереди нет никаких особенно радужных надежд» [12].
В тот период эмигрант был стеклодувом - вкалывал на тяжелой и опасной работе.
к \\ \ V \\ Л v \ V 4V \Л L fjr- / .чсл
\ \\\ \ Ч\ V\\ч у». \\ ^и Jfi J utl
/иЛ J
Г- rxf - LT-i__I м£7о л
г i * i
7 '
-m * u /*
¿Г- Л LyfMMiW*
I i. и м л,' ,, f
V|\
'Ji
Рис. Схема курофермы
Денег всегда не доставало, а хотелось стабильности. Одним из неплохих вариантов, улучшить свое материальное положения было куроводство. В письме автор подробно и со знанием дела описывает все аспекты фермерства: климат, почву, кредитную политику и экономические аспекты куроводства (рис.). Так же приводятся точные расчеты и подсчеты выгод и расходов при выращивании кур. Отметим, однако, что фермером-куроводом он так и не стал.
Пятиконечная зеленая звезда является для эсперантистов символом нового светила на горизонте жизни человечества, объединяющего 5 частей света. Романтик-священник чувствовал себя представителем нового знания и нес международный язык миру также, как и веру в Христа. Революций, разрушающие церкви, он не воспринял и стал изгнанником.
В 1936 г. Н.И. Серышев, прочитав заметку о продаже островов Фанинг и Вашингтон (острова на Фиджи), загорелся идеей о создании на них государства «Новая Россия». Там нашли бы приют русские эмигранты из стран Тихого океана и Европы. «Не купить ли их русским эмигрантам, угнетаемым в Европе?» - писал И.Н. Серышев [13]. Однако прижимистые и разобщенные русские эмигранты идею такую не восприняли, а как знать, может быть, сейчас развевался бы флаг Новороссии на фиджийских островах...
Работа выполнена в рамках гранта РГО 02/2014-Н5.
Автор благодарит дирекцию Кяхтинского краеведческого музея им. В.А. Обручева и в особенности М.М. Чагдурову за оказанную помощь при работе в архиве музея.
Список литературы
1. Свящ. Серышев Что мне дал язык Эсперанто. - Саратов, 1916 г. - 16 с.
2. Росов В.А. Иннокентий Серышев и проект «Новая Россия» // Россия и современный мир. - 2008. - № 4. - С. 242-247.
3. Хисамутдинов А.А. Иннокентий Серышев - востоковед и эсперантист // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 148-155.
4. Хохлов А.Н. Священник-ориенталист Иннокентий Серышев и его просветительская деятельность (из истории востоковедения Русского зарубежья // Вестник церковной истории. - 2006. - № 2. - С. 198-213.
5. Патлань Ю. Иннокентий Серышев и Василий Ерошенко в мемуарах А.М. Топорова и в эсперанто-печати 1910-1920-х гг. // Вторые Топоровские чтения на Белгородчине. 19-20 октября 2011 г. - Белгород, 2012. - 144 с.
6. Серышев И. В Японии на пути в Австралию, рукопись (письмо) - 1925, Фонды ККМ.
7. Серышев И. Четверговые острова, рукопись (письмо). - 1925, Фонды ККМ.
8. Серышев И. Пешком по японским школам, рукопись (письмо). - 1925, Фонды ККМ.
9. Серышев И. Круговое письмо № 5, рукопись (письмо). - 1927, Фонды ККМ.
10. Серышев И. Круговое письмо № 6, рукопись (письмо). - 1927, Фонды ККМ.
11. Серышев И. Страна самураев. - Харбин, 1924.
12. Серышев И. Основы японской системы образования // Вестник Азии (Харбин). -№ 51-52.
13. Серышев И. Не купить ли русским эмигрантам два острова? // Новая заря. -1936. - С. 4.