Научная статья на тему 'Инкультурация личности как процесс обретения компетентности в сфере интеллектуальной собственности'

Инкультурация личности как процесс обретения компетентности в сфере интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инкультурация / культура / интеллектуальная собственность / компетентность / молодежь / enculturation / culture / intellectual property / competence / youth

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Токарева Анастасия Александровна

Цель статьи – выявление аспектов процессов инкультурации личности при формировании культуры интеллектуальной собственности. Выявлены факторы, актуализирующие запрос общества на обретение компетенций в области интеллектуальной собственности. Освоение компетенций в области интеллектуальной собственности происходит посредством образования и просвещения, нами предлагается рассмотреть другие механизмы, а именно процессы инкультурации. На основе исследований отечественных и зарубежных авторов обобщены основные идеи понимания феномена «инкультурация» как принятия личностью культуры (общества, корпоративной) и выделены ее основные виды. Приведены практики Центра «Всероссийская патентно-техническая библиотека» Федерального института промышленной собственности – выставки и мультимедийный контент как формальный вид инкультурации. Предложены форматы процессов интеграции личности в культуру интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal inculturation as a process of acquiring competence in the field of intellectual property

The aim of this article is to identify aspects of enculturation processes of a person in the formation of intellectual property culture. Identifies the factors that actualize society’s demand for acquiring competencies in the field of intellectual property. The mastering of competencies in the field of intellectual property takes place through education and awareness, but we propose to consider other mechanisms of formation of values to respect human creative labor, namely the processes of enculturation. Based on the studies of domestic and foreign authors, we summarize the main ideas of understanding the phenomenon of "enculturation" as a person’s acceptance of culture (society, corporate) and highlight its main types. On the basis of the given practices of the Center "All-Russian Patent and Technical Library" of the Federal Institute of Industrial Property – exhibitions and multimedia content, in which the mechanisms of the formal type of enculturation are applied, the formats of the processes of personal integration into the culture of intellectual property are proposed.

Текст научной работы на тему «Инкультурация личности как процесс обретения компетентности в сфере интеллектуальной собственности»

УДК 316.736

А. А. Токарева

Инкультурация личности как процесс обретения компетентности в сфере интеллектуальной собственности

Цель статьи - выявление аспектов процессов инкультурации личности при формировании культуры интеллектуальной собственности. Выявлены факторы, актуализирующие запрос общества на обретение компетенций в области интеллектуальной собственности. Освоение компетенций в области интеллектуальной собственности происходит посредством образования и просвещения, нами предлагается рассмотреть другие механизмы, а именно процессы инкультурации. На основе исследований отечественных и зарубежных авторов обобщены основные идеи понимания феномена «инкультурация» как принятия личностью культуры (общества, корпоративной) и выделены ее основные виды. Приведены практики Центра «Всероссийская патентно-техническая библиотека» Федерального института промышленной собственности - выставки и мультимедийный контент как формальный вид инкультурации. Предложены форматы процессов интеграции личности в культуру интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: инкультурация, культура, интеллектуальная собственность, компетентность, молодежь

Anastasia A. Tokareva

Personal inculturation as a process of acquiring competence in the field of intellectual property

The aim of this article is to identify aspects of enculturation processes of a person in the formation of intellectual property culture. Identifies the factors that actualize society's demand for acquiring competencies in the field of intellectual property. The mastering of competencies in the field of intellectual property takes place through education and awareness, but we propose to consider other mechanisms of formation of values to respect human creative labor, namely the processes of enculturation. Based on the studies of domestic and foreign authors, we summarize the main ideas of understanding the phenomenon of "enculturation" as a person's acceptance of culture (society, corporate) and highlight its main types. On the basis of the given practices of the Center "All-Russian Patent and Technical Library" of the Federal Institute of Industrial Property -exhibitions and multimedia content, in which the mechanisms of the formal type of enculturation are applied, the formats of the processes of personal integration into the culture of intellectual property are proposed.

Keywords: enculturation, culture, intellectual property, competence, youth DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-73-78

За все время своего существования человечество постоянно стремилось к совершенствованию окружающего мира во всех его проявлениях: технологии, промышленность, искусство, творчество и т. д. Все вещи, окружающие современного человека, объединяет то, что все это является итогом интеллектуального труда творческой личности. Изобретатель, наравне с художником, писателем, композитором, скульптором, создает новую реальность бытия, расширяет границы познания мира и передает новым поколениям навыки творческого созидательного процесса. В таком понимании интеллектуальная собственность (ИС) «определяет будущее развитие, влияет на выстраивание международных отношений, через нее защищаются и завоевываются рынки» [1, с. 33]. И сегодня мы можем говорить о всеобъемлющем и междисциплинарном характере ИС, охватывающей

как профессиональную правовую и экономическую, так и социально-культурную область функционирования общества [2].

Культура интеллектуальной собственности в современном обществе. Потребность общества в формировании культуры интеллектуальной собственности возрастает день ото дня, именно она может стать опорой технологического и экономического развития государства, а также социальным фундаментом. В связи с имманентным характером ИС сегодня невозможно говорить о ее культуре и процессах инкультурации в отрыве от ценностей личности, общегражданской и культурной идентичности современного человека.

Мы видим несколько факторов, актуализирующих эти процессы:

1. Смена в российском обществе отношения к труду и ожидания поощрения за личный вклад. Сегодня стремление к материальному

благополучию уже не является чем-то постыдным, а в профессиональной деятельности вознаграждение становится более явным достижением, чем престиж работы [3]. В разные периоды вставал вопрос о материальном вознаграждении за творческий труд человека: вначале это было представлено в качестве отдельных привилегий, далее - в виде законодательных актов на национальном, а затем на международном уровнях. Но до сих пор для современного общества характерны «непонимание и нежелание понимать, что за творческий труд надо платить... уже созданные произведения нуждаются в правовой защите, прежде всего, для того, чтобы рождались новые» [4, с. 51]. Стремительное развитие технологий, внедрение инновационных разработок существенно увеличивают творческий потенциал человека. Такая ситуация создает запрос перед учеными на переосмысление некоторых подходов к интеллектуальной собственности.

2. Роль молодежи в современном обществе. В Токийской декларации (2004) определены концепции культуры ИС и аспекты ее распространения [5]. Подчеркивая многогранность этой сферы, авторы выделили приоритетные направления развития этой культуры, в том числе и в молодежной среде. Многие инновации становятся воплощением творческих идей молодежи, а некоторые изобретения определяют вектор развития технологии на десятилетия вперед (например, фотонаборная машина В. А. Гассиева). И если в предыдущие периоды это носило единичный характер, то в последние десятилетия мы можем говорить о повышении интереса молодежи к воплощению собственных разработок. И, несмотря на приведенные выше выводы о желании материального вознаграждения, приводятся исследования, подтверждающие смену ценностей молодежи от коллективистских к индивидуалистским, увеличение роли личностной успешности и превалирования инструментальных ценностей, а также выбора профессиональных ценностей [6].

Также встает вопрос патриотического воспитания и формирования культурной идентичности молодого поколения как одного из факторов достижения технологического суверенитета нашей страны. Актуальность темы подтверждают национальные цели Российской Федерации, где указана необходимость создания «условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе

традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей». Культура ИС посредством сохранения в ней знания о выдающихся достижениях отечественных ученых прошлого и настоящего, нематериального культурного наследия народов нашей страны, а также технологических российских инновациях, способна содействовать формированию ценностей патриотического самосознания молодежи.

3. Стремительное развитие технологической сферы и активная трансформация рынка труда приводят к ситуации, когда обладание 4К-компетенциями становится недостаточным: требуются навыки саморазвития и умение управлять информацией [7], т. е. комплексная компетентность. И культура ИС может стать неотъемлемой частью целостной характеристики личности, включающей «понимание ценности интеллектуальной деятельности и научно-технического творчества. и позитивный эмоциональный компонент потребления результатов интеллектуальной деятельности» [8, с. 125]. Задачу инкультурации мы видим также и в создании условий для поддержания устойчивой мотивации личности на постоянное сознательное усвоение ценностей культуры.

Инкультурация как процесс. Культуру в рамках настоящей статьи мы будем рассматривать как паттерны поведения человека и его отношения к правовым нормам общества. Факторами формирования культуры ИС выступают уважение к творческому труду, соблюдение прав субъектов, доступность итогов исследований, передача знаний в области интеллектуальной собственности [9]. Следовательно, для принятия культуры ИС, по нашему мнению, механизмов образования недостаточно, требуется более емкий подход, включающий в себя различные процессы освоения ценностей интеллектуальной собственности, вследствие чего мы и обращаемся к пониманию инкультурации.

Термин «инкультурация» как процесс приобщения личности к культуре, усвоения ценностей и существующих правил ввел в научный оборот еще в 40-х гг. XX в. антрополог М. Херсковиц [10]. Первые отечественные исследователи обращались к этой проблематике в 1980-1990-х гг., определяя феномен как приобретение личностью существующих в обществе норм, ценностей и языковой системы, а также формирование уважительного отношения к труду [11]. Безусловно, говоря об инкультурации, невозможно обойти

вниманием труды российского культуролога А. Я. Флиера, который определяет ее как «процесс придания личности общей культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет» [12, с. 99]. Из множества приведенных Флиером аспектов в рамках настоящей статьи мы выделили «знакомство с основами социально-политического устройства государства и законопослушного поведения в нем» [12, с. 99], что, на наш взгляд, обосновывает не только культуру как свод духовно-смысловых ценностей, но и как представление человека в гражданском обществе, имеющего свои правила и установленные законом порядки.

Отечественные исследователи обозначают инкультурацию как «процесс включения индивида в пространство культуры через овладение и „присвоение" его основных элементов, превращения их в часть своего „внутреннего мира", определяющего сознание и поведение» [13, с. 7]. Вхождение внутренних ориентиров в сущность самой личности влияет на видение человеком окружающего мира и оказывает влияние на его поведение, а также символических ориентиров, что отличает инкультурацию от социализации.

О разделении инкультурации и социализации говорят также и другие исследователи, выделяя следующие виды [14]:

• формальная и неформальная инкультурация - то, чему учат в образовательных учреждениях (школа, колледж, вуз), и восприятие культуры в местах, не предназначенных для обучения (магазин, общественные места);

• сознательная и бессознательная инкультурация - схожие определения с формальной и неформальной инкультураци-ей, в первом случае - принятие культуры в специальных местах (церковь, передающая культурные ценности), во втором -наблюдение за обществом (родительство, культура питания, дресс-код, вежливость);

• инкультурация и социализация: инкультурация - это процесс изучения норм и ценностей культуры, а социализация заключается в изучении правил и ожиданий общества;

• ИНкультурация и АКкультурация - в отличие от инкультурации, которая начинается с рождения, аккультурация часто происходит на более позднем этапе жизни, когда человек или сообщество знакомятся с другой культурой. Процесс восприятия культуры становится

многосторонним действием, что может иллюстрировать культура организационная. Зарубежные исследователи утверждают [15], что эмпирические исследования социализации показывают организационную культуру как фиксированную, монолитную и продуманную, а культурное соответствие на индивидуальном уровне - как конечное состояние, которое люди либо достигают, либо не достигают посредством приобщения к организационной культуре. На примере формирования корпоративной культуры в компании показано понимание процесса инкультурации как некоторое «путешествие», которое он проходит до полной культурной адаптации в организации.

Представление об инкультурации как о процессе помогает указать на два механизма, посредством которых культурное соответствие личности связано с индивидуальными достижениями: принятием со стороны и индивидуальной привязанностью. Культурное соответствие может привести к принятию коллегами, поскольку интерпретируется как сигнал о том, что ценности человека, убеждения и стиль работы совместимы с порядками работы в организации. Это также служит проявлением его привязанности к компании и уменьшает вероятность контркультурного поведения.

Образование и просвещение, а что еще? Правовые нормы общества базируются на общепринятых культурных и ценностных ориентирах той страны, где они приняты. Например, в российском законодательстве в области ИС присутствуют требования к соответствию заявляемых технических решений принципам гуманности и морали (ст. 1349 ГК РФ). Культура Ис, как и правовая культура, относится ближе к профессиональной «специализированной культуре-идеологии», чем к «традиционной культуре-обычаю» [16]. Принимая во внимание это положение, мы понимаем, что процессы обретения компетентности в сфере ИС могут базироваться на формальном виде инкультурации, т. е. через взаимодействие с социальными и культурными институтами.

Традиционно формирование культуры ИС связывают с образованием и просвещением. Безусловно, учебный процесс влечет за собой формальность и предполагает системные подходы, но в то же время современная педагогика подразумевает трансформацию «школы знаний» в «школу культуры» и представление образования не только частью общей культуры, но и ее источником [17]. Просвещение

же имеет более «живой» подход, где отсутствуют задачи системной подачи знаний, а также вариативность практической ориентации на всех уровнях жизнедеятельности человека [8, с. 126].

В современных реалиях пространство инкультурации постоянно расширяется, вследствие чего культурные институты предлагают новые концепции. Мы предлагаем рассмотреть опыт Центра «Всероссийская патентно-техническая библиотека» (ВПТБ ФИПС) Федерального института промышленной собственности, где в основе деятельности по формированию культуры ИС лежит фактор «мягкой силы» [18]. Библиотека ведет несколько проектов для различной аудитории: профессиональное сообщество в сфере ИС, молодые ученые, обучающиеся, библиотечное сообщество, изобретатели и т. д. Преимущественно трансляция ценностей творческого труда и культуры ИС проходит посредством живого общения с целевой аудиторией (встречи, открытые диалоги), но также применяются и инструменты непрямого воздействия на аудиторию.

Фундамент библиотеки составляет Государственный патентный фонд (ГПФ)1, на базе которого организуются выставочные проекты, создаются мультимедийные и игровые материалы, тематические подборки. Выставочные пространства библиотеки представляют собой пример комбинирования документальных и материальных экспонатов. Патентное описание само по себе не несет в себе зрелищного элемента, но может быть ярко проиллюстрировано выставочными образцами, которые предоставляют партнеры выставки. Например, выставка «Региональные бренды России» посвящена наименованиям мест происхождения товаров и географическим указаниям. Свидетельство на объект ИС, где описаны особые свойства товара, характерные для тех или иных продуктов, напитков, объектов народных промыслов, расположено рядом с экспонатом. Таким образом по-

1 Государственный патентный фонд (ГПФ) - часть государственного ресурса научно-технической информации, предназначенная для удовлетворения потребностей в патентной информации всех категорий пользователей, представляющая собой совокупность систематизированных и снабженных справочно-поисковым аппаратом источников информации, относящихся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, наименованиям мест происхождения товаров, географическим указаниям, программам для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем и включающих патентную документацию и непатентную литературу [19].

сетителю легче воспринимать уникальность каждого объекта, указанного в свидетельстве, и ему легче понять различия, например, между каргопольской, дымковской и старо-оскольской глиняными игрушками. Подобная система позволяет организовывать выставки по различной тематике, о чем говорят названия прошедших выставок: «Интеллектуальная собственность на службе у театра», «Фарма - от прошлого к будущему», «На взлет! К 100-летию гражданской авиации в России», «В объективе фотоаппарата - интеллектуальная собственность» и др.

Безусловно, говоря о процессах инкультурации молодого поколения, мы не можем обойти интернет-среду. Учитывая особенности восприятия информации молодежью, ВПТБ ФИПС создает мультимедийный контент на тему изобретательства и ИС. В формате storytelling выпускаются небольшие видеоролики, например, «Интеллектуальная собственность - имя женское» об объектах ИС, которые изобрели женщины или в названия которых включено женское имя; «ИС и молодежь: инновации во имя будущего» об авторах изобретений - молодых российских ученых, «Открытия, изменившие мир» о нобелевских лауреатах, получивших охранные документы СССР на изобретения. Таким образом, через призму жизни творческой личности, известного ученого, истории создания той или иной разработки такие материалы могут содействовать общему культурному развитию молодежи, а также формированию ценности интеллектуального труда человека.

Исследуя опыт по популяризации сферы ИС в молодежной среде зарубежных стран, мы можем видеть особое внимание к применению инструментов дистанционного познания и живого общения. На сайтах Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) приведены практики по изданию, например, японских комиксов в стиле «манга», корейских - в стиле «манхва», корейской серии мультфильмов или привлечению известных артистов на встречи со школьниками в странах Южной Африки и Центральной Америки. Центр ВПТБ ФИПС предложил вариант организации встреч школьников и студентов со своими ровесниками, обладателями патентных документов и активной популяризации молодежного изобретательства.

Заключение. В современных условиях жизни общества сфера ИС из узкоспециализированной области переходит в феномен междисциплинарного характера, включаю-

щего в себя правовые, экономические, социальные и культурологические вопросы. Развитие технологий и повсеместное внедрение технических разработок в жизнь человека актуализируют формирование культуры ИС личности через различные подходы образования, просвещения, а также инкультурации. Именно инкультурация позволяет применять более широкие механизмы воздействия на человека посредством «мягкой силы», включая в себя ценностно-смысловые ориентиры, присущие как отдельным регионам, так и общероссийские, которые создают необходимый базис для культурной и интеллектуальной независимости нашей страны. Именно такой подход прослеживается в показанных практиках Центра ВПТБ ФИПС. Но в то же время эта повестка находится еще в процессе становления и требует активной работы с населением, что говорит о возможности применения формальной и сознательной инкультурации.

Очевидно, что специальные знания правового характера могут транслироваться инструментами образования, а процессы инкультурации позволяют охватить социум в целом. В отличие от культурной адаптации самого человека, мы предлагаем комплексный подход, когда формальные виды ин-культурации способствуют формированию ценностей личности в сфере ИС во всех ее проявлениях.

Мы предлагаем следующие форматы интеграции личности в культуру ИС:

• выставочная деятельность - стационарные, передвижные, виртуальные выставки как наглядная демонстрация технологических достижений, истории и современности изобретательства;

• мультимедийные материалы - видеоролики, комиксы, мультфильмы, посвященные различной тематике интеллектуальной собственности;

• игры - компьютерные браузерные, мобильные, на различных платформах и форматов (бродилки, активити, лабиринт, квиз и т. д.) или настольные игры;

• встречи - передача ценностей культуры ИС через общение со сверстниками, медиа-личностями, известными людьми;

• предметы коллекционирования, присущие данной культуре, - наклейки, сти-керы, бейсбольные карточки и т. д.;

• бумажные издания - комиксы, раскраски, плакаты.

Такой мультиформатный подход и совокупность различных направлений позволяют

сформировать ценностные и смысловые факторы личности, а также содействовать приобретению человеком компетенции в области интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Ивлиев Г. П. Символы и смыслы патентования. Москва: Городец, 2023. 256 с.

2. Токарева А. А. Интеграция интеллектуальной собственности в социокультурное пространство // Вестник культуры и искусств. Челябинск, 2022. № 3 (71). С. 122-129.

3. Давыдов С. А. Предпринимательская деятельность: как она оценивается в хозяйственной культуре современной России // Общество. Среда. Развитие. 2022. № 1. С. 76-80.

4. Интеллектуальная собственность в современном мире: монография / под ред. И. А. Близнеца Москва: Проспект , 2019. 672 с.

5. Tokyo Declaration. 2004. May 25. URL http://koueki.jiii. orjp/english/isipc/declaration.html (дата обращения: 18.10.2024).

6. Мельникова А. А., Созинова М. В. Трансфер культуры в молодежной среде: специфика ценностной направленности и тенденции трансформации // Общество. Среда. Развитие. 2022. № 22. С. 81-85.

7. Приложение № 1 к Методике расчета показателя «Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики, Тысяча человек», утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 // Кодексы Российской Федерации. URL: https:// rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41/(дата обращения: 18.10.2024).

8. Лопатина Н. В., Рыбакова Ю. В. Формирование IP-культуры населения: концептуальные основания, опыт, актуальные задачи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 3 (107). С. 122-133.

9. Gimenez A. M. N., do Bonacelli M. B. M., Carnei-ro A. M. The Challenges of Teaching and Training in Intellectual Property // Journal of Technology Management & Innovation. 2012, Vol. 7, iss. 4. P. 176-188.

10. Herskovits M. J. Man and his work. The science of cultural anthropology. New York: Alfred A. Knopf. 1948. XVIII, 678 p.

11. Родионов В. В. Специфика инкультурации средствами искусства // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 3. С. 175-186.

12. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. Москва: Академ. проект, 2000. 496 с.

13. Быховская И. М., Горяинова О. И. Социализация и инкультурация личности: сравнительный анализ общественно значимых практик // Культура культуры: электрон. журн. 2021. № 1. С. 2-13. URL: http://cu lt-cu lt.ru/ socialization-and-incu lturation-of-the-individual-a-com-parative-analysis-of-soci/ (дата обращения: 18.10.2024).

14. Drew C. Enculturation: 10 Examples and Definition (Anthropology) // Helpful Professor. 2023. Jan. 9. URL https://helpfulprofessor.com/enculturation-exam-ples/ (дата обращения: 18.10.2024).

15. Enculturation Trajectories: Language, Cultural Adaptation, and Individual Outcomes in Organizations / S. B. Sriv-astava, A. Goldberg, V. G. Manian, Chr. Potts // Management Science. 2018. Vol. 64, № 3. P. 1348-1364.

16. Флиер А. Я. Модернизация модели морфологии культуры // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 1. С. 20-26.

17. Кузнецова Т. В. Теоретико-методологические основы формирования профессионального мастерства личности в процессе непрерывного социально-культурного образования: монография. Москва: Изд-во МГУКИ, 2008. 137 с.

18. Кузнецова Т. В., Токарева А. А. Факторы формирования культуры интеллектуальной собственности // Обсерватория культуры. 2022. Т. 19, № 5. С. 452-459.

19. Положение о Государственном патентном фонде: утверждено Приказом Роспатента от 04.08.2020 г. № 109 // Всероссийская патентно-техническая библиотека: [офиц. сайт]. URL: https://fips-lib.ru/gosudarstvennyj-patentnyj-fond/polozhenie-o-gosudarstvennom-patentnom-fonde (дата обращения: 18.10.2024).

References

1. Ivliev G. P. Symbols and Meanings of Patenting. Moscow: Gorodets, 2023. 256 (in Russ.).

2. Tokareva A. A. Integration of Intellectual Property into the Sociocultural Space. Bulletin of Culture and Arts. Chelyabinsk, 2022. 3 (71), 122-129 (in Russ.).

3. Davydov S. A. Entrepreneurial activity: how it is assessed in the economic culture of modern Russia. Society. Environment. Development. 2022. 1, 76-80 (in Russ.).

4. Bliznets I. A. (ed.). Intellectual Property in the Modern World: monograph. Moscow: Prospect, 2019. 672 (in Russ.).

5. Tokyo Declaration. 2004. May 25. URL http://koueki. jiii.or.jp/english/isipc/declaration.html (accessed: 0ct.18.2024).

6. Melnikova A. A., Sozinova M. V. Transfer of culture among youth: specifics ofvalue orientation and trends oftransformation. Society. Environment. Development. 2022. 22, 81-85 (in Russ.).

7. Appendix № 1 to the Methodology for calculating the indicator "Number of graduates of the vocational education system with key competencies of the digital economy, thousand people", approved by order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 24.01.2020 № 41. Codes of the Russian Federation. URL:

https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41/(accessed: 0ct.18.2024) (in Russ.).

8. Lopatina N. V., Rybakova Yu. V. Formation of IP culture of the population: conceptual foundations, experience, current tasks. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2022. 3 (107), 122-133 (in Russ.).

9. Gimenez A. M. N., do Bonacelli M. B. M., Carneiro A. M. The Challenges of Teaching and Training in Intellectual Property. Journal of Technology Management & Innovation. 2012, 7 (4), 176-188.

10. Herskovits M.J. Man and his work. The science of cultural anthropology. New York: Alfred A. Knopf. 1948. XVIII, 678.

11. Rodionov V. V. Specifics of inculturation through art. Social and humanitarian knowledge. 2015. 3, 175-186 (in Russ.).

12. Flier A. Ya. Culturology for culturologists: a textbook for master's and graduate students, doctoral students and applicants, as well as teachers of cultural studies. Moscow: Acad. project, 2000. 496 (in Russ.).

13. Bykhovskaya I. M., Goryainova O. I. Socialization and enculturation of personality: comparative analysis of socially significant practices. Culture of Culture: electronic j. 2021. 1, 2-13. URL: http://cult-cult.ru/socialization-and-inculturation-of-the-individual-a-comparative-analysis-of-soci/ (accessed: 0ct.18.2024) (in Russ.).

14. Drew C. Enculturation: 10 Examples and Definition (Anthropology). Helpful Professor. 2023. Jan. 9. URL https://helpfulprofessor.com/enculturation-examples/ (accessed: 0ct.18.2024).

15. Srivastava S. B., Goldberg A., Manian V. G., Potts Chr. Enculturation Trajectories: Language, Cultural Adaptation, and Individual Outcomes in Organizations. Management Science. 2018. 64 (3), 1348-1364.

16. Flier A. Ya. Modernization of the model of cultural morphology. Observatory of Culture. 2017. 14 (1), 20-26 (in Russ.).

17. Kuznetsova T. V. Theoretical and methodological foundations of the formation of professional skills of an individual in the process of continuous socio-cultural education: monograph. Moscow: Publ. house of MGUKI, 2008. 137 (in Russ.).

18. Kuznetsova T. V., Tokareva A. A. Factors in the formation of an intellectual property culture. Observatory of Culture. 2022. 19 (5), 452-459 (in Russ.).

19. Regulation on the State Patent Fund: approved by Order of Rospatent dated 04.08.2020 № 109. All-Russian Patient and Technical Library: [offic. website]. URL: https:// fips-lib.ru/gosudarstvennyj-patentnyj-fond/polozhenie-o-gosudarstvennom-patentnom-fonde (accessed: Oct.18.2024) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.