УДК 316.4.06
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
© 2014 г. А.Н. Мирошник
Мирошник Александр Николаевич -аспирант,
кафедра социальной философии и этнологии, Северо-Кавказский федеральный университет, пр. Кулакова, 2, Ставрополь, 355029. E-mail: [email protected].
Miroshnik Aleksandr Nikolayevich -Post-Graduate,
Department of Social Philosophy and Ethnology, North-Caucasian Federal University, Kulakova Ave., 2, Stavropol, 355029. E-mail: [email protected].
Рассматриваются проблемы инкультурации этнических мигрантов в поликультурное пространство крупнейших стран-реципиентов в контексте обострения межнациональных и
межкультурных отношений. Делается вывод о том, что только совместными усилиями государства и общества возможно оптимизировать процессы инкультурации этнических мигрантов в современном глобализирующемся мире.
Ключевые слова: миграция, адаптация, интеграция, инкультурация, глобализация, социокультурное пространство.
The purpose of the article is to study the problems of inculturation ethnic migrants in multicultural space of largest recipient countries in a context of increased international relations. The author makes the conclusion that only due to mutual actions and efforts of state and society it will be possible to optimize the processes of inculturation of ethnic migrants in modern globalizing world.
Keywords: migration, adaptation, integration, inculturation, globalization, socio-cultural space.
В современном рискогенном мире роль межцивилизационного и межкультурного взаимодействия в обеспечении экономической, политической стабильности миросисте-мы постоянно возрастает, что актуализирует анализ различных его аспектов. В сложных процессах расширения этого взаимодействия важнейшая роль принадлежит миграции, вследствие чего происходит непосредственное соприкосновение различных социокультурных сообществ. Интенсивность миграционных процессов становится в настоящий момент одной из основных тенденций мирового развития, отмечает В.И. Мукомель [1, с. 36]. В условиях глобализации мировое сообщество сталкивается с множеством проблем, одной из которых являются конфликтогенные последствия миграции, связанные прежде всего с усилением межнациональной напряженности в регионах-реципиентах.
Несомненно, миграция становится сегодня глобальной проблемой, определяющей облик современного мира, существенно изменяющей этнокультурный фон отдельных государств. Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам констатирует, что в 2013 г. в мире число мигрантов достигло 232 млн чел., это составляет 4 % от общего числа населения планеты [2, с. 899]. По количеству мигрантов лидируют США (45,8 млн) и Россия, занимающая второе место - около 20,8 млн чел. На территории Европы проживает 72 млн мигрантов, из них в Германии - 9,8 млн, Великобритании - 7,8, Франции - 7,4, Испании -6,5 млн чел. Каждый второй мигрант - выходец из исламских стран, свыше 40 млн прибывших - мусульмане, проживающие в странах Евросоюза (3,3 % его жителей) [3, с. 373]. Причем около 500 тыс. чел. ежегодно оказы-
ваются в Европе нелегально, без документов. Ведущие научные центры фиксируют возросший уровень конфликтогенности мигрантов в крупнейших странах-реципиентах. Социокультурная и этноконфессиональная специфика пребывающих становится существенным фактором возникновения конфликтов на основе этнокультурных различий, этот процесс приобретает массовый характер. Такая ситуация вызывает необходимость поиска новых, более эффективных форм социальной интег-рированности как залога стабильности и безопасности современного общества [4, с. 15].
Наличие этнических и конфессиональных предрассудков, интолерантное отношение, проявляемое коренным населением в отношении этнических мигрантов, трансляция негативного образа мигранта во многом мотивируют приезжих создавать локальные общины. Эксперты центра миграции ЕС отмечают [5, с. 153], что формирование этнических анклавов во Франции, Германии, Англии в новом тысячелетии становится миной замедленного действия на государственном уровне из-за отсутствия в ближайшей перспективе эффективных инструментов интеграции и инкультурации этнических мигрантов. Вызывает опасения тот факт, что мигранты, не желающие трансформировать свою аутентичную идентичность, становятся все более заметным сегментом стран-реципиентов, в которых по сути отсутствует конструктивная государственная стратегия инкультурации. В то же время она все чаще рассматривается в социогуманитарных исследованиях как способ максимальной адаптации мигрантов и минимальных социальных рисков для принимающей стороны. За прошедший период в рамках специальных наук (социология, антропология, психология)
было накоплено большое количество эмпирического и теоретического материала о практической ценности и эффективности этого процесса в различных типах обществ.
В Европе повышенный интерес ученых, политиков к инкультурации как оптимальной стратегии адаптации мигрантов в принимающее социокультурное пространство в середине 1990-х гг. был обусловлен значительным ростом напряженности между приезжими и коренным населением. В России вопрос адаптации мигрантов впервые был четко поставлен экспертами Института социологии РАН, когда после распада СССР Россия столкнулась с проблемами массовой миграции, в том числе внутренней. Конфликты, вызванные низким уровнем интеграции приезжих в принимающие региональные сообщества, сегодня считаются наиболее острыми, хотя на государственном уровне признается тот факт, что мигранты, пожалуй, являются единственным источником сохранения демографического баланса [6].
В начале второго десятилетия XXI в. федеральными властями, структурными подразделениями УФМС России в условиях естественного отсутствия барьеров для внутренней миграции и увеличения потоков внешней была осознана необходимость внедрения стратегии успешной интеграции мигрантов, которая бы включала оптимизацию регионального и федерального администрирования в сфере миграционных проблем. Об ухудшении ситуации свидетельствуют, например, получившие всероссийский резонанс события в Бирюлеве (Москва) в 2013 г. Практически в каждом регионе России имеются случаи конфликтного взаимодействия мигрантов со старожилами [7]. Отсюда повышенное внимание государственных структур к проблемам миграции является вполне логичным и закономерным. Так, недавно принята Концепция государственной миграционной политики (2012 - 2025), в которой авторы указывают на необходимость создания административной платформы для интеграции мигрантов в виде существенных изменений миграционного законодательства РФ, слияния структур ФМС, расширения функций паспортно-визовой службы, создания единой системы контроля притока мигрантов, либерализации процедур получения мигрантами разрешения на пребывание (проживание) и занятие трудовой дея-
тельностью на территории России, а также элементов социокультурной составляющей инкультурации - обучение мигрантов культурным традициям, обычаям, языку, нормам принимающей среды и т.д.
В декабре 2012 г. был принят еще один важнейший документ, призванный, помимо всего прочего, регулировать миграционные вопросы в стране. Речь идет о Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В ней особое внимание уделяется вопросам интеграции и адаптации приезжих. Инкультура-ция мигрантов в современной России может стать реальным инструментом решения межнациональных проблем при условии, что все блоки вопросов, прописанных в Стратегии, связанные с проблемами адаптации и интеграции мигрантов, будут в перспективе реализованы [8].
Если Россия встала на путь внедрения долгосрочных программ социокультурной включенности мигрантов как фактора стабильного развития отдельных регионов и государства в целом, то в странах ЕС ситуация обстоит абсолютно иначе. Европейские специалисты в области миграционной политики осознают факт того, что модели интеграции мигрантов, востребованные еще два десятилетия назад, сегодня практически не актуальны. Это во многом объясняется существенным усилением исламского фактора в жизни европейского общества. Несомненно, просчет европейских государств в отношении приема 2-го и 3-го поколений мигрантов из стран исламского мира, переселившихся в конце 1990-х гг., сегодня налицо. С инкорпорацией в социокультурное пространство Европы такого мощного социокультурного элемента, как ислам, перед многими европейскими странами встала сложнейшая задача - интегрировать мигрантов-мусульман в европейское сообщество [9, с. 103]. Бесспорно, сегодня никакой государственный шлагбаум не способен перекрыть пути переселения миллионов мигрантов из стран исламского мира, которые рассматривают европейский мир в качестве высокоразвитого, безопасного региона. И эта тенденция, по всей видимости, будет сохраняться еще долгое время.
Намечающийся переход от либерального политического курса ряда крупнейших европейских стран-реципиентов в отношении ми-
грантов к политике «кнута» объясняется прежде всего нежеланием приезжих жить по европейским правилам, тем, что мигранты-мусульмане часто образуют «параллельные общества», не стремясь интегрироваться в социокультурное пространство Европы. Опросы британского агентства статистики Populus свидетельствуют, что студенты-мусульмане зачастую полагают, что интегрироваться - это значит стать католиками, что равнозначно смертной казни по законам Шариата [9, с. 104]. С другой стороны, исследователи экспертной комиссии по делам мигрантов ЕС подчеркивают, что немцы, британцы и жители некоторых других европейских стран, принимающих большие потоки мигрантов-мусульман, крайне недружелюбны по отношению к приезжим. Подобного рода заявления негативно сказываются на интеграционном потенциале эмигрантской молодежи, которая, ощущая себя меньшинством, испытывает дискомфорт. Вместо интеграционных настроений «у людей, попадающих в чужую среду, происходит усиление показателей идентичности. Они начинают осознавать свою непохожесть, пытаются найти что-то свое, вокруг чего можно объединиться, становятся более религиозными. И это естественный процесс», - отмечает эксперт по вопросам мигрантов-мусульман А. Рахнамо [10, с. 11].
Несмотря на принимаемые европейскими странами меры по поддержке и интеграции мигрантов-мусульман, интеграции на самом деле не происходит. Национальные программы адаптации мигрантов Германии, Великобритании, Франции не оправдывают себя на практике, также ничего не предлагается взамен, за исключением экономических дотаций, которые сегодня сводятся к минимуму. Как результат происходит рост ксенофобии, фанатизма, фундаментализма, экстремизма и терроризма в среде приезжих, все чаще предпочитающих вместо поиска достойного места в новой жизни вступать в разного рода экстремистские организации с террористическим уклоном. Эта проблема остро стоит в первую очередь, перед Англией и Германией. В Англии находятся штаб-квартиры целого ряда исламских фондов, финансируемых теневыми организациями Аравийского региона, которые вербуют террористов-смертников. В Германии действуют десятки исламских ассоциаций и союзов, в основном объединяющих турок,
которые не только выступают за свои права, но и требуют в будущем исламизировать Германию. Возможно, когда современный западный мир перейдет к реальной политике ин-культурации, откажется от пережитков национальной политики послевоенного периода, которые сегодня оказывают деструктивное воздействие на внутриполитическую ситуацию, можно будет говорить о цивилизованности Европы [11].
Инкультурация мигрантов в западном мире в условиях глобализации представляется, пожалуй, единственным адекватным сценарием решения межнациональных и этнокультурных проблем при условии, что будет принята долгосрочная концепция миграционной и национальной политики взамен оказавшейся неэффективной концепции мультикультурализма. Неэффективность последнего объясняется тем, что эта политика ведет к этнической сепарации мигрантов, сегментации европейского общества по этнорелигиозному признаку, что ставит под сомнение возможность включить мигрантов в социокультурное пространство европейской цивилизации.
Тем не менее в современной Европе все же существуют определенные предпосылки для инкультурации и интеграции мусульман. Например, стремление обучить турок немецкому языку и истории в Германии, ввести курс ис-ламоведения в светских вузах и гражданове-дения в медресе в Англии и другие культурные меры неизбежно приведут к созданию прослойки образованных мусульман, полностью социализированных к европейской реальности [1, с. 39]. Можно сказать, что ин-культурация простых мусульман и ироничные политические намеки в адрес исламистов-радикалов являются только первым этапом формирования нового типа отношений западного и исламского миров. На этом этапе важно столкнуться со всеми возможными трудностями и угрозами, чтобы узнать, с кем европейцы имеют дело. В конце концов европейские мусульмане и сами европейцы осознанно отсеют тех, кто не понимает и не стремится понимать язык принимающей страны, жить по правилам игры нового общества.
Инкультурация мигрантов, восполняющих демографические потери крупнейших стран мира, может варьироваться и продолжаться в течение всей жизни, а в перспективе успешно будут инкультурированы лишь второе и
третье поколения мигрантов. Сегодня она становится весьма востребованной кросс-культурной стратегией адаптации мигрантов в поликультурных пространствах России и Европы, успешная реализация которой существенно повысит интеграционный потенциал принимающего социума, оптимизирует практики взаимодействия принимающего населения и властей с мигрантами.
Литература
1. Мукомель В.И. Политика интеграции. М., 2012.
2. См.: Мирошник А.Н. Проблемы и перспективы инкультурации мигрантов в современной России // В мире научных открытий. 2014. № 1.2 (49).
3. Харитонов И.Н. Проблемы интеграции иммигрантов в странах Западной Европы // Социологический альманах. 2011. № 2.
4. Попкова Е.В. Теоретические подходы к исследованию инкультурации как социокультурного процесса // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3.
Поступила в редакцию
5. World migration. Costs and benefits of international migration 2005. URL: http://www.iom.md/materials/10_ iom_wmr2005.pdf (дата обращения: 10.06.2014).
6. Дробижева Л.М. Интеграционные процессы в полиэтническом российском обществе. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=908 (дата обращения: 15.06.2014).
7. «Левада-центр» сигнализирует о росте национализма в России. URL: http://news.rambler.ru/21998255/ (дата обращения: 15.06.2014).
8. Смолин О.Н. Социальная ответственность и проблемы инкультурации России. URL: http://www.smolin.ru/actual/public/2007-10-24.htm (дата обращения: 10.06.2014).
9. Кириллова А.И. Религиозная духовность как показатель инкультурации // Социологические исследования. 2011. № 8.
10. См.: Вайнштейн Г. Идентичность инокуль-турных меньшинств и будущее европейской политики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 4.
11. Условия и цена интеграции мигрантов. ФОМ 2012 // Общественное мнение. URL: http://fom.ru/ obshchestvo/10465 (дата обращения: 06.06.2014).
18 июня 2014 г