Научная статья на тему 'ИНКОРПОРАЦИЯ МИГРАНТОВ С ЮГА-ВОСТОКА УКРАИНЫ В ЛОКАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС'

ИНКОРПОРАЦИЯ МИГРАНТОВ С ЮГА-ВОСТОКА УКРАИНЫ В ЛОКАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / ИНКОРПОРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / MIGRANTS / INCORPORATION / SOCIAL ADAPTATION / INTEGRATION / IDENTITY / ADAPTATION ATTITUDES / INDIGENOUS POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тужба Эмир Нодариевич

В статье определены составляющие и особенности процесса инкорпорации мигрантов С Юга-Востока Украины в Краснодарском крае. Представлены и охарактеризованы критерии успешности/неуспешности процесса включения в местное сообщество. Показано, что существующие проблемы коренятся не в культурных особенностях обозначенных групп, а в условиях существования в городской среде, главным образом, в сфере трудовой занятости; социальной работе с мигрантами, которая носит рекламный и демонстративный характер, что выражается в формальном механическом подходе, ориентированном на «средние» показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCORPORATION OF MIGRANTS FROM THE SOUTH-EAST OF UKRAINE INTO THE LOCAL COMMUNITY: EXPERT SURVEY

The article defines the components and features of the process of incorporation of migrants from the South-East of Ukraine in the Krasnodar Territory. The criteria for the success/failure of the process of inclusion in the local community are presented and characterized. It is shown that the existing problems are rooted not in the cultural characteristics of the designated groups, but in the conditions of existence in the urban environment, mainly in the field of employment; social work with migrants, which is of an advertising and demonstrative nature, which is expressed in a formal mechanical approach focused on «average» indicators.

Текст научной работы на тему «ИНКОРПОРАЦИЯ МИГРАНТОВ С ЮГА-ВОСТОКА УКРАИНЫ В ЛОКАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС»

УДК 316.4

DOI 10.23672^0008-3491-2382^

Тужба Эмир Нодариевич

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет [email protected]

Инкорпорация мигрантов с юга-востока украины в локальное сообщество: экспертный опрос

Emir N. Tuzhba

Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Sociology, Jurisprudence and Work With Personnel, Kuban State Technological University [email protected]

Incorporation of migrants

from the south-east of ukraine into the local community: expert survey

Аннотация. В статье определены составляющие и особенности процесса инкорпорации мигрантов С Юга-Востока Украины в Краснодарском крае. Представлены и охарактеризованы критерии успешности/неуспешности процесса включения в местное сообщество. Показано, что существующие проблемы коренятся не в культурных особенностях обозначенных групп, а в условиях существования в городской среде, главным образом, в сфере трудовой занятости; социальной работе с мигрантами, которая носит рекламный и демонстративный характер, что выражается в формальном механическом подходе, ориентированном на «средние» показатели.

Ключевые слова: мигранты,инкорпорация,социаль-ная адаптация, интеграция, идентичность, адаптационные установки, коренное население.

Annotation. The article defines the components and features of the process of incorporation of migrants from the South-East of Ukraine in the Krasnodar Territory. The criteria for the success/failure of the process of inclusion in the local community are presented and characterized. It is shown that the existing problems are rooted not in the cultural characteristics of the designated groups, but in the conditions of existence in the urban environment, mainly in the field of employment; social work with migrants, which is of an advertising and demonstrative nature, which is expressed in a formal mechanical approach focused on «average» indicators.

Keywords: migrants, incorporation, social adaptation, integration, identity, adaptation attitudes, indigenous population.

Проблемы, которые актуализируются в контексте взаимодействия коренного населения и приезжих с Юга-Востока Украины, коренятся не в культурных характеристиках представителей обозначенных групп, с этим проблем нет, но в общих условиях существования в городской среде (проблемы инфраструктуры, ухудшение дорожного траффика, конкуренция в сфере трудовой занятости и т.д.). В этом контексте, комплексный анализ, учитывающий социальные характеристики двух основных целевых групп (местного населения и мигрантов), а также, характер актуальных для них вопросов интересен. Последнее, будучи объектом коллективного социального дискурса, представляет собой социально-информационное основание для обострения, или, напротив, сглаживания существующих противоречий. Исследование проводилось методом экспертного опроса, в котором приняло участие 5 специалистов в области миграционной политики Краснодарского края. Посвящен экспертный опрос вопросам анализа основных социальных проблем, с которыми сталкиваются мигранты с

Юга-Востока Украины в Краснодарском крае; восприятия коренного населения этой группы мигрантов; оценка работы органов государственной власти1.

Из всего массива полученных данных, представляем наиболее интересные с нашей точки зрения результаты.

Вопрос 1. Как Вы оцениваете существующую систему государственной поддержки мигрантов с Юга Востока Украины?

Эксперт. Новые представления о миграционной политики начался с 2013 г., когда Президент В. Путин согласовал концепцию государственной миграционной политики РФ до 2025 года. В рамках концепции определены основные направлен и я , ц ели и задачи, этапы, принципы и механизмы реализации миграционной политики. Научное сообщество, в большинстве своем положительно воспринимается ее, потому что она сформирована с учетом современной демографичес-

1 Работа выполнена в рамках проекта РФФИ № 19-411-230018 «Социальная адаптация мигрантов с Юго-Востока Украины в Краснодарском крае».

кой ситуации в РФ и предполагает конкретные меры по регулированию миграционных движений, а также, критически переосмысливает действующее миграционное законодательство. Главное внимание в новом подходе уделяется нелегальной миграции, расселению мигрантов, и обоснованию мигрантов на постоянном месте жительства. Акцент смещен в сторону высококвалифицированных кадров. Тем не менее, вопросы социальной адаптации мигрантов, социальной защиты не отражена в документе в полном объеме. С 01 января 2015 г., для получения разрешения на работу, временного вида на жительство, патента или вида на жительство иммигрант должен подтвердить свое знание русского языка, знание истории России и основы законодательства страны. В нашем случае, с мигрантами из Юга-Востока Украины, эта проблема не стоит, так как они все владеют русским языком. В российском миграционном законодательстве практически отсутствует политика в области правовой защиты трудящихся-мигрантов и их адаптации к условиям российской среды, что приводит к нарушению прав мигрантов в России. Пресс со стороны государственных служб и органов, нарушение трудовых прав работодателями стали нормой в России. С точки зрения социальной работы, мигрант - это существо, нуждающееся в социальной помощи и поддержке, особенно, в период адаптации и интеграции в принимающее общество. Однако не все категории мигрантов могут в равной степени зависеть от социальной поддержки со стороны государства. Категории социально поддерживаемых мигрантов включают: студентов-мигрантов; беженцев; высококвалифицированных и легитимных мигрантов; принадлежащих к социально незащищенным группам населения (инвалиды, многодетные семьи, дети и старики). Как показывает практика, эти сферы социальной работы с мигрантами часто носят рекламный и демонстративный характер.

Вопрос 2. Как Вы считаете, миграционные потоки будут увеличиваться или снижаться в перспективе?

Эксперт. Миграционные потоки в Россию будут снижаться. Все больше мигрантов не видят возможности для заработка в нашей стране и начали переориентироваться на страны другие страны, главным образам, на Евросоюз. Миграционный поток перестал покрывать естественную убыль населения России. Для того, чтобы избежать сокращения населения, нужно принимать по 500 тыс. мигрантов в год. Начиная с 2014 г., число международных мигрантов, прибывающих в Россию, стабилизировалось на уровне 500-600 тыс. чел., но число уехавших увеличилось с 308 тыс. в 2014 году до 441 тыс. в 2018 году. В результате миграционный прирост населения составил в 2018 году всего лишь 125 тыс. человек. Это самый низкий показатель, согласно данным текущего учета миграции, который ведется с середины 2000-х годов. При этом с 2016 года снизилось количество лиц, прибывших в Россию из Украины. В 2018 году поток украинских мигрантов был меньше, чем в 2015 году почти на 30 %, а количество выбывших выросло в 2,6 раза.

В настоящее время снижение показателей миграционного прироста обусловлено экономическими факторами. Россия перестала быть привлекательной в этом отношении.

Вопрос 3. На Ваш взгляд существует ли культурная дистанция и напряженность между мигрантами с Юга Востока Украины и местным населением?

Эксперт. Культурная дистанция между местными жителями и трудовыми мигрантами из Юга-Востока Украины отсутствует, антимигрантских настроений в Краснодарском крае по отношению к этой группе нет, либо они незначительны.

Оценивая внешние факторы роста социальной напряженности между обозначенными группами, приоритетным основанием напряженности является не сам факт демографического роста, а несоответствие между институциональным состоянием Краснодарского края и реальным уровнем функциональных запросов населения. Как результат, наблюдается уплотнение взаимодействия, при этом ответственность за сложившуюся обстановку возлагается как на приезжих, так и на власть. Существуют противоречия, связанные с уровнем доходов, недостатками городской инфраструктуры и т.д. Основными аспектами, в данном случае, выступают социальные возможности реализации, бытовой аспект и сфера трудоустройства. Использование мигрантов в качестве рабочей силы негативно сказывается на состоянии местного рынка труда, в первую очередь, на снижении стандартов труда, подталкивая работодателей к сдерживанию роста заработной платы, игнорируя проблемы улучшения условий труда.

Вопрос 4. Необходимо ужесточать или ослаблять процедуру получения разрешений на работу для трудящихся-мигрантов?

Эксперт. Анализ ситуации на российском рынке труда показывает, что на современном этапе развития значение миграции населения и ее влияние на предложение занятости возрастают в связи с уменьшением численности трудоспособного населения и качественным ухудшением. Как минимум, до 2025 года рынок труда будет формироваться в условиях низкой численности населения трудоспособного возраста в подавляющем большинстве регионов страны. В то же время, в настоящей ситуации невозможно оценить реальную потребность российского рынка труда в работниках с конкретными цифрами. Для этого есть, как минимум, две причины.

Первая - официальная статистика по имеющимся вакансиям, собранная российскими службами занятости, очень неполная, так как большой процент компаний и организаций не предоставляют службам занятости информацию о вакансиях (хотя они обязаны это делать) и ищут работников самостоятельно.

Вторая - объем занятости в неформальном секторе экономики велик. По данным Росстата, пятая часть населения России работает в неформальном секторе, а потребность в работниках в

этом секторе практически неизвестна. Еще сложнее провести тщательную оценку потребности российского рынка труда в конкретных профессиональных группах, квалификациях и видах экономической деятельности. В этих условиях, во всей работе, связанной с приемом, трудоустройством и социализацией трудящихся-мигрантов из Юго-Востока Украины, преобладает формальный механический подход, ориентированный на «средние» показатели.

Основной проблемой для мигрантов является сложность получения разрешений на работу. Бюрократия в этой процедуре вынуждает мигрантов связываться с посредниками, что приводит к значительным переплатам за услуги. За годы сформированы широкие и гибкие сети, которые новые поколения мигрантов используют для организации поездок на работу в Россию. Посредники не только заполняют пробел, вызванный отсутствием формальных услуг, но часто работают более эффективно, чем формальные структуры в этой сфере. Сегодня порядка 75 % мигрантов находят работу через родственников и знакомых, то есть, с помощью существующих неформальных сетей мигрантов. Поэтому, необходимо максимально ослаблять процедуру получения разрешений на работу для трудящихся-мигрантов.

Вопрос 5. Как Вы считаете, существует ли в местных сообществах какая-либо система содействия интеграции трудовых мигрантов с Юго-Востока Украины?

Эксперт. Степень включенности мигрантов в жизнь местного сообщества зависит от многих факторов, но, в целом, степень интегрированно-сти невелика. Никакой серьезной системы не существует, адаптационная политика носит фрагментарный характер. Имеются лишь отдельные ее элементы, которые осуществляются некоторыми НПО, профсоюзами, бизнес-структурами. К сожалению, заинтересованные федеральные органы власти делают в этом направлении очень мало. До настоящего времени нет четкого понимания, как должна проводиться эта работа. Тот факт, что системный подход не применяется, объясняется отсутствием законодательных основ процесса интеграции, а также отсутствием четкой позиции государства.

Вопрос 6. Как Вы считаете, в большинстве своем мигранты с Юга-Востока Украины довольны своим пребыванием в Краснодарском крае?

Эксперт. Одним из важных моментов, на который следует обратить внимание, является момент расхождения между социальными ожиданиями мигрантов и реальными возможностями, которые им доступны при переселении в Краснодарский край. В результате, мы наблюдаем неудовлетворенность условиями своего социального проживания, которая выражается в негативной оценке экономического состояния, условий проживания, стоимости жизни, продуктов и т.д. Что касается местного населения, то уровень напряженности существует в наиболее социально неустроенных группах, материальная обеспеченность которых

находится на стабильно низком уровне. Представители этих групп наиболее остро воспринимают конкуренцию с приезжими, так как непосредственно участвуют в конкурентном взаимодействии с мигрантами, поскольку для мигрантов крайняя необходимость трудоустройства определяет факт неприхотливости в выборе первоначального места работы. Чем выше уровень социального положения коренного населения, тем менее остро проявляется у них настороженность в отношении приезжих.

Вопрос 7. Что необходимо предпринять органам государственной власти и местного самоуправления, бизнесу и общественным организациям для решения основных проблем содействия интеграции мигрантов?

Эксперт. Безусловно, прежде всего - беспрекословное соблюдение российского законодательства и его обязательность для всех работодателей, вне зависимости от наличия связей с властью. И что еще важнее - неотвратимость наказания при нарушении закона. Все трудовые мигранты должны находиться в правовом, а не в теневом поле.

Помочь предотвратить социальную изоляцию и дискриминацию мигрантов также может участие работодателей в финансировании адаптационных программ, реализуемых государством, что предполагает оказание помощи в легализация свои сотрудников; а также в обеспечении их дешевым жильем (за их счет).

Прежде всего, объединить усилия и выработать единый подход к проблеме интеграции мигрантов. Понять и принять необходимость тратить деньги и другие ресурсы на реализацию адаптационных и интеграционных программ - во благо будущих поколений и сохранение языкового и культурного облика нашей страны. Развивать государственно-частное партнерство в этой сфере, делегировать часть функций по реализации таких программ общественным организациям, гражданскому обществу.

Государственная социальная поддержка трудящихся-мигрантов направлена в первую очередь на оказание помощи легальным мигрантам, которые находят работу в государственных учреждениях и организациях, либо в секторах экономики, которые не привлекают коренное население. Что касается нелегальных рабочих-мигрантов, государственная миграционная политика направлена на их выявление и контроль. Необходимость повышения роли институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной миграционной политики очевидна.

Миграционная политика является частью внутренней и внешней политики государства, важной частью национальной политики страны. От нее зависит, станет ли миграция позитивным и стабильным фактором или, наоборот, фактором, усугубляющим социальные и экономические проблемы общества.

Литература:

Literature:

1. Харькова В.А. Формирование консенсусного потенциала этносоциальных отношений на территории краснодарского края // Причерноморье в контексте обеспечения национальной безопасности России: к 75-летию победы в великой отечественной войне. Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар : Кубанский государственный университет. 2020. С. 473-477.

2. Муха В.Н. Роль правовой культуры в процессе социальной адаптации мигрантов с Юго-Востока Украины / В.Н. Муха, Е.В. Макарова // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2019. С. 62-66.

3. Тужба Э.Н. Социальная адаптация мигрантов: теоретическая модель анализа / Э.Н. Тужба,

B.Н. Муха // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12.

C. 137-140.

1. Kharkova V.A. Formation of the consensus potential of ethnosocial relations on the territory of the Krasnodar Territory // Black Sea region in the context of ensuring Russia's national security: to the 75th anniversary of victory in the Great Patriotic War. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Krasnodar : Kuban State University. 2020. P. 473-477.

2. Mukha V.N. The role of legal culture in the process of social adaptation of migrants from the SouthEast of Ukraine / V.N. Mukha, E.V. Makarova // Legal awareness of students in a law university in the context of informatization of Russian society. Collection of materials of the international scientific and practical conference. Stavropol, 2019. P. 62-66.

3. Tuzhba E.N. Social adaptation of migrants: a theoretical model of analysis / E.N. Tuzhba, V.N. Mukha // Humanities, socio-economic and social sciences. 2019. № 12. P. 137-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.