вало, обучение просто проводилось в облегченной форме. Большая часть этих детей готовилась к работе в инвалидных артелях, промысловых кооперациях, ремонтных мастерских и т. д.
Вернувшиеся с фронта учащиеся вузов - инвалиды продолжали обучение в вузах на общих основаниях, если физически имели такую возможность. Никаких специальных условий для них не создавалось. Не закончившие школу инвалиды имели в своем распоряжении экстернат.
Производственное обучение и переобучение производились за государственный счет. В этих целях были созданы специальные школы, курсы для обучения новой профессии с учетом состояния здоровья инвалидов.
Учитывая, что реабилитация и социальная интеграция инвалидов является многоаспектной проблемой, в настоящее время вопрос об адаптации данной категории населения страны поднят на новый уровень. Речь идет о решении проблем, связанных с приспособлением объектов физической и информационной среды к нормальной жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1. Яровинский М.Я. Здравоохранение Москвы. - М., 1988. С. 162-163.
2. Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета и решений Правительства РСФСР. Т. 11. Ст. 465-466, 551. - М., 1969.
3. Георгиевский А.С., Гаврилов O.K. Социально-гигиенические проблемы и последствия войн. - М., 1975. С. 122-123.
4. Яровинский М.Я. Указ. соч. С. 169-177; 50 лет советского здравоохранения. 1917-1967: Сб. статей. -М., 1967. С. 653-660.
5. Богораз Н.А. Восстановительная хирургия Т. 1-2.
- Ростов н/Д.; М., 1940-1948; Джанелидзе Ю.Ю. Свободная пересадка кожи в России и Советском Союзе. - Л., 1952; Лимберг А.А. Математические основы местной пластики на поверхности человеческого тела. - Л., 1946; Покотило В.Л. Общие методы пластической хирургии (в кн.: Работы Государственной хирургической клиники проф. П.И. Дьяконова. - М., 1908); Рауэр А.Э., Михельсон Н.М. Пластические операции на лице. 2 изд., 1954; Проскуряков С.А. Восстановительные операции носа, горла, уха. - Новосибирск, 1947 и др.
6. Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета и решений Правительства РСФСР. Т. 11. Ст. 565. - М., 1969.
7. Там же. Ст. 567.
Кашапова Л.М.
доцент, профессор,
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
УДК 542
ИНКЛЮЗИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА И ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Данная статья посвящена проблеме введения инклюзии в систему многоуровневого образования, где рассматриваются вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в системе предпрофильного и профессионального образования, а также создания для этого доступной среды как оптимального условия реализации инклюзивного образования. Статья заинтересует ученых и педагогов-практиков, студентов педагогических ссузов и вузов, занимающихся проблемами инклюзии в многоуровневой системе образования.
Ключевые слова: инклюзия, профессиональное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, интеграция, инвалиды, коррекционное обучение, дистанционное обучение, медико-социальная экспертиза.
INKLYUZIYA IN VOCATIONAL TRAINING SYSTEM: STATEMENT AND PROBLEM VISION
This article is devoted to a problem of introduction of an inklyuziya in system of multilevel education where questions of education by persons with limited possibilities of health in system of preprofile and professional education, and also creations for this purpose the available environment, as an optimum condition of realization of inclusive education are considered. Article will interest scientists and experts teachers, students pedagogical ccy30B and the higher education institutions which are taking up the problems of an inklyuziya in a multilevel education system.
Key words: inklyuziya, professional education, persons with limited possibilities of health, integration, disabled people, correctional training, distance learning, medico-social examination.
Есть некая проблема, наблюдаемая в последнее время - отношение общества к людям с особыми потребностями. В начале 90-х годов оно было враждебным, мы если и видели таких людей, то очень редко. Однако после 90-х гг., когда с первой гуманитарной помощью были получены инвалидные коляски, наши инвалиды в колясках появились на улицах. За прошедший период эта ситуация, перестав быть враждебной, не стала и особо позитивной. Принимая и признавая права людей данной категории, обыватели не особо сильно желают понимать и принимать их проблемы. Положительные изменения, происходящие по отношению к инвалидам, - это, прежде всего, заслуга педагогов и психологов коррекционных школ, надомного обучения и родителей, которые формируют позитив к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) своими доступными средствами, усилиями государства и общества в целом [1, 3, 5].
Интегрированное (инклюзивное, включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения людей (детей и взрослых) с особыми потребностями в общеобразовательных школах либо в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего и профессионального образования, в плане приспособления к различным нуждам обучаемых. Все термины, как правило, используются для описания процесса обеспечения их доступа к образованию [2].
В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс, был заменен термином «инклюзивное образование» (integration - inclusion).
Инклюзивное образование - подход, который стремится развить методологию, направленную на обучаемых и признающую, что все они - индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении людей с ОВЗ. Если препо-
давание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все обучаемые, а не только субъекты общего и профессионального образования с особыми потребностями.
Роль профессионального образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В Законе Российской Федерации «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования», «Национальной доктрине образования в РФ», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Протоколе заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п. 5, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отражены принципы образовательной политики в нашей стране, важнейшими из которых являются гуманистический характер, общедоступность и адаптивность системы общего и профессионального образования к особенностям развития обучаемых с ограниченными возможностями здоровья [4, 6].
Таким образом, интегрированное обучение предполагает право получения лицами с ограниченными возможностями здоровья предпрофильного и профессионального образования на всех уровнях, включая высшее и послевузовское образование. При этом реализуются как образовательные профессиональные программы (в соответствии с государственным стандартом), так и реабилитационные мероприятия (компенсация ограничений жизнедеятельности).
Современные выпускники школ - инвалиды, как и ранее, имеют право на профессиональную подготовку, которая признается неотъемлемой частью национальной системы образования, включая начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Право-то они имеют, но реализуется оно, к сожалению, достаточно слабо, так как часто отсутствуют необходимые для специфической студенческой молодежи образовательные услуги, что делает труднодоступной их профессиональную подготовку.
Существуют и мало обоснованные факторы выбора профессии молодыми людьми с ОВЗ, когда они делают упор, прежде всего, на фактор «могу». В связи с низкой самооценкой здоровья, пассивностью и личностными особенностями, недооценкой тяжести своего заболевания (считают себя вполне здоровыми и убеждены, что вскоре излечатся), из-за отсутствия собственных профессиональных намерений зачастую неадекватно самоопределяются в недостижимой по их физическим возможностям профессии, планируя самореализации в ней. Предвосхищая такую ситуацию, психологическим службам и педагогам школ, родителям важно своевременно помочь молодым людям в выборе профессии и определении стратегии своей дальнейшей жизни, осознании имеющихся возможностей и ограничений, предъявляемых болезнью. Здесь важны рекомендации, отражающие клинические и психологические факторы. Опираясь же на специальную базу данных по различным противопоказаниям и примерный перечень предлагаемых профессий, необходимо показать старшеклассникам с ОВЗ важность учета своего здоровья, ознакомить их с основными медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий, что обеспечит в будущем правильную профессиональную ориентацию.
Если говорить о профессиях и специальностях для современных абитуриентов-инвалидов, то существует экстренная необходимость в их расширении, например, специальностей гуманитарного цикла. В частности, многие из них могли бы стать великолепными практическими психологами, юристами, экономистами, педагогическими и медицинскими работниками и др. Понятно, что полноценное профессиональное образование лиц с ОВЗ реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия. В то же время необходимо признать, что интеграция инвалидов в обычную студенческую жизнь сегодня также возможна, хотя это не простая задача.
Именно идея инклюзии в профессиональном образовании дает возможность решения многих обозначенных проблем. При этом ни в коем случае нельзя забывать о системе коррекционного обучения, которая позволяет выстроить комплексный подход, изменить социальную среду, в которую должны погрузиться вчерашние абитуриенты, а сегодня студенты с особыми нуждами. Это положение, высказанное еще Л.С. Выготским в области дефектологии, никоим образом не потеряло своей актуальности.
Целью инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учеб-
ных курсов для преподавателей и здоровых студентов, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации студентов с ограниченными возможностями в образовательный процесс учебного заведения. Для организации такой работы сегодня в системе профессионального образования необходимо опираться на имеющийся зарубежный и отечественный опыт инклюзии в образовании.
За рубежом уже с 1970-х гг. началась разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы развиты несколько подходов:
- расширение доступа к образованию (widening participation);
- мейнстриминг (mainstreaming) детей и молодежи с ОВЗ со сверстниками на праздниках, в различных досуговых мероприятиях;
- интеграция (integration) - приведение потребностей обучаемых с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них;
- инклюзия, т. е. включение (inclusion) - реформирование образовательных учреждений и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех обучающихся без исключения.
В 1990-х гг. в США и Европе появились публикации, посвященные проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980-1990-х гг., демонстрировали преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года [2].
Что касается России, первые инклюзивные образовательные учреждения появились здесь на рубеже 1980-1990-х гг. В частности, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321). А с осени 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента в 1995 и 1998 гг. проведены первые две международные конференции, а на третьей (31.01.2001 г.)
- участники приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ (16.04.2001 г.). С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ [1].
По данным Министерства образования и науки РФ, с 2008-2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Один из важнейших компонентов реализации инклюзивного образования - кадровый потенциал образовательных учреждений, который чрезвычайно высок в специальных (коррекционных) учреждениях, в них также сохраняется и профессиональная преемственность. Но самое ценное в специальных образовательных учреждениях - уникальные педагогические технологии, которые становятся залогом высоких результатов обучения у студентов. Особое внимание следует уделять инновационным аспектам развития коррекционного образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Международные эксперты оценивают развитие инклюзивного образования в России как серьезный прогресс, академики говорят, что это модная тема, политики считают его новой государственной идеологией в образовании, общественные организации рассматривают инклюзию как правозащитную концепцию. Вопросы из идеологической плоскости переместились в организационный и научно-методический аспекты.
Инклюзивное образование - это концепция, которая требует изменения привычных, формировавшихся десятки лет представлений всех участников о системе образования. Его гуманистическая и правозащитная составляющие подразумевают изменение комплекса социальных отношений и основываются на иных ценностях, чем традиционное образование.
Рассмотрение профессионального образования через призму инклюзивности означает изменение представления о том, что проблемой становится человек с ОВЗ, и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система профессионального образования. Цели инклюзивного профессионального образования находятся в принципиально иной системе координат, нежели цели привычной системы многоуровневого профессионального образования.
Несмотря на выраженную тенденцию, инклюзивное профессиональное образование не направлено на то, чтобы ликвидировать сложившуюся систему специального образования. Оно стремится к соединению и взаимообогащению до сих пор слабо связанных между собой систем общего, специального и профессионального образования. Приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся в СПО и ВПО не означает отказа от лучших достижений российской системы специального (коррекционного) образования.
Современное законодательство, касающееся вопросов профессионального образования инвалидов, в основном предоставляет различные льготы, льготу при поступлении в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды войны, а также инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы принимаются вне конкурса в государственные и муниципальные учебные заведения среднего профессионального и высшего образования, если, согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.
«Вне конкурса» означает, что инвалид должен сдать вступительные экзамены (ЕГЭ) на положительную отметку (пропускной балл). Часто учебные заведения, нарушая закон, отказываются принимать документы инвалидов, мотивируя это тем, что инвалид не сможет освоить данную профессию. Иногда вузы ссылаются на некие перечни противопоказаний, хотя в Законе «Об образовании» четко сказано, что «Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам состояния здоровья могут быть установлены только законом».
На сегодня имеется перечень нормативных документов, социально защищающих интересы студентов-инвалидов. Например, абитуриенту-инвалиду на вступительных экзаменах, проводимых вузом, должно
предоставляться дополнительное время на подготовку и выполнение задания, но не более полутора часов. Законодательством предусмотрены и льготы, касающиеся стипендиального обеспечения студентов с инвалидностью. Инвалидам I и II групп, бесплатно обучающимся в государственных и муниципальных вузах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.
Инвалидам дополнительно к академической стипендии выплачивается социальная стипендия. Ее размер определяется вузом, но не может быть меньше полуторного размера стипендии, установленного законом. Для получения социальной стипендии студент с инвалидностью должен представить справку из органа социальной защиты населения по месту жительства для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно. Студенту с инвалидностью может быть оказана единовременная материальная помощь. Решение о ее предоставлении принимает руководитель учебного заведения по личному заявлению студента.
Поскольку большинство инвалидов получают профессиональное образование в обычных учебных заведениях, встает вопрос о создании специальных условий в данных учебных заведениях. В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы [5].
Государственные образовательные учреждения, самостоятельно определяя направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, обязаны создавать и специальные условия для студентов с ОВЗ. На данный момент в некоторых вузах России созданы центры поддержки студентов с инвалидностью, они, как правило, финансируются самими вузами или из средств, полученных в рамках различных грантовых программ. Так, МГТУ им. Баумана, Московский государственный гуманитарный институт-интернат, Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета и др. предоставляют специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме государственного заказа.
В соответствии с Законом о социальной защите инвалидов государство предоставляет инвалидам возможность получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и видами разноуровневых образовательных программ. Инвалиды могут получать образование в общих и специальных учебных заведениях.
Одной из распространенных форм обучения является дистанционное обучение, которое предполагает получение комплекса образовательных услуг с помощью специализированной информационнообразовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д.), с помощью которого будет поддерживаться связь студента с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ним в режиме он-лайн, так и выполнение учебных заданий, присланных в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодня в России с помощью дистанционного обучения получают не только среднее, но и высшее профессиональное образование, поэтому в программы дистанционного обучения активно включаются многие отечественные ссузы и вузы.
Для качественного ведения профессионального образовательного процесса преподавателю интеграционной группы в СПО или ВПО нужен помощник - адаптер. Прежде всего, это внешний адаптер - человек, который имеет возможность наладить внешние отношения с инвалидом. Затем студент передается внутреннему адаптеру, хорошо, если им становится другой сокурсник с сохранным интеллектом. Это процесс, который всегда должен направляться преподавателями профессиональных учебных заведений и поддерживаться на всем промежутке времени учебы студента с ОВЗ.
Как нам кажется, именно повышение уровня образования инвалидов через систему многоуровневого инклюзивного профессионального образования, уровня доступности объектов и услуг, предоставляемых населению, повысит степень экономической активности молодых людей с ОВЗ, будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и приведет к относительной независимости от социальных выплат (пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты) и, как следствие, к повышению потребительского спроса.
Развитие инклюзивных подходов в образовании является логическим продолжением практики интегрированного обучения и не противоречит ей. Основное отличие и шаг развития заключается в том, что в основе инклюзивных подходов лежит такое изменение образовательной среды, которое позволяет в максимальной мере соответствовать особым образовательным потребностям любого учащегося с нетипичным ходом развития. При интеграции такого изменения и адаптации образовательной среды к особым его потребностям не происходит. В этом случае обучаемый приспосабливается к учебному заведению и существующей
образовательной системе, а не наоборот, как в случае инклюзии. Тем не менее и интеграция, и инклюзия признаются на сегодня закономерными этапами развития системы профессионального образования, логически продолжающими и не противоречащими друг другу, поскольку и в том и в другом случае речь идет о расширении доступа к образованию и включении студента ссуза или вуза с особыми образовательными потребностями (в данном случае с ограниченными возможностями здоровья) в процесс профессиональной подготовки.
Список литературы:
1. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы / http: www.dislife. ru/flow/theme/4696.
2 Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.
3. Парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» (г. Москва, 12 апреля 2012 г.). -Госдума РФ, Комитет по образованию / http://www. уе stniknews. ra/mdex.php?option=com_content&task=v iew&id=670&Itemid=1.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / http://www.referent. га/1/67160.
5. Федеральная целевая программа. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы / http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2011/392/.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы / http://fcp.economy.gov.ru/ cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/305/.
Блаженкова Н.М. Гайсина А.Р.
доктор экономических наук, профессор, аспирант Уфимской государственной
заведующая кафедрой «Финансы и банковское дело» академии экономики и сервиса, г. Уфа Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
УДК 364.65:364.694(470.57)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Статья посвящена существующей на сегодняшний день проблеме защиты маломобильных граждан в республике, формирования доступной и комфортной среды для их жизнедеятельности. Рассмотрены действующие нормативно-правовые документы, программы, способные обеспечить социальную защиту данной категории граждан.
Ключевые слова: маломобильные граждане, социальная защита, проблемы, безбарьерная среда, республиканские целевые программы.
SOCIAL AND ECONOMIC CONDITION OF THE POPULATION WITH THE LIMITED POSSIBILITIES IN REPUBLIC BASHKORTOSTAN
Physically handicapped citizens in the Republic of Bashkortostan, social protection and problems. The article is devoted to the current day of the problem of protection of the disabled citizens in the Republic, formation of accessible and comfortable environment for life. Reviewed the existing normative-legal documents, programs, are capable of ensuring social protection of this category of citizens.
Key words: physically handicapped citizens, social protection, problems, barrier-free environment, republican target programs.