Научная статья на тему 'Инклюзивный капитализм как проект глобалистов и российская цивилизация'

Инклюзивный капитализм как проект глобалистов и российская цивилизация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивный капитализм / российская цивилизация / глобальные элиты / цифровые технологии / цифровое общество / оксюморон / inclusive capitalism / Russian civilization / global elites / digital technologies / digital society / oxymoron

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочетков Александр Павлович

Рассмотрена формирующаяся концепция инклюзивного капитализма и последствия ее реализации для российской цивилизации. Показано, что данная концепция представляет собой очередной вариант теории «народного благоденствия», которая скрывает реальные планы глобалистов установить с помощью цифровых технологий управления обществом и экономикой в дальнесрочной перспективе свое господство в мире. Роль национальных государств будет низведена до уровня подчиненных структур управляющей всем миром некой глобальной корпорации. Однако такое развитие событий не является предопределенным и встретит серьезное сопротивление основной части человечества. Особое внимание обращается на то, что практическое воплощение в жизнь основных положений теории инклюзивного капитализма подрывает исторические, социокультурные основы российской цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive Capitalism as a Globalist Project and Russian Civilization

The emerging concept of inclusive capitalism and the consequences of its implementation for Russian civilization are considered. It is shown that this concept is another version of the theory of “national welfare”, which hides the real plans of the globalists to establish their dominance in the world with the help of digital technologies for managing society and the economy in the long term. The role of national states will be reduced to the level of subordinate structures of a certain global corporation governing the whole world. However, such a development of events is not predetermined and will meet serious resistance from the main part of humanity. Special attention is paid to the fact that the practical implementation of the main provisions of the theory of inclusive capitalism undermines the historical, socio-cultural foundations of Russian civilization.

Текст научной работы на тему «Инклюзивный капитализм как проект глобалистов и российская цивилизация»

Кочетков А.П.

5.5.4 Международные отношения,

глобальные и региональные исследования

(политические науки)

International Relations, Global and Régional Studies

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-23-27 УДК: 327.2 ГРНТИ: 11.25.19 EDN: IFIHXS

Инклюзивный капитализм как проект глобалистов и российская цивилизация

А.П. Кочетков ©

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрена формирующаяся концепция инклюзивного капитализма и последствия ее реализации для российской цивилизации. Показано, что данная концепция представляет собой очередной вариант теории «народного благоденствия», которая скрывает реальные планы глобалистов установить с помощью цифровых технологий управления обществом и экономикой в дальнесрочной перспективе свое господство в мире. Роль национальных государств будет низведена до уровня подчиненных структур управляющей всем миром некой глобальной корпорации. Однако такое развитие событий не является предопределенным и встретит серьезное сопротивление основной части человечества. Особое внимание обращается на то, что практическое воплощение в жизнь основных положений теории инклюзивного капитализма подрывает исторические, социокультурные основы российской цивилизации.

Ключевые слова: инклюзивный капитализм, российская цивилизация, глобальные элиты, цифровые технологии, цифровое общество, оксюморон

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Кочетков А.П. Инклюзивный капитализм как проект глобалистов и российская цивилизация // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 3. С. 23-27. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-23-27. EDN: ^1НХБ

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-23-27

Inclusive Capitalism as a Globalist Project and Russian Civilization

A.P. Kochetkov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract.The emerging concept of inclusive capitalism and the consequences of its implementation for Russian civilization are considered. It is shown that this concept is another version of the theory of"national welfare", which hides the real plans of the globalists to establish their dominance in the world with the help of digital technologies for managing society and the economy in the long term. The role

ISSN 2223-0092 (print) Т. 14. № 3. 2024 Социально-политические науки 23

ISSN 2310-7065 (online)

of national states will be reduced to the level of subordinate structures of a certain global corporation governing the whole world. However, such a development of events is not predetermined and will meet serious resistance from the main part of humanity. Special attention is paid to the fact that the practical implementation of the main provisions of the theory of inclusive capitalism undermines the historical, socio-cultural foundations of Russian civilization.

Key words: inclusive capitalism, Russian civilization, global elites, digital technologies, digital society, oxymoron

FOR CITATION: Kochetkov A.P. Inclusive Capitalism as a Globalist Project and Russian Civilization. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 3. Pp. 23-27. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-23-27. EDN: IFIHXS

V-

Введение

Глобальный кризис капиталистической системы в первые десятилетия XXI в. заставил правящие круги наиболее развитых стран мира и транснациональные элиты, стоящие во главе крупнейших транснациональных корпораций искать выход из кризиса путем обновления капиталистической системы на основе предотвращения крупных социальных потрясений и ядерной войны. Демонтаж социального государства и отказ от концепции всеобщего благоденствия, дальнейшее развитие на основе концепции неолиберализма и резкого сокращения социальной сферы сегодня уже не в состоянии сохранить социальный мир на планете и предотвратить глобальные разрушительные войны. На повестке дня вновь встал вопрос возвращения к концепции социального капитализма, способного улучшить социально-экономическое положение всех членов общества, а не только способствовать росту прибылей капиталистов.

По мнению многих аналитиков «мирный» переход к дальнейшему антикризисному развитию возможен либо на основе разворота экономики в сторону повышения качества жизни основной части представителей различных цивилизаций современного мира или перехода к тоталитарному управлению человечеством на глобальном уровне, для упрощения которого необходимо сокращение населения планеты на основе «мирного» разрушения общественного производства, способного привести к гибели миллиардов людей. Практическая реализация этих планов возможна на основе повсеместного внедрения современных информационных технологий. В этом случае глобальное управление экономикой и людьми будет осуществляться при помощи искусственного интеллекта (ИИ)1.

Предвидя возможные катастрофические последствия глобального кризиса современной капиталистической системы, Ватикан в декабре 2020 г. совместно с представителями 27 крупнейших глобальных корпораций, банков и фондов создали Совет, предложивший

проект «перезагрузки» экономики под названием «Ин-" 2 клюзивныи капитализм»2.

Никаких четких и общепринятых определений термина «инклюзивный капитализм» в науке сегод-

1 Ведута Е. Манифест инклюзивного капитализма: волки останутся сыты, а что с овцами? 2021. URL: https://regnum.ru/news/ polit/3165745.html

2 II Vaticano entra in "Alleanza globale" con Rothschild, Fondazione Rockefeller e grandi banche per creare un Great Reset. 2020. URL: https://www.maurizioblondet.it/il-vaticano-entra-in-alleanza-globale-con-rothschild-fondazione-rockefeller-e-grandi-banche-per-creare-un-great-reset/

ня нет. Впервые термин «инклюзивный капитализм» использовал американский профессор индийского происхождения К. Прахаладу в книге «Удача на дне пирамиды» [6].

С тех пор различные исследователи пытались сформулировать свое представление об этой новой модели развития современного капитализма. Идея инклюзивного капитализма привлекла внимание главы швейцарской ветви клана Ротшильдов Линн де Ротшильд, а Клаус Швабб и Тьерри Мальрё попытались разработать его концепцию [7]. Ее поддержали такие представители мировой элиты, как члены британской королевской семьи, Председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард, миллиардер Джордж Сорос, лорд-мэр лондонского Сити Фионе Вульф и др.3

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО КАПИТАЛИЗМА

На сайте Совета по инклюзивному капитализму провозглашаются связующие основы глобальных планетарных изменений, такие как ликвидация нищеты путем всеобщей занятости, рост общественного благосостояния и улучшение предоставления населению различных услуг с помощью перехода к глобальному инновационному производству. Для борьбы с бедностью предлагается снижать цены для повышения возможностей покупки различных товаров наиболее бедными слоями населения, чтобы они были удовлетворены своим социальным положением и не вмешивались в политику. При этом должно произойти повсеместное повышение ответственности за конечный результат всех участников производственного процесса (наемных работников, смежников, покупателей, акционеров, государство, общество в целом)4.

Следовательно, за успех или провал борьбы с бедностью и рост всеобщего благосостояния теперь должно отвечать все общество, а не только владельцы капитала.

Владельцы корпораций сознательно идут на потерю части своих прибылей. В последние годы их пожертвования на благотворительность значительно возросли. Так, например, по оценкам Forbes, пожертвования 25 крупнейших благотворителей США в 2022 г. увеличились на 27 млрд долл. и составили 196 млрд долл. В 2020-2021 гг. их ежегодный прирост достигал

3 A Framework for inclusive capitalism. February 3, 2021. URL: https://www.rockefellerfoundation.org/insights/rfbreakthrough/a-framework-for-inclusive-capitalism/

4 The Council of Inclusive Capitalism. Guiding Principles for Inclusive Capitalism. URL: https://www.inclusivecapitalism.com/about/

24

Sociopolitical Sciences

Vol. 14. No. 3. 2024

Кочетков А.П.

20 млрд долл.5 Но это не приносит никакого существенного ущерба владельцам крупнейших мировых компаний и банков, т.к. их прибыли в это же время значительно увеличились. Согласно исследованию британского инвестфонда Janus Henderson Group крупнейшие мировые компании в 2023 г. выплатили дивиденды своим акционерам на рекордную сумму 1,66 трлн долл.6 Кроме того, взамен потери части своих прибылей они хотят получить в свои руки дополнительные мощные рычаги контроля за обществом, а значит усилить свою корпоративную власть путем распределения вместе с государством, которое должно все больше переходить под их контроль, среди членов общества валового общественного продукта.

Инклюзивный капитализм подразумевает, что главным субъектом общественного управления как на локальном, так и на глобальном уровне становится не государство, а корпорации. Главная роль отводиться транснациональным корпорациям. При этом сценарии развития мира в перспективе транснациональный капитал полностью приватизирует все основные функции национальных государств. Это, по мнению идеологов инклюзивного капитализма, поможет капиталистическому обществу, обрести новое качество и таким образом дать капитализму новое дыхание для развития.

«Капитализм для всех» - в этом его идеологи пытаются представить сущность инклюзивного капитализма. Но при этом Клаус Швабб и Тьерри Мальрё в своей книге открыто провозглашают разделение человечества на три основные страты: «лучших», богатейших собственников, которые будут защищены от любых потрясений и бедствий; «профессиональных», т.е. менеджеров-управленцев, обеспечивающих функционирование всей системы инклюзивного капитализма в интересах первой страты, имеющие определенную собственность; «служебных людей» - основной страты наемных работников занятых неквалифицированным трудом и не имеющих собственности, работающих исключительно для удовлетворения минимума собственных потребностей [1: 37; 7].

Суть инклюзивного капитализма заключается в том, что мировая олигархия путем подмены понятий в очередной раз стремится сбить накал социальных противоречий в обществе и получить доступ к всеобъемлющей власти над миром. Как инструмент ее становления она предполагает использовать установление своего глобального управления с помощью переходи на цифровые методы управления при помощи ИИ. При этом цифровые платформы становятся как бы новой бизнес-моделью, человеческое общение переходит в основном в цифровую сферу, что упраздняет обычное человеческое общение.

В цифровом обществе, как технократическом обществе первостепенным становится не только обладание собственностью, деньгами, но в первую очередь владе-

5 Сорос, Гейтс, Брин: самые щедрые благотворители США в 2023 году по версии Forbes. 24.01.2023. URL: https://www.forbes. ru/forbeslife/484097-soros-gejts-brin-samye-sedrye-blagotvoriteli-ssa-v-2023-godu-po-versii-forbes

6 Хабибулина Е. Эксперты спрогнозировали рост дивидендов мировых компаний после рекорда 2023 года. 13.03.2024. URL: https://www.forbes.ru/investicii/508037-eksperty-sprognozirovali-rost-dividendov-mirovyh-kompanij-posle-rekorda-2023-goda

ние технологиями, умением их создавать и с их помощью осуществлять контроль за развитием экономики и общества. В цифровом обществе главным будет субъект передачи и контроля информации, что даст ему огромную власть в мировом социуме и объективно способствует формированию новой правящей элиты. Это - цифровая элита, т.е. социальная страта, занимающая ключевое положение в сетевом сообществе, обладающая креативными способностями, контролирующая информационные потоки и банки данных, которая может использовать достижения современных информационных технологий для управления экономикой и обществом в своих целях [4]. Цифровая элита выйдет из-под контроля граждан, т.к. ей никто не делегирует полномочия управлять на основе традиционных, признаваемых в обществе процедур рекрутирования.

Согласно теории инклюзивного капитализма необходимо перейти от прежнего капитализма собственников и традиционной экономики к новому капитализму без частной собственности («капитализм участников»), основанному на централизации и глобализации экономики, в которой главную роль будут играть транснациональные корпорации. Это предполагает отказ от Брет-тон-Вудской валютной системы, введение повсеместно цифровой криптовалюты и отмену наличных денег; роботизацию труда; широкое внедрение системы для отслеживания информационных потоков, в первую очередь связанных с движением криптовалюты и процессов, происходящих в организме человека; формирование глобальной системы здравоохранения (регулярное тестирование, обязательная вакцинация, сопровождающаяся цифровой идентификацией и выдачей санитарного паспорта), позволяющая создать систему глобального контроля населения с использованием цифровых технологий, в том числе и распознавания лиц [4; 7: 23,24,116-122]. Конечная цель - создание единого центра глобального управления в интересах глобальных элит [7: 86, 87].

Инклюзивный капитализм предполагает под предлогом защиты природы и чистой экологии сократить производство, что приведет к реальному сокращению затрат на питание, образование, медицину. Частная собственность, например, жилых помещений заменяется на их аренду. Для умиротворения беднейших социальных слоев предполагается введение фиксированного базового дохода. Реализация всего этого, фактически, предполагает заключение нового социального договора на основе гарантии гражданам определенного социального минимума при условии их согласия на тотальный цифровой контроль со стороны корпоративного капитала.

В итоге, инклюзивный капитализм ведет к полному изменению общественных отношений, их социально-экономической основы и переходу к глобальному цифровому управлению под эгидой новой, формирующейся глобальной цифровой элиты.

КАК ЭТО ВСЕ СООТНОСИТСЯ С РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ?

Российская цивилизация, как особое социокультурное образование имеет собственные исторически сложившиеся ценности, традиции и обычаи, отличающие

Т. 14. № 3. 2024

Социально-политические науки

25

ее от других цивилизаций. Среди них традиционно сильная центральная власть и доминирующая роль государства, которое является ядром, организующим функционирование российского социума; культура, которая вбирает в себя как западные, так и восточные традиции, нравственные нормы и ценности; полиэтнический состав населения при русском народе, как го-сударствообразующей основе общества [2: 50].

К ведущим признакам российской цивилизации относятся: русский народ, как титульная культурообра-зующая этническая общность; исторически доминирующая роль православия как в целом консолидирующего духовного фактора; наличие единого евразийского социокультурного пространства; русский язык как государственный язык и средство межнационального общения [3; 5].

Реализация основных положений инклюзивного капитализма ломает культурно-цивилизационный код российской цивилизации. Согласно концепции инклюзивного капитализма управление обществом будет осуществляться в глобальном масштабе некой глобальной корпорацией, а не традиционным для России национальным государством. Теория инклюзивного капитализма отвергает традиционный для России принцип справедливого распределения совокупного общественного продукта в интересах всего общества, а не узкой правящей наднациональной корпоративной прослойки. Происходит унификация всех культурно-исторических традиций и общественной жизни России, что лишает ее своей истории и культуры, перспектив дальнейшего цивилизационного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время формирование концепции инклюзивного капитализма еще не завершено. Но уже сегодня можно предположить, что ее практическая реализация с использованием цифровых технологий управления встретит и уже встречает серьезное сопро-

тивление в мире, т.к. сопряжено с серьезными рисками и опасными последствиями для человечества. Для реализации данной концепции необходимо прежде всего согласие всех ведущих мировых держав на осуществление подобной глобальной модернизации. Даже идеологи инклюзивного капитализма понимают, что добиться этого будет очень сложно.

Мировые правящие элиты в обозримом будущем вряд ли пойдут на колоссальные затраты для создания чрезвычайно дорогой системы глобального цифрового управления при наличии серьезных рисков постоянных сбоев в ее работе, что легко может дезорганизовать управление миром как на глобальном, так и на локальном уровне.

Кроме того, для перехода на глобальное цифровое управление необходимо такое количество энергии, производить которую и платить за которую предприятия и частные потребители будут не в состоянии. Переход на новые источники энергии, которые будут работать, например, на нанотехнологиях в настоящее время и даже в дальнесрочной перспективе невозможен.

И, самое главное. Коренная перестройка мирового сообщества на принципах инклюзивного капитализма предполагает установление власти узкой группы глобальной элиты, которая для своего господства пытается использовать методы цифрового управления и действует в узкокорыстных целях. В случае осуществления данного сценария возможен переход к принципиально новому социальному устройству, которое отменит все существующие социальные гарантии и договоренности, сломает современный мировой общественный порядок, в результате чего станут возможными любые социальные конфликты, войны и разрушения, опасные для всего человечества.

Поэтому планы практической реализации основных идей инклюзивного капитализма неизбежно встретят неоднозначное восприятие, в большей степени негативное, среди широких кругов мировой общественности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакушев ВА., Понеделков А.В., Омельченко И.В., Осипов О.Г. «Инклюзивное развитие» или «инклюзивный капитализм» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 10. С. 35-39.

2. Данильченко С.Л. Российское государство-цивилизация: интегрирующие факторы и конфликтогенные противоречия. Уфа: Аэтерна, 2023.148 с.

3. Каньшин А.Н. К вопросу о российской цивилизации // Армия и общество. 2007. № 4 (12). С. 23-31.

4. Кочетков А.П. Формирование цифровой элиты как новой страты глобально-информационного общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2022. Т. 27. № 1.С. 198-212.

5. Спиридонова В.И., Соколова Р.И., Шевченко В.Н. Россия как государство-цивилизация: философско-политический анализ / отв. ред. В.И. Спиридонова, В.Н. Шевченко. М.: ИФ РАН, 2016.122 с.

6. Prahalad C.K. The fortune at the bottom of the pyramid. Wharton: Wharton School Publishing, 2004. 389 p.

7. Schwab K., Malleret Th. Covid-19: The great reset. World Economic Forum, 2020. 212 p.

REFERENCES

1. Bakushev V.A., Ponedelkov A.V., Omelchenko I.V., Osipov O.G. "Inclusive development" or "inclusive capitalism".Humanities, Socio-economic and Social Sciences. 2021. No. 10. Pp. 35-39. (In Rus.)

2. Danilchenko S.L. The Russian state-civilization: Integrating factors and conflictogenic contradictions. Ufa: Aeterna, 2023. 148 p.

3. Kanshin A.N. On the question of Russian civilization. The Army and Society. 2007. No. 4 (12). Pp. 23-31. (In Rus.)

4. Kochetkov A.P. Formation of the digital elite as a new stratum of the global information society. Bulletin of the Volgograd State University. Series 4: History. Regional Studies. International Relations. 2022. Vol. 27. No. l.Pp. 198-212. (InRus.)

5. Spiridonova V.I., Sokolova R.I., Shevchenko V.N. Russia as a state-civilization: Philosophical and political analysis. V.I. Spiridonova, V.N. Shevchenko (eds.). Moscow: IF RAS, 2016.122 p.

6. Prahalad C.K. The fortune at the bottom of the pyramid. Wharton: Wharton School Publishing, 2004. 389 p.

7. Schwab K., Malleret Th. Covid-19: The great reset. World Economic Forum, 2020. 212 p.

26

Sociopolitical Sciences

Vol. 14. No. 3. 2024

Кочетков А.П.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 81,43%

Рецензент: Сащенко Н.П., кандидат психологических наук, доцент; ведущий научный сотрудник; Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Статья поступила в редакцию 15.05.2024, принята к публикации 10.06.2024 The article was received on 15.05.2024, accepted for publication 10.06.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кочетков Александр Павлович, доктор политических наук, профессор; заместитель заведующего, кафедра российской политики, факультет политологии; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-4609-0526; Author ID: 571360; SPIN-код: 7383-9315; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Alexander P. Kochetkov, Dr. Sci. (Polit.), Professor; Deputy Head, Department of Russian Politics, Faculty of Political Science; Lomonosov Moscow State University; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-46090526; Author ID: 571360; SPIN-code: 7383-9315; E-mail: [email protected]

Т. 14. № 3. 2024

Социально-политические науки

27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.