Научная статья на тему 'Инклюзивное образование инвалидов как форма социального служения педагога'

Инклюзивное образование инвалидов как форма социального служения педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование инвалидов как форма социального служения педагога»

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...

[Лук.4:17-18]

Иванов Андрей Валерьевич Удмуртский Государственный университет кафедра профессионального иностранного языка

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ как ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ПЕДАГОГА

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения его доступности и качества для всех категорий граждан. В настоящее время на утверждении в Правительстве РФ находится Комплекс мер по профессиональному образованию и трудоустройству инвалидов, который предусматривает поэтапное, начиная с 2015 года, увеличение контингента инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе высшего образования. В связи с этим значительно возрос заказ общества на инклю-

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

зивное образование, в ходе которого студенты с особенностями восприятия (слепые, глухие, с заболеваниями опорно-двигательной системы) учатся в обычных студенческих группах. При оценке эффективности федеральных университетов и национальных исследовательских университетов с 2015 года учитывается доступность образования для инвалидов, уровень создания комфортных условий для обучения людей с ограниченными возможностями. Однако, по официальным данным, в настоящее время только 1 — 2 % россиян с инвалидностью получают высшее образование. Одним из путей решения этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации. Кроме того, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора индивидуального образовательного процесса.

Английский язык — это один из путей к успеху и самодостаточности для незрячего человека. Достаточно напомнить, что все компьютерные программы и даже команды, с помощью которых пользователь общается со своим компьютером, пишутся по-английски.

Нет никаких объективных причин, которые бы могли воспрепятствовать слепому человеку в его желании изучить иностранный язык. На основании собственной педагогической практики, берусь утверждать, что незрячие люди обладают хорошей памятью, позволяющей им быстро запоминать большой объём слов и информации, а особенности слухового восприятия незрячих людей помогают им достаточно точно с фонетической стороны воспроизводить и повторять слова на другом языке; большинство незрячих людей хорошо владеют компьютером и имеют доступ ко многим образовательным ресурсам. Эти люди стремятся к общению и тянутся к новому. Следовательно, всё это говорит о том, что обучение слабовидящих и незрячих студентов английскому языку - дело возможное и нужное.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения. Эти гарантии включают в себя использование специальных обра-

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

зовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Однако у нас в стране пока нет развитой системы такого обучения инвалидов. Обращение к базам данных в Интернете и в Отдел по обслуживанию слепых и слабовидящих граждан Национальной библиотеки Удмуртской Республики, как показал анализ, и поиск в иных книгохранилищах позволяют утверждать, что удобных к использованию материалов для обучения слепых английскому языку в России практически нет или они недоступны.

Существующая в данное время методика построена исключительно на предоставлении материала на слух: преподаватель или диктор читает, а

____ТЛ С ____С

студенты запоминают. В моей группе учится незрячий студент; зрение он потерял не так давно, и писать азбукой Брайля пока не научился даже по-русски, не то что по-английски.

Отмеченные обстоятельства привели к тому, что автор этих строк начал разрабатывать собственную методику работы с незрячими студентами. Она основана на специальной системе мер и специфических дидактических материалах. Подбор и разработка учебных материалов осуществляется с предоставлением контента не только аудиально, но и с использованием других средств невизуального доступа к информации для передачи информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения. Предусматривается возможность применения экранной клавиатуры. Создание такого учебника уже начато с применением компьютерных технологий, базирующихся на комплексе аппаратных и программных средств, которые обеспечивают преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Методом опроса мы выявили основные трудности, с которыми сталкиваются студенты с ограниченными возможностями при работе с электронной версией стандартного учебника по английскому языку. Люди с нарушением зрения используют либо сервис TalkBack (приложение, установленное на большинстве устройств Android, которое озвучивает текст, элементы интерфейса, а также обеспечивает звуковой и виброотклик), либо программу экранного доступа JAWS для персональных компьютеров, использующих операционную систему Microsoft Windows.

Благодаря речевому синтезатору, информация с экрана проговаривается компьютером вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту, и позволяет выводить информацию на дисплей Брайля.

Однако, при работе с электронной версией учебника, выполняя упражнения, эти программы-читалки (скрин ридеры) «пролетают» без паузы пропущенные места в предложении, а незрячие не чувствуют, в какое именно место надо подставить требуемое слово. Ни одна из вышеперечисленных программ не может прочитать таблицу. У студентов с нарушениями зрения возникают трудности с поиском нужного упражнения, когда преподаватель говорит: «Выполняем упражнение № 7 на странице 77»... Кроме того, такие студенты хотят не просто знать, как произносится конкретное слово, но и как оно пишется. И так далее.

Одним словом, ни TalkBack, ни JAWS не решают этих проблем. В связи с этим, автор и программисты ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» в настоящее время работают над созданием дополнительной программы для преодоления вышеперечисленных педагогических проблем с учетом пожеланий студентов с ограниченными возможностями зрения.

Данный комплекс мер подразумевает техническое оснащение образовательных учреждений и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других студентов по взаимодействию с ними. Приспособление реализуемых образовательных программ заключается во введении в учебный процесс специализированных адаптационных модулей, выборе методов обучения, обеспечении специализированными образовательными

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

ресурсами. Специализированные адаптационные модули должны включатся в вариативную часть циклов образовательной программы с целью освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации, коррекции коммуникативных умений в соответствии с индивидуальными потребностями студентов с ограниченными возможностями.

В заключение несколько слов о нравственной стороне вопроса. Разумеется, студент, который «не такой, как все» доставляет каждому преподавателю много проблем. Но вдвойне радостно отмечать пусть маленькие, но такие драгоценные достижения такого ученика! Наверное, педагоги и преподаватели должны считать работу с инвалидами и новаторство в этой области формой своего бескорыстного социального служения?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.