РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТЫ
УДК 373.5:36
doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-3-9
ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА КАК ПРИМЕР ШКОЛЫ С ВЕДУЩЕЙ СОЦИОЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИЕЙ
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 15-06-10165
© Алехина Екатерина Валентиновна
кандидат педагогических наук,
Воронежский государственный педагогический университет Россия, 394024, г. Воронеж, ул. Ленина, 86 Е-mail: [email protected]
В статье раскрывается социозащитная функция школы на примере модели инклюзивной школы. Анализируется действующее законодательство международного, федерального и местного уровней на предмет наличия в нем норм по реализации школой социозащитной функции. Описывается модель инклюзивной школы, реализующей социозащитную функцию через создание соответствующей политики, культуры и практики. Раскрываются эти компоненты модели. Характеризуется реализация социо-защитной функции на каждом уровне инклюзивной школы: дидактическом, воспитательном, управленческом, социально-психологическом, медицинском. Даются характеристики основным направлениям деятельности школы в контексте функции социальной защиты. Особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном процессе и решению тем самым вопросов защиты интересов ребенка. Автор анализирует отношения семьи и инклюзивной школы как аспекта социальной защиты. Ключевые слова: социозащитная функция школы; инклюзия; инклюзивная школа; инклюзивные политика, культура и практика; психолого-педагогическое сопровождение.
Функционирование общеобразовательной школы как социального института, выполняющего государственный заказ на образование подрастающего поколения, строго регламентировано. Среди норм, регулирующих образовательную деятельность школы, содержатся и нормы, регулирующие социозащитную функцию школы как в широком смысле, как и в узком ее понимании.
Преимущественно контингент общеобразовательной школы составляют дети. Поэтому в основе всей деятельности лежат права несовершеннолетних, имеющих закрепление на международном уровне в Конвенции о правах ребенка (Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) [4].
Учитывая курс Российской Федерации на внедрение инклюзивного образования, важным документом, дающим образовательные и социальные гарантии, является Конвенция о правах инвалидов (Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) [3].
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим все виды деятельности общеобразовательной школы, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
В положениях данного закона (Статьи 1, 3, 5, 28, 34, 35, 37, 40, 41-43, 48, 66) содержатся нормы, регулирующие функцию социальной защиты школы [6].
В Письме Минобрнауки России № НТ-664/08 и Общероссийского профсоюза образования № 269 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» приводится перечень документов, которые должна иметь (предоставлять) школа в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Это локальные нормативно-правовые акты, так или иначе затрагивающие функцию социальной защиты.
Во исполнении Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» большинство образовательных организаций имеют локальный акт Положение об обработке и защите персональных данных. Данный документ защищает участников образовательных отношений от незаконного использования их персональных данных.
Исполняя нормы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», каждая организация должна иметь Положение об организации инклюзивного образования, регламентирующее порядок получения образования детьми с ОВЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» школа должна иметь Положение о Совете профилактики. Данное Положение защищает права обучающихся с проявлениями девиантного поведения.
Положение о классном руководителе обязательно для общеобразовательной школы. Оно регламентирует защиту прав и интересов обучающихся как направление деятельности классного руководителя.
Инклюзия в общеобразовательной школе — это не только включение в образовательный процесс и социальную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья, но это также построение такой школы, где хорошо и комфортно учиться и работать всем: и ученикам, и учителям, и родителям. И в этом состоит социозащитная функция. Инклюзивная школа — это школа, где понятие «социального меньшинства» перестает существовать, где каждый ребенок становится очень важным и значимым участником школьного сообщества, вне зависимости от религии, пола, этнической принадлежности и состояния здоровья. Это самость защищается школой путем создания инклюзивной системы. Взрослые — учителя, родители, администраторы и др. — взаимодействуют как равноправные партнеры, и всем им небезразлично, что происходит с каждым ребенком в школе. В основе инклюзии как базовая заложена социозащитная функция. Эта функция
реализуется в отношении не только детей-инвалидов, но и всех участников образовательного процесса.
«Школа, принявшая инклюзивную стратегию, проходит два основных этапа — этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике образовательного процесса» [1]. Большинство ныне существующих моделей инклюзивного образовательного процесса предполагает:
• создание новой обучающей среды — совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах,
• непрерывность, преемственность и комплементарность инклюзивного процесса;
• обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
• создание психолого-педагогических условий эффективного академического и социального развития ребенка с особыми образовательными потребностями;
• формирование триединства инклюзивной культуры, политики и практики.
Оценка результативности инклюзивного образования может быть представлена следующими критериями:
• изменение физического и психического здоровья детей,
• уровень академического развития и успеваемости,
• уровень социального развития,
• изменение личности и деятельности педагога-экспериментатора,
• уровень основных направлений инновационного развития.
Для выполнения инклюзивной школой социозащитной функции необходимо понимать, как она реализуется на каждом уровне:
• дидактический (реализация в учебно-воспитательном процессе);
• воспитательный (реализация в воспитательном процессе и в системе отношений участников инклюзивного процесса);
• управленческий (реализация на различных управленческих уровнях в системах): руководитель — педагогический коллектив, руководитель — дети, руководитель — родители, руководитель — внешняя среда;
• социально-психологический (реализация в коллективно-групповых, должностных отношениях, создание чувства защищенности в психологической атмосфере педагогического коллектива, детей, родителей);
• медицинский (реализация охраны здоровья, реабилитации, коррекции).
Инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика представляют собой основные векторы инклюзивного развития школы. «Необходимо иметь четкое представление о том, что развитие школы в направлении инклюзии обязательно должно происходить во всех этих областях» [5].
В инклюзивную культуру входит: школьное сообщество, в подавляющем большинстве разделяющее идеи инклюзии, и личное присвоение инклюзивных ценностей.
«Формирование инклюзивной культуры позволит защитить каждого члена сообщества от сегрегации и психологического насилия. Инклюзивная культура основана на ценности социального разнообразия. Формирование инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, толерантного, принимающего сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений» [5]. Такая школьная культура создает общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми участниками образовательного процесса. Принципы и ценности инклюзивной культуры влияют как на решение в отношении всей школьной политики, так и на ежеминутную практику обучения в каждом классе.
Инклюзивная политика заключается в следующем: программа развития школы и организация поддержки.
При развитии школы должны учитываться потребности в индивидуальном образовательном процессе отдельных категорий обучающихся. Стратегии развития школы должны быть обоснованы с точки зрения коллективного и индивидуального прогресса. Политика отражается в необходимости присутствия инклюзивного подхода во всех школьных планах. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь нацеливают всех сотрудников и учащихся школы на то, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизировать риски исключающих практик. «Поддержкой считаются любые действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом реагировала на разнообразие потребностей своих учеников. Все виды поддержки разрабатываются в соответствии с инклюзивными принципами и объединяются в общую систему» [5].
В понятие «Инклюзивная практика» включены: управление процессом обучения и мобилизация ресурсов.
Практика обучения сочетает в себе культуру и политику. Но без развития инклюзивной практики не может быть развития культуры. При внедрении такой практики на уроках обязательно учитывается разнообразие потребностей учащихся, а ученики поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы.
Мобилизация ресурсов заключается в подключении всех видов ресурсов (материальных, педагогических, социальных и т. д.) к инклюзивной практике. Сотрудники школы проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, которые могут быть задействованы для поддержки обучения и полноценного участия каждого ребенка в школьной жизни.
В процессе реализации инклюзии должен проводиться мониторинг ситуации развития инклюзии по следующим моментам: включенность категории детей в инклюзивный процесс; варианты формы инклюзии — временная, частичная, полная и др.; выявление образовательных и социальных потребностей детей с ОВЗ, потребность в инклюзивном образовании; разработанность и оценка методической обеспеченности образовательного учреждения; степень готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода; характер отношений, складывающихся у всех участников инклюзивного образовательного процесса, ценностные принципы их формирования; характер отношения учителей, родителей и педаго-
гов к процессу внедрения инклюзии, уровень осведомленности о принципах инклюзии, уровень принятия.
На этапе подготовки к инклюзивной стратегии развития важно определить уровень готовности общеобразовательной школы к инклюзивному образованию в организационно-управленческом аспекте. Объектом диагностического исследования в данном случае будут выступать возможности общеобразовательной школы, которыми она располагает для реализации инклюзивного образования в плане организации учебного процесса, методического оснащения образовательного процесса и наличия специализированного оборудования в школе.
Базовым компонентом формирования социозащитной функции инклюзивной школы является организация командной работы специалистов на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа специалистов разного профиля в условиях командного (междисциплинарного) взаимодействия необходима для разработки и реализации единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, организации помощи его семье. Но подобная стратегия работы специалистов позволяет распространить сопровождение на все категории обучающихся, нуждающихся в сопровождении.
Командная работа основана на принципах междисциплинарного подхода, важным аспектом которого является необходимость для всех членов команды учитывать и адекватно включать в собственную деятельность знания и представления смежных областей. В частности, это относится к таким областям знания, как коррекционная педагогика, специальная психология, основы педиатрии, неврологии, медицинской генетики, психопатологии детского возраста, психотерапии и психологии семьи. Эти знания особенно важны в случае инклюзивного образования, т. е. тогда, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в среде обычных сверстников.
Обязательным атрибутом инклюзивной школы является психолого-медико-педагогический консилиум, членами которого являются члены междисциплинарной команды сопровождения.
Под консилиумом понимают постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основная задача консилиума носит социозащитный характер и состоит в определении программы сопровождения и индивидуализации (адаптации) учебных планов детей с ОВЗ, а также определении мер и направлений для максимальной социальной адаптации ребенка.
Инклюзивная школа по своей природе не должна создавать барьеров на пути к социальному развитию обучающихся. Под барьерами в инклюзии понимаются препятствия к осуществлению социальных функций людьми с ОВЗ. Эти препятствия могут быть физического характера (доступности среды, физических объектов) и социального характера. С барьерами социального характера борется инклюзивная культура. А барьеры физического характера устраняет действующее законодательство.
Психолого-педагогическое сопровождение — это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом. Психолого-педагогическое сопровождение (по М. Р. Битяновой) — это «организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде» [2]. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Большую роль в реализации инклюзивной практики играет тьюторское сопровождение обучающегося с ОВЗ.
Согласно Профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания» от 10.01.2017 № 10Н, тьютор осуществляет следующие функции:
• педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
В широком понимании тьютор является посредником между социальной средой и обучающимся ребенком с ОВЗ и инвалидностью, тем самым выполняя со-циозащитную функцию.
Особенностью инклюзивной школы является также психолого-педагогическое сопровождение семьи, что является динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность педагогов, специалистов «помогающих профессий», направленную на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на оптимизацию социально-психологических аспектов образа жизни семьи, на улучшение психологического здоровья семьи и пр.
Таким образом, инклюзивная школа наряду с другими функциями выполняет социозащитную функцию, прорастающую из самой идеи инклюзии в инклюзивную культуру, а затем в инклюзивные политику и практику. Социальная защита в инклюзивной школе является важным аспектом взаимоотношений участников образовательных отношений. Особенно таких специфичных ее участников, как тьютор и обучающийся с ОВЗ и его семья.
Литература
1. Алехина С. В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 1. С. 4.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершен-ство,1998. 298 с.
3. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 19.08.2017).
4. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 19.08.2017).
5. Тони Бут, Мэл Эйнскоу. Показатели инклюзии: практ. пособие. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/06/713c77ef496c4ebe21a960f1982ae12e/pokaz ateli-incliuziicopy.pdf (дата обращения: 4.09.2017).
6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
INCLUSIVE SCHOOL AS AN EXAMPLE
OF SCHOOL WITH A LEADING FUNCTION OF SOCIAL PROTECTION
Ekaterina V. Alekhina Cand. Sci. (Education), Voronezh State Pedagogical University 86 Lenina St., Voronezh 394024, Russia Е-mail: [email protected]
The article reveals the function of social protection of the school on the model of inclusive school. The author analyzes the current legislation at the international, federal and local levels to determine in it the rules for the implementation of school function of social protection. The model of inclusive school is described, that implements the function of social protection through the creation of appropriate policy, culture and practice. These components of the model are revealed. The implementation of the function of social protection is characterized at every level of inclusive school: didactic, educational, managerial, socio-psychological, medical. The characteristics of the basic activities of school are given in the context of the function of social protection. Special attention is paid to psychological and pedagogical support of children with disabilities in the educational process and thus the solution the issues of protection the interests of a child. The author analyzes the relations between a family and inclusive school as an aspect of social protection.
Keywords: social protection function of the school; inclusion; inclusive school; inclusive policy, culture and practice; psychological and pedagogical support.