педагогические науки
Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...
УДК 378.14.01
АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
© 2018
Медведева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Ольхина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры
специальной педагогики и психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603095 Россия, Н. Новгород, пл. Минина д.7, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье актуализируются вопросы развития системы инклюзивного высшего образования в России. Доказывается его приоритетность на государственном уровне и востребованность среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Определяются основные направления научно-методического изучения проблемы реализации инклюзивной практики в вузе. Обосновывается необходимость изучения представлений о возможностях обучения в вузе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью потенциальных студентов с целью своевременной организации работы школы и вуза по формированию у них толерантной культуры. Обсуждается готовность к участию в инклюзивном процессе старшеклассников с нормативным развитием и их ожидания относительно совместного обучения. Представляются результаты их анкетирования и анализируются представления выпускников школ о перспективах освоения вузовской программы и дальнейшем трудоустройстве этой категории обучающихся. Рассматриваются мнения одиннадцатиклассников о возможных трудностях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высшей школе. Анализируются суждения выпускников школ о готовности к инклюзивной практики всех субъектов образовательного процесса. Представляются попытки выявления причин возникновения нетолерантных установок у старшеклассников общеобразовательных школ. Делаются выводы о целесообразности проведения совместной работы школы и вуза по формированию толерантного отношения к лицам с различными нозологиями на этапе школьного обучения.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; старшеклассники; выпускники школ, студенты; инклюзивное высшее образование; инклюзия; высшее учебное заведение; анкетирование; трудоустройство; толерантные отношения.
ANALYSIS OF HIGH SCHOOL STUDENTS' VIEWS ON OPPORTUNITIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AND INVALIDISM TO GET A HIGHER EDUCATION
© 2018
Medvedeva Elena Yuryevna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor
of department of special pedagogy and psychology Olkhina Elena Alexandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor
of department of special pedagogy and psychology Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603095 Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square,7, e-mail: [email protected])
Abstract. The article actualizes the issues of development of inclusive higher education system in Russia. The article proves its priority on the state level and its relevance for people with disabilities and invalidism and determines the main aspects of the scientific and methodical study of inclusion realization in a higher educational institution. The survey supports the importance of investigating the views on the opportunity for people with disabilities and invalidism to study at a higher educational institution in order to timely organize work of school and university to develop their tolerant culture. It renders the readiness of standard high school students to take part in inclusive education and their expectations, as well as the results of the questionnaire poll, and analyses their views on the perspectives of mastering a higher educational programme and potential employment of people with disabilities and invalidism. The paper shows the opinions of school leavers on the issue of difficulties that people with disabilities may face in higher school and their judgment about readiness of all participants of the educational process for inclusive practice. Certain attempts are made to diagnose the reasons for intolerant behavior of secondary school-leavers; there are conclusions drawn on the importance to conduct joint work of schools and higher educational institutions to mould tolerance towards people with various types of nosology at school stage.
Keywords: people with disabilities and invalidism, high school students, school-leavers, students, inclusive higher education, inclusion, higher educational institution, questionnaire poll, employment, tolerant relations
Актуальность изучения представлений обучающихся старших классов с нормативным развитием о перспективах получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью обусловлена вектором государственной образовательной политики. Согласно концепции федеральной целевой программы развития образования, на 2016-2020 годы определяется необходимость реализации принципа социальной ориентированности мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ОВЗ к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных городах страны [1]. В документе актуализируется проблема отсутствия полноценных механизмов обеспечения равного доступа к высшему образованию граждан с особыми образовательными потребностями и подчеркивается насущная необходимость модернизации инфраструктуры и поиска новых технологий для инклюзивной высшей школы.
Одновременно с изменением политики государства
в сфере инклюзивного высшего образования отмечается позитивная тенденция заинтересованности и востребованности высшего образования среди лиц с ОВЗ и инвалидностью. Данные федеральной службы государственной статистики и цифры приемных компаний вузов свидетельствуют о ежегодном росте числа поступающих с ОВЗ и инвалидностью в вуз. В соответствии с отчетами Министерства образования и науки РФ численность студентов с ОВЗ и инвалидностью обучающихся в 2017 году по очной форме обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры составила 19,6 тысяч человек, что на 7,4% больше численности данной категории студентов, по сравнению с предыдущим годом [2].
Активное внедрение инклюзивной практики как на государственном, так и на личностном уровне актуализирует вопрос готовности всех субъектов образовательного процесса к инклюзии. Данной проблеме посвящено достаточное количество научных работ, в которых рассматриваются особенности социально-психологической
Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna pedagogical
ANALYSIS OF HIGH SCHOOL STUDENTS' VIEWS ... sciences
адаптации студентов в условиях инклюзивного обучения [3,4]. Изучаются различные аспекты готовности к инклюзии студенческой молодежи, профессорско-преподавательского состава, самой образовательной организации и пр. [5-14]. Эти исследования в основном ориентированы на уже сложившуюся фактическую ситуацию в вузе. Работ, направленных на изучение представлений потенциальных абитуриентов о возможности совместного обучения с лицами с ОВЗ и инвалидностью представлено в литературе недостаточно [17-19]. В связи с этим нам представляется целесообразным проанализировать представления старшеклассников о возможности получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Мы полагаем, что интерес будут представлять не только знания обучающихся с нормативным развитием по данному вопросу, но их личностное восприятие, отношение и поведение в потенциально возможной инклюзивной практике [20, 21]
Исходя из актуальности проблемы, нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 50 учеников 11 классов общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода в возрасте 17-18 лет. Из них 87% планируют поступать в вуз. Основу экспериментального исследования составила разработанная нами анкета, включающая в себя: вводную часть с инструкцией и приветствием; основную вопросную часть и заключительную часть с благодарностями. Перед началом анкетирования была проведена предварительная беседа со старшеклассниками, знакомящая их с категориями детей с ОВЗ. В ходе этой беседы респондентам разъяснялись цель и задачи анкеты, создавались условия для мотивации к активному участию в работе.
По результатам предварительной беседы выяснилось, что школьники не знакомы с понятием ограниченные возможности здоровья и не знают кто относятся к лицам с тем или иным нозологическим статусом. После соответствующих разъяснений выяснилось, что только 8% учеников имели опыт общения со сверстниками, имеющими ограничения по здравью. Однако он по утверждению этих школьников носил кратковременный и поверхностный характер. Начавшийся диалог вызвал живой интерес у старшеклассников и в процессе ответов на их вопросы было разъяснено, что дети с ОВЗ и инвалидностью согласно российскому законодательству могут обучаются как в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (ООП) совместно с нормально развивающимися сверстниками, так и в специальных (коррекционных) школах, реализующих адаптированные основные образовательные программы (АООП).
Полученную информацию участники анкетирования восприняли как сугубо официально формальную и в подавляющем большинстве случаев (72%) высказались обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в отдельных классах или группах. На надомное обучение как наиболее приемлемую и удобную форму указали 20% опрощенных. Только 8% респондентов допускают возможность дальнейшего совместного обучения в вузе.
В ходе проведения анкетирования респондентам было разъяснено, что приоритетным направлением развития высшего образования в России и мире является инклюзивный подход. Он обеспечил рост численности студентов с ОВЗ и инвалидностью, что значительно увеличивает шанс осваивать образовательную программу вуза в инклюзивной группе. В связи с этим в анкете был предусмотрен вопрос о возможных трудностях, с которыми могут столкнуться будущие бакалавры в условиях инклюзии.
При анализе ответов респондентов выяснилось, что 68% школьников затрудняются выстроить конструктивное общение и поведение с одногруппником с ОВЗ. На вероятное проявление жалости и неловкости в общении указали 16% опрошенных, мотивируя свой ответ тем, что они будут бояться их обидеть. На возможные трудности 42
в общении лиц с ОВЗ и инвалидностью с педагогами указали 8% одиннадцатиклассников. Они полагают, что недостаток внимания со стороны преподавателей может сильно сказаться на качестве знаний этих студентов. Не будут вступать в общение с одногруппниками с ОВЗ и инвалидностью 4% учеников и только 4% респондентов указали, что не будут испытывать никаких сложностей и затруднений в общении с любыми однокурсниками.
При анализе возможных проблем при получении высшего образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью школьники с нормативным развитием в 52% случаев высказали беспокойство о том, что первые не будут успешно справляться с вузовской программой. На трудности во взаимодействии лиц с ОВЗ и инвалидностью с одногруппниками указали 20% респондентов. На возможные частые пропуски по болезни учебных занятий обратили внимание 16% опрошенных школьников. Вероятные сложности в прохождении программного материала отметили 12% 11-классников. Они полагают, что детям с ОВЗ требуется больше времени на усвоение знаний, что скажется на общем темпе обучения в группе.
Готовность самих образовательных организаций высшего образования дети в силу возраста и отсутствия опыта оценили достаточно низко. Главной проблемой инклюзивного вуза 48% респондентов считают недостаточную подготовленность преподавателей, особенно в контексте организации обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями студентов с ОВЗ и инвалидностью. Исходя из предположения о сложности вузовской программы 24% школьников полагают, что она не адаптирована для этого контингента обучающихся. Сроки ее освоения должны быть значительно увеличены из-за более медленного темпа обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. В связи с этим наиболее подходящей формой обучения для них опрошенные считают дистанционное обучение (48%), 40% высказались за заочную форму обучения и только 12% детей за очную.
Школьники высказали мнение о том, что минимизировать трудности получения высшего образования можно путем создания в вузе доступной среды (84% испытуемых). Остальные 16% учеников были категоричны в оценках и утверждали, что создавать специальные образовательные условия для их сверстников с ОВЗ и инвалидностью не нужно. По их мнению, все должны учиться на общих основаниях. Эту мысль они подтвердили при ответе на вопрос о льготах при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе. Их сверстники в 86% случаев настаивали на противоположной точке зрения и полагали, что льготные условия студентам с ОВЗ и инвалидностью необходимы для получения качественных знаний.
Респонденты в 60% случаев считают, что при создании этих условий их сверстникам с ОВЗ и инвалидностью нужно продолжать обучение в высшей школе. Однако 40% школьников высказали противоположное мнение и уточнили, что перечисленные выше трудности не позволят этой категории обучающихся обучаться в вузе.
Значение и ценность высшего образования признают все участники анкетирования. Однако цели его получения имеют большую вариативность. Так 68% респондентов считают, что поступление и обучение в высшей школе у всех без исключения необходимо для получения новых знаний. Целеопределяющей основой обучения в вузе для 20% старшеклассников является взаимодействие с новыми людьми. Эти же респонденты полагают, что и социализация будет определяющей целью обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Только 12% выпускников школ считают для себя и своих сверстников с ОВЗ целью получения высшего образования успешное и рациональное трудоустройство по профессии.
По мнению 68% опрошенных респондентов, основная цель при поступлении детей с ОВЗ в ВУЗ - это Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ...
получение новых знаний, 20% опрошенных считают основной целью взаимодействие с новыми людьми, социализацию, лишь 12% респондентов основной целью поступления лиц с ОВЗ в ВУЗы считают возможность дальнейшего трудоустройства. Важно подчеркнуть, что опрошенные 11-классники сомневаются в успешности трудоустройства лиц с ОВЗ и считают, что их основная цель обучения в высших учебных заведениях - это саморазвитие и налаживание отношений с окружающими людьми. Подавляющее большинство (88%) учащихся считают, что диплом о высшем образовании никак не поможет лицам данной категории трудоустроиться. Основной проблемой они считают предвзятое к ним отношение со стороны работодателей. Основной причиной безработицы по мнению 12% опрошенных является ограничение по здоровью, а также отсутствие стажа и опыта работы по специальности.
Подводя итоги анкетирования старшеклассников необходимо констатировать, что большинство респондентов сомневаются в возможности совместного обучения в вузе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. На личностном уровне они испытывают сложности в выстраивании адекватных взаимоотношений с будущими одногруп-пниками, имеющими ограничения по здоровью. Они полагают, что преподаватели и сами образовательные организации не готовы к обучению этой категории студентов. Не имея практического опыта общения со сверстниками с ОВЗ и инвалидностью, они выстраивают собственные точки зрения исходя из общественных стереотипов и вероятно заложенных в семье позиций [22, 23]. Участники анкетирования признают роль высшего образования в современном обществе, но считают, что для лиц с ОВЗ и инвалидностью его значение преимущественно состоит в социализации и налаживании общения с окружающими. В основе сомнений в целесообразности инклюзивной практики лежит и определенный дискомфорт у выпускников школы, проявляющийся в неумении общаться и отсутствии опыта взаимодействия с этой категорией граждан. Ярким доказательством этой позиции является мнение о необходимости получать высшее образование в дистанционном формате.
Старшеклассники не видят лиц с ОВЗ и инвалидностью как будущих профессионалов равноправных участников трудовых отношений и конкурентно способных на рынке труда. Они считают, что высшее образование лицам с ОВЗ и инвалидностью требуется в основном для социализации и саморазвития. Следовательно, крайне важно продолжать и расширять работу школ и вузов по формированию толерантной культуры у всех субъектов образовательного пространства. Важно рассматривать инклюзивное высшее образование как специально организованный процесс достижения лицами с ОВЗ и инвалидностью профессиональных компетенций, зафиксированных в федеральных государственных стандартах, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 №О «Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы». - URL: http://static. government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
2. Официальный сайт, раздел статистика Министерства образования и науки Российской Федерации -https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1aiB0
3. Мурашко В.В. Социально-психологические факторы адаптации студентов с нарушениями зрения к условиям обучения в вузе : дис. ... канд. психол. наук. -СПб., 2007. 211 с.
4. Государев Н.А. Социально-педагогическое обеспечение высшего образования студентов с последствиями детского церебрального паралича : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 Москва, 2004. 432 с.
5. Психолого-педагогические основы обучения сту-
дентов с ОВЗ в вузе/ под ред. Б.Б. Айсмонтаса : учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. - М.: МГППУ, 2013. 196 с.
6. Федоров А. А., Папуткова Г. А., Каштанова С. Н. Фильченкова И. Ф., Гришина А. В. Оценка доступности и качества высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Научное обозрение. 2017. №6. С.78-86
7. Демчук А.В. Экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 66-69.
8. Методические рекомендации по адаптации образовательных программ высшего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): учебное пособие / сост. В.К. Шаповалов, Н.М. Борозинец, Г.Ю. Козловская, А.Э. Гапич. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. 200 с.
9. Старобина Е. М. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Старобина Елена Михайловна. - СПб.: РГПУ, 2004. 381с.
10. Сабанов З.М. Особенности организации дистанционного обучения инвалидов в учреждениях профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 374-377.
11. Куликова Е.А., Блинов Л.В. Внедрение технологии в практику подготовки родителей к взаимодействию с детьми с ОВЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 156-158.
12. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / Под. ред. А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовской, А.Т. Файзрахманова. Казань. : Изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.
13. Тихонов Н.П. К вопросу о конфликтологической компетентности педагогов инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 217-222.
14. Матуняк Н.А. К проблеме формирования педагогической компетентности родителей детей с особыми возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 138-141.
15. Балашова А.В., Боликова Л.Ю. Подготовка педагогов к обучению детей-инвалидов. Постановка проблемы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 50-54.
16. Денисова Р.Р., Рудакова Н.П. Организация профессиональной переподготовки в аспекте инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 111-114.
17. Дмитриева Е. Е., Крайнова О. А. Отношение старшеклассников массовых учебных заведений к совместному обучению с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2016. №1. С. 61-65
18. ДмитриеваЕ.Е.Социально-личностнаяготовность субъектов образовательного процесса высшего учебного заведения к инклюзивному образованию : Высшее образование инвалидов: вызовы времени перспективы решений : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Мининский университет. 2017. С. 45-50
19. Мартынова Е. А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и ли с ОВЗ в профессиональных
Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna
ANALYSIS OF HIGH SCHOOL STUDENTS' VIEWS .
pedagogical sciences
образовательных организациях : учебное пособие / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович. -Челябинск. 2016. 101 с.
20. Медведева Е. А, Ольхина Е. А, Инклюзивное высшее образование в оценках студенческой молодежи.// Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-6. С. 100-107.
21. Ольхина Е. А. Богородская О. В. Анализ образовательных потребностей лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Проблемы современного педагогического образования: Выпуск 53 Часть VII. 2016. С 23- 29
22. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. С 277-283
23. Профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: Методические рекомендации. - Сыктывкар.: КРИРО, 2013. 37 с.
Статья поступила в редакцию 05.01.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018
44
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)