Научная статья на тему 'Инициативы местного населения в развитии территории: возможности и ограничения использования'

Инициативы местного населения в развитии территории: возможности и ограничения использования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЛАСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ИНИЦИАТИВЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕРРИТОРИЯ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / МОБИЛИЗАЦИЯ / SOCIAL AND POLITICAL INTERACTION / AUTHORITIES / POPULATION / INITIATIVES / SOCIAL SPACE / TERRITORY / PUBLIC APPEALS / MOBILIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нятина Наталья Владимировна

Социально-политическое взаимодействие власти с местным населением отличается постоянным соприкосновением с актуальными проблемами развития территории и их субъективной интерпретацией со стороны жителей. В настоящее время расширяются варианты обращения к органам местного управления: распространяются доступные электронные формы реализации активности, поддерживаются возможности личной беседы с представителями власти, актуализируются перспективы консолидации усилий администрации и жителей. Граждане понимают и поддерживают направления местного социального развития, если видят реальный результат деятельности высших оргструктур в области обустройства социального пространства. Исходя из актуальных проблем территории, к числу приоритетных инициатив населения Кемеровской области следует отнести совершенствование социальной инфраструктуры, оптимизацию форм и приемов взаимодействия органов региональной и муниципальной власти, а также материальную поддержку проживающих в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

People’s initiatives for the development of the local area: the possibilities and constraints

The social and political interaction of the authorities with the local population is characterized by the ongoing relevant development problems of the territory and their subjective interpretation by the inhabitants. Nowadays, there are increased possibilities of appealing to local government: the digital forms of implementing activities are widely available; the face-to-face discussions with authorities are supported, the prospects for consolidation of administrative bodies and residents are updated. The citizens understand and support the areas for local social development if there is a real impact on the arrangement of social space made by the supreme authorities. Based on current problems of the territory, the priority initiatives of the population in Kemerovo region include the improvement of soft infrastructure, the enhancement of forms and methods of interaction between regional and municipal authorities and the financial support to residents in the region.

Текст научной работы на тему «Инициативы местного населения в развитии территории: возможности и ограничения использования»

УДК 316.334.52

https ://doi.org/10.24158/tipor.2018.10.1

Нятина Наталья Владимировна

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологических наук

Кемеровского государственного университета

ИНИЦИАТИВЫ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ [1]

Nyatina Natalya Vladimirovna

PhD in Social Science, Senior Lecturer, Social Science Department, Kemerovo State University

PEOPLE'S INITIATIVES FOR THE DEVELOPMENT OF THE LOCAL AREA: THE POSSIBILITIES AND CONSTRAINTS [1]

Аннотация:

Социально-политическое взаимодействие власти с местным населением отличается постоянным соприкосновением с актуальными проблемами развития территории и их субъективной интерпретацией со стороны жителей. В настоящее время расширяются варианты обращения к органам местного управления: распространяются доступные электронные формы реализации активности, поддерживаются возможности личной беседы с представителями власти, актуализируются перспективы консолидации усилий администрации и жителей. Граждане понимают и поддерживают направления местного социального развития, если видят реальный результат деятельности высших оргструктур в области обустройства социального пространства. Исходя из актуальных проблем территории, к числу приоритетных инициатив населения Кемеровской области следует отнести совершенствование социальной инфраструктуры, оптимизацию форм и приемов взаимодействия органов региональной и муниципальной власти, а также материальную поддержку проживающих в регионе.

Ключевые слова:

социально-политическое взаимодействие, власть, население, инициативы, социальное пространство, территория, обращения граждан, мобилизация.

Summary:

The social and political interaction of the authorities with the local population is characterized by the ongoing relevant development problems of the territory and their subjective interpretation by the inhabitants. Nowadays, there are increased possibilities of appealing to local government: the digital forms of implementing activities are widely available; the face-to-face discussions with authorities are supported, the prospects for consolidation of administrative bodies and residents are updated. The citizens understand and support the areas for local social development if there is a real impact on the arrangement of social space made by the supreme authorities. Based on current problems of the territory, the priority initiatives of the population in Kemerovo region include the improvement of soft infra-structure, the enhancement of forms and methods of interaction between regional and municipal authorities and the financial support to residents in the region.

Keywords:

social and political interaction, authorities, population, initiatives, social space, territory, public appeals, mobilization.

Значимым общественно-политическим процессом является стремление приспособить жителей территории к внешним изменениям, которые инициируются местной властью и направлены на оптимизацию жизни и деятельности на территории муниципалитетов. При этом, пытаясь адаптировать внешний мир к себе, личность создает идеи - инициативы, которые отражают проблемы с позиции включенного наблюдателя, потому что она проживает их и представляет возможные варианты решения. Каждый человек осознает, что если он хочет реализовать социально значимую цель, то он вынужден сдержать себя, вместо того чтобы проявить инфантильность и непредсказуемость в решении вопроса [2, p. 6]. Индивид обрабатывает притязания и требования внешних субъектов социального контроля так, что сознательно изменяет свое поведение и формирует задачи, которые способствуют эффективной совместной деятельности и пониманию более высоких стандартов для обеспечения благосостояния местного сообщества [3, p. 9]. Новые формы социально-политического взаимодействия в социуме связывают участников коммуникации с каналами обновленного, усложненного типа, одновременно затрудняя процессы взаимосвязи, стремясь сократить дистанцию взаимодействия до возможного минимума. Развивается виртуальная риторика площадей в миниатюре. Это парадоксальное сочетание показывает новые принципы формирования социальных и политических отношений в современном информационном обществе [4, с. 123].

Взаимодействие органов местной власти с населением в форме содействия и взаимного диалога является взаимовыгодным и практичным для обеих сторон. Такое сотрудничество обеспечивает реализацию следующих функций:

1) программно-целевой функции, которая заключается в достижении поставленных целей в принятых программах и проектах социального развития территории;

2) поддержания социального настроения, так как взаимодействие и стремление органов власти к сотрудничеству сглаживает недовольство жителей и сигнализирует о заинтересованности административных оргструктур в социальных изменениях;

3) профилактики протестного потенциала населения, т. е., выявляя инициативы и анализируя обращения граждан, власть воспринимает проблемы и возможную направленность социальной активности жителей; как справедливо отметил Г. Блумер, в результате недовольства реализуемыми политическими действиями власти протест собирает «под одну крышу» самых непохожих друг на друга во всех иных отношениях людей и рядом оказываются ранее контрнастроенные личности [5, с. 15];

4) оптимизации функционирования и развития социальной инфраструктуры;

5) функции «сита», или отбора значимых преобразований - благодаря взаимодействию отстаиваются и обосновываются только те предложения и инициативы населения, которые по объективным показателям требуют привлечения административно-ресурсного потенциала.

В рамках реализации проекта РФФИ на тему «Мобилизация инициатив местного населения в решении социальных проблем территорий» в 2018 г. мы провели экспертный опрос, посвященный изучению инициативных возможностей местных жителей в развитии территории. Всего был опрошен 21 эксперт, среди которых сотрудники территориальных управлений администраций г. Кемерово, Областного комитета природных ресурсов Кемеровской области, кемеровского регионального отделения Фонда социального страхования, кемеровского регионального общественного объединения «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив», Общественной палаты Кемеровской области, общественного движения «Общероссийский народный фронт».

В качестве актуальных проблем развития Кемеровской области эксперты выделили отток населения и ухудшение экологической обстановки в регионе (таблица 1). Загрязненность воды и воздуха в связи с активной деятельностью промышленных предприятий и расширением угольной добычи негативно влияет на здоровье и качество жизни населения. Проблема оттока населения, по мнению опрошенных, требует специализированного сопровождения, поскольку в связи с приоритетными направлениями развития трудовой деятельности у граждан нет возможности найти место работы по специальности. Сотрудники административных оргструктур отметили сложность решения вопроса притока населения, который отрицательно сказывается на прогрессе территории. В частности, наличие региональной системы исполнения наказания и локализация на территории Кузбасса большого количества мест лишения свободы способствуют тому, что лица, отбывающие наказание, стремятся остаться здесь на постоянной основе после освобождения.

Таблица 1 - Актуальные проблемы развития территории Кемеровской области

(экспертный опрос, август 2018 г.)

Проблема развития территорий Частота выявляемых отношений

Ухудшение экологической обстановки 11

Миграция населения - отток 11

Финансово-экономические проблемы 8

Коррупция 5

Политическая нестабильность в обществе 4

Проблема занятости и трудоустройства населения 3

Распространение преступности 2

Всего опрошено 21

Несмотря на то что в настоящее время осуществляются проекты, направленные на создание и реорганизацию культурных объектов, повышение качества дорог и т. п., имеются барьеры-ограничения, которые препятствуют выявлению инициатив и их детализации для более эффективной реализации. К их числу эксперты отнесли следующие.

- Потребительское отношение населения к власти. Данный барьер заключается в том, что жители настроены «передавать» проблему местной администрации, доводить трудности развития территории до ее сведения и при этом не рассматривать себя как активного субъекта, который в силах выполнять определенные социально значимые действия.

- Развитие и поддержание инициатив властью в рамках приоритетной промышленной моноотрасли.

- Стереотипное видение административных оргструктур населением территорий, которое заключается в том, что люди уверены в наличии большого разрыва между запросами граждан и заинтересованностью уполномоченных субъектов в решении проблем.

- Отсутствие взаимопонимания между властью и населением, так как органы местного самоуправления, по мнению экспертов, нацелены на быстрый результат, а к каждой проблеме необходим индивидуально-личностный подход, реализация которого требует временных и ресурсных затрат.

К числу наиболее активных жителей, проявляющих деятельный интерес и нацеленных на реализацию собственных инициатив, относятся люди в возрасте от 18 до 30 лет (таблица 2). В данный период у граждан происходит осознание значимых социальных ценностей, проясняются возможности собственного социального участия в решении проблем территории и, кроме того, имеется свободное время, которое они готовы посвятить изменениям.

Таблица 2 - Оценка активности населения Кузбасса в реализации собственных инициатив (экспертный опрос, август 2018 г.)_

Возраст населения, лет Средний балл (от 0 до 5)

От 14 до 17 1,40

От 18 до 30 4,09

От 31 до 45 3,50

От 46 до 60 3,80

Старше 60 2,70

Социальный контроль со стороны родителей и концентрация внимания на получении качественного образования являются сдерживающими механизмами до достижения совершеннолетия личностью. Такая регламентация необходима, оправданна и профилактически влияет на «положительные» возможности дальнейшей социальной карьеры человека.

В качестве препятствий к взаимодействию местного населения с администрацией эксперты отметили незаинтересованность и неготовность власти в решении проблем жителей; недостаточное финансирование инициатив по причине незапланированности расходов; недоступность власти для граждан; бюрократическую волокиту; иждивенческую позицию населения; низкую просвещенность граждан; недостаточную подготовку кадров муниципальных служащих для взаимодействия с жителями. Население понимает региональную и местную власть, если видит реальный вклад в обустройство территории, заботу о нуждах людей, культуре, образовании [6, с. 15].

К инициативам граждан, которые необходимо реализовать, относятся улучшение экологии в регионе; благоустройство дворовых территорий и ремонт дорог; разработка гибкой системы социальных услуг для населения; развитие правовых основ содержания домашних животных; выработка целевых программ для улучшения жизни одиноких пожилых пенсионеров; подготовка кадров для работы с жителями; развитие сельских поселений и др.

Социальная активность выступает ступенью реализации компонентов функционирующего общественного сознания. Реальное, живое сознание и поведение - самые «богатые» по проявлениям общественные процессы [7, с. 16]. К числу механизмов, которые используются населением Кемеровской области для оптимизации жизни и деятельности на территории региона, эксперты относят административно-управленческий и социально ориентированный. Обращение к административным оргструктурам служит наиболее востребованным способом, поскольку жители считают, что именно личная просьба и инициатива, высказанные при очной встрече, выступают гарантом решения интересующего вопроса. Однако в результате плюралистичности обращений и бюрократичности рассмотрения предложений решение проблем затягивается. В подобных случаях актуализируется социально ориентированный механизм, основанный на понимании эффективности взаимодействия с социальными и общественными организациями. Социальный смысл политического диалога власти с населением заключается в объединении усилий для выживания, приспособлении к возможностям данной ситуации и совместного продвижения к более комфортным условиям существования.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), научный проект № 17-33-01108-ОГН/18 «Мобилизация инициатив местного населения в решении социальных проблем территорий».

2. Giddings F.H. The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. N. Y. ; L., 1897. 47 p.

3. Burgess E.W. The Function of Socialization in Social Evolution. Chicago, 1916. 249 p.

4. Головацкий Е.В. О назначении микросоциологического анализа в исследовании // Социальная и политическая мобилизация: микросоциологический анализ : коллективная монография / отв. ред. д-р социол. наук, проф. Л.Л. Шпак. Кемерово, 2015. Деп. в ИНИОН, № 61138 от 13 дек. 2014 г. С. 118-124.

5. Шпак Л.Л. Социально-политическое взаимодействие: адаптивные начала и освоение нового // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. Кемерово, 1999. С. 12-29.

6. Там же. С. 15.

7. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как теоретико-методологическая основа исследований жизненного мира // Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х - середина 2010-х гг.) / под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2016. С. 10-32.

References:

Burgess, EW 1916, The Function of Socialization in Social Evolution, Chicago, 249 p.

Giddings, FH 1897, The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes, New York, London, 47 p.

Golovatsky, EV 2015, 'On the Role of a Microsociological Analysis in a Study', in LL Shpak (ed.), Sotsial'naya ipoliticheskaya mobilizatsiya: mikrosotsiologicheskiy analiz: kollektivnaya monografiya, Kemerovo, pp. 118-124, (in Russian).

Shpak, LL 1999, 'Social and Political Interaction: the Adaptive Start and New Field Development', Sotsial'no-politicheskoye vzaimodeystviye na territorii: mekhanizmy, transformatsii, regulirovaniye, Kemerovo, pp. 12-29, (in Russian).

Toshchenko, ZhT (ed.) 2016, 'Sociology of Life as a Theoretical and Methodological Basis for the Study of the Life World', Zhiznennyy mir rossiyan: 25 let spustya (konets 1980-kh - seredina 2010-kh gg.), Moscow, pp. 10-32, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.