ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Романюк Е.В.
1 Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь
Инфраструктурное обеспечение государственного регулирования занятости населения: сущность и элементы
АННОТАЦИЯ:
В данной статье рассматривается проблема, связанная с государственным регулированием занятости населения. Основное содержание исследования заключается в раскрытии сущности инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости. Автором выявлено отсутствие единства трактовки инфраструктуры сферы занятости и ее элементов. На основе проведенного исследования автор формулирует собственное определение «инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости населения». Также автор в своей работе выделяет основные элементы инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости и включает их в подсистемы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: занятость, служба занятости, инфраструктурное обеспечение, регулирование, подсистемы, элементы
JEL: J60, J68, Е24
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Романюк Е.В. Инфраструктурное обеспечение государственного регулирования занятости населения: сущность и элементы // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 7. — с. 1061-1068. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/174/
Романюк Елена Витальевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 24.09.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 17.04.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/174/
(с) Романюк Е.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Регулирование занятости населения занимает одну из первоочередных и приоритетных задач государства в связи с тем, что от эффективного функционирования рынка труда зависит успешное социально-экономическое развитие. Углубление экономических реформ, рост частного сектора экономики, существование различных форм собственности, развитие конкуренции, свобода сферы частного предпринимательства, добровольный выбор рабочего места обусловливает необходимость в соответствующем инфраструктурном обеспечении государственного регулирования занятости населения.
Вопросами государственного регулирования сферы занятости населения и инфраструктурой занимались многие ученые-экономисты, среди которых можно выделить таких, как П. Буряк [1], О. Волкова [2], М. Григорьева [1], Б. Карпинский [1], П. Мазурок [3], Т. Панюк [6], Т. Ружелович [7], Г. Чепурко [9], Ю. Чернявская [10], А. Чикуркова [11] и другие.
Ученые Т. Панюк, Г. Чепурко в работах рассматривают сущность и проблемы инфраструктуры сферы занятости населения [6, 9].
П. Буряк, Б. Карпинский, М. Григорьева, Т. Ружелович исследуют государственные и негосударственные учреждения и институты содействия занятости, при этом выделяют и рассматривают кадровые службы предприятий и организаций, общественные организации и фонды [1, 7].
Кроме этого, Г. Чепурко, П. Мазурок, О. Волкова, О. Чернявская, А. Чикуркова включают в инфраструктуру сферы занятости нормативно-правовую среду [9, 3, 10, 11]. Правомерность включения в состав объектов инфраструктуры сферы занятости нормативно-правовой среды подтверждается П. Буряком, Б. Карпинским, М. Григорьевой [1].
П. Мазурок исследует информационно-коммуникационные технологии, традиции и моральные нормы, которые включает в инфраструктуру сферы занятости [3].
Т. Ружелович в состав инфраструктуры сферы занятости добавляет финансовую среду, которая, по его мнению, обеспечивает нормальное функционирование рынка труда и проводит ее анализ [7].
Вышеперечисленные ученые в своих научных трудах исследуют инфраструктуру сферы занятости, однако не выделяют инфраструктурное обеспечение как составляющую часть механизма
государственного регулирования занятости населения и не исследуют подробно его элементы. Поэтому необходимо исследовать инфраструктурное обеспечение государственного регулирования занятости, обособить его элементы и выделить подсистемы.
Целью работы является исследование сущности инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости и выделения его подсистем.
Сфера занятости населения представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая связана с такими аспектами, как трудоустройство граждан, рабочие места и их создание, получение образования, профессионально-квалификационная подготовка и переподготовка безработных и наемных работников, уровень и качество жизни населения, демографические процессы и др. От тенденций, происходящих в сфере занятости населения, зависят не только развитие экономики, но и благосостояние общества.
Сфера занятости населения регулируется государством с помощью механизма, включающего законодательно-правовые, экономические, организационные составляющие, совокупность методов, а также систему инструментов и рычагов государственного регулирования.
Основные цели государственного регулирования занятости населения заключаются в следующих элементах:
1) в регулировании спроса на труд в соответствии с направлениями социально-экономического развития государства, включая поддержку действующих и стимулирование новых рабочих мест;
2) в регулировании предложения труда, которое включает развитие человеческого капитала, формирование, распределение, перераспределение и оптимальное использование рабочей силы по сферам экономики, территориям региона или страны. К регулированию предложения труда относится также повышение конкурентоспособности работников с помощью профессиональной подготовки, переподготовки в соответствии с требованиями современной экономики;
3) в создании соответствующих условий для обеспечения максимально возможного равновесия между спросом и предложением труда;
4) в регулировании социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями, которые предусматривают
прием, процесс трудовой деятельности и увольнения, а также в регулировании прав и социальной защиты наемных работников.
В настоящее время механизм государственного регулирования занятости населения нуждается в развитом инфраструктурном обеспечении, которое позволит адаптировать его к современным социально-экономическим условиям и преобразованиям, что, в свою очередь, позволит отрегулировать многие проблемы, сложившиеся в сфере занятости населения.
Состояние занятости граждан во многом зависит от деятельности Службы занятости, которая является одной из главных инфраструктурных организаций, в обязанности которой входит: предоставление информации о свободных рабочих местах, регистрация и учет безработных граждан, оказание помощи в трудоустройстве; анализ состояния рынка труда, прогнозирование спроса и предложения на труд; подбор необходимых профессионально-квалифицированных кадров учреждениям, предприятиям, организациям вне зависимости от форм собственности; трудоустройство неконкурентоспособных категорий населения на забронированные рабочие места; проведение профориентационной работы и консультаций; создание банка вакансий для поиска подходящей работы; организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышение квалификации кадров; содействие самозанятости и предпринимательской деятельности: предоставление безработным одноразовых денежных выплат, льготных кредитов, обеспечение необходимой профессиональной подготовкой и консультационными услугами для открытия собственного дела; предоставление работодателям дотаций для создания дополнительных рабочих мест; участие в реализации государственных и региональных программ занятости; выплата пособий по безработице и др. [1, 2].
Государственное регулирование трудоустройства безработных граждан, создание новых рабочих мест и другие важные вопросы занятости населения осуществляются с помощью механизма государственного регулирования занятости населения. Однако механизм государственного регулирования занятости населения не может функционировать без инфраструктурного обеспечения. В связи с этим предлагается сформулировать определение инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости населения.
Инфраструктурное обеспечение государственного регулирования занятости населения - это результат деятельности государственных и негосударственных институтов, учреждений, организаций, структур содействия занятости, который представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: нормативно-правовую базу, финансы, информацию, технологии, услуги трудоустройства, которые способствуют осуществлению компетентными уполномоченными органами управления государственного регулирования занятости населения.
Можно выделить четыре подсистемы инфраструктурного обеспечения механизма государственного регулирования занятости населения: информационно-технологическую, организационную, финансовую и правовую (табл.). Далее рассмотрим каждую из вышеуказанных подсистем.
Правовая подсистема инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости населения включает в себя разработанную нормативно-законодательную базу, которая применяется в государственном регулировании занятости населения: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, законы «О занятости населения в Российской Федерации», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «Об оплате труда в Российской Федерации» и др.
Таблица
Элементы подсистем инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости населения (источник - составлено автором на основе обобщения работ ученых [3, 4, 5, 9, 10, 11]
Подсистема инфраструктурного обеспечения Элементы
Правовая Нормативно-правовая база
Информационно-технологическая Информация, технологии
Финансовая Финансы
Организационная Услуги трудоустройства
Финансовая подсистема инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости включает совокупность всех
денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений, инвесторов для осуществления деятельности и регулирования в сфере занятости населения. Финансовое инфраструктурное обеспечение включает в себя: средства Фонда социального страхования Российской Федерации; собственные средства предприятий; средства инвесторов; средства Государственного бюджета, областных и местных бюджетов.
Л. Транченко выделяет информационное обеспечение государственного регулирования занятости населения. В информационное обеспечение ученый включает данные государственной статистики и социологических обследований, которые дают возможность оценить результаты государственной политики занятости, при потребности корректировать ее и составлять обоснованные прогнозы ее последствий [8].
Отметим, что применение только одной информации, без технологий, в государственном регулировании занятости не возможно. Поэтому необходимо объединить информацию и информационно-коммуникационные технологии и ввести информационно-технологическую подсистему. Информационно-технологическая подсистема включает в себя информацию и информационно-коммуникационные технологии: статистические (показатели) данные Федеральной службы государственной статистики, статистические (показатели) данные Федеральной службы по труду и занятости, (показатели) данные агентств по трудоустройству, (показатели) данные Федеральной миграционной службы, данные профессиональных учебных заведений всех уровней аккредитации, данные государственных и частных центров подготовки и переподготовки кадров; средства массовой информации с помощью газет, теле- и радиоканалов: репортажи, интервью, обзоры событий, статьи, прямые радио- и телеэфиры; информационные массовые мероприятия: презентация направлений деятельности службы занятости, программы содействия занятости, индивидуальные консультации,
многопрофильные и специализированные ярмарки вакансий и учебных мест, круглые столы, пресс-конференции и брифинги; интернет-ресурсы: официальные сайты Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы по труду и занятости; Единую информационно-аналитическую систему службы занятости и др.
Кроме вышеуказанных подсистем инфраструктурного обеспечения механизма государственного регулирования занятости населения необходимо отметить организационную подсистему инфраструктурного обеспечения, включающую в себя вспомогательную деятельность в сфере занятости населения и организацию ее, благодаря которой осуществляется государственное регулирование. Организационная подсистема инфраструктурного обеспечения механизма государственного регулирования занятости населения включает в себя: создание в службе занятости отделов для работы с безработными гражданами; разработку и внедрение услуг по трудоустройству безработных граждан; разработку программ профессиональной подготовки и переподготовки занятых и безработных граждан; сбор, обработку данных в сфере занятости и рынка труда службой занятости; проведение анализа и прогнозирования службой занятости показателей рынка труда; предоставление службе занятости данных и необходимых показателей в сфере занятости населения миграционной службой, профессиональными учебными заведениями всех уровней аккредитации, частными агентствами по трудоустройству; государственными и частными центрами подготовки и переподготовки кадров; сбор, обработку данных и расчет на основе их показателей рынка труда государственной службой статистики.
Заключение
Инфраструктурное обеспечение является одной из важных составляющих государственного регулирования сферы занятости, которое способствует функционированию и реализации механизма государственного регулирования занятости населения.
На основании отдельных составляющих инфраструктурного обеспечения (нормативно-правовая база, финансы, информация, технологии, услуги трудоустройства) сформулировано его определение. В работе также были структурированы подсистемы инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости: правовая, информационно-технологическая, финансовая и организационная.
ИСТОЧНИКИ:
1. Буряк П.Ю. Экономика труда и социально-экономические отношения / П.Ю. Буряк, Б.А.
Карпинский, Н.И. Григорьева. — М.: Центр учебной литературы, 2004. — 440 с.
2. Волкова О.В. Интегральная оценка эффективности организационно-экономического
механизма регулирования региональных рынков труда // Формирование рыночных отношений в Украине. — 2007. — № 5 (72). — С. 122-129.
3. Мазурок П. Методологические и институциональные основы определения
инфраструктуры рынка труда Украины // Украина: аспекты труда. — 2005. — № 1. — С. 17-22.
4. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. — М.: Международные
отношения, 1991. — 184 с.
5. Остапенко Ю.М. Экономика труда. — М.: Инфра-М, 2007. — 274 с. — (Высшее
образование).
6. Панюк Т.П. Характеристика рынка труда в современных условиях // Актуальные
проблемы экономики. — 2010. — № 6 (108). — С. 204-208.
7. Ружелович Т.М. Инфраструктура рынка труда: факторы внешнего и внутреннего
влияния // Вестник Омского университета. — 1997. — Вып. 2. — С.79-82.
8. Транченко Л.В. Программа занятости населения как один из механизмов
государственного регулирования рынка труда // Устойчивое развитие экономики. — 2013. — № 3 (20). — С. 38-41.
9. Чепурко Г.И. Рынок труда в Украине: проблемы занятости в период становления
рыночной экономики. — К.: Институт социологии НАНУ, 2004. — 274 с.
10. Чернявская Ю.Б. Функции рынка труда и национальные особенности их
воспроизводства // Формирование рыночных отношений в Украине. — 2007. — № 3 (70). — С. 175-178.
11. Чикуркова А.Д. Направления государственного регулирования региональных рынков
труда // Экономика АПК. — 2009. — № 4 (174). — С. 138-142.
Elena V. Romanyuk, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Economic Theory, Taurida National V. I. Vernadsky University, Simferopol
Infrastructure provision of the government regulation of local employment: essence and elements
ABSTRACT:
This article discusses the problem of government regulation of employment. The purpose of the study is to disclose the essence of infrastructural support of government regulation of employment. The author has found a lack of unity in the treatment of the employment infrastructure and its elements. On the basis of the research performed the author formulates her own definition of "infrastructure support for state regulation of employment." The author also highlights the main elements of the infrastructure support for state regulation of employment and includes them into relevant subsystems.
KEYWORDS: employment, employment service, infrastructure support, regulation, subsystems, components