Technological development of agriculture is becoming a strategic factor in strengthening the competitiveness of the industry. Implementation of the strategic objectives of agriculture involves the development of a mechanism including the identification of "growth points" that allows you to determine the competitive price and quality agricultural products.
Keywords: strategic objectives, mechanism, technological development, growth points, Omsk region.
УДК 331.1
В.Ф. Стукач, Н.П. Старовойтова
ИНФРАСТРУКТУРА ВНУТРЕННЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Рассматривается проблема создания инфраструктуры внутренней продовольственной помощи (социального питания) как формы организации распределения продовольствия для обеспечения населения полноценным питанием, способа снижения ограничений на объемы господдержки АПК по условиям ВТО. Предлагаются формы кооперации и сотрудничества между сельскими товаропроизводителями, торговыми сетями, предприятиями перерабатывающей промышленности в составе агропищевого кластера.
Ключевые слова: инфраструктура социального питания, внутренняя продовольственная помощь, кооперация участников продовольственного рынка, сетевая торговля, регион.
Введение
Важный приоритет для правительства России - обеспечение населения полноценным питанием. В стране создается система внутренней продовольственной помощи (социального питания). Это позволит снизить объем требований, связанных с выполнением условий ВТО по ограничениям на господдержку АПК. Внутренняя продовольственная поддержка населения и производство, обеспечивающее реализацию этой функции, относятся к «зеленой корзине» ВТО - не включаются в параметры ограничений на господдержку. Для формирования инфраструктуры внутренней продовольственной помощи требуются научные исследования, изучение зарубежного опыта, передовой практики регионов России.
Цель - рассмотреть новые тенденции в развитии системы распределения ресурсов для внутренней продовольственной помощи в соответствии с Концепцией мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО. Предложить методические основы для создания модели институтов инфраструктуры внутренней продовольственной помощи (социального питания) в регионе, обосновать необходимость кооперации и сотрудничества между сельскими товаропроизводителями, торговыми сетями, предприятиями перерабатывающей промышленности в составе агропищевого кластера.
Под социальным питанием (внутренняя продовольственная помощь) понимается организация питания отдельных групп населения за счет или с участием бюджетов различных уровней. Осуществляется путем бесплатного или льготного предоставления питания в сети специализированных предприятий общественного питания с использованием пищевых продуктов установленного ассортимента в предприятиях торговли. Для сельской местности актуальным механизмом адресной продовольственной поддержки может стать бесплатное или льготное предоставление семян, саженцев, кормов для животных, молодняка.
Получателями внутренней продовольственной помощи станут: дети из малоимущих и многодетных семей, в том числе обучающиеся в образовательных учреждениях; малоимущие беременные и кормящие женщины; малоимущие пенсионеры и инвалиды и др. Численность граждан, которые могут стать потребителями внутренней продовольственной помощи, по данным Росстата, составляет около 32,5 млн человек. Охват питанием организованных коллективов на предприятиях и в учреждениях, независимо от формы собственности, создает дополнительный потенциал увеличения объемов производства и потребления продукции отечественного АПК. Адресной продовольственной поддержкой может быть охвачено до 19,6 млн граждан с доходом ниже величины прожиточного минимума (13,8% населения
© Стукач В.Ф., Старовойтова Н.П., 2014
страны) [1, с. 8]. Эти объемы могут обеспечить гарантированный спрос на продукцию около 1/5 от объема местного производства. Наличие устойчивого спроса делает регион более конкурентоспособным, на что указывал М. Портер [2].
Приводим расчетные данные по объему и стоимости поставок продовольствия в учреждения социального питания региона, выполненные министерствами Правительства Омской области (таблица). Из данных видно, что система внутренней продовольственной помощи требует значительных объемов продовольствия.
Объем и стоимость поставок продовольствия в учреждения социального питания Омской области*
Наименование Стоимость закупаемой продукции, тыс. руб. Объем закупок продукции, тонн в год в т. ч. отечественного производства, % в т. ч. местного производства, %
Хлебные продукты 203356 11846 100 100
Картофель 157573 10755 100 100
Овощи и бахчевые 270856 15173 90 98
Фрукты и ягоды 346578 7290 40 0
Мясо и мясопродукты 961278 6497 98 90
Молоко и молочные продукты 840920 15595 100 100
Яйца, шт. 4389779 1097033 100 100
Рыба и рыбопродукты 12431 142 100 0
Сахар и кондитерские 151516 2911 100 10
Масло растительное и другие жиры 39780 663 98 0
*По данным Министерства труда и социального развития Омской области, Министерства образования Омской области.
По условиям Всемирной торговой организации, известно, основной ее задачей является создание равных условий для развития рыночной конкуренции; запрещается сдерживать поставку импортной продукции и оказывать прямую государственную поддержку отечественным производителям. Объем поддержки так называемой «янтарной корзины» ВТО, к которой относится значительная часть предоставляемых сейчас сельхозтоваропроизводителям субсидий, будет сокращаться.
Появилась необходимость пересмотра структуры средств, прежде направляемых на прямую поддержку сельхозпроизводителей, в пользу мер «зеленой корзины». Господдержка по направлениям, которые формируют «зеленую корзину», не влияет напрямую на уровень производства и торговли сельхозпродукцией. И потому эти меры освобождены от обязательств по сокращению. Одной из таких мер является «внутренняя продовольственная помощь» (ВПП), предусмотренная пунктом 4 приложения II международного Соглашения по сельскому хозяйству (г. Марракеш, 15 апреля 1994 г.). Практика «внутренней продовольственной помощи» широко применяется в других странах-членах ВТО. В рамках «зеленой корзины» ВТО допускается господдержка местных сельхозпроизводителей, участвующих в организации здорового питания в детских садах, больницах, школах и социальных учреждениях. Следовательно, государственная поддержка местных товаропроизводителей, переработчиков, предприятий по производству полуфабрикатов для нужд внутренней продовольственной помощи (ВПП) входит в состав «зеленой корзины» ВТО и не попадает под ограничения.
Учитывая беспрецедентность решаемой проблемы, Правительство России одобрило Концепцию мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО [1]. В Концепции заложена идея поэтапного расширения государственных гарантий в области внутренней продовольственной помощи населению, нуждающемуся в пищевых продуктах.
Правительство РФ на основе механизмов внутренней продовольственной помощи реализует программу «пилотных» проектов, имеющих целью оценку эффективности мер под-
держки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Минсельхозом России принято решение о реализации в 2013-2015 г. «пилотных» проектов в пяти субъектах Российской Федерации. В Республиках Бурятия и Мордовия, Омской, Саратовской и Ульяновской областях реализуются «пилотные» проекты по апробации механизмов внутренней продовольственной помощи. В Сибирском федеральном округе Омская область включена в число регионов, отобранных для реализации проекта.
В процессе реализации Проекта предполагается решение задач, связанных с апробацией различных мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции; проверкой механизмов, обеспечивающих продвижение и трансформацию пищевой продукции. Будет отслеживаться динамика развития производственной и товаропроводящей инфраструктуры [3].
Учитывая негативные трансформации международных экономических отношений, связанных с различного рода санкциями, актуальна проблема координации всей инфраструктуры в системе обеспечения населения социальным питанием. В последние годы получило развитие новое направление в институциональной структуре торговли продовольствием в стране. Изменилась архитектура системы продвижения товаров от первичных производителей до конечного потребителя. Это связано с вхождением на потребительский рынок торговых сетей. В Омской области сетевая торговля развивается опережающими темпами в сравнение с показателями в среднем по России. В обороте розничных торговых сетей доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в 2012 г. равнялась 43,1% (в 2011 г. - 41,2%).
В последнее время (2010-2014) на рынок Омского региона вышли крупные сетевые игроки. Конкуренцию с ними не выдержали и ушли с регионального рынка многие ранее успешно работавшие местные торговые предприятия. Возникло противоречие экономических интересов торговых структур сетевого формата и местных товаропроизводителей. Анализ ситуации показал, что существуют барьеры доступа местных продуктов на прилавки сетей. Местным производителям сложно встроиться в жесткую, централизованную систему. Сети отдают предпочтение тем поставщикам, которые могут предложить широкий ассортимент товаров. Для них важен масштаб: поставщик должен предложить как минимум 100 наименований. Большие поставки помогают снизить затраты на логистику и упростить работу сетей с поставщиками. Однако в регионе не все производители могут обеспечить для сетевых структур широкий ассортимент.
С целью расширения возможностей местных товаропроизводителей в реализации своих товаров и конкуренции с сетевыми структурами органы государственного и муниципального управления осуществляют меры по обеспечению доступа к товару, устранению с рынка неэффективных посредников. Например, в Омском регионе, используя методы экономического регулирования, организационные условия, проводится политика устранения из продуктовой цепочки неэффективных посредников. Проводятся ярмарки и различного рода акции, обеспечивающие прямое взаимодействие производителей и конечных потребителей.
Минсельхоз России ориентирует на развитие производственной и товаропроводящей инфраструктуры социального питания за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и федерального бюджета на условиях софинансирования. Товаропроводящая инфраструктура социального питания должна включать индустриальный комбинат питания, производящий по специальным технологиям готовые блюда и полуфабрикаты с пролонгированными сроками годности; производственно-логистический центр, использующий для компоновки рационов полуфабрикаты, произведенные как собственными силами, так и на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности региона.
Нужды сельского поселения в сфере социального питания обслуживают: центр, использующий для компоновки рационов как привозные полуфабрикаты, так и собственного производства; логистический центр, осуществляющий исключительно функции компоновки рационов, их хранению и транспортировке.
Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на развитие кооперации и вовлечение в систему внутренней продовольственной помощи малых форм хозяйствования, личных подсобных хозяйств. При условии вовлечения в систему обеспечения питанием организованных коллективов создаются условия для софинансирования единой системы со стороны бизнес-структур, организующих питание своих работников.
Система социального питания является действенным инструментом регулирования сельскохозяйственного рынка, инструментом реализации продуктов питания, закупаемых государством во время закупочных интервенций с целью поддержания существующих на рынке цен.
Состояние системы внутренней продовольственной помощи должно оцениваться по набору показателей (индикаторов) научно обоснованной методики сбора, обработки и анализа информации. В указанный набор показателей авторы Концепции включили: удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме продовольственных ресурсов; объем государственных (муниципальных) закупок продовольствия и услуг для системы внутренней продовольственной помощи; охват целевых категорий граждан внутренней продовольственной помощью; объем внутренней продовольственной помощи; уровень достижения рациональных норм потребления. В составе предлагаемых индикаторов - участие местных товаропроизводителей и поставки по прямым договорам.
Набор индикаторов для анализа и оценки эффективности проектов включает: объем поставок продукции местных производителей, переработчиков сельскохозяйственной продукции для внутренней продовольственной помощи (тыс. т); удельный вес реализации пищевой продукции для внутренней продовольственной помощи через соответствующую инфраструктуру, %; прирост выручки объектов производственной и товаропроводящей инфраструктуры от поставок в систему внутренней продовольственной помощи, %
Подведены итоги реализации Концепции на конец первого квартала 2014 г. В регионах, где реализуются «пилотные» проекты, приняты программы: «Совершенствование социального питания, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия» на 2011-2015 г.; «Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции АПК Омской области, на 2013-2016 гг.»; «Развитие товаропроводящей инфраструктуры социального питания и продовольственной помощи в Саратовской области» на 2013-2015 г.
В Омской области в плане реализации принятой программы ведутся проектные разработки строительства крупного производственно-логистического центра. Центр будет закупать продукцию у местных сельхозтоваропроизводителей, осуществлять его переработку и поставку в виде полуфабрикатов высокой степени готовности в бюджетные учреждения социальной сферы, а также реализовывать населению под маркой «Омский продукт» через розничные торговые сети. Предусматривается использовать карты Сбербанка России для оплаты пищевой продукции в розничной сети «Холидей». Создается отдельная структура, консолидирующая средства как областного, так и федерального бюджетов. Ресурсы будут направляться, наряду с другими проектами кластерного развития, на формирование системы социального питания и оказания внутренней продовольственной помощи по направлениям здравоохранения, социального развития и образования, а также для оказания господдержки перерабатывающим предприятиям [4].
Реализация проектов по созданию и развитию системы социального питания за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и Федерального бюджета связана со строительством производственной и товаропроводящей инфраструктуры. Инфраструктура обеспечения нужд города включает предприятия:
- индустриальный комбинат питания, производящий по специальным технологиям готовые блюда и полуфабрикаты с пролонгированными сроками годности;
- производственно-логистический центр, использующий для компоновки рационов полуфабрикаты, произведенные как собственными силами, так и на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности региона.
Понятный и прозрачный госзаказ на значительные объемы сельхозпродукции определенного качества стимулирует сельхозпроизводителей на внедрение инновационных подходов к сельскому хозяйству, расширение производства, выращивание новых для данного региона сельхоз культур, наращивание поголовья мясного и молочного скота.
Меры по согласованию интересов и эффективному использованию потенциала торговых сетей и местных предпринимателей предполагается «встроить» в систему рыночной инфраструктуры агропищевого кластера региона. Что касается потенциала торговых сетей, есть зарубежная практика, которая демонстрирует меры своеобразней профилактики негативных проявлений деятельности международных сетей как со стороны конкурентов, так и со стороны государства. Одним из таких способов, например, в Швеции был процесс объединения представителей национальной торговли и промышленности, что в определенной степени помогло защитить интересы собственных предприятий и обеспечить стабильность рынка. В США известны случаи ограничений для международных торговых сетей в виде предельного размера торговых площадей. В Лос-Анджелесе (США), например, городские власти в связи с обеспокоенностью за судьбу местных супермаркетов и предприятий торговли после выхода на рынок розничных гигантов Wall-Mart, Kmart and Costco и строительством ими крупных торговых предприятий приняли решение ограничить предельный размер торговых площадей для продажи продуктов питания. Так, в торговых центрах с общей торговой площадью более 15000 м3 для продажи продуктов питания не разрешается отводить более 7,5% от общей торговой площади. Это один из примеров, когда власти стран, городов пытаются законодательно защитить предприятия, работающие и уплачивающие налоги в местные бюджеты [5].
Заключение
При необходимости обеспечения продовольственной безопасности страны в условиях санкций в сфере поставок продовольствия, вхождении России в ВТО приоритет имеет создание и развитие институтов инфраструктуры социального питания. Координирующая структура в департаментах городской экономической политики администрации мегаполиса позволит ослабить противоречия экономических интересов торговых сетей, переработчиков сырья и сельских товаропроизводителей региона. Это можно достигнуть при заключении соглашений в процессе использования мощностей товаропроводящей инфраструктуры торговых сетей и имеющихся в регионах мощностей оптовой и розничной торговли.
Предлагается на региональном уровне заключать соглашения между заинтересованными ведомствами, производителями местной продукции и крупными сетевыми магазинам. В форме укрупненных согласованных нормативов фиксировать в договорах объемы и качество продукции. В товарообороте сетевых структур предусматривать обязательство принять у товаропроизводителей долю от объема оборота данной группы товаров. Предусматривать «полочное» пространство для выгодного размещения продукции местных товаропроизводителей, устраняя противоречия экономических интересов сетевых торговых систем и сельских товаропроизводителей. Необходимо отработать технологию использования инструментов для оплаты пищевой продукции социального питания в розничной сети. Создание индустриально-логистических центров обеспечит возможность закупки продукции у местных сельхозтоваропроизводителей, осуществления переработки и поставки в виде полуфабрикатов высокой степени готовности в бюджетные учреждения социальной сферы, для общественного питания на предприятия, в учебные заведения.
Список литературы
1. Проект Концепции мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины»
ВТО / [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/23333.htm (дата обращения: 20.09.2014).
2. Портер Майкл, Э. Конкуренция / М.Э. Портер ; пер. с англ. - М. : Вильямс, 2005. - 608 с.
3. Протокол выездного совещания рабочей группы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, г. Рузаевка, Республика Мордовия от 30 апреля 2013 г. № НФ-21/141 (Рабочий документ МСХ РФ).
4. Анализ региональных программ развития внутренней продовольственной помощи субъектов Российской Федерации - участников «пилотных» проектов [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/28771.285.htm (дата обращения: 20.09.2014).
5. Анализ положения крупных торговых сетей на розничном рынке продовольствия Санкт-Петербурга и практики их взаимодействия с предприятиями-поставщиками продовольствия // [Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/210/86214.php (дата обращения: 20.09.2014).
SUMMARY
V.F. Stukach, N.P. Starovojtova
Infrastructure domestic food help: problems and solutions
This article discusses a new direction associated with the need to build the infrastructure of domestic food aid. Offers a solution for reducing the restrictions on the amount of state support under the terms of the WTO AIC Proposed forms of cooperation and collaboration between the agricultural - cal producers, retail chains, food processors as part of agri-food cluster.
Keyword: Social infrastructure supply, domestic food aid, cooperation, participants of the food market, network trade, region.