ватно сочетать личностные потребности и требования коллектива, соотносить собственные ценности и функции в организации. Интеллектуальное развитие не может осуществляться в отрыве от развития нравственного сознания (представлений о долге, личной ответственности).
Этическое образование во внеучебной работе может осуществляться посредством следующих механизмов:
1) разработка и внедрение кодекса академической этики для студентов и преподавателей;
2) внедрение различных форм учебной и вне-учебной работы, способствующих формированию профессиональной и прикладной этики (конкурсы, конференции, олимпиады, диспуты, дискуссионные клубы, дебаты и т. д.).
Таким образом можно актуализировать тот огромный ресурс, которым обладает вуз, с целью создания интеллектуально и ценностно насыщенной образовательной среды и формирования инновационного содержания работы со студентами.
Г. П. Старкова
ИНФРАСТРУКТУРА И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА
G. P. Starkova
The infrastructure and mechanisms of functioning of research-and-production sphere in innovative university
The purpose of the article is the analysis of an infrastructure and mechanisms of functioning of research-and-production sphere in innovative university, by the experience of Vladivostok state university of economics and service. The basic aspects of the organization and management of research works are considered. The experience of VVSU is analyzed, and the author makes a conclusion about integration of a science, education and business, and activation the process of technology transfer to real sector of economy.
опросы организации и управления научноисследовательскими работами в России всегда были актуальными для руководства высшего образования, университетов, работников высшей школы. Еще более актуальной проблема управления научной деятельностью в университетах стала в связи с развитием в них инновационной деятельности. В этом случае система управления должна управлять не одной, первой, фазой инновационного процесса — фазой концептуального решения проблемы на основе результатов фундаментальных и поисковых науч© Старкова Г. П., 2008
ных исследований, полученных патентов, а полным инновационным циклом: от идеи до создания готового продукта, его тиражирования и передачи на рынок. Успех научной и инновационной деятельности зависит от взаимодействия трех компонентов — науки, производства и рынка. Для налаживания такого взаимодействия в современных условиях необходимо отталкиваться как от производства, так и от науки. Целесообразно специально выделить те научные направления и научные подразделения университета, результат деятельности которых может быть ори-
ентирован на активно работающие региональные предприятия. Только в этом случае можно надеяться на формирование устойчивых функциональных и экономических связей между научными подразделениями университета и региональной экономикой.
К сожалению, состояние экономики депрессивного Дальневосточного региона сегодня не позволяет сделать вывод о процветании наукоемкого бизнеса и о развитии науки в целом. В отличие от инновационно-технологических центров России Дальний Восток не может похвастаться эффективными формами взаимодействия образования, науки, власти и бизнеса. Отсутствуют сложившиеся кластеры в сфере биомедицинских технологий, 1Т-технологий, силовой электроники, строительных технологий, приборостроения и т. д. Подготовка кадров многих направлений не ведется с учетом прогноза их развития. Темпы развития науки, высоких технологий, интенсивность информационных потоков в настоящее время настолько велики, что нередко профессорско-преподавательский состав, работая по устаревшим методикам, на слабой лабораторно-учебной базе, не может эффективно обеспечить образовательный процесс. Кроме того, в связи с несовершенной законодательной базой в вузовской среде слаба мотивация к коммерциализации научных знаний, слабо развито осознание важности соответствия научных разработок требованиям рынка, потребителей.
Однако даже в этих условиях Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) становится одним из примеров активизации в университетской среде процессов интеграции науки, образования и бизнеса. Преобразования в организации научно-исследовательской деятельности университета начались в период, когда в результате изменения ведомственной принадлежности Дальневосточный технологический институт (прежнее название ВГУЭС) оказался в чрезвычайно сложном экономическом положении, и остро стоял вопрос о самом существовании вуза. Проводить масштабные научные исследования вузу было не под силу ни в финансовом, ни в кадровом, ни в техническом отношениях. Существующий уровень научной деятельности также не удовлетворял руководство университета по всем параметрам, включая выбор направлений для исследований, построение отвечающей современным требованиям структуры научно-исследовательского сектора, определение системы показателей и критериев эффективности НИР, поиск источников финан-
сирования и т. д. В связи с этим были поставлены задачи, способствующие развитию инфраструктуры и механизмов функционирования научно-производственной сферы университета. Среди них:
— переориентация научных исследований в университете, а именно направление их на развитие вуза, дальнейшая переориентация научноисследовательской деятельности кафедр на выполнение преимущественно внешних заказов, формирование постоянных и временных научно-исследовательских коллективов, занимающихся проблемами реального сектора экономики;
— реформирование системы планирования научно-исследовательской деятельности ППС;
— преобразование структуры финансирования научно-исследовательской деятельности;
— повышение остепененности сотрудников и преподавателей университета;
— развитие инфраструктурных компонентов научно-исследовательской деятельности;
— активное привлечение молодежи к научно-исследовательской деятельности.
Следует подробнее остановиться на предпосылках и результатах реализации поставленных задач. Так, например, в целях направления научных исследований на развитие вуза в середине 90-х гг. руководством университета совместно с членами ученого совета был проведен тщательный анализ их возможностей и перспектив. Итоги исследования во многом были неутешительны: вуз не готов давать научный продукт, который был бы востребован экономикой. В этой ситуации руководство университета приняло решение направить научную деятельность на развитие самого вуза. Если мы не можем найти внешнего заказчика для научных исследований, то пусть этим заказчиком станет университет. В этот период российские вузы столкнулись с принципиально новыми для себя условиями деятельности и осознали необходимость поиска адекватных путей развития. Почему бы не задействовать ученых для решения этой важной для вуза задачи? В результате было решено сконцентрировать основные материально-технические, финансовые и кадровые ресурсы на создании современной эффективной системы управления вузом, опирающейся на передовые, апробированные на практике, научно обоснованные методы.
В дальнейшем практика показала, что данное решение было верным. Во-первых, университет достаточно быстро начал ощущать отдачу от проводимых исследований в виде снижения
затрат и повышения качества всех процессов. Это позволило создать отвечающую требованиям времени и оперативно изменяемую в соответствии с рыночной динамикой организационную структуру, оптимизировать учебный процесс, широко внедрить информационные технологии во все сферы жизнедеятельности университета. Во-вторых, был получен приоритет в одном из ведущих в России научных направлений — управлении учебным заведением, поскольку данная сфера представляла собой практически не исследованную область. Университет заявил о себе как об учебном заведении, на практике использующем результаты научных исследований для реформирования собственной деятельности. Созданный научный задел позволил нам в дальнейшем успешно участвовать в научных проектах, связанных с совершенствованием вузовского управления.
В 2003/04 уч. г. на кафедрах ВГУЭС были сформированы научные коллективы преподавателей для выполнения работ, заказчиком которых являлись подразделения вуза: ректорат, учебное управление, службы административно-управленческого аппарата и т. д. Так, например, кафедра информатики, инженерной и компьютерной графики разработала информационную систему «Кафедра», которая позволяет автоматизировать деятельность преподавателей при работе с различного вида документами. Этой же кафедрой разработана методика и программное обеспечение по составлению учебных планов ГОС ВПО в системе зачетных единиц. Кафедры дизайна и ландшафтного дизайна не первый год ведут работу по экспериментально-проектной разработке интерьеров и ландшафтной организации территории ВГУЭС и его филиалов. Кафедра сервиса и эксплуатации автомобилей в 2007 г. начала заниматься проблемами энергосбережения объектов ВГУЭС и автотранспортных предприятий Приморья. Для этих целей создано студенческое конструкторское бюро и лаборатория «Энергетика и энергосбережение».
Кафедры института менеджмента, бизнеса и экономики нацелены на решение экономических, управленческих и организационных проблем развития профессионального образования в регионе, развитие новых технологий в образовании. Например, на кафедре математики и моделирования в рамках тематики «Инновационные проекты в исследовании и управлении поведением потребителей образовательных услуг вуза» была проведена работа по сбору анкетных данных, разработаны алгоритмы их анализа с использо-
ванием специализированных программных средств. Исследуются экономические аспекты доступности высшего образования, ведутся работы по разработке финансовой стратегии государственного вуза в условиях организационных изменений, исследуются особенности управления персоналом вуза предпринимательского типа.
Много внимания уделяется международному сотрудничеству в образовании и перспективе расширения экспорта образовательных услуг, поскольку в университете с каждым годом увеличивается число студентов из КНР и других стран. Проведено маркетинговое исследование рынка образовательных услуг КНР для развития экспортной деятельности российских университетов.
Одним из приоритетных направлений научной деятельности в университете стали исследования в сфере развития профессионального образования. Для решения этих задач в структуре департамента науки было создано специальное подразделение — научно-исследовательский институт развития профессионального образования (НИИРПО). В его состав вошли отделы модернизации профессионального образования, развития дистанционных технологий обучения, экономического анализа и стратегического планирования, центр менеджмента качества, центр международных исследований. В научных лабораториях НИИРПО выполняются исследования по региональным проблемам развития профессионального образования в современных условиях, интеграции профессионального образования России в мировую образовательную систему, эффективности использования в профессиональном образовании современных технологий обучения, разрабатываются научно-методические основы педагогики профессионального образования. НИИРПО является мозговым центром реализуемой в университете программы перехода на прогрессивные методы управления в рамках концепции стратегического планирования.
Результатом этой деятельности является привлечение внешнего финансирования за счет побед в конкурсах научных программ и получения грантов на проведение исследований. Планируется распространить эти исследования на выполнение заказов других предприятий, например, на внедрение новых методов управления путем оказания консалтинговых услуг. Есть первые результаты востребованности созданных научных продуктов. Например, создана образовательная программа по системе стратегического планирования (ССП), поступают заявки на обу-
чение менеджеров или на оказание консалтинговых услуг по разработке эффективной модели управления с использованием ССП для внедрения на конкретном предприятии. Создается клиентская база предприятий реального сектора экономики. Именно в результате такой работы происходит обновление и развитие научных направлений.
Научная работа в университете ведется и в рамках других долгосрочных фундаментальных проектов: в области рационального природопользования, индустрии наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационных систем, технологии передачи, обработки и защиты информации и др. Таким образом, за последние годы в вузе сформировался целый ряд научных школ, ведущих фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру направлений.
Следует отметить, что, несмотря на формирование в университете ведущих научных коллективов, способных на равных конкурировать со своими коллегами из других вузов и научных организаций России, ситуацию пока нельзя считать соответствующей задачам, стоящим перед научно-исследовательским сектором. В частности, даже при беглом взгляде на приведенный выше список бросается в глаза, что в структуре научных школ и направлений удельный вес кафедр значительно уступает показателю управленческих подразделений. Частично это объясняется тем обстоятельством, что основные финансовые и кадровые ресурсы вуза были задействованы в области управленческих исследований и разработок. Главная же из причин, на наш взгляд, заключается в том, что у преподавателей пока отсутствует мотивация к регулярному участию в конкурсных программах грантообразующих организаций и фондов. Сегодня преподавателю проще заработать, привлекая как можно больше «платных» студентов. Большинство ППС не видят в научных исследованиях возможности источников повышения своей заработной платы. Сможет ли преподаватель заработать на НИР, во многом зависит от того, как будет планироваться и оцениваться его научно-исследовательская деятельность. Для этого, безусловно, потребуются принципиальные изменения в подходах к планированию научно-исследовательской работы преподавателей.
Из вышесказанного вполне логично вытекает обоснование следующей задачи: реформирование системы планирования научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава университета. Традиционно
планирование НИР в университете представляет собой планирование так называемой «второй половины дня» преподавателя, составляющей госбюджетную часть научных исследований. В настоящее время учебная, предопределенная (подготовка к занятиям), и учебно-методическая работа составляют в индивидуальных планах не менее 80 % годового фонда рабочего времени преподавателей, а планирование и выполнение научно-исследовательской работы зачастую осуществляется по остаточному принципу с единственной целью — сформировать свой план работы в соответствии с показателями, утвержденными руководством университета. В такой ситуации сложно рассчитывать на повышение результативности научно-исследовательской деятельности, а в особенности на рост отдачи от наиболее квалифицированных преподавателей — кандидатов и докторов наук.
С точки зрения реорганизации учебно-научной деятельности ППС представляется целесообразным в рамках кафедр произвести разделение преподавателей на тех, кто занят преимущественно учебной и методической работой, и тех, кто концентрируется на научных исследованиях, внеся соответствующие изменения в структуру их индивидуальных планов, а возможно, и объединив занятых в научном блоке преподавателей в кафедральные или межкафедральные лаборатории.
Естественно, что не все преподаватели (не только в России, но и во всем мире) имеют склонность и желание вести научно-исследовательскую деятельность. Возможно, что научная деятельность не должна быть обязательной и для определенных вузов, например, тех, что ориентированы исключительно на подготовку по программам бакалавриата. Поточное обучение бакалавров (в отличие от магистерских программ) вполне реально осуществлять с использованием уже разработанных образовательных технологий, не предполагающих параллельное проведение научных исследований.
Более сложным с точки зрения реализации представляется другой подход, в рамках которого необходимо снизить учебную и методическую нагрузку преподавателей, чтобы она занимала в структуре рабочего времени не более 50 %. Это, очевидно, возможно только на основе применения новейших методик организации учебного процесса, способных существенно повысить производительность труда преподавателей.
До сих пор основным критерием при выборе приоритетного направления исследований, в
рамках которого работает кафедральный коллектив, была внутренняя потребность университета в выполнении данной работы. Однако необходимо признать, что подобный подход не обеспечивает ориентацию коллективов на поиск внешнего источника финансирования НИР и, следовательно, не ведет к росту доходной части научного бюджета университета.
С 2002 г. планирование научной деятельности преподавателями кафедр осуществляется не стихийно, а в рамках утвержденных ученым советом приоритетных для университета направлений, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ и инициативных диссертационных исследований. Это, конечно, в определенной степени ограничивает свободу выбора ППС сферы научных интересов, но, с другой стороны, позволяет сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решении наиболее важных для университета задач, дает возможность формировать научные коллективы и школы, которые с течением времени должны перерасти масштабы вуза и добиться признания на федеральном и международном уровнях.
Научная деятельность ППС включает следующие виды научной работы: НИР по приоритетным направлениям; написание монографий и подготовка их к изданию; работа в научно-технических советах (НТС), редколлегиях; подготовка и защита диссертаций; научное редактирование, рецензирование, подготовка отзывов; научный семинар по специальности; участие в выставках.
Активное участие преподавателя во всех видах научной работы позволяет популяризировать результаты его деятельности и регулярно получать многоканальное финансирование. Все вышесказанное относится и к штатным научным сотрудникам, хотя они имеют другую структуру планирования рабочего дня.
При этом наш принципиальный подход заключается в следующем: научная деятельность должна быть выгодна для университета в целом и для конкретного ученого в частности. Руководство университета видит свою роль в том, чтобы стимулировать ППС заниматься наукой в стенах вуза, создавать для этого соответствующие условия. Для начала необходимо научить преподавателей и сотрудников тому, как производить конкурентоспособные на рынке образовательные и научные продукты. Необходимо также создать структуры, продвигающие такие продукты. Университет готов направлять финансирование (и делает это) на оснащение рабочих
мест и оборудование для экономически эффективных научных направлений, как прикладных, так и фундаментальных.
Эффективна ли научная работа подразделений и конкретно каждого сотрудника при финансировании только за счет государственного бюджета? Современная российская действительность дает вполне однозначный ответ на этот вопрос: полноценное развитие научно-исследовательской деятельности без многомерной системы финансирования невозможно. Именно этот факт стал причиной постановки задачи по преобразованию структуры1 финансирования научно-исследовательской деятельности в университете.
В настоящее время существует несколько постоянных источников финансирования научно-исследовательских работ, к которым относятся: различные министерства и федеральные агентства (на федеральном уровне), бюджеты субъектов российской федерации (на региональном и муниципальном уровне), российские грантообразующие фонды (государственные и негосударственные некоммерческие организации по поддержке научной деятельности), зарубежные источники, хозяйствующие субъекты (в том числе большие и малые бизнес-структуры, частные лица, меценаты и спонсоры), собственные средства вуза.
Анализ структуры финансирования научной деятельности в университете показывает, что за последние годы она претерпела существенные изменения в сравнении с показателями предыдущих лет. В частности, можно заметить, что параллельно с увеличением абсолютных значений средств, выделяемых из федерального бюджета, происходит уменьшение доли министерств и федеральных агентств в научном бюджете ВГУЭС. Даже вместе со средствами Федерального агентства по науке и инновациям, впервые 2006 г. выделенными университету в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», доля средств из федерального бюджета составляет лишь около 18 %, в то время как в 2001 г. она превышала 40 %. Это свидетельствует об объективно происходящем процессе диверсификации финансовой базы научных исследований.
На стабильно высоком уровне, выросшем за последние 5 лет, находятся доходы, полученные от зарубежных грантообразующих организаций и фондов. Это обусловлено, с одной стороны, удачно организованной работой по участию студентов, аспирантов и преподавателей в индиви-
дуальных конкурсных программах, а с другой — возросшим авторитетом ВГУЭС среди таких международных фондов, как Фонд Форда, фонд «Евразия», Национальный фонд подготовки кадров и др.
Расширение спектра НИР в рамках фундаментальной науки обусловило появление в структуре финансирования научно-исследовательской деятельности вуза российских грантообразующих фондов, представленных РФФИ и РГНФ, хотя их доля в структуре финансирования в настоящий момент относительно небольшая.
Заметно выросла доля хозяйствующих субъектов в финансировании вузовской науки, что целиком и полностью оправдывает активную деятельность вуза в сфере взаимодействия с бизнес-структурами и коммерциализацию результатов научно-исследовательской деятельности при внедрении практикоориентированного образования в вузе.
Можно также отметить появление в структуре финансирования значительной доли собственных средств вуза, выделяемых на развитие научно-исследовательской деятельности и научной инфраструктуры, что характеризует ВГУЭС как организацию, нацеленную на развитие внутреннего научно-исследовательского потенциала.
Обращает на себя внимание тот факт, что отдельные позиции в научном бюджете университета как в абсолютном, так и в относительном выражении в последние годы значительно ослабли. В частности, за последние 5 лет на выполнение научных исследований не было поступлений из средств краевого и городского бюджетов. С одной стороны, это сигнализирует о недостаточном внимании, уделяемом региональными органами власти развитию научно-образовательной сферы Приморья, а с другой — является следствием недоработок университета в вопросах взаимодействия с законодательными и исполнительными властными структурами Приморья различных уровней.
Тем не менее, даже с учетом этого обстоятельства, темпы роста доходов университета от научно-исследовательской деятельности следует признать весьма впечатляющими. Конечно, ВГУЭС еще не достиг уровня ведущих отечественных вузов, прежде всего естественно-научного и технического профиля, во многих из которых доходы от научно-исследовательской деятельности сопоставимы с доходами от основной образовательной деятельности. Такого уровня развития сложно ожидать от вуза с преимущественной ориентацией на гуманитарные, юри-
дические и экономические науки, но значительный прогресс в вопросах привлечения внешнего финансирования НИР налицо.
Потенциально значительно больший эффект можно ожидать и от выполнения хоздоговорных научно-исследовательских работ по заказам предприятий. Безусловно, нынешнее состояние реального сектора экономики, ориентированного, прежде всего, на сферы добычи и реализации ресурсов и оптово-розничной торговли и слабо заинтересованного во внедрении результатов научных исследований, представляет собой объективно существующее препятствие. Однако даже в этих условиях можно добиться существенно лучших результатов, особенно по тем направлениям научной деятельности, по которым университет зарекомендовал себя региональным лидером: сфере сервиса и услуг, маркетингу, туризму, ресторанно-гостиничному бизнесу и др.
Повы1шение остепененности сотрудников и преподавателей университета выдвинуто в качестве стратегической задачи в силу того, что именно такой стандартный критерий не только в значительной степени повышает качество образования, но и прямым образом влияет на результативность НИР. Во ВГУЭС за последние годы достигнут значительный прогресс по этому интегральному показателю, который устойчиво держится на уровне, превышающем аккредитационные нормативы Федерального агентства по надзору в сфере образования.
Это, несомненно, является следствием грамотной организации научно-исследовательского процесса в вузе и реализуемой в университете в течение ряда лет новой стратегии контрактных отношений руководства вуза с исследователями. Суть этой стратегии заключается в том, что университет заключает с сотрудником договор, в соответствии с которым берет на себя значительную долю финансовых затрат, требующихся для завершения диссертационного исследования (фактически это внутренний заказ на выполнение НИР), а преподаватель обязуется выполнить работу в срок, представить ее в совет, а после защиты работать в течение времени действия контракта в университете. Практика показала, что подобный подход выгоден обеим сторонам: преподаватель получает необходимые ему средства, а вуз развивает востребованные направления исследований и повышает качественный уровень ППС.
В 2005 г. была объявлена программа поддержки молодых ученых ВГУЭС. Под реализацию программы выделено 15 млн. руб. Этой про-
граммой предусматривается материальная поддержка преподавателей университета, работающих над докторскими диссертациями.
Осуществление мероприятий по развитию инфраструктурные компонентов научно-исследовательской деятельности привело к возникновению в университете передовой научной и инновационной инфраструктуры, претендующей на достижение конкурентных преимуществ перед другими вузами.
В настоящее время научная и инновационная деятельность в университете организационно сосредоточена в департаменте науки, основными структурными элементами которого являются управление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (УНИОКР) и научно-исследовательский институт развития профессионального образования (НИИРПО). Деятельность подразделений ориентирована не только на научно-педагогический персонал вуза, но и на взаимодействие с региональными, федеральными и международными фондами, на привлечение ученых университета к участию в конкурсных программах и последующее сопровождение реализуемых ими проектов.
Выбрав инновационный путь развития, университет в 2001 г. создал один из первых структурных элементов, обеспечивающих наращивание инновационного потенциала, — инновационно-технологический центр (ИТЦ) «Уссури». Основными задачами ИТЦ являются: развитие малого инновационного предпринимательства в университете; создание на базе коммерциализации наукоемких разработок различных производств; содействие проникновению духа и идей предпринимательства в академическую среду. По результатам конкурсов фонда содействия малым предприятиям в научно-технической сфере по программе «Старт», проведенным в 2006-2007 гг., три проекта ученых ВГУЭС вошли в число победителей, и в настоящее время в рамках созданных малых предприятий продолжается работа по совершенствованию продукции и подготовке к выходу с нею на рынок.
Продолжением инновационно-инфраструктурной деятельности в университете стала целевая программа развития предпринимательских инициатив студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, в рамках которой ряд помещений общей площадью свыше 400 кв. м был подготовлен (ремонт, оснащение оргтехникой и средствами связи) для размещения малых инновационных предприятий. В настоящее время программа активно реализуется,
и в ее рамках уже функционируют информационное агентство «Прима-Медиа», Итальянский культурно-деловой центр, центр социальной помощи «Помоги советом», центр консалтинговых услуг ВГУЭС, юридическая клиника института права ВГУЭС, лаборатория праздничных услуг, производственно-коммерческая фирма «Химические композиции в эксплуатации двигателей внутреннего сгорания», научно-производственная фирма «Кожмодель», испытательная лаборатория «Дальтекс», научно-производственная фирма «Энергосберегающие оконные конструкции» и др.
Помимо этого в рамках федеральной научно-технической программы «Развитие научного потенциала высшей школы на 2006-2008 гг.» во ВГУЭС создан международный научно-образовательный комплекс в области информатики и электроники, а в рамках программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 20022006 гг.» — совместный научно-образовательный центр в области сервиса с участием ВГУЭС, Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН и ассоциации молодых дизайнеров «Чердак forever». Обе эти организации развиваются в структуре научно-образовательных центров и являются сравнительно новой формой научно-образовательной деятельности, уже зарекомендовавшей себя как необходимый элемент университетской научно-образовательной среды. С одной стороны, благодаря участию в научной деятельности студентов и аспирантов обеспечивается повышение качества образовательных программ вуза, с другой — формируются условия для сокращения расстояния между перспективной наукоемкой разработкой и востребованным рыночным продуктом. Аналогичные задачи будет решать и созданный в рамках конкурсной программы Федерального агентства по образованию и Министерства экономического развития и торговли бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников ВГУЭС.
Еще одной задачей современного инновационного университета является активное привлечение молодежи к научно-исследовательской деятельности. В этой связи в университете разработана программа «Молодой специалист ВГУЭС», которая включает в себя следующие логические блоки и направления:
Блок 1. Реализация непрерывного цикла воспроизводства кадров по принципу цепочки: ода-ренны1е школьники — перспективные студенты1 — элитны1е вытускники магистратуры1 — аспиран-ты1 — докторанты1. В рамках данного блока пре-
дусматривается развитие системы непрерывного образования во ВГУЭС; развитие инфраструктуры школьного творчества на базе структурных подразделений ВГУЭС — краевой школы-интерната для одаренных детей, Восточной гимназии, Академического колледжа и др.; создание условий для привлечения талантливой молодежи в сферу науки и технологий на основе развития университетской научно-инновационной инфраструктуры.
Блок 2. Формирование условий для повышения престижа труда ученого и педагога. В рамках данного блока предусматривается анализ и прогнозирование кадрового обеспечения научнообразовательной деятельности вуза; совершенствование нормативно-правовой базы университета для обеспечения высокого статуса и социальных гарантий научно-педагогического персонала.
Блок 3. Закрепление научныа и научно-педагогических кадров в сфере науки и образования. В рамках данного блока предусматривается формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров в области инновационного предпринимательства и обеспечение условий для их ротации в научной, образовательной и инновационной сферах.
Блок 4. Привлечение на контрактной основе иностранные специалистов для создания ресурсные центров. В рамках данного блока предусматривается создание в университете благоприятных материально-технических и социальнобытовых условий для работы зарубежных ученых; содействие созданию иностранными специалистами научно-производственных групп во ВГУЭС.
Стратегия ВГУЭС в выборе приоритетов научно-исследовательской деятельности строится
на трезвой и многосторонней оценке своих возможностей и имеющихся ресурсов. В тот сложный для российской высшей школы период, когда вузы пытались выжить в новых экономических условиях, а их научный продукт не находил никакого применения, ВГУЭС использовал свой научный потенциал для собственного развития и создания самой передовой системы управления. В результате заказчиком важных для развития высшей школы исследований стал не только сам университет, но и внешняя среда. В настоящее время актуализируется процесс создания внутренней конкурентной научной среды, для чего необходимо организовать эффективное использование передовой инновационной инфраструктуры университета, перейти к рейтинговой оценке результативности работы подразделений и преподавателей, сформировать университетский фонд поддержки НИР. Важным компонентом такой инновационной среды станут новые организационные структуры, уже созданные или создаваемые в университете.
Литература
1. Управление современным университетом: Колл. монография / Под общ. ред. проф. Г. И. Лазарева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. 324 с.
2. Теплова Т. В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компаний: практика российских предприятий. М.: Вершина, 2007. 272с.
3. Сапожникова Г. А., Ананич М. И. Интеграция образования, науки, бизнеса и власти в системе подготовки высококвалифицированных специалистов // Философия образования. 2007. № 1. С. 5-7.
4. Морозова О. Ф. Молодежная политика в условиях Болонской конвенции: управленческие аспекты / / Философия образования. 2006. № 1. С. 247-253.
5. Управленческие инновации в вузе: Колл. монография / Под общ. ред. проф. Г. И. Лазарева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. 300 с.