Научная статья на тему 'Инновационные подходы к управлению научно-исследовательской деятельностью университета в условиях новой государственной политики'

Инновационные подходы к управлению научно-исследовательской деятельностью университета в условиях новой государственной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КУРСОВОЕ И ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / UNIVERSITY SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROCESS / SCIENTIFIC RESEARCHMANAGEMENT / EFFECTIVENESS AND GREAT DEMAND FOR SCIENTIFIC RESEARCH / PUBLICATION ACTIVITY / COURSE WORK AND DIPLOMA DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев Геннадий Иннокентьевич, Терентьева Татьяна Валерьевна

В статье рассматриваются проблемы организации и управления научно-исследовательской деятельностью российских университетов в свете нового порядка государственного финансирования вузовской науки. На основе анализа научно-исследовательской деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса предложены новые подходы к реализации управленческой стратегии в этой области. В ее основе лежит синхронизация научного и образовательного процессов, ориентация на обеспечение их востребованности и полезности для вуза и внешней среды. Авторы предлагают пути преобразования академической работы в практикои научно-ориентированную, в том числе с помощью широкого вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательскую работу в рамках изучаемых дисциплин и профилей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO UNIVERSITY SCIENTIFIC RESEARCH MANAGEMENT IN NEW TERMS OF A STATE POLICY

This article deals with the problems of organization and management of scientific researchactivities of Russian Universities from thestandpoint ofa new order of state financing of university science. Innovative approaches were suggested to the management strategy implementation in thisarea based on scientific research analysis of Vladivostok State University of Economics and Service. This strategy is based on scientific and educational processes synchronization, their orientation on ensuring great demand and effectiveness for the University and environment. The authors suggest ways of academic work transformation into practice and research oriented work including wide involvement of students and teachers in research work within the framework of learning disciplines and profiles.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к управлению научно-исследовательской деятельностью университета в условиях новой государственной политики»

10

Высшее образование в России • № 10, 2014

(that will take place in Yerevan, Armenia in 2015) which is carried out within the framework of the proj ect “Expert and analytical support of the inclusion of the Russian higher education system into European Higher Education Area with due consideration of the European practice of integration of education and labor market and of the network form of educational programs” of the Federal Target Program for the Development of Education in 2011-2015.

The article presents an information about methodological and information analysis network Centre established at the Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University for the development of mechanisms of implementation and dissemination of the best practices of higher education institutions, for organizing training events, consultations and dissemination of the experience on various issues of the inclusion of the Russian higher education system into European Higher Education Area.

Keywords: Bologna process, European Higher Education Area (EHEA), problems of the inclusion into EHEA, consultative, methodological and information analysis network Centre

References

1. Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education Area. March 12, 2010. Available

at: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Budapest-Vienna_Declaration.pdf

2. Karavaeva E.V., Teleshova I.G., Uliyanova M.E., Echenike V.J. (2013) [Applicability of the

methodological principles of European education at Russian universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], No. 1, pp. 3-13 (in Russ., abstract in Eng.)

3. Demchuk Artur, Dyukarev Ivan, Karavaeva Evgeniya, Beneitone Pablo, Gonzalez Julia and Wagenaar

Robert (eds) (2013) Na puti k sopostavimostiprogramm vysshego obrazovaniya. Informatsionnyi obzor [Towards Comparability of Higher Education Programmes. Information Review]. Bilbao, Deusto University Press, 172 p. Available at: http:// www.deusto-publicaciones.es/ index.php/ main/ libro/1023/ es

Authors:

GUSLYAKOVA Elena V. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Leading expert, Association of the Classical Universities of Russia (ACUR), Moscow, Russia, eguslyakova@yandex.ru

DEMCHUK Artur L. - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, arthur@leadnet.ru

TELESHOVA Irina G. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, teleshova@econ.msu.ru

Г.И. ЛАЗАРЕВ, ректор Т.В. ТЕРЕНТЬЕВА, первый проректор

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Инновационные подходы к управлению научноисследовательской деятельностью университета в условиях новой государственной политики

В статье рассматриваются проблемы организации и управления научно-исследовательской деятельностью российских университетов в свете нового порядка государственного финансирования вузовской науки. На основе анализа научно-исследовательской деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса предложены новые подходы к реализации управленческой стратегии в этой области. В ее основе лежит синхронизация научного и образовательного процес-

Практика модернизации образования

11

сов, ориентация на обеспечение их востребованности и полезности для вуза и внешней среды. Авторы предлагают пути преобразования академической работы в практико-и научно-ориентированную, в том числе - с помощью широкого вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательскую работу в рамках изучаемых дисциплин и профилей обучения.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность вуза, образовательный процесс, управление научными исследованиями, результативность и востребованность научных исследований, публикационная активность, курсовое и дипломное проектирование

Министерство образования и науки ставит задачи увеличить вклад вузовской науки в фундаментальные исследования мирового уровня, повысить качество научных исследований, проводимых в вузах, усилить патентную и публикационную активность научно-педагогических работников. Соответственно, пересмотру подлежат и управленческие стратегии вузов в области научно-исследовательской деятельности (НИД). В данной статье представлен анализ ситуации с научно-исследовательской деятельностью во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса и взгляд на новые подходы к управлению НИД в региональном вузе.

Главной причиной низких результатов вузовской науки является сегодня дисба-

ланс между планами и обязательствами (формулируемыми Минобрнауки в виде показателей) и имеющимися у университетов ресурсами. Недостаток финансовых и других ресурсов на развитие профессиональной науки закономерно приводит к отсутствию научного задела. Что касается другого направления научной деятельности - заказов от бизнеса, то здесь сказывается отсутствие временного ресурса у профессорско-преподавательского состава.

Мы сделали расчет среднегодовой нагрузки на одну ставку профессорско-преподавательского состава ВГУЭС по учебной и учебно-методической работе (табл. 1).

Обратим внимание, что в приведенном расчете не учтена потребность преподавателей в повышении квалификации и необ-

Таблица 1

Расчет среднегодовой нагрузки на одну ставку ППС

Вид работы | Количество часов | Норма времени

Учебная работа

Объем учебной нагрузки 840

Подготовка к лекционным, практическим, лабораторным и др. видам занятий 88 0,5 часа (лекция) и 0,25 часа (другие виды занятий) на один академический час занятия вне зависимости от степени новизны курса

Учебно-методическая работа

Обновление УМКД, рабочих программ, презентационных учебных курсов 410 Из расчета ежегодного обновления 20% дисциплин УМКД (5 п.л.), презентационного материала и всех рабочих программ

Получение грифа УМО 83 Из расчета: одно учебное пособие в год (10 п.л.)

Разработка комплекта нормативно-методической документации, тестовых материалов 22 Из расчета ежегодного обновления тестов по 20% дисциплин УМКД

Создание контента для обучения в электронной образовательной среде 153

Итого: учебная и учебно-методическая работа - 1596 часов

12

Высшее образование в России • № 10, 2014

ходимость выполнения ими организационной работы. Т аким образом, учебная и методическая деятельность ППС полностью перекрывает общее годовое количество рабочего времени преподавателя (1560 час.). На резкое увеличение учебно-методической нагрузки при сохранении прежнего объема учебной нагрузки в последнее время обращают внимание многие наши коллеги, справедливо ставя вопрос о пересмотре нормативов профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высшей школы [1]. При существующих трудозатратах у преподавателя, как правило, нет возможностей для генерирования серьезных научных результатов.

Как следствие, итоги НИД в настоящее время в большинстве своем представляют собой академические отчеты, не имеющие практического значения. К сожалению, данностью сегодняшней системы образования являются курсовые работы, компилирующие (или просто копирующие) то, что размещено в Интернете, академические дипломные и диссертационные работы, не приносящие практической пользы ни студенту, ни аспиранту, ни научному руководителю, ни обществу в целом.

Очевидно, что всю структуру, содержание и результаты деятельности ППС необходимо пересматривать. У университетов есть два пути такой реорганизации: развитие профессиональной науки и/ или перестройка традиционной академической деятельности.

Для большинства ППС проведение исследований является факультативной, а не систематической (профессиональной) деятельностью, что существенно ограничивает возможность их участия в серьезных проектах и получения соответствующих финансов. Результат - отсутствие научных школ, научных заделов.

Действующий с 2014 г. новый порядок формирования госзадания Минобрнауки России направлен на повышение профессионализации вузовской науки. Если прежней стратегией государства было равномер-

ное распределение бюджетных средств на НИР и НИОКР между вузами, которые самостоятельно определяли тематику научно-исследовательских работ, то новая политика руководства высшей школы предполагает отказ от финансирования по принципу «всем сестрам по серьгам» и переход к фокусной поддержке наиболее успешных и высокорезультативных научных работников и научныхколлективов на основе государственного задания [2].

Таким образом, сегодня государство направляет ресурсы на поддержку профессиональной науки, генерирующей серьезные научные результаты. При этом акцент делается на естественные и фундаментальные науки, определяющие приоритетные направления модернизации и технологического развития экономики России. В такой ситуации, с учетом все более сужающегося на федеральном уровне поля социально-гуманитарных и экономических направлений исследований (а на них выделяется всего 3% средств), получение финансирования по этим программам станет достаточно сложным. Противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми государством к университетам в области образовательной, научной и других видов деятельности, и их возможностью эффективно работать по этим направлениям, усугубляется, и это относится не только к вузам гуманитарной направленности.

К серьезному анализу и пересмотру управленческих стратегий в области НИД наш университет приступил два года назад [3]. Была поставлена цель переориентировать учебную и научную работу на достижение стратегических целей, сформулированных обществом. Учебный и научный процессы должны быть в высшей степени полезными для всех участников: студентов, преподавателей, вуза, общества. Университету следует не только генерировать научные знания, но и вооружать ими студентов для будущей эффективной профессиональной деятельности. Результаты работы ППС должны быть востребованы внешней

Практика модернизации образования

13

средой при обязательном привлечении к исследовательской деятельности студентов и работать на достижение стратегических и тактических целей университета.

Сегодня коллектив университета успешно решает задачу превращения академической работы в практико- и научно-ориентированную. Переход на научно- и практикоориентированный учебный процесс предполагает интеграцию результатов научной деятельности в учебный процесс, широкое вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в рамках читаемых дисциплин и профилей обучения. Для стимулирования научной деятельности преподавателей мы сокращаем объем их учебной нагрузки за счет оптимизации учебных планов, перевода части дисциплин в режим электронного обучения на основе создания учебно-методического комплекса в современной электронной оболочке, освобождения ППС от ведения документооборота по обслуживанию учебного процесса. Уже неактуальный сегодня формат традиционных лекционных занятий должен быть изменен: преподава-теля-лектора, «дающего » знания, сменяет исследователь, практик, координатор, способный увязать теоретический материал с текущей научной работой студентов и реализовать научный проект. Чтобы сократить долю времени и финансовых затрат на создание якобы оригинальных и уникальных учебно-методических комплексов, мы предлагаем использовать уже имеющиеся типовые методические разработки. Таким образом, мы переструктурируем рабочее время преподавателя, освобождая его для научной деятельности в рамках самого учебного процесса.

Требования к реализации практико- и научно-ориентированного обучения являются обязательными для выполнения всеми научно-педагогическими работниками университета и отражены в показателях и индикаторах оценки их деятельности, в том числе в требованиях к прохождению по конкурсу на должности, а также в показателях премирования.

Каждый преподаватель нашего университета может сосредоточиться на трех основных направлениях деятельности (на выбор или всех вместе):

1) научные исследования, выполняемые совместно со студентами в рамках науко-ориентированного обучения. В качестве результата такой деятельности должны выступать опубликованные статьи, монографии, работы по грантам;

2) модернизация образовательных программ и учебно-методического обеспечения, разработка и внедрение новых образовательных технологий при непосредственном выполнении студентами учебных задач в рамках различных дисциплин и при реализации междисциплинарных проектов. Результатом такой деятельности должны быть инновационные образовательные продукты (основные или дополнительные программы);

3) реализация в рамках практико-ориентированного обучения различных проектов, в том числе - в ходе учебной и производственной практики, внеучебной и самостоятельной работы, курсового и дипломного проектирования, работы в бизнес-инкубаторе. Поскольку речь в данном случае идет о выполнении конкретных заказов, полученных от бизнес-среды, результатом будут считаться средства, полученные от выполнения таких проектов. Никакие акты внедрения при этом не принимаются.

С 2014 г. во ВГУЭС действует новый порядок проведения и оценки курсового и дипломного проектирования студентов. Результатами курсового и дипломного проектирования считаются:

v публикации, подготовленные совместно с научными руководителями в рамках тематики инициативной НИР, заявленной по кафедре (курсовые) или в рамках приоритетных направлений научных исследований ВГУЭС (ВКР), в журналах с импакт-фактором не ниже 0,2 (то есть отчетным материалом является научная публикация);

v работы, выполненные по заказам предприятий. Отчетным материалом явля-

14

Высшее образование в России • № 10, 2014

ется хоздоговор на выполнение НИР, акт сдачи-приемки работы, отчет в формате ВКР;

v работы, выполненные по заказам внутренних подразделений университета. Отчетным материалом является хоздоговор с внутренними подразделениями на выполнение НИР, акт сдачи-приемки работы, отчет в формате ВКР.

Когда курсовая или дипломная работа выполняется по заказу предприятия, техническое задание для этого исследования формулирует руководитель предприятия, который заключает с университетом хоздоговор и после ее выполнения оплачивает работу вузу. Отметим, что за пять месяцев 2014 г. ВГУЭС получил за такие работы более 7 млн. руб. Выгоды и польза для обеих сторон налицо.

Содержание курсовых и дипломных работ, выполняемых по заказам внутренних подразделений ВГУЭС, аналогично. В этом случае вуз выступает как предприятие, дающее заказ на исследования с целью решения определенных проблем, связанных с университетским менеджментом (например, управление системой разветвленного кампуса, решение маркетинговых задач и др.). Причем это делается не в теоретическом аспекте (в форме научных рекомендаций), а в виде конкретных проектов, реализованных совместно с соответствующими административными подразделениями. Например, студенты кафедры сервиса транспортных средств выполняют работу, связанную с решением транспортных проблем на территории кампуса; дизайнеры -организуют внутреннее и внешнее пространство кампуса; студенты-маркетологи - занимаются разработкой и воплощением маркетинговой тактики и стратегии вуза и т.д. Под руководством преподавателей и при непосредственном участии подразделения вуза должны обеспечиваться запланированные результаты [4]. За первое полугодие 2014 г. от подразделений получено 111 заявок на выполнение подобных работ. Например, по заказу управления эко-

номики и планирования ВГУЭС выполнена выпускная квалификационная работа, в которой разработана методика расчета себестоимости печатного листа типографии ВГУЭС и даны рекомендации по оптимальному выбору печатной машины и вида бумаги.

Обратим внимание, что в случае выполнения курсового или дипломного проектирования на основе оригинального задания (от бизнес-среды или в рамках научного проекта) мы сможем избавиться от массового списывания (копирования из Интернета) курсовых и дипломных работ.

Таким образом, для оценки научной деятельности ППС используются два основных показателя: публикации и денежные средства, привлеченные за счет участия в конкурсах по госпрограммам, грантам, получения заказов от бизнес-сектора. Сегодня достижение удовлетворительных результатов по этим критериям сталкивается с серьезными проблемами объективного характера, носящими системный характер.

Публикационная активность стала важнейшим индикатором результативности научных исследований. Этот показатель давно применяется и в академической, и в вузовской науке, но сейчас его содержательное наполнение изменилось. Если раньше показателями научной активности НПР являлись публикации в изданиях, входящих в перечень рецензируемых журналов ВАК или включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), то сейчас главным индикатором стало количество публикаций и цитирований в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus.

Использование в качестве индикатора публикационной активности базы данных Web of Science и Scopus является оправданным, хотя и жестким требованием. В то же время ученые нашего университета (очевидно, и других тоже) публиковались преимущественно в журналах из перечня ВАК и РИНЦ, считая их серьезными научными изданиями, не ставя при этом це-

Практика модернизации образования

15

лью попасть в международные базы данных. При этом по некоторым позициям, например по индексу цитирования, информация в РИНЦ может появиться только существенное время (около года) спустя после публикации статьи. Таким образом, необходим некоторый переходный период, позволяющий ученым адаптироваться к новым критериям, определяющим качество публикаций.

Для увеличения доходов от НИОКР университет формирует на уровне институтов уникальное торговое предложение по приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности и «привязывает » к нему курсовые и дипломные проекты студентов. Нам предстоит существенно развить связи с региональной бизнес-средой для получения заказов на проведение НИОКР, в том числе - с помощью университетской службы маркетинга. В качестве примера такого сотрудничества можно привести государственный контракт на проведение научно-исследовательской работы «Актуализация Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года», заключенный с правительством этого региона по результатам конкурса. У ВГУЭС уже накоплен опыт разработки проектов по заказу камчатских предприятий. В рамках этой научной работы в процессе подготовки к защите находятся две диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, имеется 12 публикаций в высокорейтинговых журналах, семь бакалаврских ВКР и две магистерские диссертационные работы. Общий объем финансирования НИР составляет 4 млн. руб. Очевидно, что работа в этом направлении может и в дальнейшем стать сферой практического применения исследований социально-экономической тематики. Мы намерены всячески поддерживать активность ППС по привлечению финансирования научных, инновационных, практико-ориентированных работ и проектов из внешних источников, поскольку именно в этой нише сосредоточены новые драйверы развития

университетских исследований, которые нужно задействовать.

Для повышения качества результатов НИР мы создаем профессиональные научные коллективы по приоритетным направлениям научной деятельности университета, переходим на грантовую поддержку профессиональных научных коллективов за счет средств государственного задания. Программа предусматривает выстраивание кооперационных связей с другими организациями сектора исследования и разработок. В рамках формирования инфраструктуры научно-исследовательской деятельности заключаются партнерские соглашения с вузами и институтами РАН для реализации совместных научных проектов, а также создаются интегрированные научно-образовательные центры совместно с институтами РАН и другими университетами.

Одной из причин недостаточного охвата студентов научной работой является дефицит научно-педагогических кадров, имеющих реальную научную квалификацию и способных в качестве руководителей проектов организовывать и проводить научные исследования со студентами. Подавляющее большинство преподавателей не знают реальный бизнес, его потребности и, как следствие, не могут предложить востребованный внешней средой научный продукт. По сути, они учат студентов не тому, что необходимо работодателям, а тому, что знают сами. Достижение высоких научных результатов невозможно без концентрации в вузе критической массы НПР, способных коммерциализировать свои научные результаты.

Признавая важность и необходимость этого фактора, нельзя в то же время не отметить, что средний возраст университет-скихпреподавателей составляет 40-45 лет, и большинство из них, проработав в сфере образования много лет, оказываются не готовыми к новым требованиям. В результате показатели Минобрнауки по объему привлеченных денежных средств за счет выполнения НИОКР пока остаются труднодостижимыми.

16

Высшее образование в России • № 10, 2014

Чтобы стимулировать научную активность ППС, руководство ВГУЭС направляет все финансовые средства от выполнения НИР (после налоговых отчислений) на увеличение оплаты труда преподавателей. Сегодня средняя заработная плата НПР в нашем вузе составляет 57 тыс. руб., и на эти расходы приходится примерно половина бюджета ВГУЭС. Всего же каждый преподаватель «стоит » университету примерно 1 млн. руб. в год. При такой финансовой поддержке руководство вуза считает вполне справедливым установление норматива выполнения НИР не менее чем на 10 процентов от этой суммы. Это значит, что каждый преподаватель должен реализовать результаты своей научной деятельности (при участии студентов) в объеме 100 тыс. руб. в год, иначе возникает справедливый вопрос о целесообразности содержания в штате преподавателя и ученого, который не в состоянии заработать собственными исследованиями такую, весьма скромную, сумму.

Самая большая в регионе проблема -кадровая, она напрямую касается и университетов. Большая часть талантливой научной молодежи выезжает в Центральный, Северо-Западный, Сибирский федеральные округа, и обусловлено это именно тем, что пройти траекторию «бакалавр - магистр - аспирант - кандидат наук» в этих округах существенно проще. Если в Сибирском федеральном округе в 2013 г. было подготовлено около 2000 кандидатов наук, в Уральском - 1000, то в Дальневосточном -только 230. Примерно такое же соотношение мы наблюдаем по защитам докторских диссертаций: Сибирский федеральный округ - 284, Уральский - 89, Дальневосточный- 29. Оптимизация сети диссертационных советов привела к приостановлению и закрытию большого количества диссертационных советов на территории ДФО и, как следствие, к дисбалансу между потребностью преподавателей в повышении квалификации и их возможностью нести финансовые расходы на подготовку и защиту дис-

сертаций. В среднем бюджет защиты одной кандидатской диссертации составляет порядка 200 тыс. руб. с учетом переездов, проживания, оплаты стажировки. Конечно, самому аспиранту всю эту сумму «поднять» тяжело, поэтому часть финансовых затрат ВГУЭС традиционно берет на себя (в среднем эта сумма составляет 3 млн. руб. в год). Проведенная Минобрнауки оптимизация сети диссертационных советов за счет их сокращения, безусловно, стала серьезным деактиватором повышения квалификации кадров в университетах Дальнего Востока и в итоге - качества ППС. В ближайшее время это негативно скажется на общем уровне региональных вузов.

Важной мерой для закрепления в вузе молодых ученых является ограничение количества читаемых дисциплин из расчета не более трех дисциплин на одну ставку ассистента. Мы также намерены мотивировать научных руководителей аспирантов через включение соответствующих показателей в рейтинг ППС университета, а также задействуя премиальный фонд руководителей. В рамках направления «Развитие научного потенциала молодежи (студентов, магистрантов, аспирантов)» предусмотрены и такие меры, как создание в институтах студенческих научныхобъединений по приоритетным направлениям научной деятельности университета под руководством ведущих ученых, привязка курсовых и дипломных проектов студентов к приоритетным направлениям научной деятельности университета; фонд для развития научной мобильности студентов, показавших высокие результаты в научно-исследовательской деятельности.

Планируется разработка программ «Доктор наук», «Кандидат наук», направленных на стимулирование подготовки и защит диссертационных работ, а также намечен комплекс мер по привлечению остепененных кадров в штат учебных и научных подразделений университета. Чтобы повысить публикационную активность штатного НПР, предусмотрено денежное

Практика модернизации образования

17

вознаграждение за публикации в журналах, индексируемых в Web of Science, Scopus, а также в журналах ВАК с импакт-фактором РИНЦ не ниже 0,500.

Масштаб и уровень развития вузовской науки определяются как состоянием и деятельностью самих университетов, так и менеджментом системы высшего образования в целом. Для многих российских вузов главная проблема в реализации научной и образовательной деятельности состоит в несбалансированности задач, стоящих перед ними, и имеющихся у них ресурсов. Вузам, ставящим перед собой амбициозные планы достижения конкурентоспособного уровня научных исследований, предстоит не только сформировать новые стратегии управления научно-исследовательской деятельностью, но и существенно пересмотреть ее содержание. Перестройка научноисследовательской деятельности ВГУЭС предполагает трансформацию учебного процесса и его интеграцию с НИД. Научное направление должно быть неотъемлемой частью научно- и практико-ориентированного образовательного процесса вуза, с вовлечением в НИД преподавателей, аспи-

рантов, студентов. Главным критерием в планировании и оценке результатов исследований должна стать их востребованность со стороны как государства, так и бизнессообщества.

Литература

1. Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Реформа

высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. 2013. №11. С. 22-30.

2. Положение о формировании государ-

ственного задания образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, в сфере научной деятельности. URL: http:// dusp.ru/ dFiles/ p-25-12-2013.pdf

3. Терентьева Т.В., Шавлюгин А.И. Развитие научных исследований в региональном вузе: результаты и перспективы (на примере ВГУЭС) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №4. С. 87-92.

4. Лазарев Г.И. Предпринимательский уни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

верситет: инновационный образовательный менеджмент // Педагогика. 2013. №8. С. 82-89.

Авторы:

ЛАЗАРЕВ Г еннадий Иннокентьевич - д-р экон. наук, профессор, ректор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, gennadiy.lazarev@vvsu.ru

ТЕРЕНТЬЕВА Татьяна Валерьевна - д-р экон. наук, доцент, первый проректор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, tatyana.terenteva@vvsu.ru

LAZAREV G.I, TERENT’EVA T.V. INNOVATIVE APPROACHES TO UNIVERSITY SCIENTIFIC RESEARCH MANAGEMENT IN NEW TERMS OF A STATE POLICY

Abstract. This article deals with the problems of organization and management of scientific research activities of Russian Universities from the standpoint of a new order of state financing of university science. Innovative approaches were suggested to the management strategy implementation in this area based on scientific research analysis of Vladivostok State University of Economics and Service. This strategy is based on scientific and educational processes synchronization, their orientation on ensuring great demand and effectiveness for the University and environment. The authors suggest ways of academic work transformation into practice and research oriented work including wide involvement of students and teachers in research work within the framework of learning disciplines and profiles.

Keywords: university scientific research activities, educational process, scientific research

18

Высшее образование в России • № 10, 2014

management, effectiveness and great demand for scientific research, publication activity, course work and diploma design

References

1. Seryakova S.B., Krasinskaya L.F. (2013) [Reorganization of higher education through the eyes of

lecturers: study results]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 11, pp. 2230. (in Russ., abstract in Eng.)

2. Provision on the formation of the state task for educational institutions of higher education within

jurisdiction of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the field of scientific activity. Available at: http://dusp.ru/dFiles/p-25-12-2013.pdf. (in Russ.)

3. Terent’eva T.V., Shavlyugin A.I. (2012) [Development of research activity in a regional university:

results and prospects (by the example of VSUES)]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. No. 4, pp. 87-92. (in Russ., abstract in Eng.)

4. Lazarev G.I. (2013) [Entrepreneurial University: Innovative Educational Management]. Pedagogika

[Pedagogics] No. 8, pp. 82-89. (in Russ., abstract in Eng.)

Authors:

LAZAREV Gennadiy I. - Dr. Sci. (Economics), Prof., Rector, Vladivostok University of Economics and Service, Vladivostok, Russia, gennadiy.lazarev@vvsu.ru

TERENT’EVA Tat’yana V. - Dr. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Vice-rector, Vladivostok University of Economics and Service, Vladivostok, Russia, tatyana.terenteva@vvsu.ru

В.Н. НИКОЛЕНКО, проректор, профессор

А.И. ВяЛкОВ, академик РАН, профессор

СА. МАРТЫНЧИК, д-р медицинских наук

ЕА. ГЛУХОВА, канд. медицинских наук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с методологией оценки публикационной активности, и способы стимулирования публикационной активности в крупном медицинском вузе. Исследовано развитие нормативной базы в связи со структурной модернизацией госсектора науки. Рассматривается комплексный подход к оценке эффективности, основанный на экспертной оценке значимости научных исследований и библиометрическом анализе. Представлена структура и функциональное назначение показателей публикационной активности. Приводится перечень критериев результативности деятельности медицинского вуза в рамках «дорожной карты ». Определены методические подходы к повышению публикационной активности и ее стимулированию на уровне автора и организации. Выявлены ключевые факторы успеха в проведении организационно-административных мероприятий по повышению публикационной активности и рейтинга вуза, намечены перспективы использования новых информационно-коммуникационных технологий и аналитических инструментов для компьютерной поддержки научных исследований и научных коммуникаций.

Подходы к оценке эффективности и способы стимулирования публикационной активности в крупном медицинском вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.