28 (211) - 2011
ЭКОНОМИКА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
УДК 330.322
ИНФРАСТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА*
А. И. ЛАРИОНОВ, аспирант кафедры информационных систем E-mail: skauskas@mail. ru Орловский государственный технический университет
В статье рассматривается проблема создания и развития инфраструктуры экологически ориентированного инвестиционного рынка, необходимого для надежного взаимодействия производственных предприятий и источников инвестиций в целях внедрения комплексных региональных программ обращения с отходами производства и потребления.
Ключевые слова: инфраструктура, инвестиционный рынок, отходы производства и потребления, комплексная программа.
Кризисное состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления (ОПиП) обусловлено прежде всего отсутствием необходимого финансирования на всех стадиях обращения с ОПиП, что привело к остаточному принципу финансирования отрасли. Одним из решающих условий повышения эффективности бизнеса является функционирование гибкой и мощной инвестиционной инфраструктуры, занимающейся обслуживанием денежных потоков в данном виде деятельности. Очевидно, что первоочередными условиями успешного ведения данного бизнеса являются доступность и качество кредитных услуг.
Для успешного развития экономики необходимо, чтобы инвестиционная инфраструктура была устойчивой и эффективной [3]. В последние годы в России наблюдается рост объемов инвестиций,
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» при Орловском государственном техническом университете.
значительная доля которых приходится на реальный сектор экономики. Так, например, на развитие экономики и социальной сферы организациями всех форм собственности в 2009 г. было использовано 7 930,3 млрд руб. инвестиций в основной капитал, или 83,8 % от уровня 2008 г. В Орловской области было использовано 19,9 млрд руб. инвестиций (75,6 % от уровня 2008 г.), что составило 1,1 % от Центрального федерального округа и 0,3 % от России. Вместе с тем приходится констатировать, что инвестиционная инфраструктура в России далека от совершенства, о чем свидетельствует несоответствие имеющихся и реально получаемых и используемых сегодня объемов инвестиций [4]. Наблюдается достаточно неоднородное распределение общих объемов инвестиций между отраслями экономики. По статистическим данным в 2009 г. на долю инвестиций на все природоохранные мероприятия было потрачено всего около 1 % от общего объема инвестиций (см. таблицу).
Более того, прослеживается тенденция резкого снижения инвестирования данной отрасли экономики. Так, например, в 2009 г. на природоохранное строительство организациями всех форм собственности было использовано 81,9 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что на 25,7 % ниже уровня 2008 г. Доля инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в общем объеме инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статис-
44
региональная экономика: теория и практика
Структура инвестиций в основной капитал Российской Федерации в 2009 г.
Отрасль экономики Доля инвестиций, %
Транспорт и связь 26,8
Операции с недвижимым имуществом, аренда, строительство, гостиницы и рестораны 19
Обрабатывающие производства 14,5
Добыча полезных ископаемых 14
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,5
Образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг, государственное управление 7,6
Оптовая и розничная торговля, ремонт, финансовая деятельность 4,5
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство 4,1
Природоохранные мероприятия 1
тическими методами) в 2009 г. составила 1,03 % (в 2000 г. - 2,1 %, в 2005 г. - 2,0 %, в 2008 г. - 1,5 %). Понятно, что не лучшим образом обстоит вопрос финансирования сферы обращения с отходами.
Неравномерное региональное развитие РФ придает особое значение такой инвестиционной деятельности в регионах, которая была бы в органическом единстве с общегосударственными социально-экономическими приоритетами. Разумеется , что от региона к региону такая деятельность не может быть строго идентичной. Ее разнообразие по направленности, приоритетам и масштабам инвестиций предопределяется наличием обширного числа различных, а иногда и диаметрально противоположных природно-географических, социально-экономических и других факторов, присущих тем или иным регионам.
Проблемы управления ОПиП возникают из-за отсутствия стратегий обращения с отходами, учитывающих весь комплекс составляющих этого процесса. В рамках разрабатываемой стратегии предполагается, что населенный пункт, район или город выбирают подходы к решению проблемы ОПиП в зависимости от своих специфических местных условий и ресурсов.
Комплексное управление ОПиП предполагает, что в дополнение к традиционному способу захоронения неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и компостирование. Только комбинация определенного количества взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология, пусть даже самая современная, может способствовать эффективному решению проблемы ОПиП.
Для каждого конкретного населенного пункта необходим выбор определенной комбинации подходов, учитывающий местный опыт и местные ресурсы. План мероприятий по комплексному управлению отходами основывается на изучении
потоков отходов, оценке имеющихся вариантов и включает осуществление отдельных «экспериментальных» проектов.
Опыт развитых стран показывает, что для реализации экологически ориентированной реконструкции региональной экономики при одновременном повышении ее экономической эффективности и конкурентоспособности необходимо разработать эффективную городскую экологически ориентированную инвестиционную политику.
Необходим новый подход к разработке и реализации эколого-экономических программ. Последние должны быть заранее рассчитаны на всевозможные источники финансирования. Обратимся к статистике. Основным источником финансирования инвестиций на охрану окружающей среды являлись собственные средства организаций. В 2009 г. их доля составила 75,5 % против 75,9 — в 2005г. и 68,0 — в 2008 г. На долю инвестиций, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, в 2009 г. приходилось 23,2 % и она уменьшилась по сравнению с 2008 г. на 6,1 п. п. При этом доля средств федерального бюджета увеличилась на 2,6 п. п., а доля средств субъектов Федерации и местных бюджетов уменьшилась на 8,7 п. п. Доля средств экологических фондов остается незначительной и составляет лишь 0,1 % в объеме инвестиций на охрану окружающей среды и имеет тенденцию к уменьшению.
Очевидно, что не исключая возможности получения государственных федеральных и региональных ресурсов, экологические программы должны быть рассчитаны в первую очередь на отечественный и мировой рынки капитала, на целевые нерыночные российские и мировые источники, на международные и межгосударственные программы.
При разработке и представлении этих программ должны быть применены современные финансово-инвестиционные технологии, эколо-
РЕгиомьнАя экономика: теория и практика
45
го-экономические подходы. Инвестиционный рынок является неотъемлемой частью внутреннего и мирового рынков и неразрывно связан с другими видами рынков. С помощью инвестиций реализуются обращающиеся на технологическом рынке изобретения, новейшие технологии, научные и проектно-конструкторские разработки [1, 5].
Инвестиционный рынок является объектом государственного регулирования в большей мере, чем рынок товаров и услуг. Это обусловлено как сложностью, многозвенностью и высокой риско-востью инвестиционного бизнеса, длительностью инвестиционного цикла, так и тем, что инвестиции имеют определяющее значение для поддержания и повышения конкурентоспособности и эффективности экономики в целом.
Государственное регулирование инвестиционного рынка осуществляется в следующих формах:
— законодательное регулирование инвестиционной деятельности, формирование привлекательного для инвесторов инвестиционного климата;
— определение инвестиционной стратегии, выбор и поддержка стратегических приоритетов, формирование инвестиционных программ;
— налоговые льготы и иные формы поддержки отдельных видов инвестиционно-инновационной деятельности, например, малых предприятий, инновационных проектов;
— условия инвестирования при проведении приватизационных торгов и конкурсов;
— прямое бюджетное финансирование некоторых инвестиционных проектов социального, экологического, оборонного характера, а также освоение базисных инноваций;
— содействие развитию инвестиционной инфраструктуры и подготовка кадров менеджеров инвестиционных проектов;
— защита интересов отечественных инвесторов на внешнем рынке.
Инвестиционная инфраструктура дает возможность более равномерно распределять риски, связанные с осуществлением инвестиционного процесса. Это распределение происходит между участниками инвестиций по стадиям осуществления инвестиционных проектов, между институциональными инвесторами, а также между государством и институциональными инвесторами. Развитие элементов инвестиционной инфраструктуры открывает более широкие возможности для привлечения иностран-
ных инвестиций и уменьшение рисков, связанных с предоставлением кредитов иностранных инвесторов и государств [2].
Понятно, что без создания инфраструктуры регионального экологически ориентированного инвестиционного рынка нет оснований надеяться на необходимое инвестирование сферы обращения с отходами (см. рисунок). Конкретной мерой, обеспечивающей надежное взаимодействие производственных предприятий и источников инвестиций, может стать создание профессиональных экологических финансово-инвестиционных (финансово-промышленных) компаний или корпораций, практически организующих взаимодействие производственного и финансового секторов экономики.
Такие компании должны выполнять полный спектр профессиональных операций по продвижению инвестиционных проектов на финансовый рынок и по финансово-инвестиционному сопровождению проектов на стадии их реализации.
Для этого они должны иметь:
— агентские соглашения с крупнейшими инвестиционными институтами (учредительство или договоры);
— агентские соглашения по развитию с производственным сектором (учредительство, владение пакетами акций или договоры);
— агентские поручения от мэрии, что позволит им представлять проекты в государственные и межгосударственные программы, претендовать на административные гарантии, пользоваться официальным информационным обслуживанием.
Участие города в этих компаниях обеспечит взаимозависимость инвестиционных компаний и производственных предприятий и облегчит вклю-
Производственный институт Структура регионального экологического инвестиционного рынка
46
региональная экономика: теория и практика
чение предприятий в инвестиционный процесс. Законодательство на городском уровне должно способствовать созданию городской системы в области обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), позволяющей этой отрасли совершенствоваться и развиваться. Наличие множества факторов, влияющих на проблему ТБО, предполагает ее решение на основе принципов комплексного управления.
Принципы комплексного управления отходами.
1. Морфологический состав ТБО содержит различные фракции, к которым должны применяться различные методы утилизации.
2. Комбинация технологий и мероприятий, включая сокращение количества отходов, вторичную переработку и компостирование, захоронение на полигонах, должна использоваться для утилизации тех или иных специфических компонентов ТБО. Все технологии и мероприятия должны разрабатываться в комплексе, дополняя друг друга.
3. Городская система утилизации ТБО должна разрабатываться с учетом конкретных местных проблем и базироваться на местных ресурсах. Местный опыт в утилизации ТБО должен постепенно приобретаться посредством разработки и осуществления небольших программ.
4. Комплексный подход к переработке отходов должен базироваться на долговременном стратегическом планировании, обеспечивать гибкость, необходимую для того, чтобы быть способным адаптироваться к будущим изменениям в составе и количестве ТБО и доступности технологий утилизации. Мониторинг и оценка результатов мероприятий должны непрерывно сопровождать разработку и осуществление программ утилизации ТБО.
5. Участие городских властей, а также всех групп населения, т. е. тех, кто собственно «производит» отходы? — необходимый элемент любой программы по решению проблемы ТБО.
Комплексное управление ТБО предполагает, что неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и непосредственно утилизация «хвостов» с использованием технологии газификации твердых топлив в сверхадиабатическом режиме нагрева.
Только комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология, пусть даже самая современная, может способствовать эффективному решению проблемы ТБО.
Учитывая спрос на инвестиции, желательно создавать региональные и отраслевые финансово-инвестиционные компании и организовывать их
совместную деятельность на договорной основе или на основе перекрестного владения акциями. Следует иметь в виду, что городские руководители должны быть готовы принимать обоснованные и подходящие для конкретной ситуации решения по передаче части или всего комплекса работ по сбору и утилизации отходов в руки частных предприятий, а общественные экологические организации должны будут выработать свою позицию по отношению к этому явлению.
Городская экологически ориентированная инвестиционная политика должна строиться в контексте общей инвестиционной политики города в качестве ее экологического раздела. Термин «экологический» в эколого-экономическом контексте понимается широко и включает в себя природо-, энерго-, ресурсо- и средопользование. Общая инвестиционная политика распадается тогда на три равные фундаментальные направления: экономическая эффективность, социальная ориентация и экологическая ориентация. Учитывая полное отсутствие национального опыта разработки экологически ориентированной инвестиционной политики, необходимо начинать эту работу с малых шагов, без каких-либо потрясений и в то же время в практически эффективных формах, которые должны активизировать инвестиционный климат региона.
Непременным условием роста инвестиционной активности должен стать реализованный комплекс мер по согласованию ценовых, кредитно-денежных и бюджетно-налоговых регуляторов с натурально-вещественной и технологической структурой производства.
Список литературы
1. Иванова Е. В. Инвестиционная инфраструктура // Российский экономический журнал. 2003. № 12. С. 109—114.
2. Косов Н. С. Повышение действенности государственного регулирования инвестиционной сферы. Тамбов: изд-во ТГТУ. 2007. 124 с.
3. О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года: заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 05.04.2005 № 983п // Вестник Банка России. № 19. 2005.
4. Салимов Л. Н. Инвестиционные механизмы: сущность, компоненты и классификация // Вестник ТИСБИ. 2008. № 3.
5. Суворов И. Инвестиционная инфраструктура — необходимая среда для реализации инвестиционных программ и формирования организованного рынка // Финансовый бизнес. № 4. 2005.
РБгионАльнАя экономика: теория и практика
47